Проект "Удивительный мир насекомых"
проект

Соколова Наталья Николаевна

Проект "Удивительный мир насекомых"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektiyul.docx881.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад «Солнышко» р. п. Красные Баки

 

Краткосрочный проект на тему «Удивительный мир насекомых»

Picture background

                                                     Выполнила воспитатель: Соколова Н. Н.

                                               2025 год

Тип проекта – познавательно-творческий.

Участники проекта – воспитатели, родители, дети 3 - 4 лет.

Продолжительность проекта – (01.07.2025 – 07.07.2025).

Проблема

Во время прогулки дети увидели на земле под деревом насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Некоторые дети выразили радость и неподдельный интерес, часть детей испугались и даже отказались понаблюдать за насекомыми. Были и такие ребята, которые предложили насекомых уничтожить. В ходе последующей беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред  они  приносят?»  Участие  детей  в  проекте  позволит  сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Актуальность проекта

Непосредственно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных ситуациях, в альтруистической деятельности. Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен. Любовь к природе помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. А любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает.

Цель проекта

Обогатить знания детей о разнообразии насекомых в природе. Дать детям представление о различных насекомых, о роли того или иного насекомого в природе. Познакомить детей с образом их жизни. Воспитывать уважение и заботливое отношение ко всему живому.

Задачи проекта

Познавательное развитие: развивать познавательную активность.

Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы. Воспитывать бережное отношение к природе.

Речевое развитие: формировать навыки составления короткого рассказа о насекомых. Развивать умение отвечать на вопросы и вести диалог. Развивать мышление, воображение, память, обогащать словарный запас. Рассматривание плакатов, иллюстраций, картинок о насекомых. Учить слушать художественные произведения,        отгадывать        загадки.        

Развивать        у        детей        интерес        к        устному народному творчеству, русским народным сказкам с героями-насекомыми.

Социально-коммуникативное развитие: развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности. Во время игр развивать интерес к окружающему миру. Закрепить правила безопасного поведения при взаимодействии с насекомыми.

Художественно-эстетическое развитие: развивать творческие способности. Учить запоминать и исполнять небольшие песенки, передавать в них художественный образ, эмоциональное настроение. Закреплять изобразительные умения детей.

Физическое развитие: учить передавать в движениях и жестах повадки некоторых насекомых. Формировать умение координировать речь с движениями.

Ожидаемый результат

Дети научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика; будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных насекомых.

Дети будут уметь:

  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, наличие ног и крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет).
  • находить сходства и различия;
  • владеть обобщающим понятием «насекомые»;

У детей проявится ярко выраженный интерес        к объектам        природы        -

насекомым.

Дети смогут узнать о пользе или вреде, которую приносят насекомые людям и растениям.

Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.

Будет сформировано стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

У детей будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и, тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

Расширятся коммуникативные и творческие способности детей. Обогатится словарный запас детей.

Родители станут участниками образовательного процесса.

Этапы реализации проекта

1-ый этап -Исследовательский. Опрос детей, выявление проблемы. 2-й этап –Подготовительный.

Направлен на обогащение развивающей среды.

  1. Обработка полученной информации, подбор методической литературы по теме проекта.
  2. Подбор художественной литературы, загадок по теме «Насекомые».
  3. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, подбор игрового материала.
  4. Изготовление буклета-памятки для родителей «Первая помощь при укусах насекомых».

3-й этап – практический.

Реализация проекта.

Направлен на реализацию плана совместных мероприятий через интеграцию разных видов детской деятельности.

Понедельник

Познавательное развитие: Тема «Насекомые».

Цель: расширить представления детей о жизни насекомых.

Задачи: учить узнавать и называть насекомых по внешнему виду, расширять и систематизировать знания детей о насекомых (бабочках, муравьях, пчёлах, жуках, местах их обитания, характерных особенностях. Дать детям представление о роли того или иного насекомого в природе. Познакомить детей с образом их жизни. Воспитывать бережное отношение к природе.

Отгадывание загадок.

Наблюдения за насекомыми с целью расширения кругозора и экологических представлений.

Вторник

Развитие речи

Цель: формировать навыки составления короткого рассказа о насекомых.

Задачи: развивать умение отвечать на вопросы и вести диалог. Развивать мышление, воображение, память, обогащать словарный запас.

Учить слушать художественные произведения, отгадывать загадки.

Развивать у детей интерес к устному народному творчеству, русским народным сказкам с героями-насекомыми.

Знакомство с литературными произведениями «Как муравьишка домой спешил» А. Бианки, «Муха-Цокотуха» К. Чуковский.

Рассматривание иллюстраций, картин о насекомых.

Беседа «Неведомый мир насекомых»

Словесная игра «Выбери и расскажи» (Это пчела - трудолюбивое насекомое. Собирает с цветов сладкий сок, который называется нектар. Из нектара пчела делает мед. Живет в ульях и дуплах).

Среда

Социально-коммуникативное развитие

Цель: развивать умение общаться со сверстниками в процессе игровой деятельности.

Задачи: Во время игр развивать интерес к окружающему миру. Закреплять правила безопасного поведения при взаимодействии с насекомыми.

Дидактические игры: «Лото», «Божьи коровки», «Что изменилось?», «Насекомые».

Четверг

Художественно-эстетическое развитие Цель: развивать творческие способности.

Задачи: учить запоминать и исполнять небольшие песенки, передавать в них художественный образ, эмоциональное настроение. Закреплять изобразительные умения детей.

