«Ранняя профориентация детей раннего дошкольного возраста»
проект (подготовительная группа)
Сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 691.57 КБ | |
| 1.53 МБ | |
| 504.43 КБ | |
| 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кузедеевский детский сад» комбинированного вида
Проект по познавательному развитию у старших дошкольников 5-7 лет «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста.
В мире профессий»
Разработала
Лукьянова О.К.
Воспитатель
Новокузнецкий муниципальный район 2025г
Паспорт проекта.
Параметры информации | Содержание информации |
Возрастная группа | Старший дошкольный возраст 5-7 лет |
Название проекта | «Ранняя профориентация детей раннего дошкольного возраста» |
Интеграция образовательных областей | « Речевое развитие», « Познавательное развитие», « социально – коммуникативное развитие», « Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие». |
Разработчики проекта | Воспитатель старшей разновозрастной группы: Лукьянова Ольга Карловна.
|
Виды проекта | познавательный |
Характеристика участников, на которых рассчитан проект | Воспитанники старшей разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатель. |
Проект по продолжительности | Долгосрочный 01.09.2024- 30.05.2025 уч.год |
Гипотеза | Создать психолого-педагогические условия для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности это послужит ранней социализации и профориентации ребенка. |
Актуальность | Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в самом раннем детстве. Именно тогда примеряются роли доктора, повара, продавца, шофера — тех специальностей, которые видит ребенок вокруг себя. Задача воспитателей в детском саду не только раскрыть перед дошкольниками мир профессий, но и помочь маленькому человеку соотнести свои увлечения и таланты с работой взрослых. |
Цель | Сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности |
Задачи проекта | 1.Сформировать у дошкольников представления о профессиях взрослых, понимание дошкольниками трудового процесса, взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; |
| |
Этапы реализации | 1.Этап – подготовительный, Изучение теоретического и практического материала по теме проекта. Разработка плана реализации проекта. Проведение анкетирования, консультаций, родительского собрания для ознакомления с задачами проекта, с целью заинтересовать родителей воспитанников с проблемой ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста и принять участие в проекте. Изучение диагностической методики Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых», где описываются критерии и показатели характера представлений о труде взрослых. 2.Этап - практической реализации проекта, 1. Организованно образовательная деятельность (ознакомление с художественной литературой, с окружающим миром, развитием речи, конструированием из строительного материала, лепке, аппликации и рисовании), 2.Совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, в режимных моментах, 3.Просмотр развивающих мультфильмов, 4.Экскурсии, прогулки - наблюдения за трудом взрослых, 5.Встречи с интересными людьми, 6.Сюжетно - ролевые, дидактические игры, 7.Самостоятельная деятельность детей, 8.Индивидуальная работа, 9.Взаимодействие с семьями дошкольников. |
10. Оформление выставки детских работ на тему «Профессия». 3.Этап – заключительный 1.Разработка картотеки сюжетно-ролевых и дидактических игр по ранней профориентации дошкольников. 2.Подведение итогов реализации проекта (первичный и итоговый мониторинг по методике Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых»). 3.Проведение анализа деятельности по проекту, обобщение результатов работы. 4.Проведение итогового мероприятия КВН« Профессии». | |
Проблема проекта | Проблема выбора профессии возникли относительно недавно. На протяжении многих веков у детей практически не было другого выбора, кроме как продолжать ремесло родителей. Но с течением времени ситуация изменилась и вопрос правильного выбора будущей профессии остро стоит перед современным обществом. Ведь будущая профессия должна приносить человеку удовлетворение и доход одновременно. |
