Программа "Юный художник" с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста (5-6) лет
рабочая программа (старшая группа) на тему
Развитие способностей и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) посредством технологии нетрадиционного рисования. Материал предназначен для педагогов ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alye_parusa_yunyy_hudozhnik_-_netraditsionka_2.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №3 Эрудит»
ПРОГРАММА
«Юный художник»
(нетрадиционные техники рисования)
совместной деятельности педагога с детьми
группы старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет) «Алые паруса»
на 2016-2017 учебный год.
Составитель и реализатор программы: Н.В. Михайлова
Сургут 2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение детей рисованию – одна из наиболее разработанных проблем дошкольной педагогики. Развитию детского творчества, активности, воображения способствуют разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных и привычных, поиски новых решений. Нетрадиционная техника рисования – способ создания изобразительного образа с помощью различных материалов (бумага, поролон, вата, нить, пробка и т.д.) безопасных для организации деятельности детей и выразительными средствами ( выдувания, тычок, процарапывания, обрывания, теснения, прикладывания и т. д. ). На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей доброты, справедливости, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Эмоциональное отношение к объектам эстетического характера (искусство, жизнь, природа). Эмоциональное отношение к художественной деятельности – это важнейший фактор формирования у детей художественно-творческих способностей и эстетического воспитания вообще. Эмоциональное положительное отношение – основа любой деятельности, тем более художественно-речевой, музыкальной, игровой – обеспечивается удовлетворением в деятельности тех или иных потребностей ребенка.
Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста эстетическое восприятие креативности мышления с помощью развития художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи:
- обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных нетрадиционных материалов;
- развивать творчество, креативность мышления и фантазию, наблюдательность и воображение, любознательность и индивидуальность;
- учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и радоваться красоте природы, окружающих предметов;
- знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, дизайном, декоративно – прикладным) и жанров;
- совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать умение оценивать созданные изображения;
- воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
В своей работе, я решила, обратиться к нетрадиционным художественным техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству. В способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная радость. Креативность мышления. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную технику, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Можно изобретать свои способы и техники из того, что под рукой. А можно освоить новые материалы. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.
Занятия проводятся во вторую половину дня в совместной деятельности педагога с детьми, 1 раз в неделю.
Методические советы
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
- музыкальное сопровождение и т.д.
Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.
Планируемые результаты освоения Программы «Юный художник»:
Ожидаемый результат:
• самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
• самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;
• выражать свое креативное отношение к окружающему миру через рисунок;
• давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
• проявлять интерес и с почтением относится к изобразительной деятельности друг друга.
Перспективный план
Сентябрь Тема: «Юные художники»
Тема: «Красочный мир»
Задачи:
-продолжать знакомить детей с понятием «нетрадиционное рисование»;
-напомнить виды нетрадиционного рисования.
Тема: «Осенний листопад»
Задачи:
-познакомить детей с техникой оттиска;
-развивать воображение, чувство композиции;
-воспитывать эстетическое отношение к природе.
Тема: «Осенний пейзаж»
Задачи:
-продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования;
-развивать умение рисовать с помощью свечи;
-развивать умение передавать композицию в сюжетном рисунке;
-развивать воображение, фантазию.
Тема: «Дождь идет»
Задачи:
-познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования набрызгом;
-развивать умение аккуратного произведения набрызга;
-развивать фантазию, воображение.
Тема: «На что похоже?»
Задачи:
-познакомить детей с техникой пальчикового рисования;
-развивать умение дорисовывать детали к предмету;
-закрепить знание цветов;
-развивать воображение и фантазию.
ОКТЯБРЬ Тема: «Волшебство»
Тема: «Моя любимая игрушка»
Задачи:
-познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования;
-развивать мелкую моторику рук;
-развивать воображение;
-развивать умение создавать рисунок с помощью обрывков бумаги.
Тема : «Мой любимый детский сад!» рисунок свечой.
Задачи:
-продолжать развивать умение рисовать свечой;
-развивать умение передавать задуманное в рисунке;
Тема: «Платье для золушки»
Задачи:
-познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования «паспарту»;
-развивать навык аккуратного вырезания по контуру;
-развивать мелкую моторику рук;
Тема: «Кто, где спрятался?»
Задачи:
-познакомить с новым методом нетрадиционного рисования:
метод «тычка»;
-развивать умение сочетать художественные материалы, инструменты и техники;
НОЯБРЬ
Тема: «Праздничный салют»
Задачи
-познакомить детей со свойствами и особенностями материалов;
-познакомить с новым методом нетрадиционного рисования: проступающий рисунок;
Тема: «Праздничные дома»
Задачи
-совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках;
-учить отображать в рисунке архитектурные сооружения наиболее выразительно; развивать чувство композиции
Тема: «Флаг России»
Задачи:
-совершенствовать умение создавать рисунок с помощью поролона;
-развивать умение дорисовывать контур, с помощью кисти;
-воспитывать чувство патриотизма;
кисть, акварель,
Тема: «Голубь - символ дружбы»
Задач:
-совершенствовать умение рисовать ладошкой;
-развивать стойкий интерес к изобразительной деятельности;
ДЕКАБРЬ
Тема: «Что нарисовал Мороз на стекле?»
