Консультация для родителей первой младшей группы "Адаптация в детском саду"
консультация (младшая группа)
Клнсультация для родителй первой младшей группы "Адаптация в детском саду"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.16 КБ | |
| 21.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей первой младшей группы
Адаптация детей к условиям ДОУ.
ХОД : При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период
Адаптация в общем смысле слова подразумевает приспособление человека – физическое и психологической к новым для него условиям или среде. Смена окружения влияет на психологическое состояние человека, и дети, которые оказались в детском саду впервые – не исключение. Они вынуждены приспосабливаться.
Новое место вызывает у ребенка стресс, так как для него все незнакомо и необычно: нет рядом родителей, новый режим дня и бытовые условия. Для того, чтобы малыш привык к необычным для него обстоятельствам требуется время. По мнению экспертов, адаптация в детском саду делится на физическую и психологическую.
К физической адаптации относят:
распорядок дня;
питание;
уличные прогулки в новом месте.
Психологическая адаптация происходит в отношении:
расставания с матерью и другими окружающими близкими;
вынужденного непрерывного общения с большим количеством сверстников;
новых правил и действий, которые нужно выполнять и слушать воспитателя;
проявления самостоятельности.
На успешность адаптации в детском саду влияет множество факторов. Поэтому готовиться нужно заранее как матери, так и ребенку. При этому следует учитывать особенности малыша и его психологическую зрелость.
Выделяют 3 степени адаптация ребенка в детском саду.
Лёгкая адаптация
Проходит у большинства детей в течение 2-4 недель и характеризуется достаточно быстрым исчезновением негативных паттернов. Понять, что ребенок хорошо адаптируется к детскому саду можно по следующим признакам:
он легко остается в группе с другими детишками;
при общении с воспитателем выстраивает визуальный контакт;
не стесняется и не боится попросить помощи у взрослого персонала;
может первым выйти на контакт с одногруппниками;
способен самостоятельно заниматься собственными делами в течение небольшого времени;
его не травмирует новый режим дня, он спокойно ему следует;
испытывает соответствующую реакцию на одобрительные или неодобрительные высказывания воспитателя;
делится с родителями о том, как проходит его день в детском саду.
Средней тяжести
Адаптационный период в этом случае достигает 6-7 недель. В течение этого периода ребенок успевает поболеть несколько раз, выражает негативные эмоции по поводу посещения сада.
Каким должно быть развитие речи у детей дошкольного возраста
он тяжело расстается с мамой, но достаточно недолго переживает и плачет после ее ухода;
в результате может отвлечься от негативных эмоций и вовлечься в общее занятие со сверстниками;
вступает в коммуникацию с воспитателем и другими детьми;
поддается общим правилам в коллективе и соблюдает режим дня;
адекватно реагирует на замечания;
редко является инициатором конфликтных ситуаций.
Тяжёлая адаптация
Случаи тяжело проходящего процесса адаптации у ребенка встречаются нечасто, при этом такого малыша довольно легко можно определить в детской группе. Он может проявлять агрессивное поведение к окружающим в садике, или наоборот, полностью игнорировать происходящее. Период привыкания составляет от двух месяцев, а иногда и нескольких лет.
Тяжёлая адаптация
Основные признаки в поведении ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:
игнорирует общение с ровесниками и персоналом детского сада;
слезы, истерики и невозможность остановиться после расставания с родителем в течение долгого времени;
отказ покинуть раздевалку и пройти в группу;
нежелание заниматься игровыми делами, принимать пищу, ложиться в кроватку;
отрешенность от происходящего или агрессия;
неадекватное поведение в адрес воспитателя при обращении последнего (плач или выражение страха).
Как подготовить ребенка к посещению ДОУ.
