Развитие речевой деятельности у детей дошкольного возраста посредством музыкально - дидактических игр, пособий.
материал на тему

Макарова Марина Анатольевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc54.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         Развитие речевой деятельности детей дошкольного возраста посредством  музыкально –   дидактических игр, пособий. Дефекты речи.

     Речь занимает важное место в развитии ребёнка, так как является средством общения, выражения мыслей. В настоящее время возросло число детей с нарушением речевого развития.

     Врожденная патология у детей встречается не так часто. Запаздывание речи бывает в основном по трем причинам: заболевания ушей и носоглотки, а также тяжелые длительные заболевания, которые приводят к физическому истощению ребенка; во-вторых, задержку в развитии речи вызывают и различные органические поражения центральной нервной системы, которые часто сопровождаются общей умственной отсталостью; и наконец, недостатки воспитания, когда ребенок растет «запущенным», не получает должного внимания, когда с ним не занимаются. Если раньше бабушки и дедушки, мамы и папы пели детишкам колыбельные перед сном, рассказывали сказки, читали книжки или показывали диафильмы, то сейчас все за них делает телевидение и прочая домашняя аудио- и видеотехника. Ребенок большую часть времени предоставлен самому себе, он испытывает недостаток в речевом общении.

     Одно из решений этой проблемы, я вижу в музыкальной деятельности. Давайте рассмотрим, как посредством музыкально – дидактических игр можно развивать речь ребёнка, а также предупредить, устранить недостатки звукопроизношения. Ведь через игру любая информация воспринимается эффективнее и качественнее. Учитывая особенности детей, я систематизировала музыкальный материал и определила следующие направления:

1.Искажение речевого дыхания.

2.Дефекты речи (неправильное произношение звуков–з,с,р,ш,щ и т.д.)

3.Заикание.

4.Застенчивость детей.

5.Неясная речь (шепелявость, картавость)

6.Скудный словарный запас слов.

1.Искажение речевого дыхания.

Как известно органы дыхания играют ведущую роль в пропевании, разговорной речи, поэтому необходимо закаливание, укрепление мышц носоглотки. Для профилактики и коррекции дыхания провожу  дыхательные упражнения.

                                                    1 Упражнение «Вырасти хочу»

Вырасти хочу скорей, добро делать для людей.

И.п. – основная стойка.

1.Поднять руки вверх, потянуться на носки (вдох)

2.Опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох) Произнести «У-у-х»

                                                        2Упражнение «Часики»

Часики вперёд идут, за собою нас ведут.

И.п – основная стойка.

1.Взмах руками вперёд – тик (вдох)

2.Взмах руками назад – так (выдох)

                                                        3Упражнение «Поворот»

Вправо, влево повернёмся и друг другу улыбнёмся.

И.п. – основная стойка.

1.На поворот вправо – вдох

2.На поворот влево – выдох

 ( Упражнения по системе Г.Емельянова, А.Стрельниковой, М.Лазорева, Б.Толкачёва)

2.Дефекты речи (неправильное произношение звуков – з,с,р,ш,щ и т.д.)

Всё чаще детей встречаются с дефектами речи, т.е. с неправильным произношением звуков.

Для их устранения на  занятиях использую  музыкально-дидактические игры, попевки, для распевания отдельных звуков.

                                               Музыкально – дидактическая игра «В лесу»

Цель: Определить по тембровой окраске животных.

Ход игры: Педагог показывает картинку с изображением леса и рассказывает: «Дети, посмотрите, какой красивый лес, здесь берёзки, ёлки, ягоды. Пришла Таня, а за ёлкой кто – то прячется». При прослушивании  мелодий, дети вместе с Таней отгадывают животных, поют о них попевки, изображают мимикой, движениями, педагог меняет картинки.

Игровой материал: Таблица – «Лес», картинки зайца, медведя, лисички т.д,  кукла –Таня.

Музыкальный репертуар: «Зайка» обр. Лобачёва, «Медведь» М. Саркова, «Зайчики и лисички» Г.Фонаровского.

                                                                                 Лиса

Са-са-са – это хитрая лиса

Су-су-су - и живёт она в лесу

Сы-сы-сы - много дела у лисы

Со-со-со - она крутит колесо.

                                                                         Колыбельная

Ю-ю-ю-ю-ю-ю - колыбельную пою

Ю-ю-ю-ю-ю-ю – колыбельную пою

Баюшки баю деточке пою,

Баюшки баю деточке пою.

                                                                            Курочка

Курочка кудахчет – ко-ко-ко

Слышен её голос далеко

Ко-ко-ко-ко-ко…………………….

                                                                                Коза

За-за-за-за - прибежала к нам коза

Зы-зы-зы-зы ой беда от той козы

Зо-зо-зо-зо и поют козлята зо

Зу-зу-зу-зу надо выручить козу.

3.Заикание

Пение-один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для  заикающихся и  для тех,  кто имеет другие нарушения речи.  Для этого я использую пропевание прибауток, скороговорок, загадок, частушек, применяю музыкально – дидактические игры.

                                                            Прибаутка « Лиса по лесу бежала»

Лиса по лесу бежала, лиса хвостик потеряла,

Ваня в лес пошёл, лисий хвост нашёл.

