Тема самообразования: "Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"
материал (младшая группа)

Борисенкова Елена Николаевна

Тема самообразования: "Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №86 Красносельского района

Санкт–Петербурга

Тема самообразования: Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.

             педагога первой младшей группы №11 «Колокольчики»_

  Борисенковой Елены Николаевны

На 2024 – 2025 учебный год

                                                                                                                                                                     

                                                                                          Санкт-Петербург

2024- 2025 г.

Тема самообразования: Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.

                                                                                            Ребенок, по выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».

                                                                                                                          Важно обогащать эти ощущения и восприятия..

Анализ затруднений, постановка проблемы: Ранний возраст - важнейший период жизни человека для формирования фундаментальных способностей, определяющих  дальнейшее его развитие. Речь играет важную роль в умственном развитии и поведении детей. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни представляет собой не простое количественное накопление словаря, а сложнейший нервно - психический процесс, совершающийся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий взрослых в процессе воспитания. Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т.е. овладение речью у него находится в прямой зависимости от речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома и в детском саду ребенок слышал правильную грамотную речь.

В последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.

Цель самообразования: Уделить особое внимание развитию детской речи по средствам дидактических игр. Формирование устной речи и навыков речевого общения.

Наша задача — помочь детям развивать речь.  Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры.

Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом; им созданы детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову).

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо, как в семье, так и в дошкольных образовательных учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение.

Дидактические игры рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно-ролевым играм: взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидактической игре«Уложим куклу спать» мы учим детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы - аккуратно складывать одежду на стоящий рядом стул, заботливо относиться к кукле, укладывая её спать, петь колыбельную песню. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые нужны для сна. По просьбе воспитателя малыши поочерёдно берут нужные для сна предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы в игровом уголке. Так появляются кровать, стульчик, постельные принадлежности, ночная рубашка или пижама. Таких игр в младших группах проводится несколько: «День рождение куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати». Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно- ролевым играм. Таким образом, можно сделать вывод - формирование дидактической игры у детей раннего возраста происходит постепенно, при этом учитываются правильная организация детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами. В играх с предметами мы используем игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета, по какому – либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

В играх с куклами у детей формируются культурно – гигиенические навыки и нравственные качества, скажем, заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников, старших ребят.

В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, материал, величина, из которого они сделаны. Это позволяет нам упражнять детей в решении определённых дидактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в колхозников, в больницу и др. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети окружают в своих играх. Используя дидактические игры с подобным содержанием, нам удаётся вызвать у детей интерес к самостоятельной игре, подсказать им смысл игры с помощью отобранных игрушек.

Настольно-печатные игры. Настольно-печатные игры-интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре- нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых : две шапочки, одинаковые и по цвету, фасону, или две куклы, внешне ничем не отличающиеся.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

В младших группах игры со словом направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

Независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр и упражнений.

Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определёнными игровыми действиями. Например, на  занятии с игрушками, для детей в возрасте 2 лет, перед нами стояла задача - научить детей не только понимать их, но и произносить, а также пользоваться в соответствующей ситуации по собственной инициативе.На первом занятии мы выделяли слова: собака, кошка, глаза, уши, хвост, большой, маленький; на втором: петушок, курочка, цыплёнок, иди, идёт, пришёл, принёс; на третьем: собака, кошка, козлик, дом, идёт, пришёл, мисочка; на четвёртом: собака, кошка, козлик, мяч, коляска, покатай, нет.

На первом занятии с куклой мы выделяли такие слова: туфли, шапочка, бант, платье, снимай, ложись, спать; на втором: рубашка, штанишки, ботинки, вставай, сядь, надень; на третьем: стол, стул, тарелка, сядь (садись), салфетка, ешь, спасибо: на четвёртом: суп, каша, хлеб; на пятом: чашка, кисель, пей и многое другое.

Обязательным компонентом игры являются и её правила, благодаря которым мы в ходе игры управляли поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

Основная цель правил игры - организовать действия, поведение детей. Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции. Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Таким образом, роль дидактических игр в речевом воспитании, несомненно, они развивают сосредоточенность, обеспечивают лучшее усвоение программного материала.

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добилась положительных результатов в работе по данной теме,

Большое внимание уделяем организации предметно-развивающей среды.

Создаем условия для проведения дидактических игр

В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.

Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка. В играх с дидактическим материалом у детей закрепились знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности (с учётом рекомендаций ФГОСТ); инсценировки с помощью игрушек; рассматривание картинок; знакомство с произведениями художественной литературы.      

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи добились положительных результатов в работе по данной теме, дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.

В разговоре с ними вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаем высказываться. Поддерживаем  у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаем детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.

Дети овладевают видами деятельности: рисованием, лепкой, интенсивно развивается воображение. Продолжается ознакомление с окружающими предметами. В процессе различных видов деятельности (бытовая, трудовая, игровая, художественная) формируется понимание обобщенных названий предметов (одежда, посуда, мебель, транспорт).

Задачи самообразования:

        развитие свободного общения со взрослыми;

        совершенствовать диалогическую форму речи;

        развивать монологическую форму речи;

        учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

        учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;

        составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;

        развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Методы и формы работы:

Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.

Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, хороводные игры.

