Опыт работы по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
методическая разработка (младшая группа)

Кравченко Светлана Павловна

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

  Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы по теме:

«Сенсорное развитие

детей раннего возраста

посредством дидактических игр»

Разработчик: воспитатель

                                                 первой квалификационной категории

Кравченко Светлана Павловна

Содержание

Введение.................................................................................................................   3

  1. Теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста .… 5
  1. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста   ………… .. 6
  2. Психолого-педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста …………………………………………………………………………… 8

2. Практическая часть...........................................................................................  11

2.1. Заключение.....................................................................................................  13

Литература...........................................................................................................    14

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Введение.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода, музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание.

Разные ученые по-разному определяют, что такое сенсорное воспитание. Например, по Поддьякову Н.Н. сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных способностей (ощущений, восприятий, представлений). Запорожец А. В. определяет сенсорное воспитание следующим образом: оно направлено на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления. Венгер Л. А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человека.

Таким образом, проанализировав указанные выше определения, можно сказать, что сенсорное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него сенсорных процессов (ощущения, восприятия, наглядных представлений) через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Сенсорное воспитание оказывает большое влияние на развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, вкусе и так далее. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

  Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр».

Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы:

- образовательную деятельность;

- игры – экспериментирования;

- художественное творчество;

- наблюдение;

- дидактические игры.

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников. В начале года я провела диагностику по выявлению у детей различных умений и навыков, т. е. определила уровень подготовленности детей к обучению. Были проверены сенсорные способности малышей. Я выяснила, что лишь небольшая часть из них различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать и различали единицы

Целью моей работы является - формирование сенсорной культуры у детей дошкольного возраста средствами дидактической игры (формирование представлений о цвете, форме, величине предметов, расположении в пространстве, запахе, вкусе, звуках и т. д.)

Задачи:

  • Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  •  Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
  •  Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

  1. Теоретические основы сенсорного развития детей раннего возраста

Сенсорное развитие в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст представляется самым благоприятным для дальнейшего развития органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

В соответствии с ФГОС ДО на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

Сенсорное воспитание (от лат. Senssus – чувство) – является целенаправленным развитием и совершенствованием сенсорых процессов (ощущение, восприятие, представление).

В сенсорное воспитание входит восприятие формы, величины, пространственные отношения между предметами, цвет, а также музыкальный слух, звуковой анализ речи и прочее. Важное значение это приобретает в дошкольном возрасте, т.к. именно в это время происходит интенсивное развитие сенсорных процессов.

Сенсорное развитие является фундаментом общего умственного развития ребенка. Восприятие предметов и явлений в окружающем мире – это только начало познания. Все остальные его формы – запоминание, мышление, воображение – строятся на образах восприятия, представляют собой переработанный результат. Не может быть нормальным умственное развитие без полноценного восприятия. Сенсорное развитие – это важнейшая часть планомерного развития и воспитания детей.

Понятие «сенсорная культура появилось в дошкольной педагогике благодаря выдающемуся педагогу Марии Монтессори, чей гуманизм воспитательной работы привлекает к себе уже 100 лет. Некоторые ее идеи лежат в основе сенсорного воспитания, которое разработал Л.А. Венгер и его ученики. Педагогика Монтессори является удивительно технологичной и продуманной. Она позволяет детям развиваться в собственных темпах, соответствующих их способностям. В ходе самостоятельной работы с автодидактическими материалами в развивающей предметной среде ребенок становится более независимым, самостоятельным, адаптированным и счастливым.

У великого педагога Фридриха Фребеля был принцип «Будем жить ради наших детей», что и сейчас побудительный мотив к поиску и созданию новых путей и методов воспитания ребенка. Система Пестолоцции, книга великого Яна Амоса Коменского «Материнская школа» стали основой создания собственной теории Фребеля, который стремился строить свою теорию на прочных методических основах.

В раннем детстве знакомство со свойствами предмета занимает определяющее место. По словам профессора Н.М. Щелованова, ранний возраст является «золотой порой» сенсорного воспитания. В дошкольной педагогике, на каждом этапе ее развития, проблема занимает одно из основных мест.

В 1919 году известный философ Рудольф Штейнер создал международное культурно-образовательное движение, которое назвали Вольдорфской педагогикой. Развитие идет через подражание. Подходы к человеку, как к единому целому, являются главными педагогическими принципами на каждой стадии Вольдорфской школы, цель которой – контакт с миром, развитие скрытых способностей и свойств.

Значение сенсорного воспитания нашло признание видных отечественных педагогов – Н.П. Сакулиной, Е. И. Тихеевой, Э.Г. Пилюгиной. Главным значением сенсорного воспитания является создание основы для развития мышления путем расширения поля восприятия. Среди ярких и талантливых педагогов, которые создали оригинальную систему дошкольного воспитания стоит отметить Е.И. Тихееву, которая выступала за: «…воспитание подрастающего поколения, которое вбирает в себя положительный опыт различных педагогических систем, учитывая, как уровень развития общества, так и знание о природе детей…». Становятся понятным ее решительные протесты против господства единой педагогической системы. При разработке теории дошкольного воспитания, она смогла творчески воспользоваться классическим наследием. Воспитание маленьких детей должно приходить, соблюдая гармоничную целостность природных способностей. Истоками развития являются внешний мир, предметы, средства, игра, труд, общение.

Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С. Выготским, Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Л.Е. Венгером и др. Авторами ранней системы дидактических игр являются известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, А.П. Усова, В.Н. Аванесова и другие.

  1. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

На всех возрастных этапах дети оказываются наиболее чувствительными к различным воздействиям. Поэтому каждая возрастная ступень благоприятна для последующего нервно-психического развития и всестороннего воспитания ребенка. Чем меньше дети, тем большим значением в их жизни становится чувственный опыт.

В зависимости от возраста малыша, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения.

Для возраста 1,5-2 года:

  • понимание и способность называть 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в размерах (величинах) предметов,
  • способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;
  • умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;
  • способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;
  • иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал).

Для возраста 2-4 года:

  • понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в 3-5 контрастных величинах (размерах);
  • умение собирать цветную пирамидку из 6-8 колец разного размера;
  • способность правильно сформировать целый объект из 4-х частей (разрезанный рисунок, складные кубики);
  • умение четко различать объемные предметы по форме (куб, шар, пирамида и т.д.), и плоские по очертанию (квадрат, треугольник, ромб, круг);
  • умение рисовать в рамках листа короткие и длинные линии разного расположения

В российском словаре по психологии возрастную сензитивность называют присущим определенному возрастному периоду оптимальным сочетанием условий для развития психических свойств и процессов.