Нужно заранее рассказать ребенку о том, что такое детский сад, зачем туда ходят дети. Что интересного его ждет при посещении детского сада. Например: “Детский сад - это такой красивый, большой дом, куда ходят дети, пока мамы и папы работают, Утром их приводят в детский сад, а вечером забирают. В нем много игрушек, добрые воспитатели, которые играют с ними, рассказывают и читают сказки. В садик ходят дети, с которыми ты будешь играть, там много разных игрушек. В садике очень интересно и весело”. Можно использовать рассказы из своей жизни, о том, как вы ходили в детский сад.
Подготовить ребенка к расставанию с мамой. Можно оставлять ненадолго с другими родственниками. При этом подчеркивая, что мама ушла по делам и обязательно придет.
Построить режим дня, приближенный к режиму дня детского сада. Делать это надо не за несколько дней до начала посещения ДОУ., а как минимум за 1.5, 2 недели.
Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30. )
Рацион питания так же должен быть приближен к меню ДОУ. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно супы.
Приучение к самостоятельности – создайте условия, чтобы он мог самостоятельно одеваться и умываться. Для этого посмотрите, чтобы его одежда была удобна для самостоятельного одевания – не было много пуговиц и завязок. Кроме этого, приучайте ребенка при раздевании аккуратно складывать вещи, для этого можно поставить рядом с кроваткой стульчик, на который он будет вещать свою одежду. Также проследите, чтобы все, чем пользуется ребенок, зубная щетка, одежда, обувь, находилась так, чтобы ребенок мог самостоятельно ее достать. Стимулируйте ребенка к самостоятельности: одно одели вместе, другое он сам.
Выработка культурно-гигиенических навыков – мытье рук, вытирание рук и лица, пользование индивидуальными предметами гигиены (носовой платок, полотенце), опрятно есть.
У детей до 3-х лет только формируется умение общаться со сверстниками, совместно играть с ними, в этом возрасте взаимодействие со сверстниками идет не вместе, а рядом, параллельно. Поэтому учитывая, что ребенок, приходя в детский сад, попадает в окружение сверстников, нужно научить ребенка играть в окружении детей. Для этого посещайте детские площадки, где ребенок может играть с другими детьми, научите его совместно пользоваться игрушками.
При начале посещения ДОУ нужно обязательно рассказать воспитателю о привычках ребенка, об особенностях поведения, т. е как можно больше дать информации о ребенке. Не оставлять ребенка первые дни больше, чем на 2-3 часа. Учтите, что дети будут уставать в ДОУ не только морально, но и физически, т.к. все это взаимосвязано – поэтому постарайтесь создать дома спокойную обстановку, чтобы ребенок мог находиться в тишине. Избегайте посещений публичных мест, большого скопления людей.
Никогда не говорите при ребенке, даже если вы просто разговариваете с кем-то, а ребенок стоит рядом о том, что ему скоро предстоит идти в детский сад и вы очень этим обеспокоены, как он там будет один, смогут ли ему уделять внимание воспитатели и т.п.
Ни в коем случае родителям не следует делать следующих ошибок:
1.Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
2.Нельзя пугать детским садом («Вот будешь плохо себя вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
3.Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке.
4.Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу предстоит оставаться в садике целый день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день.
Адаптация ребенка в детском саду – непростой, но важный процесс. Обычно он длится несколько недель, но может растянуться на месяцы, зависит это от индивидуальных особенностей вашего малыша. Поэтому готовиться к переменам в жизни ребенка нужно заранее: познакомить его с правилами и распорядком дня садика, научить общаться с большим количеством людей и сформировать навыки самостоятельности в бытовых вопросах.
Не забывайте, что психологическое состояние родителей также влияет на ребенка и то, насколько уверена мама в правильности решения передается ее чаду. Помните, что в этот период ребенок становится более уязвимым и нуждается в особой заботе и внимании.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода
1. Возраст ребѐнка. Труднее адаптируются к новым условиям
дети в возрасте до двух лет. После двух лет дети значительно
легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это
объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более
любознательными, у них более богатый опыт поведения в
разных условиях.