Основные формы реализации проекта |
|
Взаимодействия с родителями |
|
Предполагаемый результат |
|
|
Учебно – методический план
№ п.п | Месяц | Темы занятий |
1 | Сентябрь | Вводное занятие. Знакомство с миром профессий. |
Диагностика сформированности знаний у детей старшего | ||
2 | Октябрь | Экскурсии и наблюдение за трудом работников д.с |
Ознакомление с профессиями детского сада. Повар. | ||
Чтение художественной литературы: В.Маяковский «Кем быть?» | ||
Дидактические игры: «Что лишнее», «Варим суп», «Варим компот», «Сервируем стол к обеду», | ||
3 | Ноябрь | Выставка ко дню матери: « Мамы разные важны, мамы разные нужны». |
Игра с дидактическим материалом. « Кому принадлежат эти инструменты». | ||
Просмотр мультфильмов: Смешарики: « Азбука профессий». | ||
Ознакомление с профессиями детского сада. Медсестра. | ||
4 | Декабрь | Наблюдение за дворником. Помощь детей в трудовой деятельности взрослого. « Уберём снег с участка». |
Ознакомление профессией полицейского. О. Емельянова стихи по ПДД. «Не беги через дорогу!», «С мамой через дорогу». | ||
Чтение художественной литературы С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа», «Дядя Степа — милиционер». Разучивание пословиц о труде, загадывание загадок. | ||
Сюжетно – ролевые игры: « Водитель и инспектор ГБДД», | ||
5 | Январь | Беседы опасности на улице и дома. |
Конспект ООД по финансовой грамотности: « Чем пахнут ремёсла?» | ||
Просмотр мультфильмов: Смешарики: «Азбука финансовой грамотности», «Все профессии нужны, все профессии важны». | ||
6 | Февраль | Беседа «Военные профессии». Беседа «Военная техника». |
«Кем работает мой папа?» - фотоальбом мой папа на работе. | ||
Коллективные творческие работы: Изготовление открыток ко Дню защитника Отечества. | ||
Сюжетно-ролевые игры «Разведчики», «Перевяжи раненого» | ||
7 | Март | Коллективные творческие работы: Изготовление открыток, подарок для мамы к Международному женскому дню. Составление альбома: «Моя мама на работе». |
Ознакомление с сельскохозяйственными профессиями: « Фермер», «Тракторист», «Агроном», «Хлебороб». | ||
Занятие: «От куда хлеб пришел». | ||
«Вырастим сад на окне». Посадка и выращивание семян. | ||
8 | Апрель | Встреча с интересными людьми: «Пожарный», Конструирование «Пожарная часть». |
Ознакомление с профессией ветеринар. Лепка «Любимые питомцы» | ||
Выставка рисунков: « Кем бы я хотел стать». | ||
Совместная трудовая деятельность детей и взрослых: Дежурство, уход за комнатными растениями, помощь взрослым. | ||
9 | Май | Сюжетно – ролевые игры: « Продавец», « Парикмахер», « Врач», « Строитель», « Водитель», и др. |
Экскурсия визуальная в школу. Знакомимся с профессиями в школе | ||
КВН: « Мир профессий». | ||
Выставка рисунков: «Моя будущая профессия». |
Работа с родителями.
- Родительские собрания;
- Памятки;
- Консультации;
- Изготовление костюмов и приобретение игрового материала для сюжетно - ролевых игр;
- Чтение художественной литературы про профессии;
- совместная деятельность родителей с детьми ( участие в праздниках, конкурсах, экскурсиях и т.д.).
Планируемые результаты:
В конце реализации программы мы планируем сформировать у детей следующие результаты и представления .
Для детей:
- быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности;
- формирует представления о мире профессий, осознание ценностного отношения к труду взрослых;
- открывает возможность проявления самостоятельности, активности и творчества, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем благополучному профессиональному самоопределению.
- знать о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых; - интересы и способности ребенка возникают и развиваются в разных видах
деятельности, которые затем позволят ему выбирать свой профиль в начальном, среднем и старшем звене школы;
- наличие знаний у детей определенных представлений о профессиях своих родителей
(место работы родителей, значимость их труда, гордость и уважение к труду своих родителей);
- умение имитировать деятельность людей различных технических профессий в ходе сюжетно-ролевых игр.