Рисование: «Бабочки и цветы».

Аппликация: «Пчё».

 Выставка детских работ «Насекомые».

Слушание и разучивание песенок «В траве сидел кузнечик» муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова; «Встаньте дети, встаньте в круг» муз. А. Спадавеккиа, сл. Е. Шварца.

Пятница:

Физическое развитие

Цель: учить передавать в движениях и жестах повадки некоторых насекомых.

Задачи: Формировать умение координировать речь с движениями. Поднять эмоциональный и мышечный тонус; развивать пластику и выразительность движений; закрепить знания о способах передвижения насекомых.

Подвижные игры: «День и ночь», «Поймай комара»,

«Найди        свой        домик»,        «Стрекозы,        бабочки , пчелы, кузнечики» и др.

Заключительный этап

Итоговое мероприятие: презентация по теме проекта с просмотром мультфильма.

В результате проекта:

1)У детей сформировалось и обогатилось представление о разнообразии насекомых в природе, представление о различных насекомых, о роли того или иного насекомого в природе.

2)Дети узнают и называют насекомых по внешнему виду, расширены и систематизированы знания детей о насекомых (бабочках, муравьях, пчёлах, жуках)

3)Пополнился словарный запас детей.

4)Расширились коммуникативные способности детей.

5)Дети стали любознательными, уважительно относятся ко всему живому.

Список литературы

1.Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса.

2.Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.

3.Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.

4.Шорыгина Т. А. Насекомые. Какие они? - М., 2003.

Конспект  занятия «Мир насекомых».

Цель: формирование представлений о насекомых, их видах, особенностях жизни.

Задачи:

  1. Образовательные:        уточнить        знания        детей        о        насекомых,        их        характерных признаках, приспособленности к условиям жизни.
  2. Развивающие: развитие внимания.
  3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:        магнитная        доска,        предметные        картинки        с        изображением насекомых, бумага, карандаши.

Ход занятия.

Сообщение темы занятия

Воспитатель:Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну, а чтобы узнать, как эта страна называется, я предлагаю вам отгадать загадки.

Шевелились у цветка. Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел.

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Тлю с ветвей она съедает

И в саду нам помогает.

На листах усевшись ловко - Это божия….(коровка).

Маленький вертолет. Летит назад и вперед. Большие глаза

Зовут ее… (стрекоза).

Воспитатель: Ребята, а как можно назвать одним словом бабочку, стрекозу, божью коровку?

Дети: это насекомые.

Воспитатель: Совершенно верно. И сегодня мы с вами отправимся в «Мир насекомых».

Беседа о насекомых

Воспитатель: Ребята, перечислите насекомых, каких вы знаете?

Дети: (перечисляют и выходят к магнитной доске, показывая на плакатах указкой насекомых, которых они знают)

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим насекомых, о которых вы может еще не слышали.

Воспитатель: ребята, посмотрите, у большинства насекомых есть крылья.

Скажите, пожалуйста, а для чего насекомым крылья? Дети: чтобы летать с одного места на другое.

Воспитатель: да, они больше передвигаются с помощью крыльев, но у них

также есть и лапки. Ребята, а скажите пожалуйста, что нужно насекомых для жизни?

Дети: им нужен воздух, вода, солнце, трава, цветы.

Воспитатель: какие удивительные и разнообразные бывают насекомые. А скажите каких вредных насекомых вы знаете?

Дети: например муха, комар. Воспитатель: а чем вредны мухи?

Дети: мухи переносят инфекции. Комары кусают людей.

Воспитатель: в то же время мухами питаются птицы. А кто питается комарами? Дети: лягушки.

Воспитатель: Почему бабочку можно спутать с цветком? Дети: она такая же красива, разноцветная.

Воспитатель: ребята, а скажите, можно ли трогать насекомых, приносить домой? Дети: нет.

Воспитатель: почему?

Дети: могут укусить, ужалить. Они не могут жить дома.

Воспитатель: насекомых нужно беречь. Мы можем их поранить, мы с вами вот какие большие, а они маленькие.

Воспитатель: а сейчас приглашаю всех встать и сделать физкульминутку

 «Стрекоза»

Вот летит стрекоза (дети имитируют полет стрекозы)

Как горошины глаза, (изображают большие глаза стрекозы) А сама как вертолет, (вращение)

Влево, вправо, назад, вперед (наклоны)

Воспитатель: ребята, как вы думаете, где живут насекомые?

Дети:у водоемов, в лесу, в саду, и даже в домах – это мухи, комары, муравьи Воспитатель: ребята, а как называется домик муравьев?

Дети: муравейник.

Пальчиковая гимнастика

Прилетела к нам вчера (Машут ладошками.)

Полосатая пчела. (На каждое название насекомого загибают один пальчик.)

А за нею шмель - шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза, (Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.)

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали, (Машут ладошками.) От усталости упали. (Роняют ладони на стол.)

Игра «Запасливый муравей»

По краям два обруча, в которых лежат мячи, по середине корзина -

«Муравейник». Дети делятся на две команды и передают из рук в руки мячи из обруча в корзину

Воспитатель: Ребята, какие вы все ловкие! А давайте нарисуем красивую бабочку на цветочке (дети рисуют)

Воспитатель: я очень рада, что мы с вами познакомились с удивительным миром насекомых. Давайте на прогулке понаблюдаем, живет ли кто-нибудь из насекомых на нашем участке? Все молодцы!

По итогу занятия у нас получились вот такие замечательные рисунки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...