Карта инновационной деятельности
материал
Карта представляет собой структурированное обобщение опыта работы по самообразованию педагога.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26» КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с речевыми нарушениями» учитель-логопед Прохорова Наталья Павловна | |
Наименование педагогического опыта |
|
Тип и вид представляемого образовательного учреждения | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26» |
Автор - разработчик педагогического опыта | Учитель-логопед Прохорова Наталья Павловна |
Стаж работы в должности | 29 лет |
Период формирования и функционирования педагогического опыта | Инновационный проект, практико-ориентированный, рассчитан на детей дошкольного возраста. Период реализации опыта 4 года. Период реализации опыта 3 года. |
2.Содержательные параметры: | |
Актуальность педагогического опыта | Цель: изучение и внедрение в активную практику системы работы по логоритмике. Изучение и внедрение в практику работы приёмов мемотехники для повышения эффективности коррекционной работы по развитию навыков связного высказывания у детей с нарушениями речи ЗАДАЧИ: 1. Разработать основные направления профессионально-личностного саморазвития; 2. Провести анализ научно-методической литературы по логоритмике; 3. Создать современную предметно-пространственную среду в группе; 4. Разработать календарно-тематический план с применением приёмов мнемотехники; 5. Разработать конспекты занятий по логоритмике; 6. Разработать активные формы взаимодействия с родителями. Повысить компетенцию родителей по данному вопросу. Предполагаемый результат: - владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей (мнемотехника, логоритмика); - повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества; - развитие у детей творческих способностей, коммуникативных навыков, умения применять полученные знания, синтезировать полученные знания. - предметно-пространственная среда отвечает требования ФОП ДО. - родители активно взаимодействуют с педагогом, участвуют в коррекционном процессе. |
Цель, преследуемая автором | Актуальность: 1. Процесс обучения детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи ставит перед учителем-логопедом ряд сложных вопросов, одним из которых является проблема формирования навыков связного высказывания. Дети с нарушениями речи без специального обучения зачастую не способны грамматически правильно и последовательно выстроить своё высказывание. Одним из факторов, облегчающих развитие речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. В качестве второго вспомогательного фактора можно выделить создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания. Эти два фактора гармонично соединяет в себе мнемотехника. 2. В современной коррекционной педагогике остро стоит вопрос поиска инновационных методов и технологий обучения лиц с ОВЗ. Всё больше детей с сочетанными, сложными нарушениями развития оказываются в системе образования. У данной категории обучающихся наблюдается выраженное нарушение или недоразвитие коммуникативного взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми. Прежде чем начать коррекционную работу, педагогу необходимо установить контакт с ребёнком, наладить продуктивное общение. Логоритмика помогает решить эту задачу. Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ. Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению профессора Г.А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь». Не случайно понятие ритма вошло в название логопедической ритмики. У меня, как учителя-логопеда, сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
|
Содержательная форма представления педагогического опыта | 1 этап 1. Составление библиографии по теме самообразования. 2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросах коррекции речевых нарушений. 3. Составление плана работы с детьми и родителям. 4.Подготовка практического материала: (наглядные пособия, картотека пиктограмм, материал для занятий логоритмикой: клавесы, сквиши, масссажные мячики, шумовые инструменты, «сухой бассейн» и т.п.) 2 этап 1.Внедрение в работу подготовленного материала. - Практическое применение наработанных материалов с детьми дошкольного возраста. - Фотоотчеты о проделанных мероприятиях. - Конспекты НОД. - Промежуточная диагностика детей по данной теме. - Проведение мероприятий с родителями, согласно плана работы. - Консультации для родителей по данным темам. 3 этап - Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы. - Выступление на РМО с опытом работы. - Размещение информации по данной теме на сайте на личной странице https://nsportal.ru/prohorova-n-p - Самоанализ педагогической деятельности. - Обобщение и распространение педагогического опыта. |
Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев. | Инновационная направленность (новизна) опыта состоит в активном использовании мнемотехнических приёмов, их адаптации совместно с информационно – компьютерными технологиями. Чтобы достигнуть определенного результата, в работе используются новейшие технологии. Причем такие, которые не казались бы детям скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Основное направление коррекционной педагогики – опора на сохранные функции. Коррекция речевых нарушений с применением зрительной опоры позволяет более эффективно преодолевать нарушения слухового анализатора. |
Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта. | 1. В основе мнемотехники лежит принцип, что человеческий мозг лучше запоминает визуальные, эмоциональные и необычные образы, чем сухие факты". Эффективность мнемоники для запоминания обусловлена тем, что она учитывает особенности кратковременной и долговременной памяти. Любая информация сначала попадает в кратковременную память — это как временный «буфер», где данные держатся недолго. Но чтобы информация перешла в долговременную память и осталась надолго, её нужно хорошо «закодировать». Мнемонические приёмы как раз помогают это сделать. В своей коррекционной деятельности с применением приёмов мемотехники полагаюсь на основные принципы коррекционной педагогики:
В практике работы использую различные виды мнемотехники в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся с нарушением речи (нарушение всех основных компонентов речи, ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, трудности программирования связного высказывания, нарушение слухового внимания и ограничение понимания обращённой речи, недоразвитие психических процессов, снижение регулирующей функции речи). В ходе осуществления коррекционно-образовательной деятельности применяю различные виды мнемотехники: мнемодорожки, мнемотаблицы, схемы составления описательных рассказов, коллаж, пиктограммы, картинно-графические схемы для пересказов, рифмизация, ассоциативные ряды и т.п. 2. "Логоритмика – это радость движения, музыки и слова, объединенные в единый процесс развития ребенка." Сочетание речи с движением и ритмом – основа формирования правильной речи и коммуникативного взаимодействия. Логоритмические упражнения формируют устойчивый интерес к взаимодействию с педагогом, что является основой любого коррекционного воздействия. Инновационность метода логоритмики состоит в комплексности воздействия на все анализаторные системы ребёнка, создание положительного эмоционального взаимодействия с педагогом, установление целенаправленного деятельного общения, что является предпосылкой к формированию учебного поведения. Применение логоритмических упражнений базируется на основных принципах коррекционной педагогики:
Для значительной части детей с нарушениями ментального и речевого развития проблема формирования навыков учебной деятельности очень актуальна, в отличие от их нормально развивающихся сверстников. Для педагогов сферы коррекционного образования поиск приёмов и технологий развивающего обучения и коммуникативного взаимодействия с данной категорией обучающихся приводит к поиску эффективных методик установления целенаправленного взаимодействия. Прежде чем начать коррекционную работу, зачастую сначала нужно установить контакт с ребёнком, организовать продуктивное общение. Логоритмика стала в моей практике таким универсальным инструментом, позволяющим установить положительный эмоциональный продуктивный контакт с обучающимися с ОВЗ различной нозологии (с ТНР, с ЗПР, с РАС, с УО). |
| |
Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов. | Анализ результативности. |
Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах). | Выступления на РМО: 1. Отзыв от 24. 01. 2019 г. – обобщение опыта работы: «Как помочь детям с нарушениями речи?» в форме консультации для родителей (приёмы мнемотехники для развития связной речи). 2. Отзыв от 04. 09. 2020 г. – «Ознакомление с нормативными документами, регламентирующими деятельность логопедической службы в ДОО» (методическо-аналитическая справка) 3. Отзыв от 20. 04. 2021 г. – Показ мультфильма по стихотворению Б. Заходера «Сказочка» (автоматизация звукопроизношения, проект по мульттерапии) 4. Отзыв от 20. 05. 2021 г. – «Введение АИС ПМПК» (методическая аналитическая справка) 5. Отзыв от 25. 11. 2021 г. – Показ видеозаписи НОД в форме квест-игры «Мой родной город» (развитие лексико-грамматического строя и связной речи приёмами мнемотехники) 6. Отзыв от 28. 04. 2022 г. – мастер-класс «Постановка звука [л] (обобщение опыта работы). 7. Отзыв от 18. 05. 2023 г. – показ видеозаписи НОД по лексической теме «Зима» (заучивание стихотворения по мнемотаблице). 8. Отзыв от 13. 12. 2024 г. – «Требования к оформлению пакета сопроводительных документов для прохождения процедуры ТПМПК» (методическая аналитическая справка) 9. Отзыв от 24. 04. 2024 г. – Показ видеозаписи НОД по лексической теме «Домашние птицы» (развитие навыков связной речи с помощью приёмов мнемотехники и элементов экспериментирования). 10. Отзыв от 12. 12. 2024 г. – «Методические рекомендации для организации и проведения профилактического осмотра состояния речевого развития детей дошкольного возраста в ДОО. Маркеры речевых нарушений» (повышение профессиональных компетенций педагогов) 11. Отзыв от 28. 04. 2025 г. – Показ видеозаписи НОД по обучению грамоте «Лесное путешествие» (закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизация звукопроизношения звука [л’] с помощью мнемотехнических приёмов) Выступления на педсоветах, семинарах в ДОО: 1. Ежегодные выступления на итоговом педсовете с отчётом о проделанной работе за учебный год и по эффективности работы учителя-логопеда (аналитическая справка) 2. Педсовет № 3 от 27. 02. 2023 г. «Развитие речи и речевого общения посредством художественной литературы» - доклад «Виды художественной литературы в детском саду» (повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах обучения детей) 3. Семинар № 2 от 08. 11. 2022 г. «Развитие речи и речевого общения средствами художественной литературы» - практикумы «Виды работы по сказке в детском саду», «Методика заучивания стихотворения». 4. Семинар № 3 от 01. 12. 2022 г. «STEM образование – формула успеха дошкольного детства» - доклад «ТИКО-конструктор «Грамматика» и «Азбука» 5. Семинар № 2 от 13. 12. 2023 г. «Инновационные технологии развития речи» - доклад (ознакомление педагогов с современными технологиями речевого развития, повышение профессиональных компетенций) 6. Семинар № 1 от 21. 