Экологический проект «Яркая птичка, маленькая синичка»
проект (младшая группа)

"Педагогическое кафе" Герасимовой Марины Сергеевны

В дошкольном возрасте происходит формирование начальной экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Чтобы научить детей правильно взаимодействовать с миром живой природы, нужно создать условия для активнoгo и дoбровольного участия детей в совместной с взрoслым природоохранной деятельности. Вoвлечь в работу родителей для пoддержки сoбственного ребенка в желании пoмoчь птицам в зимний периoд.

Чтобы научить детей правильно взаимодействовать с миром живой природы, нужно создать условия для активнoгo и дoбровольного участия детей в совместной с взрoслым природоохранной деятельности. Вoвлечь в работу родителей для пoддержки сoбственного ребенка в желании пoмoчь птицам в зимний периoд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_pro_sinichku.docx307.34 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Яркая птичка, маленькая синичка»

2 младшая группа.

Вид, тип проекта: экологический, познавательно-творческий, групповой

Тема: «Яркая птичка, маленькая синичка»

Длительность проекта: краткосрочный (1 неделя, ноябрь)

Автор проекта: Герасимова М.С., воспитатель

Участники проекта: дети группы «Мыльные пузырики», родители, воспитатели.

Возраст детей: 2 младшая группа (дети 3-4 лет).

Актуальность проекта.

Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

          Птицы и животные окружают ребенка всю его жизнь. Поэтому знакомству с ними необходимо уделять большое значение.

    В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

   Уже с маленького возраста мы, как должны воспитывать интерес у детей

к нашим меньшим собратьям - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. Какие птицы остаются с нами зимовать. У малышей слишком маленький жизненный опыт и кто, если не мы научит их правильному и бережному отношению к птицам.

Для того, чтобы дети начали правильно относиться к миру природы, начинать экологическое воспитание следует уже с младшего возраста. Птицы и животные окружают ребенка всю его жизнь. Следует знакомить ребенка с живoтным миром своего края с младшего возраста.

У младших дошкольников маленький жизненный опыт и следует научить их бережному отношению к птицам. Чтобы научить детей правильно взаимодействовать с миром живой природы, нужно создать условия для активнoгo и дoбровольного участия детей в совместной с взрoслым природоохранной деятельности. Вoвлечь в работу родителей для пoддержки сoбственного ребенка в желании пoмoчь птицам в зимний периoд.

Цель проекта: Познакомить детей с птичкой – синичкой, её внешним видом, повадками. Научить детей наблюдать за птицам и бережно относиться к ним. Рассмотреть проблемы, которые окружают зимующих птиц.

Задачи проекта:

- Познакомить детей с синицей и учить различать птиц по внешнему виду;

- Учить изготовлению работ в технике моталки;

-Закрепить знания детей о жизни птиц зимой;

- Обогащать впечатления детей, при слушании музыкальных произведений, разучивании подвижных игр.

- Развивать мелкую моторику пальцев рук; (пальчиковые игры)

- Воспитывать интерес к творчеству;

- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать зимующих птиц.

Ожидаемые результаты проекта:

- Расширение знаний о зимующих птицах;

- Желание детей заботиться о своих пернатых соседях;

- Развитие наблюдательности и расширение кругозора;

- Развить интереса детей к совместной деятельности с воспитателем;

- Воспитать интерес к творчеству;

- Вовлечение родителей в педагогический процесс;

- Создание мини – музея «Птицы».

Формы проведения:

 - Беседы; Акция «Покормите птиц зимой»

 - Организованная образовательная деятельность;

 - Дидактические игры;

- Просмотр мультфильмов по теме;

- Художественное и продуктивное творчество;

- Физкультурное развлечение.

Работа с родителями:

- подготовка материала для творчества с детьми;

- совместная (родители + дети) подготовка корма для птиц дома;

- Сбор иллюстрационного материала.

Реализация проекта «Яркая птичка, маленькая синичка» .

Дни проведения  

Виды деятельности в течение дня

Образовательные области

Задачи

День первый

* Беседа "Синичкин день"(учить отличать синиц от других видов птиц)

* Просмотр изображений, фотографий с изображением синиц, кормушек

* прогулка наблюдение за птицами на участке

*Прослушивание пения синиц

* А.Барто «Скачет шустрая синичка»

-Социально-коммуникативное развитие

- Познавательное развитие

-Художественно – эстетическое развитие

- Вызвать интерес к птицам синицам, благоприятные чувства к природе

- Вызвать интерес к прослушиванию музыкальных произведений

День второй

*Чтение/обсуждение рассказа «Весёлая синичка»

* Пальчиковая гимнастика «Синички», «Покормим птичек»

* начало изготовления работы в технике моталки  «Яркие синички»

* Дидактическая игра «Скажи ласково», «Чей хвост, чья голова?»

-Художественно-эстетическое развитие

- Физическое развитие

- Речевое развитие

- Социально-коммуникативное развитие

- Продолжать вызывать интерес к синицам

- Предложить детям применить нетрадиционную технику в изображении своей композиции.

- Развивать мелкую и крупную моторику.

День третий

* Интерактивная сказочка – моталочка «Синичка – Симочка»

*Подвижная игра «Птицелов», «Птички и кошка»

*Дидактическая игра «Прятки», «Один-много» по теме зимующие птицы

* завершение творческой работы «Яркие синички»

- Речевое развитие

- Художественно – эстетическое развитие

- Физическое развитие

- Познавательное развитие

- Вызвать интерес к изучению художественной литературы.

-Развитие мелкой моторики

- Развивать умения различать птиц

- Развивать ловкость

День четвертый

*Дидактическая игра «Собери синичку»

* Заучивание заклички «Синиченька-невеличенька».

* Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

* Оформление выставки «Яркие синички»

- Художественно – эстетическое развитие

- Физическое развитие

- Познавательное развитие

- формирование у детей представления о целостном образе предмета, обучение складывания картинки, разрезанной на четыре части, обучение узнавания зимующих птиц по характерным признакам; развитие логического мышления.

-Вызвать интерес к нетрадиционному подходу изучения данного материала.

- Развить ловкость и внимание

День пятый

*Чтение: загадок, пословиц, поговорок

* Разукрашивание тематических картинок

* прогулка наблюдение/наполнение кормушек/ за птицами на участке

* Подвижная игра «Синички и кот»

- Речевое развитие

- Художественно - эстетическое развитие

- Социально – коммуникативное развитие

- Физическое развитие

-Развить крупную и мелкую моторику

- Развивать интерес к разгадыванию загадок и прослушиванию пословиц и поговорок

- Развивать умение раскрашивания, не заходя за края

- Развивать ловкость

Результат реализации проекта:

  • Появился интерес к совместной деятельности с педагогом, творческие способности;
  • Пополнился словарный запас;
  • Повысился уровень знаний о синицах, зимующих птицах, а также художественной литературе.

Приложение 1

     Пальчиковая гимнастика «Синички» (из сети интернет).

Две синички прилетели,   (Машем руками, изображая крылья)

На ладoшки дружно сели,   (Показываем ладошки).

Стали семечки клевать   (Стучим указательным пальцем правой руки по левой ладошке).

И тихонькo напевать  ( меняем руки).

Мы погладим нежно птичек, (Гладим ручки со всех сторон.)

И oтпустим невеличек. («Полетели» – машем руками) 

 

***

Подвижная игра «Синички и кошка»

(Дети стоят в кругу и произносят слова, «кошка» сидит внутри круга.)

Желтогрудая синица С ветки прыг, на ветку скок,

Веселится от души, Собирает хлеба крошки,

Кошка птичку не страшит. Кошке тоже не сидится,

Кошка точит коготок. Мяу-мяу, сейчас поймаю!

(Дети разбегаются врассыпную, «кошка» ловит птичек.)

 Дети, сегодня мы отмечаем праздник, посвященный удивительной маленькой птичке синичке. Он так и называется «Синичкин день». В этот день люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки.

Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. Природа одарила её яркой внешностью. Брюшко у неё — лимонно-жёлтое, разделённое чёрной полосой. Синица – птица небольших размеров, с сильными лапками, коротким клювом. Бегать по земле синицы не умеют, зато, подобно воробьям, умеют скакать.

***

Игра  «Синицы  в гнёздышках»

Синички внимательные птички, когда   видят  приближающуюся опасность,   сразу улетают  в свой дом, в гнездо.  

Хотите попробовать,  получится у вас так же быстро спрятаться в домики как у синичек?
Послушайте правила игры.
Представим, что  обручи– это домики птичек , их гнездышки. 

Вы  летаете по залу под весёлую музыку.  На сигнал  опасность, (закончилась музыка)  синицы быстро летят и стараются занять один из 

домиков. Кто из детей остается  без обруча, тот садится на стульчик.

Приложение 2

Беседа «Птичка-синичка» (младшая группа)

Цель: познакомить детей с синицей;

Задачи:

- формировать представления о внешнем виде, способе передвижения и приспособлении к среде обитания синиц.

- воспитывать бережное заботливое отношение  к птицам;

- формировать желание помогать птицам зимой.

Ход.

Воспитатель:  С желтой грудк0й к нам летит,

Что это за птица?

Как наряден ее вид!

Звать ее – синица!

Летом мошек ест она,

А в морозец зерна

По характеру шустра,

Быстра и проворна (А.Малеев).

 

Синица - яркая, красивая птичка. Какого цвета грудка? А головка, спинка и хвостик – черные. Посмотрите, какой у синички oстрый клюв. А лапки маленькие, на лапках когoтки острые, чтобы птичке было удобно держаться за веточки на дереве. Синичка даже умеет висеть вниз головой.

Синичка никогда не сидит на месте, она летает, прыгает, а вот ходить синичка не умеет. А еще синичка умеет петь «Синь-синь-синь», вот и назвали ее синичка.

Летом птичка ест мошек, жучков, зернышки, но зимой холодно, жучки прячутся, выпадает много снега и птичка не может найти себе еду.

- Что же делать? ( предположения  детей).

- Зимой люди вешают кормушки (картинка). Что положим в кормушку? (зернышки, семечки).

- Понравилась вам птичка?

- Как ее узнать? ( желтая грудка)

- Чем синичка питается? ( зернышки, семечки…)

- Что умеет делать птичка? ( летать, петь, прыгать)

 

Вот и мы сейчас с вами превратимся в синичек.

Физкультминутка «Шустрые синички»     ( из сети интернет).

Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)

Ей на месте не сидится, 

Прыг-скок, прыг-скок, 

Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)

Вот присела на минутку, (присели)

Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)

И с дорожки — на плетень,

Синь-синь, Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)

ВоспитательНаступила зима. Как же мы с вами поможем птичкам зимой? Правильно, мы на прогулке повесим кормушку и покормим птичек семечками.

 

Приложение 3.

Сказка про синичку, которая проснулась однажды и поняла, что ей отчего-то весело и хочется петь. Она летала по лесу, кругом еще были сугробы. Но солнышко пригрело по-весеннему, и птицы стали радостно щебетать.

Рано-рано проснулась Синичка.

«Интересно, как там дела на белом свете? Не случилось ли чего, пока я спала?»— подумала она и выпорхнула из тёплого дупла.

Глянула на свежие сугробы под деревьями, на заячьи следы у пенька и вдруг — запела.

Запела и удивилась:

«Отчего это мне весело? Ведь деревья ещё чёрные, ветки ещё голые, снег кругом, а мне весело», — удивилась и полетела в заветную рощу, где на рябинах красные ягоды висят.

А там ночной ветер все ягоды посбивал, и теперь они горели на снегу раскалёнными угольками.

Поклевала Синичка сладкой ягоды и снова запела. Но тут же вспомнила, что радоваться-то нечему.

«Так отчего же мне весело? Отчего? Отчего?»

Она села на берёзку, чтобы подумать. Покачалась на тонкой ветке. И — опять запела!

«Нет. это очень непонятно. Надо посоветоваться с подружками». И она полетела на большую лесную поляну.

Сегодня там был настоящий птичий базар. Все щебетали, чирикали, попискивали, посвистывали и кружили над чёрной полоской, которая виднелась среди белого снега.

«Так вот что случилось на свете, вот отчего мне весело! — догадалась наша Синичка. — Это солнышко поднялось и пригрело по- весеннему. Потому и появилась первая проталина. И побежали под снегом ручьи. Я их слышу, слышу! Скоро всюду будет хорошо и весело».

И Синичка поднялась высоко в небо и запела самую лучшую песню, какую только знала:

— Тинь-тинь-тинь-тинь! Ти-инь!

(Илл. Булатова Э. и Васильева О.)

Приложение 4.

Интерактивна сказочка-моталочка во второй младшей группе

 "Синичка – Симочка"

Цель: познакомить детей с зимующими птицами, расширить представления детей о всероссийских праздниках.

Задача: закрепление знаний детей о зимующих птицах, умение их различать, описывать внешний облик птиц их особенности и поведение, развивать эмоциональную сферу, вовлечь детей в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку.

Оборудование:

  • коврик "Осенняя полянка",
  • пальчиковые куклы: волк, мышка, зайка;
  • птички: воробей, синичка, снегирь;
  • кормушка, корм для птиц,
  • кукла би-ба-бо: кошка;
  • клавесы (на каждого ребенка);
  • перышки (на каждого ребенка), заговотки птичек-моталочек, авторские музыкальные игры.

Ход НОД

Авторская собиралочка Кирюшатовой Т. "Ветерок"

Рассказщица: - Здравствуйте, детишки!

Дети: - Здравствуйте!

Рассказщица - Дети, а вы знаете, какой у нас будет праздник?

Дети: - Нет!

Рассказщица: - В ноябре есть такой праздник "Синичкин день". Хотите послушать сказку, как звери поздравляли синичку?

Дети:- Да!

Рассказщица: - Садитесь, слушайте и смотрите.

Узнали лесные зверушки, что есть в календаре необычный праздник - Синичкин день. Отмечается этот праздник поздней осенью, когда деревья стоят совсем голые, когда первый мороз серебрит травы да опавшую листву, когда первые робкие снежинки падают с неба. (Стоят на полянке все куклы)

Зайка (пальчиковая кукла): - Надо бы нашу подружку Симочку поздравить.

Волчок (пальчиковая кукла): - Надо.

Мышка (пальчиковая кукла): - Обязательно надо. Синичка в лесу большую работу выполняет, деревья от вредителей защищает.

Зайчик (пальчиковая кукла): - Только что ей подарить? Тут подумать надо. Сели они втроём на брёвнышко, задумались.

Рассказщица: - Думали-думали, придумали. Зайчик подскочил:

Зайчик (пальчиковая кукла): - Синичка Симочка, в заброшенном беличьем дупле поселилась, а дупло холодное. Вот пёрышки ей подарим, пусть синичка своё дупло утепляет.

(Воспитатель раздает перышко каждому ребенку)

Авторская музыкальная игра с перышком "Перышко" Марютина Н.

Волчок (пальчиковая кукла): - Молодец, зайчик. А я ещё летом на лесной тропинке гвоздики нашел. У меня несколько дощечек заготовлено. Вот и сделаю я из них кормушку для нашей Симочки.

Рассказщица: - Ребята, а мы с вами поможем Волчку?

Дети: - Да!

(Воспитатель раздает клавесы на каждого ребенка)

Авторская музыкально-ритмическая игра Марютиной Н. "Кормушка"

Мышка (пальчиковая кукла): Ай да, Волчок! - Ай да, умница. Отлично придумал!

Зайчик (пальчиковая кукла): - А у тебя, мышка, какие будут идеи?

Мышка(пальчиковая кукла): - Я, друзья, всё лето трудилась, кладовочку свою заполняла. Много у меня в ней пшеницы, много овса, много подсолнечных семечек. С удовольствием поделюсь с синичкой своими запасами. Побегу к себе в норку.

