Программа "Юный художник" с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет
рабочая программа (старшая группа) на тему

Развитие способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) посредством технологии нетрадиционного рисования. Материал предназначен для педагогов ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alye_parusa_yunyy_hudozhnik_-_netraditsionka_2.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 Эрудит»

 ПРОГРАММА

«Юный художник»

(нетрадиционные техники рисования)

совместной деятельности педагога с детьми

 группы старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) «Алые паруса»

на 2016-2017 учебный год.

http://www2.newton.k12.ma.us/~Martha_Mitchell/S04C95C31.1/121608_23804_0.gif?src=.PNG

Составитель и реализатор программы: Н.В. Михайлова

Сургут 2016 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение детей рисованию – одна из наиболее разработанных проблем дошкольной педагогики. Развитию детского творчества, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных и привычных, поиски новых решений. Нетрадиционная техника рисования – способ создания изобразительного образа с помощью различных материалов (бумага, поролон, вата, нить, пробка и т.д.) безопасных для организации деятельности детей и выразительными средствами ( выдувания, тычок, процарапывания, обрывания, теснения, прикладывания и т. д. ). На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Эмоциональное отношение к объектам эстетического характера (искусство, жизнь, природа). Эмоциональное отношение к художественной деятельности – это важнейший фактор формирования у детей художественно-творческих способностей и эстетического воспитания вообще. Эмоциональное положительное отношение – основа любой деятельности, тем более художественно-речевой, музыкальной, игровой – обеспечивается удовлетворением в деятельности тех или иных потребностей ребенка.

Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста эстетическое восприятие креативности мышления с помощью развития художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи:

  1. обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных нетрадиционных материалов;
  2. развивать творчество, креативность мышления и фантазию, наблюдательность и воображение, любознательность и индивидуальность;
  3. учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и радоваться красоте природы, окружающих предметов;
  4. знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, дизайном, декоративно – прикладным) и жанров;
  5. совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами;
  6. развивать мелкую моторику рук;
  7. формировать умение оценивать созданные изображения;
  8. воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.

В своей работе, я решила, обратиться к нетрадиционным художественным техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству. В способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная радость. Креативность мышления. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную технику, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Можно изобретать свои способы и техники из того, что под рукой. А можно освоить новые материалы. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

Занятия проводятся во вторую половину дня в совместной деятельности педагога с детьми, 1 раз в неделю.

Методические советы

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение и т.д.

Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

Планируемые результаты освоения Программы «Юный художник»:

Ожидаемый результат:

•        самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;

•        самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;

•        выражать свое креативное отношение к окружающему миру через рисунок;

•        давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

•        проявлять интерес и с почтением относится к изобразительной деятельности друг друга.

                                               

                                       Перспективный план

Сентябрь Тема: «Юные художники»

Тема: «Красочный мир»

Задачи:        

-продолжать знакомить детей с понятием «нетрадиционное рисование»;

-напомнить виды нетрадиционного рисования.        

Тема: «Осенний листопад»

Задачи:

-познакомить детей с техникой оттиска;

-развивать воображение, чувство композиции;

-воспитывать эстетическое отношение к природе.

Тема: «Осенний пейзаж»

Задачи:

-продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования;

-развивать умение рисовать с помощью свечи;

-развивать умение передавать композицию в сюжетном рисунке;

-развивать воображение, фантазию.

Тема: «Дождь идет»

Задачи:

-познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования набрызгом;

-развивать умение аккуратного произведения набрызга;

-развивать фантазию, воображение.        

Тема: «На что похоже?»

Задачи:

-познакомить детей с техникой пальчикового рисования;

-развивать умение дорисовывать детали к предмету;

-закрепить знание цветов;

-развивать воображение и фантазию.         

ОКТЯБРЬ Тема: «Волшебство»

Тема:         «Моя любимая игрушка»

Задачи:

-познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования;

-развивать мелкую моторику рук;

-развивать воображение;

-развивать умение создавать рисунок с помощью обрывков бумаги.        

Тема : «Мой любимый детский сад!» рисунок свечой.

Задачи:        

-продолжать развивать умение рисовать свечой;

-развивать умение передавать задуманное в рисунке;        

Тема: «Платье для золушки»

Задачи:

-познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования «паспарту»;

-развивать навык аккуратного вырезания по контуру;

-развивать мелкую моторику рук;        

Тема: «Кто, где спрятался?»

Задачи:

-познакомить с новым методом нетрадиционного рисования:

метод «тычка»;

-развивать умение сочетать художественные материалы, инструменты и техники;

                                                            НОЯБРЬ

Тема:        «Праздничный салют»        

Задачи        

-познакомить детей со свойствами и особенностями материалов;

-познакомить с новым методом нетрадиционного рисования: проступающий рисунок;        

Тема: «Праздничные дома»        

Задачи        

-совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках;

-учить отображать в рисунке архитектурные сооружения наиболее выразительно; развивать чувство композиции        

Тема: «Флаг России»

Задачи:        

-совершенствовать умение создавать рисунок с помощью поролона;

-развивать умение дорисовывать контур, с помощью кисти;

-воспитывать чувство патриотизма;        

кисть, акварель,

Тема: «Голубь - символ дружбы»        

Задач:        

-совершенствовать умение рисовать ладошкой;

-развивать стойкий интерес к изобразительной деятельности;        

                                            ДЕКАБРЬ

Тема:         «Что нарисовал Мороз на стекле?»