Преждевременные или запаздывающие по отношению к периоду возрастной сензитивности обучения могут быть недостаточно эффективными, что неблагоприятно скажется на развитии психики.

Большинство ученых считает, что именно ранний и дошкольный возраст является наиболее благоприятным для усовершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание считается одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Развитие восприятия в различные периоды обладает своими особенностями. В ранние периоды детства восприятие очень несовершенное.

Дети не могут последовательно осмотреть предметы и определить его качества. У ребенка раннего возраста восприятие имеет предметный характер, то есть все свойства (цвет, форма, вкус, величина и пр.) -неотделимы от предметов. Они сливаются с предметом, не раздельно принадлежат ему. При восприятии ему видны не все свойства, а только самые яркие, а иногда и одно свойство, и по нему он выделяет предмет среди других. Например: листья зеленые, апельсин сладкий и оранжевый.

Взаимодействуя с предметами, дети начинают находить их некоторые разнообразные свойства. Это помогает развить его способность по отделению свойства от предмета, находить одинаковые свойства в различных предметах и разные в одном.

Сенсорным развитием в раннем возрасте называют совершенствование ощущения, восприятия, наглядного представления. В этот период времени у ребенка снижается порог ощущения, повышается зрение и точность цветоразличия, развиваются фонематический и звуковысотный слух, существенно растет точность оценивания веса предмета.

Восприятие объекта начинает возникать на предметной деятельности. У ребенка раннего возраста обследование предмета подчинено в основном игровой цели. В дошкольном возрасте игровое манипулирование начинает сменяться обследовательскими действиями с предметом и становится целенаправленным опробованием для выяснения назначения его частей, их подвижности и связей друг с другом.

В ранний период жизни ребенок учится знать все цвета, запоминает их названия. Полученное представление о цветах он использует для выполнения заданий, которые требуют определить цвета разных предметов и элементарно обобщить предметы по цвету (группировки одного и того же цвета). Ребенок впервые знакомится также и с сочетаниями цвета – с тем, что они могут «подходить» или «не подходить» друг к другу.

В развитии сенсорики у детей одним из главных средств являются упражнения и дидактические игры, считающиеся с давних пор в  дошкольной педагогике основными средствами сенсорного воспитания, однако проводить их следует в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей, а не от случая к случаю.

Таким образом, сенсорное восприятие должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью, ведущей формой сенсорного воспитания и обучения являются занятия, основанные на прямом обучающем воздействии педагога, его указаниях и образцах словесного, наглядного и действенного характера. В зависимости от задач сенсорного и умственного воспитания, возраста и опыта детей воспитатель может использовать разные задания, руководить развитием ощущений, восприятий и представлений в наиболее подходящей для данного момента форме — учебном занятии, детской игре, или сенсорном упражнении.

  1. Психолого-педагогические условия сенсорного развития

детей раннего возраста

Исходя из вышеизложенного материала, а также изученной психолого-педагогической и методической литературы можно предположить, что сенсорное развитие детей посредством дидактической игры будет более эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:

1) подобран и внедрен в образовательный процесс комплекс дидактических игр, направленных на сенсорное развитие (форма, цвет, величина, положение в пространстве, запах, вкус);

2) создана предметно—пространственная развивающая среда сенсорного развития в группе детского сада;

3) организовано взаимодействие педагогов и родителей в области сенсорного развития детей средствами дидактической игры.

В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.

Виды дидактических игр:

  • Игры с предметами (игрушками, природным материалом) 

Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различные различия предметов ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач («Найди пару», «Цветные колпачки»).

  • Настольно-печатные

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании («Цветное домино», «Вкладыши»).

  • Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разные мыслительные задачи, описывают предметы, выделяя характерные признаки, отгадывает по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам, свойствам, находят алгоритмы в суждениях и др. («Найди такой же цветочек», «Какого цвета не хватает»).

Руководство дидактическими играми в раннем возрасте:

1. У детей раннего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразнее объяснение правил объединить показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу.

2. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.

3. Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоём играть интереснее.

4. С детьми раннего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.

5. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал, который можно обследовать и активно действовать с ним.

6. Известные Детям игры становятся более интересными, если в их содержании водятся что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

7. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

8. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовить детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

9. Интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми игрушками, которые использовались во время игры (если это посуда, то поиграть в детский сад, в повара и т.д.).

Можно сделать вывод, что с помощью использования дидактических игр в образовательном процессе, осуществляется сенсорное воспитание детей, развивается познавательные процессы: мышление, речь, воображение, память, расширяются и закрепляются представление об окружающей жизни. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляет навыки действия с различными предметами, учатся общаться со своим сверстниками и с взрослыми, учатся преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.

  1. Практическая часть

Для того чтобы выявить эффективность использования дидактических игр в сенсорном развитии детей младшей группы необходимо было продиагностировать уровень сенсорного развития детей в начале учебного года.

Для диагностики уровня развития сенсорных эталонов была использована методика Колесниковой Е.В.

В результате диагностики нами было выявлено, что из 20 детей посещающих группу, 5 детей освоили два-три цвета (из основных желтый, красный, зеленый, синий); 3 детей величину(большой – маленький), 6 детей – форму, что составило 25% - цвет, 15% - величина, 30% - форма. Овладение знаниями по сенсорному воспитанию составило 23%.

Учитывая психологические особенности детей нашей группы для улучшения результатов сенсорного воспитания, были намечены следующие этапы работы:

  -подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей (различные дидактические игры по сенсорному развитию);

-  подобрать виды игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа педагога;

- в течение всего временного промежутка (учебный год) наблюдать за особенностями формирования сенсорного развития у каждого ребенка.

В своей работе мы используем следующие виды дидактических игр:

1. Игры для сенсорного развития:

Цвет: «Собери гусеницу по цвету», «Подбери по цвету», «Посели горошек в свой домик», «Посади бабочку на цветок», «Подбери чашку к блюдцу», «Подбери по цвету пуговицу к платью», «Подбери прищепку по цвету», «Подбери крышку к кастрюле», «Подбери ниточку к шарику», «Подбери карандаш по цвету», «Подбери одежду по цвету» и т. д.

