Главные вкладки

    Программа "Юный художник" с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет
    рабочая программа (старшая группа) на тему

    Развитие способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) посредством технологии нетрадиционного рисования. Материал предназначен для педагогов ДОУ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon alye_parusa_yunyy_hudozhnik_-_netraditsionka_2.doc105 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №3 Эрудит»

     ПРОГРАММА

    «Юный художник»

    (нетрадиционные техники рисования)

    совместной деятельности педагога с детьми

     группы старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) «Алые паруса»

    на 2016-2017 учебный год.

    http://www2.newton.k12.ma.us/~Martha_Mitchell/S04C95C31.1/121608_23804_0.gif?src=.PNG

    Составитель и реализатор программы: Н.В. Михайлова

    Сургут 2016 год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Обучение детей рисованию – одна из наиболее разработанных проблем дошкольной педагогики. Развитию детского творчества, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных и привычных, поиски новых решений. Нетрадиционная техника рисования – способ создания изобразительного образа с помощью различных материалов (бумага, поролон, вата, нить, пробка и т.д.) безопасных для организации деятельности детей и выразительными средствами ( выдувания, тычок, процарапывания, обрывания, теснения, прикладывания и т. д. ). На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Эмоциональное отношение к объектам эстетического характера (искусство, жизнь, природа). Эмоциональное отношение к художественной деятельности – это важнейший фактор формирования у детей художественно-творческих способностей и эстетического воспитания вообще. Эмоциональное положительное отношение – основа любой деятельности, тем более художественно-речевой, музыкальной, игровой – обеспечивается удовлетворением в деятельности тех или иных потребностей ребенка.

    Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста эстетическое восприятие креативности мышления с помощью развития художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.

    Задачи:

    1. обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных нетрадиционных материалов;
    2. развивать творчество, креативность мышления и фантазию, наблюдательность и воображение, любознательность и индивидуальность;
    3. учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и радоваться красоте природы, окружающих предметов;
    4. знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, дизайном, декоративно – прикладным) и жанров;
    5. совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами;
    6. развивать мелкую моторику рук;
    7. формировать умение оценивать созданные изображения;
    8. воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.

    В своей работе, я решила, обратиться к нетрадиционным художественным техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству. В способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная радость. Креативность мышления. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную технику, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Можно изобретать свои способы и техники из того, что под рукой. А можно освоить новые материалы. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

    Занятия проводятся во вторую половину дня в совместной деятельности педагога с детьми, 1 раз в неделю.

    Методические советы

    Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

    • игра, которая является основным видом деятельности детей;
    • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
    • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
    • музыкальное сопровождение и т.д.

    Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

    Планируемые результаты освоения Программы «Юный художник»:

    Ожидаемый результат:

    •        самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;

    •        самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;

    •        выражать свое креативное отношение к окружающему миру через рисунок;

    •        давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

    •        проявлять интерес и с почтением относится к изобразительной деятельности друг друга.

                                                   

                                           Перспективный план

    Сентябрь Тема: «Юные художники»

    Тема: «Красочный мир»

    Задачи:        

    -продолжать знакомить детей с понятием «нетрадиционное рисование»;

    -напомнить виды нетрадиционного рисования.        

    Тема: «Осенний листопад»

    Задачи:

    -познакомить детей с техникой оттиска;

    -развивать воображение, чувство композиции;

    -воспитывать эстетическое отношение к природе.

    Тема: «Осенний пейзаж»

    Задачи:

    -продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования;

    -развивать умение рисовать с помощью свечи;

    -развивать умение передавать композицию в сюжетном рисунке;

    -развивать воображение, фантазию.

    Тема: «Дождь идет»

    Задачи:

    -познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования набрызгом;

    -развивать умение аккуратного произведения набрызга;

    -развивать фантазию, воображение.        

    Тема: «На что похоже?»

    Задачи:

    -познакомить детей с техникой пальчикового рисования;

    -развивать умение дорисовывать детали к предмету;

    -закрепить знание цветов;

    -развивать воображение и фантазию.         

    ОКТЯБРЬ Тема: «Волшебство»

    Тема:         «Моя любимая игрушка»

    Задачи:

    -познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования;

    -развивать мелкую моторику рук;

    -развивать воображение;

    -развивать умение создавать рисунок с помощью обрывков бумаги.        

    Тема : «Мой любимый детский сад!» рисунок свечой.

    Задачи:        

    -продолжать развивать умение рисовать свечой;

    -развивать умение передавать задуманное в рисунке;        

    Тема: «Платье для золушки»

    Задачи:

    -познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования «паспарту»;

    -развивать навык аккуратного вырезания по контуру;

    -развивать мелкую моторику рук;        

    Тема: «Кто, где спрятался?»

    Задачи:

    -познакомить с новым методом нетрадиционного рисования:

    метод «тычка»;

    -развивать умение сочетать художественные материалы, инструменты и техники;

                                                                НОЯБРЬ

    Тема:        «Праздничный салют»        

    Задачи        

    -познакомить детей со свойствами и особенностями материалов;

    -познакомить с новым методом нетрадиционного рисования: проступающий рисунок;        

    Тема: «Праздничные дома»        

    Задачи        

    -совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках;

    -учить отображать в рисунке архитектурные сооружения наиболее выразительно; развивать чувство композиции        

    Тема: «Флаг России»

    Задачи:        

    -совершенствовать умение создавать рисунок с помощью поролона;

    -развивать умение дорисовывать контур, с помощью кисти;

    -воспитывать чувство патриотизма;        

    кисть, акварель,

    Тема: «Голубь - символ дружбы»        

    Задач:        

    -совершенствовать умение рисовать ладошкой;

    -развивать стойкий интерес к изобразительной деятельности;        

                                                ДЕКАБРЬ

    Тема:         «Что нарисовал Мороз на стекле?»

