Технология «Конструирование с использованием нетрадиционных материалов – пуговиц» (для детей старшего дошкольного возраста) 2022 год
методическая разработка (старшая группа)
Методическая разработка
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 483.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология «Конструирование с использованием нетрадиционных материалов – пуговиц»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Выступление на педагогическом совете Морозова В.В.
воспитатель МБДОУ д/с №11 г.Грязи Липецкой области
Обоснование выбора технологии.
Технология «Конструирование с использованием нетрадиционных материалов – пуговиц», как с ее помощью можно влиять на развитие творческих способностей дошкольников ?..
Формирование мотивации развития обучения дошкольника, а также творческой познавательной деятельности - вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках ФГОС. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения, в связи с этим огромное значение отведено конструированию.
Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход.
Одним из главных приемов приобщения детей к конструкторской деятельности является совместное с взрослым конструирование, в процессе которого решаются разнообразные воспитательные и образовательные задачи.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе, эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста, как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». [10 стр. 52].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155) содержание образовательной программы дошкольной организации должно обеспечить развитие личности и способностей детей в различных видах творчества и охватывать структурные единицы, представляющие определённые образовательные области, в том числе и развитие творческих способностей дошкольников.
Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем развития творческих способностей является новизна создаваемого продукта –картины, поделок из пуговиц. Однако продукты детской деятельности обладают новизной для них самих и играют огромную роль для развития ребенка.
Актуальность. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом. Особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию. Ведь именно в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Конструирование (от латинского construere - строю, создаю) - творческая деятельность людей, связанная с созданием предметного мира и формированием человеческой культуры. [9].
Изменения, происходящие в содержании дошкольного образования, поставили нас перед необходимостью пересмотра содержания работы, поиска новых путей и условий развития воспитанников. Особая роль отводится нестандартным дидактическим средствам.
Сегодня проблема творческого развития и саморазвития личности ребенка дошкольника приобрела особую актуальность. Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует технология конструирования с использованием нетрадиционного материала – пуговиц, которая воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра.
Новизна заключается в том, что проблему развития творчества детей я решаю в процессе дополнения традиционных приемов обучения конструирования и моделирования. Пуговица – это уже готовый материал, удобный в использовании для поделок с детьми. Можно сказать - «декоративный» бросовый материал. Этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея конструирования и моделирования заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
Основная часть. Описание технологии.
Технология «конструирование с использованием нетрадиционного материала – пуговиц» - многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач, способствует развитию творческих способностей дошкольников:
- расширению представлений об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте;
- развитию мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности;
- развитию внимания, наблюдательности, способности сосредоточиться, памяти, творческого мышления, воображения;
- получению математических знаний: о счете, форме, пропорции, симметрии, ориентированию в пространстве;
- учит детей общению друг с другом, уважению не только своего, но и чужого, труда. [6;8].
Цель технологии конструирования с применением пуговиц - формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и создание условий для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом. [8].
Образовательную деятельность по конструированию выстраиваю с учётом следующих принципов:
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип интегрированного подхода;
- принцип деятельностного подхода.
Основной формой обучения детей конструированию являются занятия, а также в ходе предметно-игровой деятельности через дидактические игры [8], на которых применяются различные методы и приемы работы: наблюдение натурального объекта или изображения силуэта (предмета, животного или птицы), показ и анализ образца, объяснение последовательности и способов выполнения постройки, игрушки, предмета, постановка перед детьми задач, требующих нахождения самостоятельного решения, т.е. задач проблемного характера.
- Показ и анализ образца, выполнение воспитателем всех действий изготовления конструкции применяются, когда дети не имеют достаточного опыта конструирования и моделирования или, когда они впервые выполняют задание и способы действий им незнакомы.
