Карта инновационной деятельности
материал

Прохорова Наталья Павловна

Карта представляет собой структурированное обобщение опыта работы по самообразованию педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_karta_opyta.docx40.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 26»

КАРТА

ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«Мнемотехника как средство развития связной речи

у детей с речевыми нарушениями»

учитель-логопед

                                 Прохорова Наталья Павловна

Наименование педагогического опыта

  1. «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с речевыми нарушениями»,
  2. «Логоритмика в работе учителя-логопеда»

Тип и вид представляемого образовательного учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26»

Автор - разработчик педагогического опыта

Учитель-логопед Прохорова Наталья Павловна

Стаж работы в должности

29 лет

Период формирования и функционирования педагогического опыта

Инновационный проект, практико-ориентированный, рассчитан на детей дошкольного возраста.

Период реализации опыта 4 года.

Период реализации опыта 3 года.

2.Содержательные параметры:

Актуальность педагогического опыта

Цель: изучение и внедрение в активную практику системы работы по логоритмике.

Изучение и внедрение в практику работы приёмов мемотехники для повышения эффективности коррекционной работы по развитию навыков связного высказывания у детей с нарушениями речи

ЗАДАЧИ:

1. Разработать основные направления профессионально-личностного саморазвития;

2. Провести анализ научно-методической литературы по логоритмике;

3. Создать современную предметно-пространственную среду в группе;

4. Разработать календарно-тематический план с применением приёмов мнемотехники;

5. Разработать конспекты занятий по логоритмике;

6. Разработать активные формы взаимодействия с родителями. Повысить компетенцию родителей по данному вопросу.

Предполагаемый результат:

- владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей (мнемотехника, логоритмика);

- повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества;

- развитие у детей творческих способностей, коммуникативных навыков, умения применять полученные знания, синтезировать полученные знания.

- предметно-пространственная среда отвечает требования ФОП ДО.

- родители активно взаимодействуют с педагогом, участвуют в коррекционном процессе.

Цель, преследуемая автором

Актуальность:

1. Процесс обучения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи ставит перед учителем-логопедом ряд сложных вопросов, одним из которых является проблема формирования навыков  связного высказывания. Дети с нарушениями речи без специального обучения зачастую не способны грамматически правильно и последовательно выстроить своё высказывание. Одним из факторов, облегчающих развитие речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Эти два фактора гармонично соединяет в себе мнемотехника.

2. В современной коррекционной педагогике остро стоит вопрос поиска инновационных методов и технологий обучения лиц с ОВЗ. Всё больше детей с сочетанными, сложными нарушениями развития оказываются в системе образования. У данной категории обучающихся наблюдается выраженное нарушение или недоразвитие коммуникативного взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми. Прежде чем начать коррекционную работу, педагогу необходимо установить контакт с ребёнком, наладить продуктивное общение. Логоритмика помогает решить эту задачу. Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению профессора Г.А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики.

      У меня, как  учителя-логопеда, сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

  • умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
  • овладение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей дошкольного возраста (мнемотехника, логоритмика);
  • умение активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения, применять полученные знания на практике;
  • пополнение   копилки профессиональных достижений.

Содержательная форма представления педагогического опыта

1 этап

1. Составление библиографии по теме самообразования.

2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросах коррекции речевых нарушений.

3. Составление плана работы с детьми и родителям.

4.Подготовка практического материала: (наглядные  пособия, картотека пиктограмм, материал для занятий логоритмикой: клавесы, сквиши, масссажные мячики, шумовые инструменты, «сухой бассейн» и т.п.)

2 этап  

1.Внедрение в работу подготовленного материала.

- Практическое применение наработанных материалов с детьми дошкольного возраста.

- Фотоотчеты о проделанных мероприятиях.

- Конспекты НОД.

- Промежуточная диагностика детей

по данной теме.

- Проведение мероприятий с родителями, согласно плана работы.

- Консультации для родителей по данным темам.

3 этап  

- Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы.

-  Выступление на РМО с опытом работы.

- Размещение информации по данной теме на сайте на личной странице https://nsportal.ru/prohorova-n-p  

-  Самоанализ педагогической деятельности.

-  Обобщение и распространение педагогического опыта.

Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев.