                                                             Прибаутка «Петя – петушок»

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шёлкова бородушка.

Петя по двору ходил,

Перо Петя уронил.

Скороговорки можно проговаривать, а можно и петь.

  • У ёлки иголки колки.
  • Бу–бу-бу-бу-бу-бу-бу сидит ворон на дубу, он играет во трубу, во серебряную.

                                          Музыкально – дидактическая игра «Имена»

Цель: учить детей изображать ритмический рисунок.

Ход игры: Ребёнок пропевает своё имя громко и чётко, одновременно отхлопывает ритм в ладоши или ударяет в бубен или другой инструмент. То же с картинками и игрушками. Муз.рук. показывает картинку, игрушку, дети пропевают слова.

Игровой материал: Любой шумовой инструмент, картинки, игрушки.

4.Застенчивость детей.

Для активизации детей использую на занятиях музыкально – дидактические игры с проговариванием слов.

                              Музыкально – дидактическая игра «Водят мыши хоровод»

Цель: учить детей держать ровный круг, выполнять движения со словами.

Игровой материал: маски кота, мышек, муз.инструмент - барабан.

Ход игры:

Кот с барабаном стоит в центре круга, «мышки» взявшись за руки водят хоровод со словами:

«В барабан ударил кот, трум – трум-трум.

Водят мыши хоровод, брум-брум-брум.

Стали мыши танцевать тир, ля-ля.

Так что начала дрожать вся земля!

Игра повторяется несколько раз.

                                         Музыкально – дидактическая игра «Почта»

Цель: учить детей держать ровный круг, проговаривать слова, выполнять движения в кругу.

Игровой материал: атрибутика почтальона, колокольчик.

Ход игры:

«Почтальон» стоит в центре круга, звонит колокольчиком.

П-н: Динь-динь-динь.

Дети: Кто там?

П-н: Почта.

Дети: А откуда?

П-н: Из города.

Дети: А что в городе делают?

П-н: Танцуют. (поют, играют на балалайке и т.д.)

По команде «почтальона» дети выполняют разные движения.

5.Неясная речь (шепелявость, картавость)

Для исправления ряда речевых недостатков использую попевки, прибаутки, загадки, скороговорки а также пальчиковые игры и упражнения.

Тренировка тонких движений пальцев, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.

 (Массаж рук, пальцев, пальчики «здороваются» - прикосновение пальчиков)

                                                   

  Пальчиковые игры

  • Как на горке на пригорке, стоят тридцать три Егорки: раз – Егорка, Два – Егорка, Три –Егорка………..
  • Этот пальчик - дедушка, этот пальчик-бабушка, этот пальчик папочка, этот пальчик –мамочка, этот пальчик - я, вот и вся моя семья.

6. Скудный словарный запас слов.

Для обогащения музыкального словарного запаса детей  (звук, нота, тембр, динамика, настроение, темп, характер музыки) и улучшения произносительной стороны, использую прослушивание музыкальных произведений, а также музыкально – дидактические игры.

                                 Музыкально – дидактическая игра « Кто поёт?»

                                         Игра на развитие звуковысотного слуха

Цель: Развивать у детей способность различать звуки (низкие, средние, высокие).

Ход игры: Педагог рассказывает о музыкальной семье, показывает картинку и говорит, что все в этой семье любят музыку, но поют разными голосами. Папа – низким, мама – средним, сын – высоким. Муз.рук. играет на металлофоне низкие, средние, высокие звуки. Дети слушают звуки и поднимают нужную геом. фигуру.

Игровой материал: Прямоугольники разные по величине и по цвету.

                                  Музыкально – дидактическа игра «Музыкальный домик»

                                                Игра на различие тембровой окраски

Цель: Развивать умение различать тембр различных музыкальных инструментов.

Ход игры: Педагог показывает картинку – сказочный домик, в котором живут музыканты. По прослушиванию музыки дети угадывают инструмент.

Игровой материал: сказочный домик, демонстрационный материал с изображением музыкальных инструментов, звучание инструментов.

                                  Музыкально – дидактическая игра «Громко – тихо»

                                                   Игра на различие динамики инструментов

Цель: Определить громкое, тихое звучание музыки.

Ход игры: Дети слушают музыку. Если мелодия звучит громко, то дети громко хлопают в ладоши или показывают красный квадрат. Если тихо – дети хлопают тихо или показывают серый квадрат.

Игровой материал: Два квадрата: красный – громко, серый – тихо.

Грамотно организованная система по развитию речи у детей дошкольного возраста с использованием музыкально – дидактических игр и пособий будет способствовать повышению уровня развития речевой деятельности у детей, формированию музыкальных способностей и музыкальной культуры. Сознательному и прочному усвоению знаний, активизации познавательной деятельности и эмоциональной сферы.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и игрушек

Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и игрушек...

Методическая система работы. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактической игры.

АктуальностьРазвитие у детей основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться разли...

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр.

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр....

Развитие речевой деятельности у детей дошкольного возраста через музыкально-дидактический игры.

Методическая разрабртка предназначена для леьей старшегодошкольного возраста....