11. 2024 г. «Патриотическое воспитание дошкольников путём их приобщения к историческим и культурным ценностям» - доклад «Фольклор как средство приобщения к культурным традициям в детском саду» (повышение профессиональной компетентности педагогов) Мастер-классы: 1. Мастер-класс для родителей обучающихся группы компенсирующей направленности для детей с ТНР: «Обучение звуко-слоговому анализу» (повышение компетентности родительской аудитории в вопросах коррекционного обучения) 2. Мастер – класс «Мнемотехника в работе учителя-логопеда» - в рамках 3 Регионального Форума учителей-логопедов, учителей-дефектологов Челябинской области – сертификат участника от 28-29. 11. 2019 г., г. Челябинск, Областной центр диагностики и консультирования. 3. Мастер-класс для педагогов ДОО «ТИКО-конструктор «Грамматика» и «Азбука» (ознакомление педагогов с конструктором, его возможностями и вариативностью для применения в работе с дошкольниками по обучению грамоте) Открытые показы НОД: 1. НОД в форме квест-игры «Мой родной город» (обобщение и систематизация знаний детей по лексическим темам, развитие навыков связной речи) 2. НОД по развитию лексико-грамматического строя речи и заучиванию стихотворения по лексической теме: «Зима» (обобщение знаний детей по лексической теме «Зима», развитие основных компонентов речи, мнемотехника) 3. НОД по развитию лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Домашние птицы» (обобщение и обогащение словарного запаса по лексической теме, развитие лексико-грамматической стороны речи) 4. НОД по обучению грамоте «Звук и буква Я» (развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза, развитие основных компонентов речи) 5. НОД по логоритмике «Зая» по конспекту Ю. Робилко (развитие слухового восприятия, развитие темпо-ритмических компонентов речи, развитие координации движений) – отчёт по теме самообразования 6. НОД по обучению грамоте «Лесное путешествие» для (родителей обучающихся группы компенсирующей направленности для детей с ТНР) (автоматизация звукопроизношения, развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза, развитие основных компонентов речи) 7. НОД по обучению чтению (в рамках отчёта по оказанию дополнительных услуг) «Экскурсия» – ознакомление с буквой Э» (развитие навыков звукового анализа и синтеза, развитие навыков чтения). Профессиональные конкурсы: 1. 27. 02. 2021 г. Муниципальный этап всероссийского профессионального конкурса «Учитель-дефектолог» - победитель муниципального этапа – диплом победителя. 2. ноябрь 2022 г. Уральский государственный педагогический университет – Всероссийский конкурс лучших практик наставничества – участник 3. Член жюри муниципального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог» - 2020 г., 2022 г., 2023 г. 4. Член жюри 7 ежегодного дистанционного конкурса видеофрагментов – 2020 «Формирование здорового образа жизни» Окружного методического объединения педагогов коррекционных школ горнозаводской зоны Челябинской области - сертификат от 15. 05. 2020 г. |
Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях. | Публикации на личной страничке сайта: https://nsportal.ru/prohorova-n-p - Картотека подвижных игр и физминуток; - Комплексы пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастики для 2-й младшей группы д/с; - Комплексы пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастики для средней группы д/с; - Опыт работы на тему: «Обучение грамоте дошкольников с нарушениями речи» + презентация; - План-конспект дискуссии по теме: «Дистант – необходимость или неизбежность?» + презентация; - презентация «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста» - Картотека игр для развития фонематического слуха; - Конспект НОД по автоматизации звукопроизношения звука [р]; - Консультация для педагогов ДОУ «Развитие связной речи в процессе совместной и свободной деятельности в д/с»; - Мастер-класс «Постановка звука [л]» (опыт работы) + презентация; - Мастер-класс «Мнемотехника в работе учителя-логопеда» + презентация; - Презентация «Мнемотехника для развития речи»; - «Художественная литература в речевом развитии дошкольников в условиях реализации ФГОС»; - Консультация для родителей: «Что такое ТРН? Основные компоненты речи. Игры для развития связной речи»; - Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие фонематического восприятия. Подготовка к обучению грамоте»; - Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [л] и буква Л» «Лунтик в гостях у ребят» + презентация; - Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [л’] и буква Л» «Лесное путешествие» + презентация; - Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Э» «Экскурсия» + презентация; - Конспект НОД по обучению грамоте «Как звук [р] к нам попал?» - Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи «Клуб знатоков»; - Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе по лексической теме «Зима» + презнтация; - Конспект НОД (в форме квест-игры) по развитию речи в подготовительной группе «Мой родной город»; - Методическое портфолио участика конкурса «Учитель-дефектолог». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта по теме: «Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2-3 лет в соответствии с ФГОС ДО».
Обобщение опыта по теме: "Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2 - 3 лет в соответствии с ФГОС ДО"...
Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности».
Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности»....

Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности».
Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности»....



