материал для выступления по картам Проппа
консультация (старшая группа)
материал для выступления по картам Проппа
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги. Посмотрите на экран, что вы на нем видите? конструктор лего. Для чего он нужен? Для постройки . Скажите , а можно ли построить сказку? Да, можно.
(ФИЛЬМ ПРО МАШУ И ВИТЮ)
Что ж Маша, ты права, сказка существуют наяву и построим ее мы сами. А помогут нам в этом карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Пазлами или деталями конструктора служат сказочные ситуации сказки или функции. Фольклорист Владимир Яковлевич Пропп подробно изучал сказки народов мира, анализировал сотни сюжетов и выделил 31 постоянную функцию, без которых не обходится ни одно сказочное произведение. Не обязательно, что они все вместе будут присутствовать в сказке, иногда нарушается их последовательность, но идея, содержание сказки при этом не страдают.
Дж. Родари сократил число этих функций до 20:
Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений. В работу с дошкольниками включаем вначале 4 карты. Карты Проппа, как конструктор, из деталей которого можно сложить сказку. В нашем конструкторе используется 28 карт:
Значение карт Проппа
- Жили – были. Создаем сказочное пространство (каждая сказка начинается с вводных слов: «давным – давно», «жили – были», «в тридевятом царстве»).
- Особое обстоятельство ( «солнце исчезло с небосклона», «дожди перестали лить, и наступила засуха»).
- Запрет ( «не открывай оконца», «не отлучайся со двора», «не пей водицы»).
- Нарушение запрета (персонажи сказок выглядывают в оконце, отлучаются со двора и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо-антагонист, вредитель).
- Герой покидает дом , при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо герой уходит из дома, превратившись в козлика после того как запрет нарушен).
- Появление друга-помощника (например: Серый волк, Кот в сапогах).
- Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.д.)
- Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко и т.д.)
- Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста – Змея Горыныча, Кощея Бессмертного; победа в состязании).
- Преследование (какая сказка обходится без погони – героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба Яга, Лихо Окаянное и т.д.)
- Герой спасается от преследования (прячется в печку, превращается в кого-то, преодолевает огромные расстояния, применяет волшебные средства и т.д.).
- Даритель испытывает героя (появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь, или нищей; Баба Яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу; Змей предлагает герою поднять тяжелый камень и т.д.).
- Герой выдерживает испытание дарителя.
- Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготавливаться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).
- Отлучка дарителя (например: Баба Яго отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется).
- Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой – со Змеем Горынычем, состязание или даже игра в карты).
- Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).
- Героя «метят» (метку наносят на тело или дают особый предмет – кольцо, полотенце, образок либо он что-то забирает у поверженного врага).
- Герою дают сложное задание (например: достать перстень со дна моря, соткать ковер, построить дворец за одну ночь, принести то, не зная что).
- Герой выполняет задание.
- Герою дается новый облик (например: погружение в кипящую вводу или молоко, которые делают героя еще краше).
- Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но может быть и победный прилет на поверженном драконе).
- Героя не узнают дома (вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья. Взросления).
- Появляется ложный герой (тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).
- Разоблачение ложного героя (может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).
- Узнавание героя (тут обнаруживается подмена, ложный герой с позором изгоняется, а персонажа, например, принимает в объятия любящая королевская чета).
- Счастливый конец (примеры: пир на весь мир, свадьба, полцарства в придачу).
- Мораль (какой вывод может сделать из случившейся истории).
Видео детей знание карт
Этапы работы по картам Проппа.
На первом этапе знакомим детей со сказкой как жанром литературного произведения. Выявляем ее отличие от другого жанра. Вычленяем структуру сказки:
- присказка, зачин (приглашение в сказку);
- повествование;
- концовка (возвращение слушателя в реальную действительность).
Изготавливаем вместе с детьми свои карты. Таким образом, дети лучше запоминают функции сказки, так как при совместном обсуждении они сами решают, как их обозначить.
На втором этапе играем с детьми в игры, которые помогут освоить карты.
«Игра – бродилка» направлена на соотнесение карт с сюжетом сказки. На игровом поле располагаем карты Проппа, бросая кубик, ребенок «ходит» по игровому полю, остановившись возле какого-либо символического изображения, называет его. Например, «Победа» - ребенок вспоминает, в какой сказке есть такой сюжет, и объясняет, почему эта карта подходит к этой сказке.
Можно работать как по одной, так и по нескольким сказкам одновременно, но их содержание дети должны хорошо знать. К игре необходимо изготовить картинки-фрагменты из сказок, которые ребенок выбирает в соответствии с символом. Дети самостоятельно подбирают к символу сказки.