2. Состояние здоровья и уровень развития ребѐнка. Здоровый,
хорошо развитый ребѐнок легче переносит трудности
социальной адаптации.
3. Сформированность предметной и игровой
деятельности. Такого ребѐнка можно заинтересовать новой
игрушкой, занятиями.
4. Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста
по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду.
Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое
предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но
проходит несколько дней, и поведение ребѐнка меняется:
аппетит, сон восстанавливаются, ребѐнок с интересом следит за
игрой других детей. Другие, наоборот, в первый день внешне
спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя,
а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо
едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение
может продолжаться несколько недель. Эти дети нуждаются в
особой помощи воспитателя и родителей. Внешне спокойное, но
подавленное эмоциональное состояние может длиться долго и
привести к заболеванию.
5. Условия жизни в семье. Это создание режима дня в
соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями,
формирование у детей умений и навыков, а также личностных
качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и
детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.) Если ребѐнок
приходит из семьи, где не были созданы условия для его
правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно
привыкать к условиям дошкольного учреждения.
Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки,
поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более
болезненно реагируют на разлуку с ней. Всегда нелегко привыкают
к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно
опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному
вниманию, неуверенные в себе.
В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и
возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к
каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах
вхождения ребенка в условия детского сада воспитатели стремятся
получить как можно больше информации о новых детях – об их
особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии
с малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о своих детях.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей первой младшей группы
Адаптация детей к условиям ДОУ.
ХОД : При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период
Адаптация в общем смысле слова подразумевает приспособление человека – физическое и психологической к новым для него условиям или среде. Смена окружения влияет на психологическое состояние человека, и дети, которые оказались в детском саду впервые – не исключение. Они вынуждены приспосабливаться.
Новое место вызывает у ребенка стресс, так как для него все незнакомо и необычно: нет рядом родителей, новый режим дня и бытовые условия. Для того, чтобы малыш привык к необычным для него обстоятельствам требуется время. По мнению экспертов, адаптация в детском саду делится на физическую и психологическую.
К физической адаптации относят:
распорядок дня;
питание;
уличные прогулки в новом месте.
Психологическая адаптация происходит в отношении:
расставания с матерью и другими окружающими близкими;
вынужденного непрерывного общения с большим количеством сверстников;
новых правил и действий, которые нужно выполнять и слушать воспитателя;
проявления самостоятельности.
На успешность адаптации в детском саду влияет множество факторов. Поэтому готовиться нужно заранее как матери, так и ребенку. При этому следует учитывать особенности малыша и его психологическую зрелость.
Выделяют 3 степени адаптация ребенка в детском саду.
Лёгкая адаптация
Проходит у большинства детей в течение 2-4 недель и характеризуется достаточно быстрым исчезновением негативных паттернов. Понять, что ребенок хорошо адаптируется к детскому саду можно по следующим признакам:
он легко остается в группе с другими детишками;
при общении с воспитателем выстраивает визуальный контакт;
не стесняется и не боится попросить помощи у взрослого персонала;
может первым выйти на контакт с одногруппниками;
способен самостоятельно заниматься собственными делами в течение небольшого времени;
его не травмирует новый режим дня, он спокойно ему следует;
испытывает соответствующую реакцию на одобрительные или неодобрительные высказывания воспитателя;
делится с родителями о том, как проходит его день в детском саду.
Средней тяжести
Адаптационный период в этом случае достигает 6-7 недель. В течение этого периода ребенок успевает поболеть несколько раз, выражает негативные эмоции по поводу посещения сада.
Каким должно быть развитие речи у детей дошкольного возраста
он тяжело расстается с мамой, но достаточно недолго переживает и плачет после ее ухода;
в результате может отвлечься от негативных эмоций и вовлечься в общее занятие со сверстниками;
вступает в коммуникацию с воспитателем и другими детьми;
поддается общим правилам в коллективе и соблюдает режим дня;
адекватно реагирует на замечания;
редко является инициатором конфликтных ситуаций.