Величина: «Подбери животных по размеру», «Посели рыбку в свой аквариум:», «Подбери по размеру», «Посели мишку в свой домик» и т. д.

Форма: «Посели животных и фигурки в дома», «Подбери заплатку», «Спрячь мышку», «Наклей заплатку», «Помоги белке подобрать жёлудь», «Один, много» и т. д

  1. Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п.

Подбирая дидактические игры, обязательно продумывали цель и дидактическую задачу, определяли место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектировали саму игру и определяли степень участия в ней всех детей, продумывали оказание помощи застенчивым детям.

Уровень сенсорного развития дошкольников во многом определяется степенью осведомленности родителей по данной проблеме. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение родителей в области сенсорного развития детей через дидактические игры. С этой целью были запланированы:

-консультации о подборе развивающих игр для ребенка;

-индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку;

-выбор и изготовление развивающих игр для детей группы;

- оформление информации по данной теме в уголках для родителей;

- подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на сенсорное развитие.

Следует отметить, что родители очень отзывчивы, готовы прийти на помощь в любую минуту. Приносят интересную детскую литературу, а также игры, тем самым вносят элементы нового и пока еще неизвестного в игровую деятельность детей.

На итоговом педагогическом совете мы обобщили опыт работы по сенсорному развитию детей раннего возраста посредствам дидактических игр.

        В своей работе сделали вывод, что дидактические игры доступны маленьким детям, позволяют быстро достичь желаемого результата и вносят определенную новизну в деятельность детей, делают ее более увлекательной и интересной.

Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов.

Низкого уровня развития мелкой моторики не стало, средний уровень - 67%, высокий уровень - 33 %.

Из 20 детей, посещающих группу, 20 детей освоили четыре цвета (желтый, красный, зеленый, синий); 13 детей величину (большой – маленький), 17 детей – форму, что составило 100% - цвет, 65% - величина, 85% - форма. Овладение знаниями по сенсорному воспитанию составило 83%.

Проведенная работа по использованию дидактических игр в сенсорном воспитании ребенка оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятия формы, цвета, величины очень велика.

Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т.е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание детей раннего возраста. Из этого следует, что гипотеза подтвердилась.

Заключение.

«Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства». С.Т. Шатский

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание — это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Проведенная работа по использованию дидактических игр в сенсорном воспитании ребенка оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятия формы, цвета, величины очень велика.

Через дидактическую игру дети учатся анализировать, сравнивать и обобщать, т.е. систематическое целенаправленное использование дидактических игр влияет на сенсорное воспитание детей раннего возраста. Из этого следует, что гипотеза подтвердилась.

Литература

  • Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста -  М.: Медицина, 1977. - 303 с.
  • Белкина В.Л. Психология раннего и дошкольного детства. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005.
  • Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников – Мн.: Бр ГУ, 2007. – 150с.
  • Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.
  • Венгер Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988. – 158 с.
  • Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Под ред. Венгера Л.А.. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1988. – 160 с.
  • Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М., Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др. - М.: Владос,- 2001.
  • Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  • Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. 2002. - №4. - с 2-6.
  • Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / Запорожец А.В., Усова А.П. - М.: Академия педагогических наук, 2003.
  • Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников. - М.: Просвещение, 1996.
  • Поддъяков Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду// Пособие для воспитателей – 2-е изд./ Поддъяков Н.Н., Аванесова В.Н. – М.: Просвещение, 2001.
  • Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – М.; Мозаика-Синтез, 2009.

        Приложение 1

Перспективный план

по сенсорному воспитанию для детей 1,5-2 лет

Сентябрь, 1-2 неделя.

Знакомство с формой предметов.

«Чей домик?»

Цель: Учить соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами , пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.

Оборудование:     четыре коробки из плотного материала,  в каждой из них по одной прорези (круглая, квадратная), геометрические формы( шар, куб). по размеру подходящие к прорези.

Ход игры: Педагог ставит на стол одну из коробок, например, с круглым отверстием, кладет около нее шар и кубик и говорит детям. Что сейчас они узнают, чей это домик, что в нем должно   находиться: шарик или кубик? Вызывает ребенка и предлагает ему протолкнуть в отверстие одну из форм. Побуждает малыша примерить ту или иную форму к отверстию

Что катится, что не катится.

Цель: Сделать форму предмета значимой для ребенка, учить опираться на нее в деятельности.

Оборудование: Воротца, шарик и кубик  из одного материала и  одного цвета.

Ход игры: Педагог ставит на столе воротца и на некотором расстоянии от них проводит черту. Предлагает двоим прокатить     через воротца до ленточки два предмета: одному кубик, другому – шарик. Затем дети обмениваются предметами. Естественно, они начинают понимать, что шар катится, а кубик нет.

 

Сентябрь, 3-4 неделя.

Знакомство  с величиной предметов.

У кого    большой мяч?.

Цель: Обратить внимание на относительность величины предметов ( один и тот же предмет может быть или маленьким  в зависимости от того, с каким предметом его сравнивают); закреплять слова « большой», «маленький»,» больше», «меньше».

Оборудование: Мячи разной величины по количеству детей.  

Ход игры: Дети сидят на стульях полукругом, а педагог за маленьким столом напротив. На столе под салфеткой лежат мячи. Педагог вызывает двоих и дает каждому по мячу. Спрашивает, у кого большой мяч, а кого маленький. Дети отвечают, педагог подтверждает:» Верно, у Олега мяч большой, а у Никиты маленький» Предлагает Олегу отвернуться , а в это время меняет у него мяч на маленький, меньший, чем у Никиты. Не давая Олегу повернуться . спрашивает: «Какой у  тебя мяч?» и так несколько раз меняет педагог мячи у детей. Затем педагог вызывает другую пару детей и так же меняет мячи, начиная от самого большого до самого маленького, выкладывая из в ряд на столе.  Спрашивает: « Где самый большой мяч?» Убирает его . И так . пока останется два мяча. Затем те же действия производит в обратном порядке – от маленького к большому. Когда останется один мяч, педагог спрашивает: какой мяч остался – большой или маленький? Дети говорят, что большой. Педагог выходит и приносит еще один мяч, больше того ,что лежит на столе.: спрашивает, указывая на лежащий     на столе мяч, большой он или маленький ,- оказывается , теперь он маленький.

  Дети встают в круг и играют с большим мячом, передавая его друг другу.

