Консультация для родителей первой младшей группы "Адаптация в детском саду"
консультация (младшая группа)

Ратиева Ольга Ивановна

Клнсультация для родителй первой младшей группы "Адаптация в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx21.16 КБ
Файл adaptatsiya.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей первой младшей группы

Адаптация детей к условиям ДОУ.

     ХОД : При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период

Адаптация в общем смысле слова подразумевает приспособление человека – физическое и психологической к новым для него условиям или среде. Смена окружения влияет на психологическое состояние человека, и дети, которые оказались в детском саду впервые – не исключение. Они вынуждены приспосабливаться.

Новое место вызывает у ребенка стресс, так как для него все незнакомо и необычно: нет рядом родителей, новый режим дня и бытовые условия. Для того, чтобы малыш привык к необычным для него обстоятельствам требуется время. По мнению экспертов, адаптация в детском саду делится на физическую и психологическую.

К физической адаптации относят:

распорядок дня;

питание;

уличные прогулки в новом месте.

Психологическая адаптация происходит в отношении:

расставания с матерью и другими окружающими близкими;

вынужденного непрерывного общения с большим количеством сверстников;

новых правил и действий, которые нужно выполнять и слушать воспитателя;

проявления самостоятельности.

На успешность адаптации в детском саду влияет множество факторов. Поэтому готовиться нужно заранее как матери, так и ребенку. При  этому следует учитывать особенности малыша и его психологическую зрелость.

Выделяют 3 степени адаптация ребенка в детском саду.

 Лёгкая адаптация

Проходит у большинства детей в течение 2-4 недель и характеризуется достаточно быстрым исчезновением негативных паттернов. Понять, что ребенок хорошо адаптируется к детскому саду можно по следующим признакам:

он легко остается в группе с другими детишками;

при общении с воспитателем выстраивает визуальный контакт;

не стесняется и не боится попросить помощи у взрослого персонала;

может первым выйти на контакт с одногруппниками;

способен самостоятельно заниматься собственными делами в течение небольшого времени;

его не травмирует новый режим дня, он спокойно ему следует;

испытывает соответствующую реакцию на одобрительные или неодобрительные высказывания воспитателя;

делится с родителями о том, как проходит его день в детском саду.

Средней тяжести

Адаптационный период в этом случае достигает 6-7 недель. В течение этого периода ребенок успевает поболеть несколько раз, выражает негативные эмоции по поводу посещения сада.

Каким должно быть развитие речи у детей дошкольного возраста

он тяжело расстается с мамой, но достаточно недолго переживает и плачет после ее ухода;

в результате может отвлечься от негативных эмоций и вовлечься в общее занятие со сверстниками;

вступает в коммуникацию с воспитателем и другими детьми;

поддается общим правилам в коллективе и соблюдает режим дня;

адекватно реагирует на замечания;

редко является инициатором конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация

Случаи тяжело проходящего процесса адаптации у ребенка встречаются нечасто, при этом такого малыша довольно легко можно определить в детской группе. Он может проявлять агрессивное поведение к окружающим в садике, или наоборот, полностью игнорировать происходящее. Период привыкания составляет от двух месяцев, а иногда и нескольких лет.

Тяжёлая адаптация

Основные признаки в поведении ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

игнорирует общение с ровесниками и персоналом детского сада;

слезы, истерики и невозможность остановиться после расставания с родителем в течение долгого времени;

отказ покинуть раздевалку и пройти в группу;

нежелание заниматься игровыми делами, принимать пищу, ложиться в кроватку;

отрешенность от происходящего или агрессия;

неадекватное поведение в адрес воспитателя при обращении последнего (плач или выражение страха).

Как подготовить ребенка к посещению ДОУ.

  Нужно заранее рассказать ребенку о том, что такое детский сад, зачем туда ходят дети. Что интересного его ждет при посещении детского сада. Например: “Детский сад -  это такой  красивый, большой дом, куда ходят дети, пока мамы и папы работают, Утром их приводят в детский сад, а вечером забирают. В нем много игрушек, добрые воспитатели, которые играют с ними, рассказывают и читают сказки. В садик ходят дети, с которыми ты будешь играть, там много разных игрушек. В садике очень интересно и весело”. Можно использовать рассказы из своей жизни, о том, как вы ходили в детский сад.

 Подготовить ребенка к расставанию с мамой. Можно оставлять ненадолго с другими родственниками. При этом подчеркивая, что мама ушла по делам и обязательно придет.

Построить режим дня, приближенный к режиму дня детского сада. Делать это надо не за несколько дней до начала посещения ДОУ., а как минимум за 1.5,  2 недели.  

 Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30. )

Рацион питания так же должен быть приближен к меню ДОУ. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно супы.