Для педагогов:
- помогут педагогам выстроить систему работы по ранней профориентации детей;
- рост профессионализма педагогов в вопросах трудового воспитания дошкольников;
- педагоги научатся применять в полной мере технологию проектирования в организации трудовой деятельности дошкольников в рамках технических профессий;
- будут использоваться современные технологии: игровые технологии, технология Развивающего обучения, здоровье сберегающие технологии, технология деятельности;
- в рамках работы педагогического коллектива дошкольного учреждения будут подготовлены, апробированы и внедрены методические материалы по организации трудовой деятельности по техническим профессиям.
Для родителей:
- равноправные партнеры в деле воспитания подрастающего поколения, в выборе технических профессий;
- имеют возможность увидеть своего ребенка в деятельности, оценить способности ребёнка.
Информационно – методическое обеспечение:
Материально-техническое обеспечение:
-сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Салон красоты»», «Банк», «Кафе», « Больница»; -магнитофон ;
-аудиокассеты с музыкой;
-литература по трудовому воспитанию дошкольников;
- дидактические игры;
-настольно-печатные игры;
-видеокамера для съемки детей на занятиях и в игровой деятельности; -видеоплеер.
-перспективное планирование, конспекты дидактических игр;
-конспекты занятий;
-рабочая тетрадь с дидактическими играми;
-библиотека методической литературы;
-демонстрационный материал для информационного уголка.
Список литературы:
Нормативные документы
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. No 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Рекомендуемая литература
1.Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. М., 2010г.
2.Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.No 2 3.Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014
4.Интернет ресурсы:
file:///C:/Users/1/Downloads/programma_ranney_proforientatsii_detey_kaleydoskop_professiy.p df
ile:///C:/Users/1/Downloads/programma_lenta_professij.pdf http://nsportal.ru/
http://festival.1september.ru/articles/566837/pril2.doc
Диагностика
Диагностическая карта сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста по профессиям .
Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования
1.Кисточка, карандаш, краски. (художнику) 2.Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы. (швее) 3.Ручка, тетрадь, книга. (учителю) 4.Молоток, гвозди, долото, отвёртка. (плотнику) 5.Лампочка, розетка, индикатор. (электрику)
| |||||||||||||||||||||
Есть ли у тебя любимое занятие, расскажи о нем. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кем бы ты хотел стать? Почему? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инструкция к тесту:
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются объяснения ребенка, а также его эмоциональные реакции.
- баллов – ребенок дает неправильный ответ.
- балл – ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояснить, не дает развернутый ответ.
- балла – ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ В карте выставляются отметки по итогам опроса.
Диагностирование проводится 2 раза в год: сентябрь, май.
Рабочая тетрадь по профориентации старших дошкольников методическая разработка
Содержание
Введение ........................................................................................................... 3 Инструкция по выполнению заданий ............................................................ 5
Задания для рабочей тетради ........................................................................ 6 - 21
Список литературы ........................................................................................ 22
Введение
В настоящее время профориентация рассматривается как необходимый компонент наряду с основным обучением. Разрабатываются и создаются проекты профориентации, методическое и диагностическое обеспечение к ним. Однако, анализ существующего методического и диагностического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся показал, что оно рассчитано на школьников и подростков.
Дошкольный возраст пока остается в этом плане в стороне. В связи с этим, целью нашей итоговой работы является разработка серии
Заданий для рабочей тетради по профориентации старших дошкольников, способствующей систематизации, обобщению и закреплению
представлений дошкольников о мире профессий. Работа по профориентации с детьми старшего дошкольного возраста специфична.
Она отличается от работы со школьниками. Главное – это формирование конкретнонаглядных представлений о мире профессий. К концу дошкольного детства у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самоопределения.
Нами были подобраны задания, которые рассчитаны на детей 6 - 7 лет.
Задания направленны на решение следующих задач:
Образовательные:
- расширять и систематизировать представления о современных профессиях; - расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
- расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах - помощниках человека;
- формировать представления о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий;
- дать представления о труде как экономической категории.
Развивающие:
- развивать познавательные процессы,
- развивать мелкую моторику,
- развивать связную речь, фонематический слух, навыки чтения;
- активизировать словарь по теме;
- развивать интерес к миру профессий; - развивать любознательность.