Октябрь,1-2 неделя.

Знакомство с цветом предметов.

Цветные кубики.

Цель: Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию.

Оборудование: Крупные пластмассовые кубики по два каждого цвета (красные, белые, синие, голубые, зеленые).

Ход игры: ( проводится индивидуально с каждым ребенком) Взрослый расставляет перед собой и ребенком по 3- 4 парных кубика, обращая ребенка на их одинаковость: «Тебе такой, мне такой, тебе такой. Мне такой…»Затем предлагает построить красивые одноцветные башни, показывает, как это делать. Момент постройки обыгрывает:  берет сначала свой красный кубик, ставит на желтый и тут же выражает недовольство « не такой»), переставляет на красный, проводит по кубикам рукой сверху вниз, подчеркивая их однородность. Таким же образом устанавливает другие кубики.

Октябрь, 3-4 неделя.

Нанизывание колец на стержень.

Пирамидки.

Цель: Знакомить с пирамидкой, упражнять в нанизывании колец, учитывать величину в действиях  с предметами, соблюдать принцип складывания пирамидки(брать самое большое кольцо), проверять свой выбор путем накладывания колец.  

Оборудование: пирамидка.

Ход игры: Педагог ставит одну пирамидку, медленно разбирает ее, раскладывая кольца в случайном порядке. Затем берет одно из колец, рассматривает его,  обращает внимание на отверстие и надевает кольцо на стержень. Так же надевает остальные кольца. Берет в руки колпачок, объясняет, что он придерживает все кольца на стержне. Обыгрывает этот момент: наклоняет пирамидку, и верхнее кольцо падает и т.д. После этого раздает пирамидку детям, помогает разобрать и собрать ее. Дети нанизывают кольца на стержень       и заканчивают их колпачками. Взрослый предлагает перевернуть пирамидку, убедиться, что колечки плотно придерживаются колпачками.

Ноябрь, 1-2 неделя.

Нанизывание колец одинакового размера.

Цель: продолжать учить снимать и надевать на стержень легко снимающиеся кольца, развивать координацию движений рук под зрительным контролем , обогащать осязательную активность.

Оборудование: одноцветные пирамидки из пяти колец одинакового размера  

Ход игры:  педагог показывает ребенку пирамидку красного цвета:»Вот какая красивая пирамидка!» Сосредоточив на ней внимание ребенка. начинайте снимать с нее кольца, предлагая малышу помочь снять то одно, то другое кольцо. Когда все кольца будут сняты со  стержня, предложите ему надеть их, помогая в случае затруднения. Когда все кольца будут надеты на пирамидку, оставьте ее в сторону, а ребенку дайте пирамидку другого цвета для самостоятельного выполнения задания.

В процессе выполнения задания ребенку может понадобиться помощь взрослого, необходимо,  подбадривание: «Правильно, молодец! Снимай колечко, а теперь надевай».  

Ноябрь,3-4 неделя.

Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия.

Помоги кукле и мишке.

Цель: Учить ориентироваться на величину предметов. Соотносить действия рук с величиной предметов.

Оборудование: Кукла и мишка, разные по  величине геометрические фигурки(два шара. два кубика), коробки с прорезями, соответствующие геометрическим фигурам.

Ход игры: Педагог ставит на стол две коробки с круглыми прорезями. Около одной коробки сажает куклу, у другой – мишку и говорит, что кукла и мишка играли вместе. А теперь ужасно расстроились. Они не знают, где их шарики. Вызывает ребенка и просит его помочь мишке и кукле собрать шарики в их коробки. Если ребенок опустит маленький шарик в большое отверстие, то педагог говорит, что у мишки (куклы) будет не хватать игрушек. Он очень огорчится. Педагог достает маленький шар и побуждает ребенка попробовать еще раз. Но только надо быть внимательным: большой шар опускать в большое и отверстие, маленький шар в маленькое отверстие  

Декабрь,1-2 неделя.

Нанизывание больших и маленьких колец.

Пирамидки.

Цель: учить детей обращать внимание на величину предметов, учитывать ее при выполнении действий с игрушками. Формировать умение  правильно ориентироваться на слова большой, маленький.

Оборудование: пирамидки, состоящие из колец большого (диаметр – 4,5 см.) и маленького (диаметр-3 см.)

Ход игры: показывая детям пирамидку, взрослый говорит, что она красивая. Состоит из колец. Затем начинает разбирать ее, снимая маленькие кольца и объясняя: «Вот маленькое колечко и еще маленькое колечко» .Снятые кольца размещает справа от стержня. Затем привлекает внимание детей к большим  кольцам, поясняет, что они не такие, как первые, они другие, вот какие: большое кольцо. Еще большое кольцо , еще и еще( размещает их справа от маленьких колец).

      Потом взрослый собирает пирамидку. Нанизав одно большое кольцо, предлагает кому-либо из детей сделать то же .

Затем это же задание выполняет другой ребенок. Сверху нанизывают маленькие кольца.  

Декабрь, 3-4 неделя.

Нанизывание колец на конус.

Цель: продолжать   учить выполнять простые действия с предметами, обогащать сенсорный опыт, развивать координацию движений рук под зрительным и осязательным контролем.

 Оборудование: пирамидка на конической основе из одноцветных колец, убывающих по величине.

Ход игры: Покажите детям новую для них пирамидку конической формы из пяти колец и  обратите их внимание на то, что кольца разные: такие и во такие( показ сопровождается словесным     уточнением). Снимая кольца, сложите их в один ряд справа от основания пирамидки.

     Затем предложите кому-либо из детей снять следующее кольцо и положить его рядом с уже размещенными на столе кольцами. процесс нанизывания колец на стержень начинается с большего кольца.

      Дети, сидящие за  одним столом, поочередно надевают на стержень кольца,  разложенные в ряд. Взрослый следит за тем, чтобы они нанизывали их  по   следовательно, не переворачивали нижней стороной вверх: она шире верхней, и если малыш неправильно собирает пирамидку, то между соседними кольцами образуется зазор.

Январь,1-2 неделя.

Нанизывание колец, убывающих по величине.

Цель: учить простым действиям с предметами( снимать и нанизывать кольца), обогащать зрительно-осязательный опыт малышей, закреплять положительное отношение к занятиям.

Оборудование: одноцветные конические пирамидки из пяти колец.