Тяжёлая адаптация
Случаи тяжело проходящего процесса адаптации у ребенка встречаются нечасто, при этом такого малыша довольно легко можно определить в детской группе. Он может проявлять агрессивное поведение к окружающим в садике, или наоборот, полностью игнорировать происходящее. Период привыкания составляет от двух месяцев, а иногда и нескольких лет.
Тяжёлая адаптация
Основные признаки в поведении ребёнка с тяжёлой степенью адаптации:
игнорирует общение с ровесниками и персоналом детского сада;
слезы, истерики и невозможность остановиться после расставания с родителем в течение долгого времени;
отказ покинуть раздевалку и пройти в группу;
нежелание заниматься игровыми делами, принимать пищу, ложиться в кроватку;
отрешенность от происходящего или агрессия;
неадекватное поведение в адрес воспитателя при обращении последнего (плач или выражение страха).
Как подготовить ребенка к посещению ДОУ.
Нужно заранее рассказать ребенку о том, что такое детский сад, зачем туда ходят дети. Что интересного его ждет при посещении детского сада. Например: “Детский сад - это такой красивый, большой дом, куда ходят дети, пока мамы и папы работают, Утром их приводят в детский сад, а вечером забирают. В нем много игрушек, добрые воспитатели, которые играют с ними, рассказывают и читают сказки. В садик ходят дети, с которыми ты будешь играть, там много разных игрушек. В садике очень интересно и весело”. Можно использовать рассказы из своей жизни, о том, как вы ходили в детский сад.
Подготовить ребенка к расставанию с мамой. Можно оставлять ненадолго с другими родственниками. При этом подчеркивая, что мама ушла по делам и обязательно придет.
Построить режим дня, приближенный к режиму дня детского сада. Делать это надо не за несколько дней до начала посещения ДОУ., а как минимум за 1.5, 2 недели.
Для того чтобы легко встать утром, лучше лечь не позже 20:30. )
Рацион питания так же должен быть приближен к меню ДОУ. Если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. Основу рациона составляют каши, творожные запеканки и сырники, омлет, различные котлеты (мясные, куриные и рыбные), тушеные овощи и, конечно супы.
Приучение к самостоятельности – создайте условия, чтобы он мог самостоятельно одеваться и умываться. Для этого посмотрите, чтобы его одежда была удобна для самостоятельного одевания – не было много пуговиц и завязок. Кроме этого, приучайте ребенка при раздевании аккуратно складывать вещи, для этого можно поставить рядом с кроваткой стульчик, на который он будет вещать свою одежду. Также проследите, чтобы все, чем пользуется ребенок, зубная щетка, одежда, обувь, находилась так, чтобы ребенок мог самостоятельно ее достать. Стимулируйте ребенка к самостоятельности: одно одели вместе, другое он сам.
Выработка культурно-гигиенических навыков – мытье рук, вытирание рук и лица, пользование индивидуальными предметами гигиены (носовой платок, полотенце), опрятно есть.
У детей до 3-х лет только формируется умение общаться со сверстниками, совместно играть с ними, в этом возрасте взаимодействие со сверстниками идет не вместе, а рядом, параллельно. Поэтому учитывая, что ребенок, приходя в детский сад, попадает в окружение сверстников, нужно научить ребенка играть в окружении детей. Для этого посещайте детские площадки, где ребенок может играть с другими детьми, научите его совместно пользоваться игрушками.
При начале посещения ДОУ нужно обязательно рассказать воспитателю о привычках ребенка, об особенностях поведения, т. е как можно больше дать информации о ребенке. Не оставлять ребенка первые дни больше, чем на 2-3 часа. Учтите, что дети будут уставать в ДОУ не только морально, но и физически, т.к. все это взаимосвязано – поэтому постарайтесь создать дома спокойную обстановку, чтобы ребенок мог находиться в тишине. Избегайте посещений публичных мест, большого скопления людей.
