Картотека игр на логику в подготовительной к школе группе
картотека
Предварительный просмотр:
Картотека игр на логику
в подготовительной к школе группе
"Продолжи ряд"
Цель: Формирование понимания последовательностей, умение видеть закономерность
Варианты игры:
Геометрические фигуры. Ребёнку предлагается продолжить серию простых геометрических форм (например, квадрат-треугольник-круг), чередующихся друг за другом.
Числовые ряды. Задания включают продолжение числового ряда, основанного на определённом арифметическом законе (например, +2, +3 и т.п.).
Картинки-примеры. Ряд строится на основе изображений знакомых ребёнку предметов или ситуаций (яблоко-груша-банан, кошка-собака-хомяк).
Буквенные последовательности. Можно предложить задания с буквами алфавита, размещёнными последовательно или с пропуском некоторых букв.
Игра "Что изменилось?"
Цель: Тренировка наблюдательности, памяти.
Педагог демонстрирует ребенку набор игрушек, картинок или предметов, расположенных определенным образом. Затем просит закрыть глаза и меняет расположение одного-двух предметов или заменяет некоторые из них новыми. Когда ребенок открывает глаза, задача — заметить произошедшие изменения и назвать их.
Вариации игры:
Игрушки на столе. Взрослый выкладывает перед ребенком игрушки, просит запомнить их положение, закрывает глаза и перемещает одну игрушку. Ребенок называет изменение.
Рисунки. Показываются рисунки с одинаковыми деталями, одна деталь отсутствует или изменена на втором рисунке. Нужно сравнить оба рисунка и отметить различия.
Фигуры и формы. Перед ребенком раскладываются разноцветные фигуры разной формы, меняется цвет одной фигуры или её местоположение.
Комната. Предлагается посмотреть вокруг себя и обратить внимание на обстановку комнаты. Потом взрослый незаметно меняет одно-два предмета местами, ребёнок должен сказать, что именно поменялось.
Игра "Раздели фигуры"
Цель: Умение группировать предметы по форме, цвету, размеру.
Перед детьми выставляется набор разных геометрических фигур разного цвета, размера и формы. Детям предлагается разделить фигуры на группы согласно одному общему признаку (форма, размер, цвет). Каждый раз дети получают новый набор фигур и возможность придумать новые критерии разделения.
Примеры критериев деления:
По форме: треугольники отдельно, квадраты отдельно, круги отдельно.
По цвету: красные фигуры отдельно, синие отдельно, зелёные отдельно.
По размеру: большие фигуры отдельно, маленькие отдельно.
Смешанные критерии: круглые и красные фигуры отдельно, квадратные и жёлтые отдельно.
Игра "Угадай слово"
Цель: Расширение активного словаря, активизация анализа признаков предметов.
Один участник (взрослый или ведущий) задумывает слово и описывает его характеристики, используя подсказки, загадки или ассоциации. Остальные участники пытаются угадать задуманное слово, задавая уточняющие вопросы или предлагая варианты ответов.
Примеры загадок-подсказок:
Этот фрукт круглый, оранжевый и сладкий. (Апельсин)
Животное, которое любит мёд и живёт в лесу. (Медведь)
Профессия, связанная с полётом и небом. (Лётчик)
Игра "Логические цепочки"
Цель: Установление связей между предметами.
Взрослый составляет цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово было связано с предыдущим. Участники должны продолжить цепочку, сохраняя смысловую линию.
Пример цепочки:
Кошка → молоко → корова → поле → трактор → ремонт → мастерская → инструменты.
Задача игрока — продолжить логически обоснованную цепочку следующим словом.
Важные моменты:
Каждое новое звено должно иметь четкую смысловую связь с предыдущими словами.
Если игрок ошибается или затрудняется подобрать следующее слово, воспитатель или другой участник может помочь восстановить логику цепи.
Возможные вариации игры:
Работа парами или группами: два участника одновременно придумывают свое продолжение цепочки, затем сравнивают варианты.
Использование наглядных материалов: изображения предметов, помогающих наглядно представить связь между словами.
Тематические цепочки: создание логических цепей на определенную тему (животные, транспорт, профессии и др.)
Игра "Классификация"
Цель: Закрепление понятий классификации объектов.
Дети делятся на команды или играют индивидуально. Им предоставляется набор предметов (игрушки, овощи, картинки и т.д.). Задача игроков — разложить предметы на группы, руководствуясь общими признаками.
Примеры действий:
Группировка овощей по цвету (красные помидоры отдельно, зеленые огурцы отдельно);
Классификация транспорта по типу передвижения (наземный, воздушный, водный);
Распределение зверей по месту обитания (лесные животные, домашние питомцы).
Игра "Загадки-шутки"
Цель: Активизация умственной активности, расширение кругозора
Детям предлагаются шуточные загадки, решение которых требует нестандартного подхода, логического размышления и умения выйти за рамки обыденного представления о вещах.
Примеры шутливых загадок:
Без окон, без дверей, зимой холодно, летом жарко. Что это? (Дом)
Почему книга грустила? (Потому что никто её не читал!)
Какой рукой лучше всего размешивать чай? (Никакой, лучше ложечкой!)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека Образовательная область «Труд» Подготовительная к школе группа группа
Картотека поможет педагогам в ежедневном планировании совместной деятельности с детьми....
Картотека игр по ФЭМП (подготовительная к школе группа)
Настоящая картотека игр по ФЭМП направлена на сосредоточение внимания к наиболее значимым для выпускника детского сада проблемам, а именно: решение задач разного типа, деление целого на части, преобра...
Картотека подвижных игр в подготовительной к школе группе
Подборка подвижных игр поможет спланировать двигательную деятельность воспитанников...
Картотека опытов и экспериментов (подготовительная к школе группа)
Картотека опытов и экспериментов(подготовительная к школе группа) СЕНТЯБРЬ ОПЫТ № 1«Росток»Цель. Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.Матери...