Ход игры: воспитатель показывает детям одну из пирамидок, говорит, что она красивая , предлагает снять с нее кольца. Подобное задание дается не раз, поэтому оно не представляет для детей особых трудностей. Взрослый заостряет их внимание на том, что кольца разные. Сняв первое, показывает его и поясняет, что оно маленькое  (кладет его справа от пирамидки). Снимает следующее кольцо, снова показывает его детям и объясняет, что оно побольше (кладет рядом с первым – справа от него).

  На столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке. Взрослый  поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв  пирамидку вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль поверхности с верху вниз, чтобы они почувствовали, что пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте, пирамидка собрана правильно.

Январь,3-4 неделя.

Складывание двухместной матрешки.

Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающими по величине.

Оборудование:   комплект из трех матрешек.

 Ход игры: Взрослый показывает матрешку, слегка  встряхивая ее.  В ней что-то гремит  - это заинтересовывает детей.  Взрослый открывает матрешку, достает из нее вторую , ставит их рядом: они красивые и разные – большая и маленькая. При встряхивании последней оказывается, что в ней тоже что-то есть. Достав еще одну матрешку, взрослый выстраивает все три игрушки в ряд и подчеркивает разницу в величине.

    Дети внимательно рассматривают матрешек. Любуются ими, затем с помощью взрослого отмечают, что одна матрешка большая, другая  -маленькая, а между ними еще одна – средняя. Не следует требовать от детей произнесения слов, обозначающих величину ; важна их практическая ориентировка   в свойствах предметов. Маленькую матрешку вкладывают в среднюю, фиксируют момент, когда дети видят двух матрешек: большую и поменьше. Взрослый открывает большую матрешку и прячет в ней среднюю.

   Затем детям раздают матрешек для самостоятельных занятий. Большую матрешку лучше открыть вместе с ребенком. После того как все малыши   вынут из большой матрешки меньшую, следует напомнить, что большую матрешку надо закрыть,  и помочь совместить контуры рисунка.

     Показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.

Февраль,1-2 неделя.

Складывание трехместной матрешки.

Цель: познакомить детей с принципом складывания матрешки( маленькая прячется в большую); вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке и действиям с нею.

Оборудование: Матрешки трехместные по числу детей.

Ход игры: Педагог раздает детям 3-местные матрешки( пять элементов – четыре половинки и одна целая матрешка)  и предлагает спрятать всех матрешек в одну, большую , учит детей пробовать. Если  у кого из детей остается лишняя половинка, предлагает снова раскрыть матрешку и постараться правильно сложить матрешек, помогая ребенку разложить части на столе так, чтобы элементы одной величины не находились рядом.

Февраль,3-4 неделя.

Группировка предметов по форме.

Цель: закреплять умение группировать однородные объекты, ориентируясь на слова «такой»,  «не такой»; продолжать простым действиям с предметами – нанизывать на стержень.

Оборудование: пирамидки разной формы по две на каждого ребенка.

 Ход игры: Взрослый показывает пирамидку с кольцами . Сняв первое , объясняет, что в этой пирамидке все кольца вот такие – круглые( держит кольцо так, чтобы дети хорошо видели его форму).  Разобрав пирамидку, раскладывает кольца в ряд, справа от основания стержня. Подчеркивает, что колец много и все они круглые.

      Демонстрируя пирамидку, состоящую из квадратных деталей, он также обращает внимание детей на их  форму. Разложить их слева от стержня, поясняет: теперь на столе две дорожки: одна такая, другая вот такая. Затем предлагает кому-либо из детей собрать круглую пирамидку. Оставшиеся квадратные детали нанизывает на стержень другой ребенок. Помощь взрослого необходима при выравнивании сторон и углов квадратной пирамидки. Когда обе игрушки будут собраны, необходимо обратить внимание детей на то, что они разные.

Март, 1-2 неделя.

Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы.

Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов, формировать умение пользоваться простейшими приемами нахождения тождества и различия однородных объектов по величине.

Оборудование: деревянные круги и квадраты (пять больших и пять маленьких на каждого ребенка: всего по десять кружков и по десять квадратов ).  Их цвет и фактура должны быть одинаковыми. Диаметр маленького круга – 3 см., высота  (толщина – 1см). Диаметр большого круга – 4,5 см., высота-1см, стороны малого квадрата – 3 см, большого - 4,5 см. Также используются полоски белой бумаги («дорожки») шириной 3 и 4,5 см.

 Ход игры:  взрослый показывает детям пять больших и пять малых кругов, перемешанных произвольно, и объясняет: они разные - большие и маленькие. Маленькие круги раскладывает на узкой дорожке, большие – на  широкой.

        Сначала взрослый выполняет эти действия сам, лишь спрашивая детей,  куда положить большой кружок, а куда маленький. Маленький кружок необходимо приложить рядом с таким же и сказать, что они одинаковые (т.е. две пары больших и маленьких кругов раскладывают по величине).

        При работе с третьей парой взрослый предлагает кому-либо из детей показать,  куда нужно класть круги: вначале большой, потом маленький ( или наоборот)? Затем все дети поочередно выполняют задание, раскладывая по одной паре сначала круги, затем квадраты на столе перед взрослым  (квадраты можно называть игрушками и другими словами, доступными пониманию ребенка).

Март,3-4 неделя.

Группирование однородных предметов по величине.

Цель: учить фиксировать внимание на величине предметов, формировать умение пользоваться простейшими приемами нахождения тождества и различия однородных объектов по величине.

Оборудование: большие и меленькие прямоугольники, овалы, треугольники.

Ход игры: взрослый показывает  пять больших и пять маленьких прямоугольников, перемешанных произвольно, называя их игрушками или кирпичиками. Показывая, поясняет, что они разные: большие и маленькие. Далее  дает задание:  такие игрушки ( показывает большой прямоугольник) класть в одну сторону, а вот такие ( показывает маленький прямоугольник) – в другую. Первые две пары взрослый группирует сам, а с третьей пары привлекает к этому детей.

      Подозвав к своему столу  кого-либо из малышей, дает ему один из прямоугольников  (большой или маленький), предлагая посмотреть, какой он, отыскать место, где лежат такие же игрушки. И положить их вместе. Затем дает ребенку маленький прямоугольник, предлагает рассмотреть его (маленький – «прячет  в ладони»).  Ребенок находит     место, где лежат такие же маленькие игрушки, и кладет его рядом с ними.  

