Мастер-класс «Экологические игры для дошкольников»
методическая разработка

Шаргаровская Виорика Васильевна

мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Экологические игры для дошкольников»

Цель: дать участникам мастер-класса представления о практическом использовании дидактических игр по экологии.

Задачи:

-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;

-распространение педагогического опыта.

Практическая значимость:

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экологическое воспитание. Педагог, использующий дидактические пособия и игры в своей работе, найдет для себя что-то новое.

Оборудование: дидактические пособия и игры по экологии, магнитная доска.

Ход мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим с вами об экологии и дидактических играх.

Я мастер-класс сегодня покажу

И про свою работу расскажу.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Способность «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Научиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте. Развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Именно в процессе дидактической игры у ребенка активно происходит психическое развитие: развивается воля, внимание, мышление, речь.

Дидактическая игра имеет две цели.

Одна- обучающая, которую преследует взрослый, а другая- игровая, ради которой действует ребенок.

В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенных ситуациях или с определенными предметами.

Многие пособия являются многофункциональными, и использовать их можно для закрепления представлений в разных образовательных областях.

Я предлагаю несколько игр, которые использую в своей работе. В эти игры дети могут играть как с педагогом, так и самостоятельно.

Игра: «Экологический патруль»

Цель игры: формировать представления о правилах поведения в природе, развивать внимание, наблюдательность и умение действовать сообща.

Подбери карточку, показывающую нарушение правила поведения в лесу (ответ: ребёнок ломает ветки дерева).

Что бы сделал настоящий защитник природы, увидев сломанные деревья?

Найдите способ сделать реку чище.

Как мы можем заботиться о птицах зимой?

Дидактическая игра «От какого дерева шишка?»

Цель: закрепление способности соотносить вид дерева и плод (ель, сосна, дуб, каштан).

На столе лежат картинки с изображение ели, сосны, дуба, каштана. И коробка, в которой лежат желуди, каштаны, шишки. Дети должны правильно распределить плоды с деревьями.

Блиц – конкурс с коллегами.

Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

- Уж на дороге греется – (перед дождем).

- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге)

- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

- Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).

- Ворона кричит зимой – (к метели).

- Лягушки квакают – (к дождю).

- Воробьи в пыли купаются – (к дождю).

- Около луны звезда народилась – (к потеплению).

Дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Цель: Формирование способности детей соотносить изображение животных с их местом обитания.

Дидактический материал: Карточки с изображением животных и два игровых поля с изображением леса и деревни.

Дидактическая игра «Что растёт в саду?».

Она направлена на ознакомление малышей с миром растений, расширение их представлений о природе и развитии начальных экологических понятий.

Цель игры: Закреплять знания детей о садовых культурах, овощах, ягодах и цветах, воспитывать любовь и уважение к природе, развивать речь и коммуникативные способности.

Ход игры:

Ведущий показывает детям большую картинку сада или огорода. Затем раздаёт каждому игроку одну-две маленькие карточки с фруктами, овощами или цветами.

Дети встают в круг вместе с ведущим. Начинается рассказ истории: «Мы идём гулять в наш красивый сад...».

Каждый ход ведущий называет какой-то предмет из набора карточек (например, яблоко). Тот малыш, у кого есть такая карточка, поднимает руку и громко произносит своё слово, а затем кладёт карточку на доску.

Далее задаётся простой вопрос: «Где растет яблоко?». Малыш отвечает правильно: «Яблоко растет на дереве!» Остальные участники хором повторяют правильный ответ, закрепляя знание.

По мере заполнения доски постепенно складываются целые ряды растений одного типа (фрукты отдельно, овощи отдельно, цветы отдельно).

В конце игры подводится итог: вспоминаем всех героев нашего сада, перечисляем плоды и говорим, почему важно ухаживать за ними.

Дополнительные варианты игры:

Вариант с мячом: игроки перекидывают друг другу мяч, называя растение. Кто назвал неправильно или забыл название, выбывает из круга.

Мини-квест: раскладываем картинки лицом вниз, и дети должны вспомнить, какое растение было спрятано под каждой карточкой.

Эта игра проста в организации, веселая и полезная одновременно. Увлекательно погружаясь в мир природы, ребята незаметно осваивают важные экологические знания и укрепляют свое представление о многообразии растительного мира.

Дидактическая игра «Чей хвост»

Цель: Развитие внимания, логики, памяти, мелкой моторики.

Дидактический материал: Карточки с изображением различных животных, а также их хвостов.

Ход игры: Ребёнку дается задание. Подобрать хвост для каждого животного и соединить нужные картинки. Назвать у какого животного, какой хвост (длинный, короткий, пушистый, толстый, маленький, большой и т. д.). Так происходит знакомство со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.

Рефлексия "Все у меня в руках!"

На доске крепится плакат с изображением ладони. Большой палец – "Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать", указательный – "Здесь мне были даны конкретные указания", средний – "Мне здесь совсем не понравилось", безымянный – "Психологическая атмосфера", мизинец – "Мне здесь не хватало…".

Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы.

Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы.

Заключение.

Уважаемые коллеги!

Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным.

Игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления о природе и взаимосвязях в ней, воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.

Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием даже на занятиях.

Я желаю вам успехов и предлагаю завершить наш мастер класс флешмобом(все участники танцуют Флешмоб «Калинка»)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...

мастер-класс "геокешинг Экологические игры"

Сегодня мы проведем мастер-класс экологического геокешинга с дедушкой АУ.как вы думаете, что такое геокешинг? Гео-это земля, кешинг- поиск.И значит мы отправляемся с вами на поиски клада....

Мастер- класс по экологическому воспитанию: « Игры с перфокартами в экологическом воспитании дошкольников».

Перфокарта – многофункциональное пособие, но сегодня я представляю вашему вниманию "Перфокарты по экологии".Цель пособия: закрепление и уточнение знаний о живой природе, формирова...

Мастер класс для педагогов "Экологические игры для дошкольников"

Мастер класс для педагогов "Экологические игры для дошкольников"...

Мастер-класс с педагогами «Экологические игры для дошкольников»

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экологическое воспитание. Педагог, использующий дидактические пособия и игры в своей работе, найдет для себя что-то новое....

Мастер-класс для родителей «Экологические игры для дошкольников»

Мастер-класс  для родителей  «Экологические игры для дошкольников»Цель: дать участникам мастер-класса представления о практическом использовании дидактических...

Мастер-класс для педагогов Игры для дошкольников на развитие инициативы и самостоятельности через активное взаимодействие друг с другом.

В ФГОС выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образова...