Инновационная направленность (новизна) опыта состоит в активном использовании мнемотехнических приёмов, их адаптации совместно с информационно – компьютерными технологиями.

Чтобы достигнуть определенного результата, в работе используются новейшие технологии. Причем такие, которые не казались бы детям скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.  

    Основное направление коррекционной педагогики – опора на сохранные функции. Коррекция речевых нарушений с применением зрительной опоры позволяет более эффективно преодолевать нарушения слухового анализатора.

Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта.

1. В основе мнемотехники лежит принцип, что человеческий мозг лучше запоминает визуальные, эмоциональные и необычные образы, чем сухие факты". 

Эффективность мнемоники для запоминания обусловлена тем, что она учитывает особенности кратковременной и долговременной памяти. Любая информация сначала попадает в кратковременную память — это как временный «буфер», где данные держатся недолго. Но чтобы информация перешла в долговременную память и осталась надолго, её нужно хорошо «закодировать». Мнемонические приёмы как раз помогают это сделать.

В своей коррекционной деятельности с применением приёмов мемотехники полагаюсь на основные принципы коррекционной педагогики:

  • Принцип научности. Применение мнемоники основано  на многочисленных исследованиях и имеет зафиксированные результаты по улучшению процессов запоминания.
  • Принцип природосообразности. Мнемотехнические приёмы основаны на визуализации, использовании наглядности, учитывают основные возрастные особенности мышления и деятельности ребёнка дошкольного возраста.
  • Принцип опоры на сохранные и компенсаторные системы организма. Применение мнемотехнических приёмов является иллюстрацией данного принципа: у детей с тяжёлыми нарушениями речи страдает, в первую очередь, слуховое восприятие, а мнемотехника позволяет визуализировать воспринимаемую речь, опираясь на более сохранный зрительный анализатор.
  • Принцип индивидуального подхода в обучении. Возможности мнемоники позволяют адаптировать уровни абстракции предлагаемого материала в зависимости от уровня актуального уровня развития каждого обучающегося.

В практике работы использую различные виды мнемотехники в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с нарушением речи (нарушение всех основных компонентов речи, ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, трудности программирования связного высказывания, нарушение слухового внимания и ограничение понимания обращённой речи, недоразвитие психических процессов, снижение регулирующей функции речи).

В ходе осуществления коррекционно-образовательной деятельности применяю различные виды мнемотехники: мнемодорожки, мнемотаблицы, схемы составления описательных рассказов, коллаж, пиктограммы, картинно-графические схемы для пересказов, рифмизация, ассоциативные ряды и т.п.

2. "Логоритмика – это радость движения, музыки и слова, объединенные в единый процесс развития ребенка."

Сочетание речи с движением и ритмом – основа формирования правильной речи и коммуникативного взаимодействия. Логоритмические упражнения формируют устойчивый интерес к взаимодействию с педагогом, что является основой любого коррекционного воздействия.

Инновационность метода логоритмики состоит в комплексности воздействия на все анализаторные системы ребёнка, создание положительного эмоционального взаимодействия с педагогом, установление целенаправленного деятельного общения, что является предпосылкой к формированию учебного поведения.

 Применение логоритмических упражнений базируется на основных принципах коррекционной педагогики:

  • Принцип деятельностного подхода к обучению. Вся деятельность ребёнка дошкольного возраста осуществляется с учётом ведущего вида деятельности, каковой является эмоциональное общение и игра.
  • Принцип опоры на сохранные и компенсаторные механизмы организма. Двигательные программы являются основой формирования сенсорной системы. Сочетание привычных движений с речью и их ритмизация формируют психологическую базу речи, соответствуют ведущему виду деятельности ребёнка.
  • Принцип природосообразности. Для любого ребёнка движение является основой его деятельности. Логоритмические упражнения позволяют совершенствовать и разнообразить  двигательную активность ребёнка, сделать её целенаправленной и структурированной. В процессе организованной двигательной деятельности у ребёнка формируются и совершенствуются все психические процессы.

Для значительной части детей с нарушениями ментального и речевого развития проблема формирования навыков учебной деятельности очень актуальна, в отличие от их нормально развивающихся сверстников. Для педагогов сферы коррекционного образования поиск приёмов и технологий развивающего обучения и коммуникативного взаимодействия с данной категорией обучающихся приводит к поиску эффективных методик установления целенаправленного взаимодействия. Прежде чем начать коррекционную работу, зачастую сначала нужно установить контакт с ребёнком, организовать продуктивное общение. Логоритмика стала в моей практике таким универсальным инструментом, позволяющим установить положительный  эмоциональный продуктивный контакт с обучающимися с ОВЗ различной нозологии (с ТНР, с ЗПР, с РАС, с УО).