Задачи:
-продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования;
-развивать умение рисовать с помощью свечи;
-развивать воображение, фантазию
Тема: «Снежная сказка»
Задачи:
-развивать воображение, интерес к творчеству, самостоятельность
Тема: «Елочка нарядная»
-познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования «ладошками» и тычками.
-развивать цветовосприятие, чувство композиции;
-воспитывать аккуратность.
Тема: «Дед мороз и Снегурочка»
-продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования;
-развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук.
ЯНВАРЬ «Волшебные сказки»
Тема: «Сказки леса»
Задачи:
- закреплять у детей технические навыки рисования;
-развивать воображение, творчество
Тема: «Домик Бабы-Яги»
Задачи:
-продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования;
-развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук.
Тема: «Кто это?»
Задачи:
-познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования (печати по трафарету)
ФЕВРАЛЬ «Детский мир фантазий»
Тема: «Весёлый калейдоскоп»
Задачи:
- продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования;
-развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук;
-воспитывать эстетическое отношение к природе
Тема: «Рыбки в аквариуме»
Задачи:
- познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования (монотипия)
-развивать воображение, художественно-творческие способности;
-воспитывать аккуратность
Тема: « Подарок для папы и деда»
Задачи:
-развивать воображение, интерес к творчеству, самостоятельность
МАРТ «Мамин праздник»
Тема: «Открытка для мамы»
Задачи: - развивать воображение, интерес к творчеству, самостоятельность
Тема: «Весеннее небо»
Задачи:
-познакомить детей с новым способом нетрадиционного рисования «скомкование»
-развивать цветовосприятие, чувство композиции;
-воспитывать аккуратность
Тема: «Весенняя сказка»
Задачи:
- упражнять детей в технике печатания картофелем;
-развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук.
Тема: «Загадка волшебника»
Задачи:
-упражнять детей в рисовании предметов овальной формы;
-развивать чувство восприятия композиции.
АПРЕЛЬ «Красоты весны»
Тема: «Цветущая сакура»
Задачи:
- познакомить детей с новой техникой изображения «кляксографией»;
-развивать фантазию, воображение, чувство композиции
Тема: «Ракета в полете»
Задачи:
-закреплять у детей технические навыки рисования;
-продолжать учить выстраивать композицию рисунка;
-развивать творческие способности
Тема: «Звездный мир»
Задачи:
-продолжать знакомить детей с нетрадиционным способом рисования;
-развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику рук
Тема: «цветение одуванчиков»
Задачи:
- познакомить детей с новым нетрадиционным способом рисования «по мокрому листу»;
-развивать умение передавать задуманное в рисунке
МАЙ Тема: «Майский хит»
Тема: «Праздничный салют»
Задачи
- познакомить детей с новой техникой изображения «граттажем»;
-учить рисовать ровные и изогнутые линии, изображая салют;
-развивать фантазию, воображение, чувство композиции
Тема: «Сказочные птицы»
Задачи:
-воспитывать творческую активность, желание фантазировать;
-закрепить использование в рисовании нетрадиционных материалов и техник;
-воспитывать аккуратность.
Тема: «Обыкновенное чудо»
Задачи:
- закрепить умение рисовать свечой и акварелью;
-развивать творческую активность детей.
Тема: «Загадка художника»
Задачи:
- закреплять у детей технические навыки рисования;
-развивать воображение, творчество
Выставка для гостей и родителей проводится после каждого занятия
-воспитывать у детей желание делится радостью творчества;
-привлечь к подготовке выставки родителей.
Библиография.
1. Архарова Н.В. Развитие творческого воображения у детей через нетрадиционные способы рисования. – Мосальск, «Воспитатель года», 2006. – 30 с.
2. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.
3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000.
4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий, 2003. – 80 с.
5. Зеленина Е.Л. Играем, ползаем, рисуем: Кн. Для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1996.
6. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: Сфера, 2005.
7. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М: ТЦ Сфера, 2004.
8. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 1994.
9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
10. Мелик-Пашаев А.А.., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1995.
11. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.– СПБ.: КАРО, 2008.– 90 с.
12. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. В.И. Васильевой. – М.: Академия, 2005.
13. Саккулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - М., 1965.
14. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование нетрадиционных техник в обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию "Рисунок своими руками"
Использование нетрадиционных техник в обучении детей старшего дошкольного возраста рисованию...
Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Юный художник» сроком реализации – 4 месяца
Дополнительная образовательная программа занятий изобразительной деятельностьюс использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста«Юный художник»сроком реализации –...
Конспект НОД с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста «Пейзаж у озера».
В конспекте "Пейзаж у озера" предлагается использовать нетрадиционную технику рисования - монотипию, для изображения пейзажа, отражающегося в водоеме....
Конспект квест - игры по О.о «Художественно – эстетическое развитие»(рисование) на тему "Потерянная кисточка" с использованием нетрадиционной техники рисования для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.
Конспект квест - игры направлен на развитие творчеких способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования....
Конспект ООД с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие в страну мыльных пузырей"
Конспект ООД с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие в страну мыльных пузырей"...
Программа по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования для детей старшего дошкольного возраста.
Данная программа предполагает осуществление непрерывного педагогического процесса по художественному творчеству, опираясь на основную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Ве...