«Волшебные имена» - перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут. Почему Золушку назвали Золушкой (Кощей Бессмертного, Змея Горыныча и т.д.).
«Кто на свете всех злее (милее, умнее)?» - выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни. Также можно анализировать положительных героев.
«Плохой – хороший» - в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя. Например, Емеля, его отрицательные качества – он ленивый, положительные – добрый и отзывчивый.
«Что в дороге пригодится?» - вспоминаем с детьми волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных (скатерть – самобранка, волшебное кольцо, клубочек, цветок, волшебная палочка).
«Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт
На третьем этапе читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт.
Работа на этом этапе начинается с воспроизведения знакомой детям сказки и соотнесения с определенной функцией. Далее осуществляется совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках ( на протяжении одного занятия используем 3-5 функций).
Работа продолжается самостоятельным поиском детьми ситуаций сказок на материале знакомых, затем новых сказок. В завершение проводится целостное освоение сказочных ситуаций и используется весь комплект карт).
Сказка от Яны про жука, шмеля и стрекозу
На четвертом этапе мы предлагаем детям пересказать сказку, опираясь на карты Проппа. В организованном обучении на занятии читаем сказку вслух с установкой на пересказ, затем дети сами подбирают карты в соответствии с прочитанным и пробуют пересказать текст с опорой на выложенную последовательно схему.
На пятом этапе происходит самая интересная работа – дети самостоятельно сочиняют сказку, используя карты. Сказки сочиняем сначала коллективно – используем ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3-4 карты. Затем работаем с индивидуальным набором карт.
Можно сочинять сказку, опираясь на схематические изображения, но не все дети принимают абстракцию, им могут помочь сюжетные картинки, которые должны находиться в коробочках или в панно, которые можно перемещать по группе в любой из центров.
На этом этапе ребенок может сам выбирать героя, причем можно сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может придумать свое место действия, волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами.
Карты Проппа развивают не только монологическую речь, но и стимулируют развитие диалога. Ребенок может выступать в роли презентатора собственной сказки, а также можно развернуть сюжетно-ролевую игру «Репортер», когда презентуют свои сказки несколько детей.
В.Я. Пропп в своей книге “Русская сказка” отмечал: “Универсальность сказки, её, так сказать, повсюдность, столь же поразительна, как и её бессмертие”.
-Предлагаю вам попробовать подобрать карты проппа по
Сказке «Кот, Петух и Лиса»
Карта № 1 «Жили – были». В лесу в маленькой избушке жили – были Кот да Петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя – петушок оставался дом стеречь.
Карта № 3 «Запрет». Собирается Кот на охоту и говорит Петушку: «Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай Лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит»
Карта № 4 «Нарушение запрета». Ушел Кот, а Петя –петушок в избушке все прибрал, пол чисто подмел, вскочил на жердочку – сидит, поет, Кота ждет. А Лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела:
«Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко –
Дам тебе горошку».
Карта № 10 «Погоня». Петя выглянул, а Лиса его цап-царап – схватила и понесла. Петушок испугался, закричал: «Несет меня Лиса за темные леса, за высокие горы. Котик – братик, выручи меня». Кот хоть далеко был, а услышал Петушка. Погнался за лисой что было духа, догнал, отнял Петушка и принес его домой».
Карта № 27 «Счастливый конец». С тех пор опять Кот да Петух живут вместе, а Лиса уж больше к ним не показывается.
Карта № 28 «Мораль». Слушай товарищей.
Литература:
Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. Исторические корни волшебной сказки. М., 1988г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта (конспект) тематического занятия по картам Проппа
laquo;Речь – удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им»Г. Гегель...

Выступление из опыта работы «Карты Проппа»
Методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппа известна давно. Но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время. Задачи, которые решаются при помощи данной методики полностью соотв...

Карты Проппа (изображение карт)
Что такое карты Проппа? Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.П...

Пересказ сказки с использованием «Карты Проппа» старшая группа. Технологическая карта интегрированного занятия.
Обучение новому виду чтения сказок в игровой форме. Развитие логики и интеллекта....

«Ассоциативные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества»
В дошкольном возрасте, помимо речевой готовности к словесному творчеству, формируются и определенные психологические предпосылки. Известный ученый А.В. Запорожец рассматривает воображение как психичес...

Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества», январь 2023г.
Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работ...