- Пояснения, вопросы воспитателя используются наряду с наглядными методами. Детей учат конструировать по определенному плану. Воспитатель продумывает вопросы для беседы о предмете во время его рассматривания, которые помогают выделить его существенные особенности в определенной последовательности. Причем, продуманная последовательность вопросов и выделение существенных признаков должны быть в работе с детьми каждой возрастной группы.
- На каждом занятии используются эти методы в различных сочетаниях. Подбор их определяет форму организации конструктивной деятельности на занятии: конструирование по образцу, конструирование по замыслу, по теме, по условиям. Использование того или иного метода обучения обуславливается, во-первых, задачами обучения, во-вторых, опытом детей, их конструктивными умениями.
С целью повышения развития у детей старшего дошкольного возраста - зрительно-моторной координации, воображения, фантазии, логического, образного и пространственного мышления, способности к творчеству и познанию, применяю технологию конструирование в образовательном процессе с применением нестандартного бросового материала – пуговиц.
Конструирование с применением пуговиц относится к продуктивным художественным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта. [http://nsportal.ru/].
Применяю следующие формы организации обучения по художественному конструированию в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом. [8]
1. Применение пуговиц в плоскостном геометрическом конструировании.
Одним из средств гармонического развития ребенка является плоскостное конструирование. Геометрическое конструирование – предметное моделирование свойств и отношений объектов с помощью геометрических фигур. Оно способствует развитию геометрических представлений (о свойствах фигур) и развитию конструктивных умений, помогает:
• видеть объект в целом и соотношение его частей;
• находить невидимые линии;
• мысленно разворачивать объект;
• видоизменять объект по заданным параметрам.
В процессе конструирования дети учатся составлять из отдельных частей целое, что требует активной работы мысли, воображения. Выявление признаков предметов, сравнение и обобщение происходит наглядно-действенным способом. Выкладывание фигур из пуговиц – один из видов плоскостного конструирования. (фотоприложение).
В старшем дошкольном возрасте дети способны создавать из геометрических фигур целые сюжетные картины. Используя геометрические фигуры пуговиц разных пропорций, одноцветных элементов, увеличение количества элементов до 10-15. Геометрическая мозаика является разновидностью плоскостного конструирования.
В нем применяются усложненные методики:
• По индивидуальному расчлененному образцу (не пользуясь наложением!).
• По демонстрационному расчлененному образцу.
• С предварительным отбором нужных фигур.
• На скорость.
• По контурному образцу.
•Самостоятельное конструирование объекта изображения предметов по замыслу: машинка, паровоз, дом, башня, животное и др.
Дидактические игры: «Город волшебных фигур», «Веселые картинки»
Цель игры: Развивать у детей ориентировку в пространстве, умение различать и группировать геометрические фигуры, составлять из них изображения знакомых предметов по схеме и по своему замыслу.
Дидактические игры: «Сложить рисунок из пуговиц по образцу взрослого», «Из набора геометрических фигур сконструировать предметы по образцу», «Складывать изображения по контурному образцу», «Собери машинку» и др.
Цель: Учиться складывать изображении предметов из геометрических фигур, комбинируя различные фигуры, изменяя их положение на плоскости стола, развивать мелкую моторику, логическое мышление, умение составлять из частей целое.
2. «Конструктивное рисование» - игры и упражнения на развитие конструктивного воображения, мышления и памяти. Д.И. «Дорисуй картинку» (графическое замещение деталей). «Превращения фигур». (Педагог предлагает детям обвести геометрические фигуры и превратить их в любые образы, подрисовывая детали фломастерами).
3. «Конструирование животных с применением проволоки» - «Гусеница», «Бабочка», «Пирамидка», «Обезьянка» и др. учит детей создавать объемную конструкцию из пуговиц, развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику.
Результативность.
В результате работы по конструированию с использованием пуговиц, я могу говорить об определенных результатах:
- повысилась любознательность, самостоятельность, творческая активность у детей;
- сформировались знания об основных признаках геометрических фигур, умение узнавать фигуры по внешнему виду и на ощупь; называть сходства и различия у квадрата и прямоугольника, круга и овала, научились классифицировать фигуры по признакам – цвет, форма, величина, составлять картинки из фигур по образцу и по замыслу, моделировать фигуры;
- дети овладевают рациональными приемами обследования;
- повысился интерес к экспериментальной деятельности, конструированию и моделированию;
- родители проявляют себя активными участниками образовательного процесса (участвуют совместно с детьми в выставках поделок «Волшебная пуговка»).
Эти результаты укладываются в рамки ориентиров, к которым мы должны приблизиться, подходя к порогу обучения в школе, и говорят о результативности выбранного метода. Кроме того, я тоже вынесла для себя важное убеждение – к каждому ребёнку нужно относиться внимательно и с уважением. Ведь не только дети учатся у нас, взрослых, но и мы должны воспитывать в себе способность учиться у детей.