Предполагаемые итоги реализации

        активизация речевой деятельности младших дошкольников;

        улучшение предметной среды, которая способствует развитию речи у детей;

        повышение профессионального уровня и компетентности педагога;

        установление доверительных отношений между ребенком и педагогом;

        пополнение детской библиотеки книгами и иллюстрациями к русским народным песенкам, потешкам, пестушкам;

        повышение интереса и эмоциональной отзывчивости детей к устному народному творчеству;

        заинтересованность родителей в вопросе развитии речи детей в домашних условиях, повышение желания разучивать с детьми потешки, стихи, сказки, загадки и объяснять им их смысл.

Срок

Повышение теоретического и научно – методического уровня

( изучение литературы по теме,  самообразование с помощью интернет ресурсов,  КПК, …

повышение профессионального мастерства ( ознакомление с передовым опытом через  просмотр  открытых мероприятий. , посещение семинаров по теме…..

Повышение практического опыта (показ и отработка полученных знаний в практической работе с воспитанниками)

Отчетные материалы (Подведение итогов,  оформление результатов.

Сентябрь

1.Изучение методической литературы.

2. Постановка цели и задач по данной теме.

3. Утверждение плана работы на год.

Изучение темы на просторах интернета, занятий по развитию речи

1.Заучивание пальчиковой игры “Замок”

2. Заучивание пальчиковой игры “Капуста”

 Консультация “Особенности и проблемы речевого развития у детей раннего возраста”

Октябрь

Изучение темы: «Развитие речи детей раннего возраста»

Вебинар на тему: «Учим детей играя» Сайт Инфоурок

Магазин фруктов и овощей. Дидактическая игра «Что в лукошке лежит»

Разучивание и проговаривание потешек, и частушек.

Картотеку игр  по развитию речи через дид. игры.

Беседа на тему: «Важная роль речевого развития ребенка»

Ноябрь

 Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. М. Творческий центр, 2001 г.

Видео лекция «Развитие речи  у детей раннего возраста » сайт Инфоурок

Дидактическое упражнение

«Мишка», дыхательное упражнение «Мишки».

Дидактическая игра «Отгадай и назови»

Создать картотеку сюжетно - ролевых игр

Оказание помощи в рисовании иллюстраций к песенкам и потешкам.

декабрь

Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. М.; Мозайка-Синтез, 2000 г.

Просмотр открытых мероприятий по теме “ Развитие речи  у детей раннего возраста ”

Дидактическая игра «Лошадка», пальчиковая игра «Лошадка»

Просмотр мультфильмов  «Трое из

Простоквашино», «Кошкин дом».

Консультация: “Всегда ли правильно, звучит ваша речь, взрослые?”

Январь

Вебинар на тему: «Учим детей играя» Сайт Инфоурок

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Дидактическая упражнение. «В гости к детям на обед»

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Февраль

Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет.

Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996 г.

Изучение темы: «Театрализованные  игры как средство развития речи детей».

Дидактическое упражнение «Мой папа и моя мама», пальчиковая игра «Моя семья»

Дидактическая игра «Подбери что нужно»

Использования потешек в режимных моментах

 

Совместное разучивание родителей с детьми стихотворение, посвящённое к 23 февраля

Март

Колодяжная Т.П., Маркарян И.А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. Методическое пособие. - М.: УЦ Перспектива, 2009.

Проведение занятий по развитию речи: “Занятие с куклой”

Дидактическое упражнение «Узнай по фотографии»

Пальчиковая игра «Моя семья». 

Дидактическая игра «Узнай свою маму»

Прослушивание аудиозаписей сказок, песенок, колыбельных и т.д.

Участие родителей в изготовлении перчаточного театра к пальчиковой игре «Моя семья».

Апрель

Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения

Беседа для педагогов: “Какими играми играет ребенок для развития речи?”

Дидактическая игра «Что мы носим, назови одним словом»

Совместное разучивание родителей с детьми стихотворение, посвящённое к 8 марта

Развлечение “Путешествие по сказкам”

Дидактическая игра «Кто кем был?».

Отгадывание загадок о животных и их детенышах. Сюжетно-ролевые игры «Дочки-матери», «Семья». Рассказ воспитателя «Как животные ухаживают за детенышами» с использованием иллюстраций.

Май

Самоанализ плана самообразования

Жуковская Р.И. Роль картинки в воспитании ребенка дошкольного возраста. Учпедгиз,1954.

Дидактическая игра «Обувь», упражнение «Один, много» 

Д/и «Угадай животное»\

Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку»

Обыгрывание детей знакомой сказки

Изучение темы “Игровая деятельность как развитие речи у  детей раннего возраста.” Помощь родителей в изготовление и приобретение настольно – печатных игр по развитию речи.

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта в группе раннего возраста " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Презентация проект по сенсорному развитию детей.посредством дидактических игр.  (группа  раннего возраста )...

Педагогический проект на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры».

Актуальность проекта: Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) ....

Опыт работы по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обу...

Статья на тему:"Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Речевое развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр...

Презентация на тему: "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Актуальность темыВ ФГОС ДО определены целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте, одними из которых являются: «… ребенок интересуется окружающими предметами и активно ...

Творческий альбом на тему: Сенсорное развитие детей раннего возраста посредствам дидактических игр

Дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения,...

Статья по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр"

Сенсорное управление заключается в различении классификации. Размер, форма, цвет, шероховатость, вкус, запах - всему этому необходимо научить ребенка. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходим...