Картотека дидактических игр по теме «Моя семья»
картотека
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по теме «Моя семья»
«Кто главный?»
Цель: Способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи; подводить к
пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к
своей семье.
Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка,
дедушка, ребенок.
Ход игры:
Взрослый предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто чем занимается,
кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут
иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует
определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.
«Как зовут членов семьи»
Цель: Закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь;
воспитывать любовь к своей семье.
Ход игры:
Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой
Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка
Гриша и дедушка Павел».
«Маленькие помощники»
Цель: Подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою
любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь,
мышление.
Материал: ящик, мишка.
Ход игры:
К детям «пришел расстроенный мишка». Он «поссорился с мамой», потому что «не хотел убирать
на место свои игрушки». А теперь не знает, как помириться с мамой.
Взрослый. Ребята, вы обижаетесь на родных, когда они вас ругают? Родных нужно любить и
помогать им. Как вы помогаете дома своим родным? У меня есть бабушкина шкатулка, всю свою
помощь вы сложите в нее, а саму шкатулку подарим мишке для того, чтобы он также учился
помогать своей маме и не забывал об этом.
Дети по очереди рассказывают о том, как они помогают дома маме, папе, брату, сестренке,
бабушке, дедушке, а свои рассказы кладут в сундук. Медвежонок «благодарит» детей
за «волшебную шкатулку» и возвращается в лес мириться с мамой и помогать ей.
«Ласковое слово»
Цель: Способствовать умению детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать
связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.
Материал: мяч.
Ход игры:
Ведущий бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама -
мамочка, папа - папочка т. д.
«Клубочек волшебных слов»
Цель: Продолжать формировать у детей способность употреблять в своей речи волшебные» слова
для родных и близких; воспитывать вежливость, доброжелательность.
Материал: клубочек из ниток.
Ход игры:Ведущий предлагает детям намотать на клубок нить из «волшебных» слов, которые они скажут
своим родным и близким. Дети говорят по очереди «волшебные» слова и наматывают в клубок
нить.
«Хорошо – плохо»
Цель: Формировать у детей представление о том, что хорошо и что плохо.
Ход игры:
В: Помочь маме - хорошо. Почему?
В: Ругаться с братом - плохо. Почему?
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?"
«Давай поменяемся»
Цель: Формировать представления о жизни семьи.
Игровое правило: Игра проводится подгруппой. Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит,
что он (она) умеет делать. Затем идет обмен функциями между детьми, загадавшими объект.
Ход игры:
Р1 - утро. Утром все просыпаются, умываются, собираются на работу, в школу, в детский сад.
Р2 - день. Днем взрослые работают, дети в школе учатся, а в детском саду дети гуляют, занимаются,
играют и спят.
Р3 - вечер. Вечером вся семья собирается дома, ужинают, дети учат уроки, взрослые смотрят
телевизор, а совсем маленькие дети играют.
Р4 - ночь. Ночью спят. Ночь нужна для того, чтобы люди-взрослые и дети могли отдохнуть и
набраться сил для следующего дня.
В: А теперь представьте себе, что ночью вся семья просыпается и начинает собираться на работу и
так далее.
Динамическая пауза (дети имитируют движения)
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.
«Моя семья»
Цель: Продолжать формировать у детей представления о членах семьи, понимать роль взрослых и
детей в семье. Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья.
Ход игры:
Давайте посмотрим на картинку и вспомним кто живет в семье.
(дедушка, бабушка, папа, мама, ребенок)
У меня есть домики. Сейчас мы поселим в них нашу дружную семью.
Кто у нас самый первый живет в домике?
Да это дедушка. Найдите картинку, на которой нарисован дедушка и покажите мне.
Славный дедушка родной
Самый добрый дорогой
Поселим дедушку в домик.
Кто еще живет в домике?
Да бабушка. Найдите картинку, на которой нарисована бабушка. Покажите ее мне.
Как у нашей бабушки
Хороши оладушки.
Поселим бабушку в домик
Кто еще живет в домике?
Да папа, найдите картинку и покажите мне.Мой папа находчивый, умный и смелый
Ему по плечу даже сложное дело
Поселим папу в домик
Кого нам еще надо найти?
Правильно маму найдите ее на картинке и покажите мне
Мама радость мама смех
Наша мама лучше всех
Поселим маму в наш домик
Кто у нас остался? Ребенок, поселим его в домик
Вся наша дружная семья в домике?
Давайте посмотрим на них и назовем.
Дедушка, бабушка, папа, мама и я это вся моя семья.
«Составь семью»
Цель: Формировать представление детей о том, что они имеют право на семью, как о людях,
которые любят друг друга и заботятся друг о друге.
Материал: фигурки членов семьи.
Ход игры:
- Ребята, посмотрите на эти фигурки. Кого вы видите?
- Как можно их всех назвать одним словом (семья).
- Назовите членов своей семьи.
- Семья может быть большая или маленькая. В каждой семье могут жить люди разного возраста. А
дети похожи на своих родителей или на бабушку с дедушкой.
А теперь, нужно расставить родственников мальчика (девочки)так:
Первый – дедушка, после дедушки – папа, перед папой – бабушка, после
папы – мама, между мамой и папой мальчик (девочка). Посчитайте,
сколько их? Скажите, кто и за кем стоит?
«Собери семью»
Цель: Формировать представление детей о семье и её членах, о доброжелательных отношениях
родных людей. Развитие связной речи детей. Воспитывать любовь и уважение к своим родным.
Материал: карточки с изображением членов семьи (папа, мама, дочка, сын, бабушка,
дедушка, карточки с изображением обуви, одежды.
Ход игры:
Правила: "Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале мы отражаемся в нём.
Пускай не всегда мы красивы -
Зато эти фото - правдивы.
Хранится альбом в нашем доме,
Семейные снимки хранятся в альбоме.
1 вариант: Детям предлагают картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей.
Составь семью. Как можно назвать этих людей одним словом? Кто живет в этой семье?
2 вариант: Как вы думаете, в семье заботятся друг о друге? Необходимо подобрать кому
принадлежат эти предметы и объяснить почему так решили.
«Родство»
Цель: Продолжать формировать представление детей о близких родственниках, о семье.
Материал: карточки
Ведущий по очереди задает игрокам вопросы,например: «Кто такая внучка?», если тот, кто
должен отвечать дает неправильный ответ – отвечает следующий игрок, тот, кто ответил правильно,
получает маленькую карточку. Игра заканчивается, когда у одного из игроков будет 6 карточек. Он
победитель
.«Я и моя семья»
Цель: Продолжать формировать у детей представления о членах семьи, понимать роль взрослых и
детей в семье. Вызывать у ребенка радость и гордость за то, что у него есть семья.
Материал: картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей.
Ход игры:
1 вариант: Детям предлагают картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей.
Составь семью. Как можно назвать этих людей одним словом? Кто живет в этой семье?
2 вариант: Как вы думаете, в семье заботятся друг о друге? Необходимо подобрать кому
принадлежат эти предметы и объяснить почему так решили.
«Лото»
Цель: Продолжать знакомить детей с домашними обязанностями, помочь детям ощутить себя
частью семьи, закрепить названия ближайших родственников.
Материал: игровое поле, картинки с предметами.
Ход игры:
Играть можно от 2 до 8 человек поделив игровые поля, взрослый будет водить, а ребенок –
закрывать картинки. Ведущий берет карточку, показывает еёи спрашивает: «У кого?»,ребенок
отвечает: «У меня» или просто показывает. Он получает свою карточку и накладывает её на
изображение. Игра будет закончена, если на игровом поле будут закрыты все картинки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по теме «Моя семья»
Картотека дидактических игр по теме «Моя семья»...

Картотека дидактических игр на тему «Моя семья»
Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье....

Картотека дидактических игр по теме "Моя семья" в старшей группе
Картотека дидактических игр по теме "Моя семья" в старшей группе ДОО...

Картотека дидактических игр на тему: "Моя семья - моя родословная"
Закрепить представления о семье, её членах, воспитание любви и заботы о родных людях; развитие коммуникативных навыков детей, воспитание и уважение к повседневнему труду родителей....