        Каждый ребенок раскладывает на столе по одной паре  предметов в соответствии с их величиной. После того как все дети по очереди справятся с этим заданием,  им предлагают индивидуальный материал для самостоятельной работы. Группировка быстрее осваивается на разнообразном материале, поэтому после правильного выполнения задания ребенку предлагают другой материал ( большие и маленькие овалы и треугольники).На одном занятии дети могут группировать от двух до трех видов однородного материала. Так же. как и на предыдущем занятии, для закрепления материала предлагается приложить предметы вплотную один к другому для установления тождества или различия.

      Взрослый должен использовать доступные пониманию ребенка слова: прямоугольник называть кирпичиком, овал – огурчиком, треугольник – домиком или крышей.  

       На занятии взрослый обучает малышей важному способу обследования величины предметов: захватить маленький предмет ладонью нужно так, чтобы он «спрятался» в ней, а чтобы взять большой предмет, ладонь надо широко раскрыть.

Апрель, 1-2 неделя.

Раскладывание однородных предметов, резко отличающихся по форме, на две группы.

Цель: фиксировать внимание на форме предметов, формировать простейшие приемы установления тождества и различия однородных объектов, сопоставлять формы, ориентируясь при этом на слова такая, не такая. разные, одинаковые.

 Оборудование: круги и квадраты, прямоугольники и равносторонние треугольники, Цель: учить одинаковые по цвету и фактуре

Ход игры: взрослый показывает детям пять кругов и пять квадратов, перемешанных произвольно. Объясняет, что  это разные игрушки. Отобрав один кружок, показывает его детям: « Вот какая игрушка». Затем , показав квадрат, поясняет, что есть эти предметы разные. Затем взрослый приступает к группировке предметов. Показав детям круг, он объясняет, что такие игрушки он будет класть в одну сторону, а такие , показав квадрат – в другую. Сначала взрослый выполняет действия сам, спрашивая детей, куда положить круг, а куда, - квадрат. важно показывать детям каждый предмет. Например, демонстрируя круг, надо спросить: «Где у нас лежит такая же игрушка? Куда мы эту положим?»

      Подозвав малыша, взрослый показывает ему. что слева лежат одни игрушки(кружки), а справа другие(квадраты).  Предлагает взять из общего материала любой предмет и положить его к таким же. Аналогичное задание ребенок выполняет    с предметом другой формы. Средством контроля за правильностью группировки предметов служит наложение предметов одинаковой формы.

        Все дети поочередно раскладывают на столе взрослого по одному кругу и одному квадрату, присоединяя их  к предметам соответствующей формы.

         При объяснении формы предметов круг и квадрат называются игрушками. Различие или сходство их формы подчеркивается словами:   такой, не такая, разные, одинаковые.

          Основной методический прием, который использует взрослый, - непосредственный показ предметов разной формы. При этом словесная инструкция сводится к минимальному   количеству слов. В отдельных случаях взрослый может употребить слово круг, квадрат, но от детей повторения и запоминания этих слов требовать не надо.  

Апрель, 3-4 неделя.

Раскладывание однородных предметов  более близкой формы на две группы.

     Цель:  та же,  что и предыдущего занятия; формировать более тонкое восприятие формы предметов.

    Оборудование:  одинаковые по цвету, величине, фактуре квадраты, прямоугольники, круги и овалы. Пять предметов одной и пять предметов другой формы на каждого ребенка.

     Ход игры: взрослый демонстрирует детям  пять кругов и пять овалов, перемешанных произвольно. Поочередно показывая один круг и один овал, он поясняет, что игрушки разные, обращает внимание детей на их форму. Обводя круг рукой, поясняет: «Посмотрите, какой у меня кружок, вот такой». Показывая овал, обводит его рукой и поясняет, что эта игрушка другая, она похожа на огурчик. Далее внимание детей фиксируется на том, что одни игрушки (кружки) размещаются справа, а другие (овалы) – слева.    

      После показа и объяснения взрослый предлагает кому – либо из детей взять круг, рассмотреть его, определить, где лежит  такая же игрушка, и присоединить к ней круг. Те же действия ребенок совершает   с другим предметом. Когда он правильно разместит их, подчеркните, что игрушки одинаковые.

       Каждый ребенок  выполняет задание на столе взрослого. Важна последовательность его выполнения: взяв предмет из общего материала, ребенок должен рассмотреть его, затем внимательно посмотреть на круг и овал, размещенные в разных местах на столе, сравнить свой предмет с ними, найти такой же и положить их вместе. Иногда дети улавливают  лишь внешнюю, манипулятивную сторону  выполнения задания: берут предмет в одном месте и кладут в другое, не обращая внимания на его сенсорные свойства, в данном случае – на форму. Поэтому необходимо фиксировать их внимание на тщательном рассматривании предметов.  

Май,1-2 неделя.

Размещение круглых и овальных вкладышей разной величины в отверстия соответствующей формы.

Цель: закреплять умение группировать однородные по величине предметы и соотносить разнородные.

Оборудование: 5-8 решеток (15х30х0,,5 см.) с большими и маленькими круглыми отверстиями двух видов:  в одной половине четыре больших, в другой  - пять маленьких.

 Ход игры: Вначале взрослый показывает детям решетку  (ее можно называть домиком), обращает их  внимание на то, что в нем есть «окна», их много и они разные  - большие и маленькие. Необходимо, чтобы дети увидели разницу между ними.

     Когда все малыши рассмотрят отверстия  в решетке, им нужно показать вкладыши, обращая внимание на то, что они разные. Показывая вкладыши, их также следует называть большими и маленькими. Внимание детей акцентируется на том, что окна разные – большие и маленькие, и ими можно закрыть все окна. Взрослый, не спеша, чтобы дети успели понять задачу, закрывает  одно большое и одно маленькое отверстия, показывая вкладыш и соответствующее окно.

     Затем предлагает кому – либо из детей закрыть одно отверстие  большого или маленького размера, предварительно примерив вкладыши к окнам. Вначале ребенку дают большой вкладыш и просят закрыть большое окно. После этого предлагают   маленьким вкладышем закрыть одно из маленьких отверстий.

      Если ребенок выполняет задание неправильно, то ему надо объяснить,  что окно закрыто неправильно.