  1. 3.Результативные параметры:

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов.

Анализ результативности.

Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах).

Выступления на РМО:

1. Отзыв от 24. 01. 2019 г.  – обобщение опыта работы:  «Как помочь детям с нарушениями речи?» в форме консультации для родителей (приёмы мнемотехники для развития связной речи).

2.  Отзыв от 04. 09. 2020 г. – «Ознакомление с нормативными документами, регламентирующими деятельность логопедической службы в ДОО» (методическо-аналитическая справка)

3. Отзыв от 20. 04. 2021 г. – Показ мультфильма по стихотворению Б. Заходера «Сказочка» (автоматизация звукопроизношения, проект по мульттерапии)

4.  Отзыв от 20. 05. 2021 г. – «Введение АИС ПМПК» (методическая аналитическая справка)

5.  Отзыв от 25. 11. 2021 г. – Показ видеозаписи НОД в форме квест-игры «Мой родной город» (развитие лексико-грамматического строя и связной речи приёмами мнемотехники)

6.  Отзыв от 28. 04. 2022 г. – мастер-класс «Постановка звука [л]  (обобщение опыта работы).

7.  Отзыв от 18. 05. 2023 г. – показ видеозаписи НОД по лексической теме «Зима» (заучивание стихотворения по мнемотаблице).

8.  Отзыв от 13. 12. 2024 г. – «Требования к оформлению пакета сопроводительных документов для прохождения процедуры ТПМПК» (методическая аналитическая справка)

9. Отзыв от 24. 04. 2024 г. – Показ видеозаписи НОД по лексической теме «Домашние птицы» (развитие навыков связной речи с помощью приёмов мнемотехники и элементов экспериментирования).

10. Отзыв от 12. 12. 2024 г. – «Методические рекомендации для организации и проведения профилактического осмотра состояния речевого развития детей дошкольного возраста в ДОО. Маркеры речевых нарушений» (повышение профессиональных компетенций педагогов)

11. Отзыв от 28. 04. 2025 г. – Показ видеозаписи НОД по обучению грамоте «Лесное путешествие» (закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизация звукопроизношения звука [л’]  с помощью мнемотехнических приёмов)

Выступления на педсоветах, семинарах в ДОО:

1. Ежегодные выступления на итоговом педсовете с отчётом о проделанной работе за учебный год и по эффективности работы учителя-логопеда (аналитическая справка)

2. Педсовет № 3 от 27. 02. 2023 г. «Развитие речи и речевого общения посредством художественной литературы»  - доклад «Виды художественной литературы в детском саду» (повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах обучения детей)

3. Семинар № 2 от 08. 11. 2022 г. «Развитие речи и речевого общения средствами художественной литературы» - практикумы «Виды работы по сказке в детском саду»,

«Методика заучивания стихотворения».

4. Семинар № 3 от 01. 12. 2022 г. «STEM образование – формула успеха дошкольного детства» - доклад  «ТИКО-конструктор «Грамматика» и «Азбука»

5. Семинар № 2 от 13. 12. 2023 г. «Инновационные технологии развития речи» - доклад (ознакомление педагогов с современными технологиями речевого развития, повышение профессиональных компетенций)

6. Семинар № 1 от 21. 11. 2024 г. «Патриотическое воспитание дошкольников путём их приобщения к историческим и культурным ценностям» - доклад «Фольклор как средство приобщения к культурным традициям в детском саду» (повышение профессиональной компетентности педагогов)

Мастер-классы:

1. Мастер-класс для родителей обучающихся группы компенсирующей направленности для детей с ТНР: «Обучение звуко-слоговому анализу» (повышение компетентности родительской аудитории в вопросах коррекционного обучения)

2. Мастер – класс «Мнемотехника в работе учителя-логопеда» - в рамках 3 Регионального Форума учителей-логопедов, учителей-дефектологов Челябинской области – сертификат участника от 28-29. 11. 2019 г.,  г. Челябинск, Областной центр диагностики и консультирования.