Я считаю, что представленный мною опыт работы можно использовать в педагогической практике в детском саду, так как:
- конструирование с использованием пуговиц – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка;
- конструирование с использованием пуговиц – развивает фантазию, логику, творческое мышление, воображение;
- конструирование с использованием пуговиц – способствует раскрытию талантов и самовыражению, развивает уверенность и дарит ощущение собственной значительности и компетентности;
- конструирование с использованием пуговиц – развивает творческие способности дошкольников и подготавливает детей к школе.
Список литературы:
1. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.: Эксмо, 2010. – 114 с.
2. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – 217 с.
3. Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника// Вопросы психологии, 1995. – С. 27-32.
4. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.
5. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с
6. «Методика обучения изобразительной деятельности и конструирования». Комарова Т.С., Сакулина Н. П. 7. Дошкольное воспитание № 11, 2008 год «Развитие пространственных представлений у дошкольников». 8. Ю.М. Хохрякова «Технология геометрического конструирования». |
9. И.А. Лыкова «Современный взгляд на конструирование, как созидательную деятельность».
10. В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям», г.Минск, 1981г.
Интернет источники:
1. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/
2. Международный образовательный портал Маам.ру http://www.maam.ru/
3.http:///C:/Users/gid47/AppData/Local/Temp/Rar$DIa11136.16450/Texnologii_geometricheskogo_konstruirovaniya.pdf
Фотоприложение.
Выкладывание фигур из пуговиц – один из видов плоскостного конструирования.
Д.И.: «Город волшебных фигур», «Веселые картинки»
Цель игры: Развивать у детей ориентировку в пространстве, умение различать и группировать геометрические фигуры, составлять из них изображения знакомых предметов по схеме и по своему замыслу.
Д.И. «Сложить рисунок из пуговиц по образцу взрослого».
Цель: Учиться складывать изображении предметов из геометрических фигур, комбинируя различные фигуры, изменяя их положение на плоскости стола, развивать мелкую моторику, логическое мышление, умение составлять из частей целое.
Д.И. «Из набора геометрических фигур сконструировать предметы по образцу».
Д.И. «Складывать изображения по контурному образцу»
Д.И. «Собери машинку»
Цель: знакомить с различными видами транспорта, складывать изображение машины из геометрических фигур, комбинируя различные фигуры, изменяя их положение на плоскости стола, развивать мелкую моторику, логическое мышление, умение составлять из частей целое. Используются объекты, состоящие из 4-15 частей, форма каждой из которых тождественна геометрической фигуре.
«КОНСТРУКТИВНОЕ РИСОВАНИЕ»
Игры и упражнения на развитие конструктивного воображения, мышления и памяти.
Д.И. «Дорисуй картинку» (графическое замещение деталей).
Д.И. «Превращения фигур».
Цель: закреплять умение детей отыскивать сходство между геометрическими фигурами и любимыми персонажами детей; превращать какую- либо фигуру в образ при помощи рисования.
Ход: педагог предлагает детям обвести геометрические фигуры и превратить их в любые образы, подрисовывая детали фломастерами.
Совместные работы детей и родителей на конкурс «Волшебные пуговки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по использованию разнообразных материалов в обучении детей старшего дошкольного возраста графическим навыкам
Предлагаемое пособие содержит примерное планирование совместной деятельности с детьми, дидактические и развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста....

Презентация "Использование нетрадиционных техник в обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию "Рисунок своими руками"
Использование нетрадиционных техник в обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию...

Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» сроком реализации – 4 месяца
Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностьюс использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста«Юный художник»сроком реализации –...
Программа "Юный художник" с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет
Развитие способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) посредством технологии нетрадиционного рисования. Материал предназначен для педагогов ДОУ....

"Использование нетрадиционных техник в обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию "Рисунок своими руками"
Использование нетрадиционных техник в обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию...

Конспект НОД с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Пейзаж у озера».
В конспекте "Пейзаж у озера" предлагается использовать нетрадиционную технику рисования - монотипию, для изображения пейзажа, отражающегося в водоеме....

Конспект занятия по конструированию с использованием дидактического пособия «Танграмм» для детей старшего дошкольного возраста.
Танграм – древняя игра-головоломка, пришедшая из Китая. Ее прелесть заключается в доступности для любого возраста. Она дает возможность ребятам осваивать каждый уровень сложности постепенно.Танг...



















