Консультация для воспитателей детского сада на тему: «Формирование математических навыков через дидактические игры в условиях реализации ФГОС ДО»
учебно-методический материал (старшая группа)

Атаева Зоя Андреевна

Математика – не просто школьный предмет, а мощный инструмент развития личности. Она стимулирует память, речь, воображение и эмоциональную сферу, воспитывает настойчивость, терпение, творческий потенциал. Раннее знакомство с математикой, начиная с дошкольного возраста, закладывает фундамент для формирования и совершенствования интеллекта: развивает логическое мышление, умение рассуждать и принимать решения, формирует гибкость ума, сообразительность и способность к творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №10 города Сим Ашинского района





Консультация для воспитателей детского сада на тему:
«Формирование математических навыков через дидактические игры в условиях реализации ФГОС ДО»

Составила:

Воспитатель: Атаева Зоя Андреевна
МКДОУ №10 г. Сим

Квалификационная категория – 1

                                                               Педагогический стаж – 30 лет


2025

Введение

Математика – не просто школьный предмет, а мощный инструмент развития личности. Она стимулирует память, речь, воображение и эмоциональную сферу, воспитывает настойчивость, терпение, творческий потенциал. Раннее знакомство с математикой, начиная с дошкольного возраста, закладывает фундамент для формирования и совершенствования интеллекта: развивает логическое мышление, умение рассуждать и принимать решения, формирует гибкость ума, сообразительность и способность к творчеству.

В своей работе я опираюсь на проверенные временем методики, используя идеи и рекомендации ведущих авторов в области дошкольной математики: Т.И. Ерофеевой, З.А. Михайловой, Т.М. Бондаренко, И.А. Помораевой и В.А. Позиной.

Учитывая ведущую роль игры в жизни дошкольников, я пришла к выводу, что наиболее эффективно формировать элементарные математические представления (ФЭМП) именно через увлекательную игровую деятельность. Дидактические игры, занимательные упражнения и задачи – вот ключевые инструменты, которые я использую.

Анализ результатов диагностики выявил, что у некоторых детей наблюдается недостаточный уровень усвоения элементарных математических представлений. Осознавая необходимость повышения эффективности обучения, я сделала акцент на создании максимально интересной для детей образовательной среды. Помня о том, что игра – это ведущий вид деятельности дошкольников, я разработала систему работы, основанную на широком использовании дидактических игр и упражнений. В рамках самообразования мною была глубоко изучена тема «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр».

Система работы и роль игры:

"Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития" - эта цитата полностью отражает мой подход. Именно игра, сочетающая в себе элементы обучения, способна зажечь огонек любознательности и способствовать всестороннему развитию ребенка.

Дидактическая игра – это целенаправленная, творческая деятельность, в процессе которой дошкольники познают мир, расширяют свои знания, учатся оперировать понятиями количества, величины, геометрических форм, а также ориентироваться в пространстве и времени.

Цели:

Развитие памяти, внимания, воображения и логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр математического содержания.

Задачи:

1. Создание условий для развития у детей памяти, внимания, воображения и логического мышления посредством дидактических игр математического содержания.

2. Разработка и систематизация подборки дидактических игр, направленных на формирование математических представлений у дошкольников.

Я придаю большое значение дидактическим играм в процессе ФЭМП. Руководствуясь этим, я разработала перспективный план работы, основанный на использовании дидактических игр, позволяющий эффективно достигать поставленных целей.

Образовательно - воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей выстраиваю с учётом следующих принципов:

1) Доступность - соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

2) Непрерывность - на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.

3) Целостность-формирование у дошкольников целостного представления о математике.

4) Научность.

5) Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Для развития познавательных способностей и формирования элементарных математических представлений у дошкольников активно применяю на практике следующие методы и приемы через систему дидактических игр:

  • Практическое манипулирование и преобразование объектов для сравнения величин:

Суть: Дети непосредственно действуют с материалами, изменяя их для наглядного сравнения свойств (длины, количества).

Пример (Игра "Чей путь длиннее?"): Дети разрезают нитки разной длины на части, составляют из них "дорожки", раскладывают их согласно заданию (например, сделать синюю дорожку длиннее красной) и фиксируют результат путем подсчета частей ("Синяя – 6 частей, красная – 4"). Этот прием превращает абстрактное понятие "длина" и "сравнение" в осязаемый опыт.

  • Поиск и идентификация математических форм в окружающей среде:

Суть: Развитие умения узнавать геометрические формы (круг, квадрат, треугольник) в реальных предметах пространства группы.

Пример (Игра "Геометрическая охота"): Дети ищут в группе предметы, соответствующие заданной форме на карточке (например, "треугольник – крыша домика в конструкторе, квадрат – окно, круг – часы") и фиксируют свои находки на схеме. Этот прием связывает абстрактные геометрические понятия с реальным миром.

  • Игровое закрепление арифметических действий через сопоставление:

Суть: Применение счета и состава числа в игровых условиях, требующих соотнесения числового значения и его представления.

Пример (Игра "Математическое домино"): Дети выкладывают самодельные карточки домино по очереди, сопоставляя значение примера на одной карточке (например, "3+2") с числом на соседней карточке ("5"). Этот прием закрепляет состав числа и простейшие операции сложения в пределах 10 в активной игровой форме.

Заключение

Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста способствует развитию познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников, что является одним из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей детского сада на тему "Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности".

Данный материал поможет воспитателям детских садов  организовать работу с детьми младшего дошкольного возраста по формированию познавательного интереса. В данной публикации описаны психологически...

МАСТЕР - КЛАСС «Вместе весело играть» (ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

МАСТЕР - КЛАСС «Вместе весело играть»  (ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТ...

План по самообразованию воспитателя детского сада на тему "Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФГОС"

План по самообразованию на тему "Формирование патриотических чувств у дошкольников в условиях реализации ФГОС"...

Дневник самообразования учителя-дефектолога. «Формирование математических способностей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО у детей с ОВЗ (с умственной отсталостью)»

ДНЕВНИК САМООБРАЗОВАНИЯУЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГАПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7ЛЕТ) с умственной отсталостью«Формирование математических способностей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС...

Конспект открытого занятия в средней группе по теме “Формирование математических представлений через дидактические игры”.

Открытое занятие в средней группе по теме “Формирование математических представлений через дидактические игры”....