Рассказщица: - Пошла мышка к себе в норку, а там кошка! Дети, поможем мышке убежать от кошки?

Дети: - Да!

(Дети встают врассыпную).

Подвижная игра "Кошки-мышки" с куклой би-ба-бо.

Рассказщица: - Ой, мышка! Какая умница!

Поговорили зверушки да пошли на лесную опушку, к старому дубу, где в заброшенном дупле синичка Симочка живёт. Смотрят, а Симочка на веточке сидит, головой по сторонам вертит.

- С праздником, синичка! - прокричали хором зверушки.

Зайчик (пальчиковая кукла): - Поздравляем тебя с праздником! Прими скорее наши подарочки. Здесь и перышки, чтобы дупло твоё утеплить, и кормушка с угощением, чтобы тебе зимой не голодать.

Синичка Симочка (вязаная игрушка): - Ах, спасибо, мои дорогие! Как неожиданно! Как приятно! Спасибо, что не забыли про мой праздник! Спасибо! Только в этот день не одну меня поздравлять надо, а всех зимующих птичек.

Волчок (кукла пальчиковая): - Да? Мы про это не знали.

Синичка Симочка: - Ничего страшного, вы мне так много подарков принесли, что на всех птичек хватит.

Мышка(пальчиковая кукла): - Как здорово!

Рассказщица: - Тут же со всех сторон к старому дубу слетелись зимующие птички: прилетел воробей-проказник, красногрудый снегирёк и синички. Они расселись на ветках и запели на разные голоса.

(Птиц сажают на ветки деревьев)

Рассказщица: - Дети, смотрите, какая замечательная кормушка! Она нужна для того, чтобы подкармливать птиц до весны. Ведь сейчас наступают холода, все насекомые засыпают, а мы подкармливаем, чтобы они не погибли от голода. Давайте насыпем птицам корма в кормушку?

Дети: - Да!

Рассказщица: - Проходите к столу, берите немного семечек в руку и сыпьте в кормушку.

(Дети проходят к столу с кормушкой)

Рассказщица: - Какие вы молодцы, дети! А давайте мы с вами сделаем нашей Синичке - Симочке подружек?

Дети: - Да!

Рассказщица: - Проходите к другому столу. Будем с вами делать птичек-моталочек. Берём синичку и наматываем на нее жёлтую верёвочку.

(Дети выполняют инструкцию)

Рассказщица: - Смотрите, какие замечательные птички-маталочки получились!

Дети: - Да!

Рассказщица: - Ребята, сегодня мы с вами послушали замечательную сказку про Синичку-Симочку в честь "Синичкиного дня". Поиграли, помогли зверям подготовить подарки и поздравить всех зимующих птиц. Вам понравилось?

Дети: - Да!!!

Рассказщица: - До свидания, дети!

Дети: - До свидания.

Список литературы

  1. Авторская собиралочка Кирюшатовой Т. "Ветерок"
    https://vk.com/photo-194114188_457264120
  2. Авторская музыкальная игра с перышком "Перышко" Марютина Н.
    https://yandex.ru/video/touch/preview/7258869796011400109?reqid=
    1705241187365305-30802118129826621-balancer-l7leveler-kubr-yp-
    vla-148-BAL-9285&suggest_reqid=943017453169382766011770081698955&text=
    %D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%8E%D1%82%D0%B8%D0%
    BD%D0%B0+%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B6%
    D0%B4%D0%B0+%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%8B%D1%88%D0%BA%D0%BE
    +
  3. Авторская музыкально-ритмическая игра Марютиной Н. "Кормушка"
    https://vk.com/video-126698202_456240027


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

краткосрочный экологический проект "Покормим птичек зимой"

КРАТКОСРОЧНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  "ПОКОРМИМ ПТИЧЕК ЗИМОЙ"...

Семейный экологический проект «Аквариум как маленький мир»

Семейный экологический проект «Аквариум как маленький мир»...

Экологический проект "Покормим птичек"

формирование представления о птицах, как о живых существах в природе...

Проект "Городские птички: снегири-синички".

Краткосрочный проект "Городские птички:снегири-синички"...