Мастер-класс «Экологические игры для дошкольников»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Экологические игры для дошкольников»
Цель: дать участникам мастер-класса представления о практическом использовании дидактических игр по экологии.
Задачи:
-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;
-распространение педагогического опыта.
Практическая значимость:
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экологическое воспитание. Педагог, использующий дидактические пособия и игры в своей работе, найдет для себя что-то новое.
Оборудование: дидактические пособия и игры по экологии, магнитная доска.
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поговорим с вами об экологии и дидактических играх.
Я мастер-класс сегодня покажу
И про свою работу расскажу.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Способность «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Научиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте. Развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Дидактические игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей дошкольного возраста. Именно в процессе дидактической игры у ребенка активно происходит психическое развитие: развивается воля, внимание, мышление, речь.
Дидактическая игра имеет две цели.
Одна- обучающая, которую преследует взрослый, а другая- игровая, ради которой действует ребенок.
В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенных ситуациях или с определенными предметами.
Многие пособия являются многофункциональными, и использовать их можно для закрепления представлений в разных образовательных областях.
Я предлагаю несколько игр, которые использую в своей работе. В эти игры дети могут играть как с педагогом, так и самостоятельно.
Игра: «Экологический патруль»
Цель игры: формировать представления о правилах поведения в природе, развивать внимание, наблюдательность и умение действовать сообща.
Подбери карточку, показывающую нарушение правила поведения в лесу (ответ: ребёнок ломает ветки дерева).
Что бы сделал настоящий защитник природы, увидев сломанные деревья?
Найдите способ сделать реку чище.
Как мы можем заботиться о птицах зимой?
Дидактическая игра «От какого дерева шишка?»
Цель: закрепление способности соотносить вид дерева и плод (ель, сосна, дуб, каштан).
На столе лежат картинки с изображение ели, сосны, дуба, каштана. И коробка, в которой лежат желуди, каштаны, шишки. Дети должны правильно распределить плоды с деревьями.
Блиц – конкурс с коллегами.
Предлагаю вам небольшой блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
- Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
- Уж на дороге греется – (перед дождем).
- Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).
- Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге)
- Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).
- Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).
- Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).
- Ворона кричит зимой – (к метели).
- Лягушки квакают – (к дождю).
- Воробьи в пыли купаются – (к дождю).
- Около луны звезда народилась – (к потеплению).
Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Цель: Формирование способности детей соотносить изображение животных с их местом обитания.
Дидактический материал: Карточки с изображением животных и два игровых поля с изображением леса и деревни.
Дидактическая игра «Что растёт в саду?».
Она направлена на ознакомление малышей с миром растений, расширение их представлений о природе и развитии начальных экологических понятий.
Цель игры: Закреплять знания детей о садовых культурах, овощах, ягодах и цветах, воспитывать любовь и уважение к природе, развивать речь и коммуникативные способности.
Ход игры:
Ведущий показывает детям большую картинку сада или огорода. Затем раздаёт каждому игроку одну-две маленькие карточки с фруктами, овощами или цветами.
Дети встают в круг вместе с ведущим. Начинается рассказ истории: «Мы идём гулять в наш красивый сад...».
Каждый ход ведущий называет какой-то предмет из набора карточек (например, яблоко). Тот малыш, у кого есть такая карточка, поднимает руку и громко произносит своё слово, а затем кладёт карточку на доску.
Далее задаётся простой вопрос: «Где растет яблоко?». Малыш отвечает правильно: «Яблоко растет на дереве!» Остальные участники хором повторяют правильный ответ, закрепляя знание.
По мере заполнения доски постепенно складываются целые ряды растений одного типа (фрукты отдельно, овощи отдельно, цветы отдельно).
В конце игры подводится итог: вспоминаем всех героев нашего сада, перечисляем плоды и говорим, почему важно ухаживать за ними.
Дополнительные варианты игры:
Вариант с мячом: игроки перекидывают друг другу мяч, называя растение. Кто назвал неправильно или забыл название, выбывает из круга.
Мини-квест: раскладываем картинки лицом вниз, и дети должны вспомнить, какое растение было спрятано под каждой карточкой.
Эта игра проста в организации, веселая и полезная одновременно. Увлекательно погружаясь в мир природы, ребята незаметно осваивают важные экологические знания и укрепляют свое представление о многообразии растительного мира.
Дидактическая игра «Чей хвост»
Цель: Развитие внимания, логики, памяти, мелкой моторики.
Дидактический материал: Карточки с изображением различных животных, а также их хвостов.
Ход игры: Ребёнку дается задание. Подобрать хвост для каждого животного и соединить нужные картинки. Назвать у какого животного, какой хвост (длинный, короткий, пушистый, толстый, маленький, большой и т. д.). Так происходит знакомство со словами, отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д.
Рефлексия "Все у меня в руках!"
На доске крепится плакат с изображением ладони. Большой палец – "Над этой темой я хотел(а) бы еще поработать", указательный – "Здесь мне были даны конкретные указания", средний – "Мне здесь совсем не понравилось", безымянный – "Психологическая атмосфера", мизинец – "Мне здесь не хватало…".
Участники рисуют на листах бумаги свою руку и вписывают внутри контура свои ответы на эти вопросы.
Затем листы вывешиваются, и всем участникам предоставляется время для знакомства с ответами друг друга. В круге обсуждаются результаты работы.
Заключение.
Уважаемые коллеги!
Экологическое обучение и воспитание через игру является самым результативным и естественным.
Игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления о природе и взаимосвязях в ней, воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому.
Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием даже на занятиях.
Я желаю вам успехов и предлагаю завершить наш мастер класс флешмобом(все участники танцуют Флешмоб «Калинка»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"
Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...

мастер-класс "геокешинг Экологические игры"
Сегодня мы проведем мастер-класс экологического геокешинга с дедушкой АУ.как вы думаете, что такое геокешинг? Гео-это земля, кешинг- поиск.И значит мы отправляемся с вами на поиски клада....
Мастер- класс по экологическому воспитанию: « Игры с перфокартами в экологическом воспитании дошкольников».
Перфокарта – многофункциональное пособие, но сегодня я представляю вашему вниманию "Перфокарты по экологии".Цель пособия: закрепление и уточнение знаний о живой природе, формирова...

Мастер класс для педагогов "Экологические игры для дошкольников"
Мастер класс для педагогов "Экологические игры для дошкольников"...

Мастер-класс с педагогами «Экологические игры для дошкольников»
Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экологическое воспитание. Педагог, использующий дидактические пособия и игры в своей работе, найдет для себя что-то новое....

Мастер-класс для родителей «Экологические игры для дошкольников»
Мастер-класс для родителей «Экологические игры для дошкольников»Цель: дать участникам мастер-класса представления о практическом использовании дидактических...

Мастер-класс для педагогов Игры для дошкольников на развитие инициативы и самостоятельности через активное взаимодействие друг с другом.
В ФГОС выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образова...