Задачи:                

-продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования;

-развивать умение рисовать с помощью свечи;

-развивать воображение, фантазию        

Тема: «Снежная сказка»

Задачи:        

-развивать воображение, интерес к творчеству, самостоятельность        

Тема: «Елочка нарядная»

-познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования «ладошками» и тычками.

-развивать цветовосприятие, чувство композиции;

-воспитывать аккуратность.

Тема: «Дед мороз и Снегурочка»

-продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования;

-развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук.        

ЯНВАРЬ «Волшебные сказки»

Тема: «Сказки леса»

Задачи:        

- закреплять у детей технические навыки рисования;

-развивать воображение, творчество        

Тема: «Домик Бабы-Яги»

Задачи:

-продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования;

-развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук.        

Тема: «Кто это?»

Задачи:

-познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования (печати по трафарету)

ФЕВРАЛЬ «Детский мир фантазий»

Тема: «Весёлый калейдоскоп»        

Задачи:        

- продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования;

-развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук;

-воспитывать эстетическое отношение к природе        

Тема: «Рыбки в аквариуме»

Задачи:        

- познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования (монотипия)

-развивать воображение, художественно-творческие способности;

-воспитывать аккуратность        

Тема: « Подарок для папы и деда»

Задачи:

-развивать воображение, интерес к творчеству, самостоятельность

МАРТ «Мамин праздник»

Тема: «Открытка для мамы»

Задачи:        - развивать воображение, интерес к творчеству, самостоятельность

Тема: «Весеннее небо»

Задачи:        

-познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования «скомкование»

-развивать цветовосприятие, чувство композиции;

-воспитывать аккуратность        

Тема: «Весенняя сказка»

Задачи:

- упражнять детей в технике печатания картофелем;

-развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук.        

Тема: «Загадка волшебника»        

Задачи:  

-упражнять детей в рисовании предметов овальной формы;

-развивать чувство восприятия композиции.

АПРЕЛЬ «Красоты весны»

Тема:        «Цветущая сакура»

Задачи:        

- познакомить детей с новой техникой изображения «кляксографией»;

-развивать фантазию, воображение, чувство композиции        

Тема: «Ракета в полете»

Задачи:

-закреплять у детей технические навыки рисования;

-продолжать учить выстраивать композицию рисунка;

-развивать творческие способности

Тема: «Звездный мир»

Задачи:

-продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования;

-развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук        

Тема: «цветение одуванчиков»

Задачи:

- познакомить детей с новым нетрадиционным способом рисования «по мокрому листу»;

-развивать умение передавать задуманное в рисунке

МАЙ Тема: «Майский хит»

Тема:        «Праздничный салют»

Задачи        

- познакомить детей с новой техникой изображения «граттажем»;

-учить рисовать ровные и изогнутые линии, изображая салют;

-развивать фантазию, воображение, чувство композиции        

Тема: «Сказочные птицы»

Задачи:

-воспитывать творческую активность, желание фантазировать;

-закрепить использование в рисовании нетрадиционных материалов и техник;

-воспитывать аккуратность.

Тема: «Обыкновенное чудо»

Задачи:

- закрепить умение рисовать свечой и акварелью;

-развивать творческую активность детей.        

Тема: «Загадка художника»

Задачи:

- закреплять у детей технические навыки рисования;

-развивать воображение, творчество

Выставка        для гостей и родителей проводится после каждого занятия

-воспитывать у детей желание делится радостью творчества;

-привлечь к подготовке выставки родителей.


Библиография.

1. Архарова Н.В. Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования. – Мосальск, «Воспитатель года», 2006. – 30 с.  

2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.

3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.

4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий, 2003. – 80 с.

5. Зеленина Е.Л. Играем, ползаем, рисуем: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.

6. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005.

7. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М: ТЦ Сфера, 2004.

8. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.

9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

10. Мелик-Пашаев А.А.., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.

11. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.– СПБ.: КАРО, 2008.– 90 с.

12.  Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред.   В.И. Васильевой. – М.: Академия, 2005.

13. Саккулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965.

14.  Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование нетрадиционных техник в обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию "Рисунок своими руками"

Использование нетрадиционных техник в обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию...

Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» сроком реализации – 4 месяца

Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностьюс использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста«Юный художник»сроком реализации –...

Конспект НОД с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Пейзаж у озера».

В конспекте  "Пейзаж у озера" предлагается использовать нетрадиционную технику рисования - монотипию, для изображения пейзажа, отражающегося в водоеме....

Конспект ООД с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие в страну мыльных пузырей"

Конспект ООД с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие в страну мыльных пузырей"...

Программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста.

Данная программа предполагает осуществление непрерывного педагогического процесса по художественному творчеству, опираясь на основную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Ве...