        К столу приглашаются по очереди остальные дети. Взрослый руководит действиями тех, кто не справляется с размещением вкладышей. Здесь может быть уместен метод поэтапности действий: посмотреть внимательно на вкладыш, рассмотреть отверстие, зрительно найти вкладыш соответствующего размера, показать его, и только потом закрыть отверстие вкладышем.  

 

Май, 3-4  неделя.

Размещение больших и маленьких вкладышей  разной формы в соответствующих отверстиях.

Цель: закреплять умение группировать по величине однородные и соотносить разнородные предметы.

Оборудование: решетки с 4 большими и 5 маленькими отверстиями и 9 вкладышами  прямоугольной формы и треугольной формы.

Ход игры: вначале взрослый показывает детям решетку с большими и маленькими квадратными отверстиями, а затем и сами вкладыши.  Поясняет, что окошки можно закрыть или большими вкладышами или маленькими. После этого взрослый предлагает кому-либо из детей взять любой вкладыш (большой или маленький), рассмотреть его, затем, сравнив его с отверстием в решетке, найти окошко такой же величины.

    На данном занятии взрослый помогает детям методом «рука в руке» размещать вкладыши определенной формы (квадратной, прямоугольной, треугольной) в соответствующие отверстия, соотнося углы предметов и длину прямоугольников.

Каждый ребенок действует с квадратными, прямоугольными или с треугольными предметами. Их форму не называют, используя одно слово игрушки. Показ каждого предмета сопровождается словами: такой, не такой, большой, маленький. Главным является показ предметов, слова носят лишь вспомогательный характер, употребляются только по мере необходимости. Лишние слова могут нарушить целостность зрительного восприятия, отвлечь детей от основной задачи.

Кубик я в руках кручу,                                                Ростом разные подружки,

                                                                                             Но похожи друг на дружку,

Покатить его хочу,                                                           Все   они сидят друг в дружке,

Кубик не катается, он сопротивляется,                      И всего одна игрушка.                    

Углами упирается!

Вот кирпичики  привез,                                               Без конца, без края - линия прямая,

Кубиков полкузова,                                                       Хоть сто лет по ней иди -

Крышка в уголке стоит,                                               Не найдешь конца пути.

                                                                                                                                   (круг).

Краской новенькой блестит.

Все неспешно разгружаю,                                             Он давно знакомый мой,

Стройку завтра начинаю!                                            Каждый угол в нем прямой,

                                                                                           Все четыре стороны,

Синий мяч  в корзине синей,                                       Одинаковой длины.

Будет спать, как ночью синей,                                                                       (квадрат).

Ну, а желтый не такой,                                                

Будет он в корзине желтой,    

Словно солнышко лежать,                                           Ты на меня, ты на него  

Желтым цветом согревать.                                          На всех нас посмотри,

                                                                                            У нас всего, у нас всего по три:

                                                                                            Три стороны и три угла

                                                                                            И  столько же вершин.

                                                                                                                           (треугольник).

        

Приложение 2

Картотека игр на развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.

 «Посади бабочку на полянку».

Цель. Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

Материалы. 2 картонных круга (полянки) двух цветов (желтого, красного) и одинакового размера.

Ход игры.

Взрослый кладет перед ребенком «полянки»  и говорит: «Бабочка любит свою полянку, это ее домик». Берет желтую бабочку, прикладывает ее к красному кругу и говорит: «Это не ее цвет, не ее домик. Вот ее домик (прикладывает к желтому кругу). Теперь посадим бабочку на сою полянку». После того как задание выполнено, взрослый обобщает: « Полянка желтого цвета и все бабочки желтого цвета».

 «Угостим кукол».

Цель. Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов (выбор из двух).

Материалы. Две куклы одетые в разные платья (красное и желтое), набор посуды (блюдца, чашки, ложки) двух цветов.

Ход игры.

Взрослый обращает внимание на кукол, которые пришли к нему в гости. « Куклы хотят, чтобы мы угостили  их чаем. Каждая кукла хочет пить из своей чашки. Раздай им свои чашки». Тоже самое педагог просит сделать с блюдцами  и ложками, при затруднении использует метод сличения (такой – не такой).

«Построй домик».

Цель. Развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой – не такой).

Материалы. Два кубика разного цвета, две призмы соответствующего цвета.

Ход игры.

Взрослый строит домики, затем говорит ребенку: « Смотри, какие получились домики! Вдруг налетел ветер (взрослый дует на дома и убирает крыши) и разрушил их. Построй такие же домики». При затруднении показать малышу, как можно использовать метод сличения при постройке домиков. Игра заканчивается словами педагога: « У этого домика крыша такого же цвета, как домик (называет цвет), а  у этого домика другая крыша, не такая (называет цвет).

«Катится – не катится».

Цель. Вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.

Материалы. Деревянный желоб (дощечка, расположенная под наклоном к горизонтальной поверхности), пластмассовые (деревянные) шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).

Ход игры.

Взрослый ставит желобок (дощечку) перед ребенком и предлагает поиграть. Берет шарик, кладет на верхнюю часть и отпускает его. Шарик скатывается. Взрослый говорит: «Смотри катится! А теперь ты бери", - предлагает ребенку взять с подноса любой предмет, помогает расположить его на верхней части желоба. При этом комментирует - катится или не катится предмет. В случаях затруднения педагог выполняет руками ребенка, обращает постоянно внимание (катится или не катится).

«Опусти игрушку в свой домик».

Цель. Вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению выявлением их свойства практическим способом.

Материалы. Две коробки: одна с круглой прорезью, вторая с квадратной; шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).

Ход игры.

Взрослый ставит перед ребенком две коробки, берет шарик, подносит к квадратной прорези и говорит: «Не проходит такая, надо другую». Потом подносит шарик к круглой прорези, медленно опускает его и говорит: «Вот такая, круглая. Шарик круглый, у него такой домик». Затем предлагает малышу поочереди опускать предметы в прорези, каждый раз обращая внимание на соответствие формы прорези и предмета. По окончании игры достает из каждой коробки опущенные предметы и обобщает выделенное свойство: «Здесь все такие, круглые шарики. А здесь нет – не такие, здесь кубики».

«Собери пирамидку».

Цель. Закрепить практические и игровые действия с предметами в соответствии с их свойствами (форма).

Материалы. Две подставки с вертикально расположенными стержнями, набор шаров и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями.

Ход игры.

Взрослый ставит перед ребенком подставки, поднос с шариками. При этом обращает внимание малыша на то, что на одной подставке все предметы круглые – это шарики, а другой не такие – кубики.