Приучение к самостоятельности – создайте условия, чтобы он мог самостоятельно одеваться и умываться. Для этого посмотрите, чтобы его одежда была удобна для самостоятельного одевания – не было много пуговиц и завязок. Кроме этого, приучайте ребенка при раздевании аккуратно складывать вещи, для этого можно поставить рядом с кроваткой стульчик, на который он будет вещать свою одежду. Также проследите, чтобы все, чем пользуется ребенок, зубная щетка, одежда, обувь, находилась так, чтобы ребенок мог самостоятельно ее достать. Стимулируйте ребенка к самостоятельности: одно одели вместе, другое он сам.

Выработка культурно-гигиенических навыков – мытье рук, вытирание рук и лица, пользование индивидуальными предметами гигиены (носовой платок, полотенце), опрятно есть.

У детей до 3-х лет только формируется умение общаться со сверстниками, совместно играть с ними, в этом возрасте взаимодействие со сверстниками идет не вместе, а рядом, параллельно. Поэтому учитывая, что ребенок, приходя в детский сад, попадает в окружение сверстников, нужно научить ребенка играть в окружении детей. Для этого посещайте детские площадки, где ребенок может играть с другими детьми, научите его совместно пользоваться игрушками.

При начале посещения ДОУ нужно обязательно рассказать воспитателю о привычках ребенка, об особенностях поведения, т. е как можно больше дать информации о ребенке. Не оставлять ребенка первые дни  больше, чем на 2-3 часа. Учтите, что дети будут уставать в ДОУ не только морально, но и физически, т.к. все это взаимосвязано – поэтому постарайтесь создать дома спокойную обстановку, чтобы ребенок мог находиться в тишине. Избегайте посещений публичных мест, большого скопления людей.

Никогда не говорите при ребенке, даже если вы просто разговариваете с кем-то, а ребенок стоит рядом о том, что ему скоро предстоит идти  в детский сад и вы очень этим обеспокоены, как он там будет один, смогут ли ему уделять внимание воспитатели и т.п.

Ни в коем случае родителям не следует делать следующих ошибок:

 1.Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

 2.Нельзя пугать детским садом («Вот будешь плохо себя  вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

 3.Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке.

 4.Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу  предстоит оставаться в садике целый день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день.

Адаптация ребенка в детском саду – непростой, но важный процесс. Обычно он длится несколько недель, но может растянуться на месяцы, зависит это от индивидуальных особенностей вашего малыша. Поэтому готовиться к переменам в жизни ребенка нужно заранее: познакомить его с правилами и распорядком дня садика, научить общаться с большим количеством людей и сформировать навыки самостоятельности в бытовых вопросах.

Не забывайте, что психологическое состояние родителей также влияет на ребенка и то, насколько уверена мама в правильности решения передается ее чаду. Помните, что в этот период ребенок становится более уязвимым и нуждается в особой заботе и внимании.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

1. Возраст ребѐнка. Труднее адаптируются к новым условиям

дети в возрасте до двух лет. После двух лет дети значительно

легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это

объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более

любознательными, у них более богатый опыт поведения в

разных условиях.

2. Состояние здоровья и уровень развития ребѐнка. Здоровый,

хорошо развитый ребѐнок легче переносит трудности

социальной адаптации.

3. Сформированность предметной и игровой

деятельности. Такого ребѐнка можно заинтересовать новой

игрушкой, занятиями.

4. Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста

по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду.

Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое

предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но

проходит несколько дней, и поведение ребѐнка меняется:

аппетит, сон восстанавливаются, ребѐнок с интересом следит за

игрой других детей. Другие, наоборот, в первый день внешне

спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя,

а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо

едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение

может продолжаться несколько недель. Эти дети нуждаются в

особой помощи воспитателя и родителей. Внешне спокойное, но

подавленное эмоциональное состояние может длиться долго и

привести к заболеванию.

5. Условия жизни в семье. Это создание режима дня в

соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями,

формирование у детей умений и навыков, а также личностных

качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и

детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.) Если ребѐнок

приходит из семьи, где не были созданы условия для его

правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно

привыкать к условиям дошкольного учреждения.

Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки,

поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более

болезненно реагируют на разлуку с ней. Всегда нелегко привыкают

к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно

опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному

вниманию, неуверенные в себе.

В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и

возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к

каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах

вхождения ребенка в условия детского сада воспитатели стремятся

получить как можно больше информации о новых детях – об их

особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии

с малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о своих детях.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей первой младшей группы

Адаптация детей к условиям ДОУ.

     ХОД : При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период

Адаптация в общем смысле слова подразумевает приспособление человека – физическое и психологической к новым для него условиям или среде. Смена окружения влияет на психологическое состояние человека, и дети, которые оказались в детском саду впервые – не исключение. Они вынуждены приспосабливаться.