3. Мастер-класс для педагогов ДОО «ТИКО-конструктор «Грамматика» и «Азбука» (ознакомление педагогов с конструктором, его возможностями и вариативностью для применения в работе с дошкольниками по обучению грамоте)

Открытые показы НОД:

1. НОД в форме квест-игры «Мой родной город» (обобщение и систематизация знаний детей по лексическим темам, развитие навыков связной речи)

2. НОД по развитию лексико-грамматического строя речи и заучиванию стихотворения по лексической теме: «Зима» (обобщение знаний детей по лексической теме «Зима», развитие основных компонентов речи, мнемотехника)

3. НОД по развитию лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Домашние птицы» (обобщение и обогащение словарного запаса по лексической теме, развитие лексико-грамматической стороны речи)

4. НОД по обучению грамоте «Звук и буква Я» (развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза, развитие основных компонентов речи)

5. НОД по логоритмике «Зая» по конспекту Ю. Робилко (развитие слухового восприятия, развитие темпо-ритмических компонентов речи, развитие координации движений) – отчёт по теме самообразования

6. НОД по обучению грамоте «Лесное путешествие» для (родителей обучающихся группы компенсирующей направленности для детей с ТНР) (автоматизация звукопроизношения, развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза, развитие основных компонентов речи)

7. НОД по обучению чтению (в рамках отчёта по оказанию дополнительных услуг) «Экскурсия» – ознакомление с буквой Э» (развитие навыков звукового анализа и синтеза, развитие навыков чтения).

Профессиональные конкурсы:

1. 27. 02. 2021 г. Муниципальный этап всероссийского профессионального конкурса «Учитель-дефектолог» - победитель муниципального этапа – диплом победителя.

2. ноябрь 2022 г. Уральский государственный педагогический университет – Всероссийский конкурс лучших практик наставничества – участник

3. Член жюри муниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог» - 2020 г., 2022 г.,  2023 г.

4. Член жюри 7 ежегодного дистанционного конкурса видеофрагментов – 2020 «Формирование здорового образа жизни» Окружного методического объединения педагогов коррекционных школ горнозаводской зоны Челябинской области - сертификат от 15. 05. 2020 г.

Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях.

Публикации на личной страничке сайта: https://nsportal.ru/prohorova-n-p 

- Картотека подвижных игр и физминуток;

- Комплексы пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастики для 2-й младшей группы д/с;

- Комплексы пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастики для средней группы д/с;

- Опыт работы на тему: «Обучение грамоте дошкольников с нарушениями речи» + презентация;

- План-конспект дискуссии по теме: «Дистант – необходимость или неизбежность?» + презентация;

- презентация «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста»

- Картотека игр для развития фонематического слуха;

- Конспект НОД по автоматизации звукопроизношения звука [р];

- Консультация для педагогов ДОУ «Развитие связной речи в процессе совместной и  свободной деятельности в д/с»;

- Мастер-класс «Постановка звука [л]» (опыт работы) + презентация;

- Мастер-класс «Мнемотехника в работе учителя-логопеда» + презентация;

- Презентация «Мнемотехника для развития речи»;

- «Художественная литература в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС»;

- Консультация для родителей: «Что такое ТРН? Основные компоненты речи. Игры для развития связной речи»;

- Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие фонематического восприятия. Подготовка к обучению грамоте»;

- Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [л] и буква Л» «Лунтик в гостях у ребят» + презентация;

- Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [л’] и буква Л» «Лесное путешествие» + презентация;

- Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Э» «Экскурсия» + презентация;

- Конспект НОД по обучению грамоте «Как звук [р] к нам попал?»

- Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Клуб знатоков»;

- Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе по лексической теме «Зима» + презнтация;

- Конспект НОД (в форме квест-игры) по развитию речи в подготовительной группе «Мой родной город»;

- Методическое портфолио участика конкурса «Учитель-дефектолог».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта по теме: «Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2-3 лет в соответствии с ФГОС ДО».

Обобщение опыта по теме: "Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2 - 3 лет в соответствии с ФГОС ДО"...

Интеллект-карта как инновационная деятельность

Уникальный и простой метод запоминания информации....

Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности».

Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности»....

дорожная карта инновационной деятельности

план работы по самообразованию...

Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности».

Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности»....