«Волшебный мешочек».

Цель. Вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.

Материалы. Мешочек, 2 шарика и 2 кубика одного размера и одного цвета.

Ход игры.

Взрослый показывает мешочек и на глазах у ребенка кладет в него шарик и кубик. Показывает второй кубик и дает малышу его потрогать, рассмотреть. Затем предлагает достать из мешочка такой же предмет, сравнивая и обобщая выделенное действие: « Ты достал такой же кубик». Задание повторяется с шариком.

«Брось шарик».

Цель. Вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом, формировать ориентировку на величину.

Материалы. Бассейн (таз с водой), пластмассовые шарики одного цвета и двух размеров.

Ход игры.

Взрослый показывает ребенку большой шарик и просит дать такой же (выбор из двух шариков), оценивая результат действия малыша способом сравнения: «Ты взял такой, как у меня. Ты взял большой шарик». После этого бросает его в бассейн и говорит: «брось свой шарик». По окончанию игры обобщает: «В бассейне все такие, большие, шарики».

 «Спрячь мячик в коробочку».

Цель. Вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, в овладению выявлением их свойств практическим способом.

Материалы. Два мячика одного цвета и разного размера, две коробки с крышками одинаковой формы, цвета, но разного размера.

Ход игры.

Взрослый дает ребенку один из мячиков, предлагает спрятать в коробочку и закрыть ее подходящей крышкой. В случае затруднения. Показывает ребенку большой мячик в маленькую коробку не входит, фиксируя результат действий: «Видишь, мяч большой, а коробочка маленькая. Давай спрячем ее в большую».

«Какой мяч больше».

Цель. Учить детей различать понятия большой, маленький.

Материалы. Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Ход игры.

Взрослый стоит на расстоянии 2-3 метров от ребенка и просит принести ему самый большой мяч. Ребенок выбирает мяч и подает его взрослому. Если он ошибается и принес маленький мяч, взрослый объясняет и показывает разницу, давая ребенку подержать большой и маленький мячи. Рукой ребенка обводит по окружности большого и маленького мяча, говоря при этом «большой» это или «маленький» мячи. Мячи снова произвольно перемешиваются, и игра повторяется, но ребенка просят принести уже маленький мяч.

 «Поручения».

Цель. Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер); развитие слухового восприятия, совершенствовать понимание речи.

Материалы. Большие и маленькие собачки (или медвежата), машинка, красный и синий мячи, большая и маленькая чашки, матрешки.

Ход игры.

Взрослый показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает назвать их, рассказать какого они цвета, размера. Затем дает ребенку следующие задания:

- большую собаку напои чаем из большой кружки (если ребенок ошибается, собака «рычит» или отворачивается, показывая свое недовольство. Так же при ошибках ведут себя другие игрушки.);

- поставь матрешку рядом с красным мячом;

- маленькой собачке подари синий мячик;

- попляши вместе с куклой;

- возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;

- большую собачку посади рядом с маленькой.

«Круг, квадрат».

Цель.

Материалы. 5 картонных кругов и квадратов одного цвета.

Ход игры.

Взрослый показывает 5 кругов и 5 квадратов, произвольно перемешивая их на столике. Он говорит, что у него есть разные фигурки: «Вот такая – это квадрат, и такая – это круг». Показав квадраты, говорит, что будет класть их в одну сторону, а другие фигурки (круги) – в другую сторону. Затем взрослый спрашивает у ребенка: «Где у нас лежит такая фигурка? Куда мы ее положили? Накладывая круг на круг, взрослый показывает, что эти фигуры одинаковые. Затем предлагает ребенку самому раскладывать фигуры. Взрослый показывает в какой стороне лежат одни фигурки (квадраты), а в какой другие (круги), и предлагает ребенку из общего материала выбрать любую фигурку и положить ее к таким же кругам или квадратам. Чтобы проверить правильно ли выполнено задание, взрослый просит ребенка наложить свою фигурку на другую.

«Ниточки для шариков».

Цель. Учить детей различать цвета по принципу «такой – не такой»; знакомить с названиями цветов.

Материалы. Воздушные шарики, вырезанные из картона круглой формы красного, желтого, зеленого, синего цвета.

Ход игры.

«Ребята, видите, какие шары воздушные я принесла. Они большие  и круглые. У каждого шарика должна быть привязана веревочка такого же цвета». Воспитатель раздает веревочки детям и предлагает подобрать шарики такого же цвета. Воспитатель помогает сравнивать цвета шариков и ленточек путем приложения и обозначить результат словами «такой», «не такой», затем привяжите ленточки.

Приложение 3

        

Анкета для родителей.

«Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития воспитания дошкольников».

Уважаемые родители.

  1. Имеете ли вы представления, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка?
  • Да
  • Нет
  • Не знаю
  1. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте?
  • Считаю нужным
  • Считаю не нужным
  • Затрудняюсь ответить
  1. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка?
  • Да
  • Нет
  • Не знаю
  1. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном воспитании?
  • Информация отсутствует
  • Есть, но воспитатели на нее не обращают внимание
  • Я не обращаю внимание на информацию
  • Информация интересная, но не имеет практической значимости для меня
  • Наглядная информация интересна и полезна для меня
  1. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия?
  • Высокий
  • Средний
  • Низкий
  1. Есть ли у вас дома ига по сенсорному воспитанию?
  • Да
  • Нет
  • Не знаю
  1. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?

________________________________________________________________________________

  1. Какая помощь от специалистов и воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за

сотрудничество.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Сенсорное воспитание детей с умственной отсталостью на занятиях по изобразительной деятельности»

   В данной работе я  раскрыла важность сенсорного воспитания для умственного развития детей и значение изобразительной деятельности для преодоления сенсорных недостатков у...

Опыт работы по теме "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Опыт работы по теме: "Методы обеспечения ранней социализации детей дошкольного возраста", который презентовался на конкурсе "Лесенка успеха-2014"

Содержание Введение………………………………………………………………………….3Методы организации работы  по направлению «Познавательно-речевое развитие» область «Познание» способствующие обеспечению ранней социализации...

Опыт работы по теме "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно...

Опыт работы на тему: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через дидактические и тактильные пособия»

АннотацияТема, над которой я работаю- сенсорное воспитание детей дошкольного возраста через дидактические и тактильные пособия. Выбор темы был для меня закономерен: считаю.  что в настоящее время...