Новое место вызывает у ребенка стресс, так как для него все незнакомо и необычно: нет рядом родителей, новый режим дня и бытовые условия. Для того, чтобы малыш привык к необычным для него обстоятельствам требуется время. По мнению экспертов, адаптация в детском саду делится на физическую и психологическую.

К физической адаптации относят:

распорядок дня;

питание;

уличные прогулки в новом месте.

Психологическая адаптация происходит в отношении:

расставания с матерью и другими окружающими близкими;

вынужденного непрерывного общения с большим количеством сверстников;

новых правил и действий, которые нужно выполнять и слушать воспитателя;

проявления самостоятельности.

На успешность адаптации в детском саду влияет множество факторов. Поэтому готовиться нужно заранее как матери, так и ребенку. При  этому следует учитывать особенности малыша и его психологическую зрелость.

Выделяют 3 степени адаптация ребенка в детском саду.

 Лёгкая адаптация

Проходит у большинства детей в течение 2-4 недель и характеризуется достаточно быстрым исчезновением негативных паттернов. Понять, что ребенок хорошо адаптируется к детскому саду можно по следующим признакам:

он легко остается в группе с другими детишками;

при общении с воспитателем выстраивает визуальный контакт;

не стесняется и не боится попросить помощи у взрослого персонала;

может первым выйти на контакт с одногруппниками;

способен самостоятельно заниматься собственными делами в течение небольшого времени;

его не травмирует новый режим дня, он спокойно ему следует;

испытывает соответствующую реакцию на одобрительные или неодобрительные высказывания воспитателя;

делится с родителями о том, как проходит его день в детском саду.

Средней тяжести

Адаптационный период в этом случае достигает 6-7 недель. В течение этого периода ребенок успевает поболеть несколько раз, выражает негативные эмоции по поводу посещения сада.

Каким должно быть развитие речи у детей дошкольного возраста

он тяжело расстается с мамой, но достаточно недолго переживает и плачет после ее ухода;

в результате может отвлечься от негативных эмоций и вовлечься в общее занятие со сверстниками;

вступает в коммуникацию с воспитателем и другими детьми;

поддается общим правилам в коллективе и соблюдает режим дня;

адекватно реагирует на замечания;

редко является инициатором конфликтных ситуаций.

Тяжёлая адаптация

Случаи тяжело проходящего процесса адаптации у ребенка встречаются нечасто, при этом такого малыша довольно легко можно определить в детской группе. Он может проявлять агрессивное поведение к окружающим в садике, или наоборот, полностью игнорировать происходящее. Период привыкания составляет от двух месяцев, а иногда и нескольких лет.

Тяжёлая адаптация

Основные признаки в поведении ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:

игнорирует общение с ровесниками и персоналом детского сада;

слезы, истерики и невозможность остановиться после расставания с родителем в течение долгого времени;

отказ покинуть раздевалку и пройти в группу;

нежелание заниматься игровыми делами, принимать пищу, ложиться в кроватку;

отрешенность от происходящего или агрессия;

неадекватное поведение в адрес воспитателя при обращении последнего (плач или выражение страха).

Как подготовить ребенка к посещению ДОУ.

  Нужно заранее рассказать ребенку о том, что такое детский сад, зачем туда ходят дети. Что интересного его ждет при посещении детского сада. Например: “Детский сад -  это такой  красивый, большой дом, куда ходят дети, пока мамы и папы работают, Утром их приводят в детский сад, а вечером забирают. В нем много игрушек, добрые воспитатели, которые играют с ними, рассказывают и читают сказки. В садик ходят дети, с которыми ты будешь играть, там много разных игрушек. В садике очень интересно и весело”. Можно использовать рассказы из своей жизни, о том, как вы ходили в детский сад.

 Подготовить ребенка к расставанию с мамой. Можно оставлять ненадолго с другими родственниками. При этом подчеркивая, что мама ушла по делам и обязательно придет.

Построить режим дня, приближенный к режиму дня детского сада. Делать это надо не за несколько дней до начала посещения ДОУ., а как минимум за 1.5,  2 недели.  

 Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30. )

Рацион питания так же должен быть приближен к меню ДОУ. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно супы.

Приучение к самостоятельности – создайте условия, чтобы он мог самостоятельно одеваться и умываться. Для этого посмотрите, чтобы его одежда была удобна для самостоятельного одевания – не было много пуговиц и завязок. Кроме этого, приучайте ребенка при раздевании аккуратно складывать вещи, для этого можно поставить рядом с кроваткой стульчик, на который он будет вещать свою одежду. Также проследите, чтобы все, чем пользуется ребенок, зубная щетка, одежда, обувь, находилась так, чтобы ребенок мог самостоятельно ее достать. Стимулируйте ребенка к самостоятельности: одно одели вместе, другое он сам.

Выработка культурно-гигиенических навыков – мытье рук, вытирание рук и лица, пользование индивидуальными предметами гигиены (носовой платок, полотенце), опрятно есть.