Никогда не говорите при ребенке, даже если вы просто разговариваете с кем-то, а ребенок стоит рядом о том, что ему скоро предстоит идти в детский сад и вы очень этим обеспокоены, как он там будет один, смогут ли ему уделять внимание воспитатели и т.п.
Ни в коем случае родителям не следует делать следующих ошибок:
1.Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад. Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.
2.Нельзя пугать детским садом («Вот будешь плохо себя вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
3.Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке.
4.Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу предстоит оставаться в садике целый день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день.
Адаптация ребенка в детском саду – непростой, но важный процесс. Обычно он длится несколько недель, но может растянуться на месяцы, зависит это от индивидуальных особенностей вашего малыша. Поэтому готовиться к переменам в жизни ребенка нужно заранее: познакомить его с правилами и распорядком дня садика, научить общаться с большим количеством людей и сформировать навыки самостоятельности в бытовых вопросах.
Не забывайте, что психологическое состояние родителей также влияет на ребенка и то, насколько уверена мама в правильности решения передается ее чаду. Помните, что в этот период ребенок становится более уязвимым и нуждается в особой заботе и внимании.
Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода
1. Возраст ребѐнка. Труднее адаптируются к новым условиям
дети в возрасте до двух лет. После двух лет дети значительно
легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это
объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более
любознательными, у них более богатый опыт поведения в
разных условиях.
2. Состояние здоровья и уровень развития ребѐнка. Здоровый,
хорошо развитый ребѐнок легче переносит трудности
социальной адаптации.
3. Сформированность предметной и игровой
деятельности. Такого ребѐнка можно заинтересовать новой
игрушкой, занятиями.
4. Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста
по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду.
Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое
предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но
проходит несколько дней, и поведение ребѐнка меняется:
аппетит, сон восстанавливаются, ребѐнок с интересом следит за
игрой других детей. Другие, наоборот, в первый день внешне
спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя,
а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо
едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение
может продолжаться несколько недель. Эти дети нуждаются в
особой помощи воспитателя и родителей. Внешне спокойное, но
подавленное эмоциональное состояние может длиться долго и
привести к заболеванию.
5. Условия жизни в семье. Это создание режима дня в
соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями,
формирование у детей умений и навыков, а также личностных
качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и
детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.) Если ребѐнок
приходит из семьи, где не были созданы условия для его
правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно
привыкать к условиям дошкольного учреждения.
Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки,
поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более
болезненно реагируют на разлуку с ней. Всегда нелегко привыкают
к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно
опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному
вниманию, неуверенные в себе.
В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и
возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к
каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах
вхождения ребенка в условия детского сада воспитатели стремятся
получить как можно больше информации о новых детях – об их
особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии
с малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о своих детях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовое планирование бесед и консультаций для родителей первой младшей группы детского сада
В моей презентации педагоги найдут годовое планирование работы с родителями, а именно,беседы и консультации по месяцам, котрые сопровождаются занимательными картинками...

Консультация для родителей "Первые дни в детском саду"
Как подготовить детей к детскому саду? Как пережить первое расставание с ребёнком? Что такое адаптация?...

Консультация для родителей в младшей группе детского сада Тема: Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет.
В мире ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый. От него зависит появление у малыша ощущения защищенности или тревоги, тепла или покинутости, радости или уныния. Дети во многом не...
Консультация для родителей в младшей группе детского сада. Тема: «Роль взрослых в жизни ребёнка 2-3 лет»
В мире ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый. От него зависит появление у малыша ощущения защищенности или тревоги, тепла или покинутости, радости или уныния. Дети во многом не...

Консультация для родителей "Первые дни в детском саду"
Консультация для родителей по адаптации ребенка к детскому саду, наиболее часто встречающиеся трудности и вопросы....
Перспективный план работы с родителями первой младшей группы детского сада.
Перспективное планирование по работе с родителями в первой младшей группе детского сада....