    Задачи:                

    -продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования;

    -развивать умение рисовать с помощью свечи;

    -развивать воображение, фантазию        

    Тема: «Снежная сказка»

    Задачи:        

    -развивать воображение, интерес к творчеству, самостоятельность        

    Тема: «Елочка нарядная»

    -познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования «ладошками» и тычками.

    -развивать цветовосприятие, чувство композиции;

    -воспитывать аккуратность.

    Тема: «Дед мороз и Снегурочка»

    -продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования;

    -развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук.        

    ЯНВАРЬ «Волшебные сказки»

    Тема: «Сказки леса»

    Задачи:        

    - закреплять у детей технические навыки рисования;

    -развивать воображение, творчество        

    Тема: «Домик Бабы-Яги»

    Задачи:

    -продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования;

    -развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук.        

    Тема: «Кто это?»

    Задачи:

    -познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования (печати по трафарету)

    ФЕВРАЛЬ «Детский мир фантазий»

    Тема: «Весёлый калейдоскоп»        

    Задачи:        

    - продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования;

    -развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук;

    -воспитывать эстетическое отношение к природе        

    Тема: «Рыбки в аквариуме»

    Задачи:        

    - познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования (монотипия)

    -развивать воображение, художественно-творческие способности;

    -воспитывать аккуратность        

    Тема: « Подарок для папы и деда»

    Задачи:

    -развивать воображение, интерес к творчеству, самостоятельность

    МАРТ «Мамин праздник»

    Тема: «Открытка для мамы»

    Задачи:        - развивать воображение, интерес к творчеству, самостоятельность

    Тема: «Весеннее небо»

    Задачи:        

    -познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования «скомкование»

    -развивать цветовосприятие, чувство композиции;

    -воспитывать аккуратность        

    Тема: «Весенняя сказка»

    Задачи:

    - упражнять детей в технике печатания картофелем;

    -развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук.        

    Тема: «Загадка волшебника»        

    Задачи:  

    -упражнять детей в рисовании предметов овальной формы;

    -развивать чувство восприятия композиции.

    АПРЕЛЬ «Красоты весны»

    Тема:        «Цветущая сакура»

    Задачи:        

    - познакомить детей с новой техникой изображения «кляксографией»;

    -развивать фантазию, воображение, чувство композиции        

    Тема: «Ракета в полете»

    Задачи:

    -закреплять у детей технические навыки рисования;

    -продолжать учить выстраивать композицию рисунка;

    -развивать творческие способности

    Тема: «Звездный мир»

    Задачи:

    -продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования;

    -развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук        

    Тема: «цветение одуванчиков»

    Задачи:

    - познакомить детей с новым нетрадиционным способом рисования «по мокрому листу»;

    -развивать умение передавать задуманное в рисунке

    МАЙ Тема: «Майский хит»

    Тема:        «Праздничный салют»

    Задачи        

    - познакомить детей с новой техникой изображения «граттажем»;

    -учить рисовать ровные и изогнутые линии, изображая салют;

    -развивать фантазию, воображение, чувство композиции        

    Тема: «Сказочные птицы»

    Задачи:

    -воспитывать творческую активность, желание фантазировать;

    -закрепить использование в рисовании нетрадиционных материалов и техник;

    -воспитывать аккуратность.

    Тема: «Обыкновенное чудо»

    Задачи:

    - закрепить умение рисовать свечой и акварелью;

    -развивать творческую активность детей.        

    Тема: «Загадка художника»

    Задачи:

    - закреплять у детей технические навыки рисования;

    -развивать воображение, творчество

    Выставка        для гостей и родителей проводится после каждого занятия

    -воспитывать у детей желание делится радостью творчества;

    -привлечь к подготовке выставки родителей.


    Библиография.

    1. Архарова Н.В. Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования. – Мосальск, «Воспитатель года», 2006. – 30 с.  

    2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.

    3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.

    4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий, 2003. – 80 с.

    5. Зеленина Е.Л. Играем, ползаем, рисуем: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.

    6. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005.

    7. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М: ТЦ Сфера, 2004.

    8. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.

    9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

    10. Мелик-Пашаев А.А.., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.

    11. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.– СПБ.: КАРО, 2008.– 90 с.

    12.  Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред.   В.И. Васильевой. – М.: Академия, 2005.

    13. Саккулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965.

    14.  Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2001


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» сроком реализации – 4 месяца

    Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностьюс использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста«Юный художник»сроком реализации –...

    Выступление по теме:"Нетрадиционная техника рисования для детей старшего дошкольного возраста"

    в презентации представлены несколько видов нетрадиционной техники рисования...

    Конспект НОД с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Пейзаж у озера».

    В конспекте  "Пейзаж у озера" предлагается использовать нетрадиционную технику рисования - монотипию, для изображения пейзажа, отражающегося в водоеме....

    Конспект образовательной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования для детей младшего дошкольного возраста «Осьминожки»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33СТ. КАВКАЗСКАЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН    Конспект  об...

    Конспект образовательной деятельности в нетрадиционной техники рисования для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень»

    Конспект образовательной деятельности в нетрадиционной техники рисования для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень»              ...