У детей до 3-х лет только формируется умение общаться со сверстниками, совместно играть с ними, в этом возрасте взаимодействие со сверстниками идет не вместе, а рядом, параллельно. Поэтому учитывая, что ребенок, приходя в детский сад, попадает в окружение сверстников, нужно научить ребенка играть в окружении детей. Для этого посещайте детские площадки, где ребенок может играть с другими детьми, научите его совместно пользоваться игрушками.

При начале посещения ДОУ нужно обязательно рассказать воспитателю о привычках ребенка, об особенностях поведения, т. е как можно больше дать информации о ребенке. Не оставлять ребенка первые дни  больше, чем на 2-3 часа. Учтите, что дети будут уставать в ДОУ не только морально, но и физически, т.к. все это взаимосвязано – поэтому постарайтесь создать дома спокойную обстановку, чтобы ребенок мог находиться в тишине. Избегайте посещений публичных мест, большого скопления людей.

Никогда не говорите при ребенке, даже если вы просто разговариваете с кем-то, а ребенок стоит рядом о том, что ему скоро предстоит идти  в детский сад и вы очень этим обеспокоены, как он там будет один, смогут ли ему уделять внимание воспитатели и т.п.

Ни в коем случае родителям не следует делать следующих ошибок:

 1.Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

 2.Нельзя пугать детским садом («Вот будешь плохо себя  вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

 3.Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке.

 4.Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу  предстоит оставаться в садике целый день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день.

Адаптация ребенка в детском саду – непростой, но важный процесс. Обычно он длится несколько недель, но может растянуться на месяцы, зависит это от индивидуальных особенностей вашего малыша. Поэтому готовиться к переменам в жизни ребенка нужно заранее: познакомить его с правилами и распорядком дня садика, научить общаться с большим количеством людей и сформировать навыки самостоятельности в бытовых вопросах.

Не забывайте, что психологическое состояние родителей также влияет на ребенка и то, насколько уверена мама в правильности решения передается ее чаду. Помните, что в этот период ребенок становится более уязвимым и нуждается в особой заботе и внимании.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода

1. Возраст ребѐнка. Труднее адаптируются к новым условиям

дети в возрасте до двух лет. После двух лет дети значительно

легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это

объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более

любознательными, у них более богатый опыт поведения в

разных условиях.

2. Состояние здоровья и уровень развития ребѐнка. Здоровый,

хорошо развитый ребѐнок легче переносит трудности

социальной адаптации.

3. Сформированность предметной и игровой

деятельности. Такого ребѐнка можно заинтересовать новой

игрушкой, занятиями.

4. Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста

по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду.

Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое

предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но

проходит несколько дней, и поведение ребѐнка меняется:

аппетит, сон восстанавливаются, ребѐнок с интересом следит за

игрой других детей. Другие, наоборот, в первый день внешне

спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя,

а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо

едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение

может продолжаться несколько недель. Эти дети нуждаются в

особой помощи воспитателя и родителей. Внешне спокойное, но

подавленное эмоциональное состояние может длиться долго и

привести к заболеванию.

5. Условия жизни в семье. Это создание режима дня в

соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями,

формирование у детей умений и навыков, а также личностных

качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и

детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.) Если ребѐнок

приходит из семьи, где не были созданы условия для его

правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно

привыкать к условиям дошкольного учреждения.

Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки,

поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более

болезненно реагируют на разлуку с ней. Всегда нелегко привыкают

к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно

опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному

вниманию, неуверенные в себе.

В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и

возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к

каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах

вхождения ребенка в условия детского сада воспитатели стремятся

получить как можно больше информации о новых детях – об их

особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии

с малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о своих детях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовое планирование бесед и консультаций для родителей первой младшей группы детского сада

В моей презентации педагоги найдут годовое планирование работы с родителями, а именно,беседы и консультации по месяцам, котрые сопровождаются занимательными картинками...

Консультация для родителей "Первые дни в детском саду"

Как подготовить детей к детскому саду? Как пережить первое расставание с ребёнком? Что такое адаптация?...

Консультация для родителей в младшей группе детского сада Тема: Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет.

В мире ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый. От него зависит появление у малыша ощущения защищенности или тревоги, тепла или покинутости, радости или уныния. Дети во многом не...

Консультация для родителей в младшей группе детского сада. Тема: «Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет»

В мире ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый. От него зависит появление у малыша ощущения защищенности или тревоги, тепла или покинутости, радости или уныния. Дети во многом не...

Консультация для родителей "Первые дни в детском саду"

Консультация  для  родителей  по  адаптации  ребенка  к детскому  саду,  наиболее  часто  встречающиеся  трудности и вопросы....

Перспективный план работы с родителями первой младшей группы детского сада.

Перспективное планирование по работе с родителями в первой младшей группе детского сада....