Воспитательные:
- воспитывать чувство уважения к труду взрослых;
Инструкция по выполнению заданий
На практическом материале у ребенка происходит накопление и обогащение словарного запаса по теме "Профессии", развиваются навыки связной речи и совершенствуются психические процессы. Происходит систематизация, обобщение, закрепление полученных представлений о мире профессий.
Предложенные задания выполняются с опрой на картинки. Таким образом , дети имеют возможность в игровой форме выполнить задания самостоятельно или под руководством взрослого.
Задания могут выполняться как все сразу, так и выборочно, исходя из индивидуальных особенностей воспитанника.
Задания могут предлагаться в рамках организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности детей, совместной деятельности педагога и ребенка, в качестве домашнего задания.
Задания и игры для рабочей тетради.
1.Назови, какие изображены профессии.
1. Игра: «Угадайте, какая профессия у человека?» (взрослый называет слова, относящиеся к какой-либо профессии, дети должны угадать эту профессию).
Весы, прилавок, товар – (Продавец)
Каска, шланг, вода – (Пожарный)
Читальный зал, книги, читатели – (Библиотекарь)
Ножницы, ткань, швейная машинка – (Портной)
Плита, кастрюля, вкусное блюдо – (Повар)
Доска, мел, учебник – (Учитель)
Руль, колеса, дорога – (Водитель)
Дети, игры, прогулки – (Воспитатель)
Топор, пила, гвозди – (Плотник)
Кирпичи, цемент, новый дом – (Строитель)
Краска, кисти, побелка – (Маляр)
Ножницы, фен, прическа – (Парикмахер)
Корабль, тельняшка, море – (Моряк)
Небо, самолет, аэродром – (Летчик)
Землетрясение, обвал, чрезвычайная ситуация – (Спасатель)
2. Игра «Угадай, кто я?».(Дети стоят по кругу, взрослый по очереди бросает детям мяч, называя действия.
Дети называют профессию ).
Я делаю прически (кто я?) … парикмахер.
Я взвешиваю, пробиваю чек … продавец.
Я готовлю пищу … повар.
Я подметаю двор … дворник.
Я пишу картины … художник.
Я учу детей в школе … учитель.
Я лечу больных людей … врач.
Я делаю мебель … столяр, плотник.
Я крашу стены … маляр.
Я пеку торты … кондитер.
Я строю дома … строитель.
Я лечу зверей … ветеринар.
Я добываю уголь … шахтер.
Я выращиваю деревья … садовод.
Я пишу книги … писатель.
Я разношу газеты … почтальон.
Я шью одежду … портной, швея.
Я летаю в космосе … космонавт.
Я ремонтирую сапоги … сапожник.
Я вожу машину … шофер, водитель.
Я пою песни … певец.
Я управляю самолетом … пилот.
Я управляю поездом … машинист.
5.Игра «Найди ошибку».
Цель: развивать внимание, логическое мышление, умение замечать ошибку.
Врач варит суп.
Повар водит машину.
Учитель подстригает волосы.
Портниха лечит людей.
Полицейский взвешивает продукты.
Парикмахер лечит людей.
Урок окончен. (Учитель)
6. Пальчиковая гимнастика: «Разные профессии».
Много есть профессий знатных, И полезных, и приятных.
Повар, врач, маляр, учитель, Продавец, шахтёр, строитель. Сразу всех не называю,
Вам продолжить предлагаю.
Соединять пальцы правой руки с большим.
Соединять пальцы левой руки с большим.
Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.
Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть руки вперёд ладонями вверх
- Раскрась и назови, какие предметы нарисованы.
- Реши кроссворд.
- Послушай четверостишие и скажи, о какой профессии идет речь.
Чтоб картину написать,
Должен краски он смешать
И, макая в краски кисть, Чью-то жизнь изобразить.
(Художник)
Может он большим, тяжёлым
Управлять грузовиком
Иль возить детишек в школу, Если далеко пешком. (Водитель)
12. Обведи орудие труда фермера.
Список литературы.
- Бочкарева, И. Рабочая тетрадь по ознакомлению детей с профессиями [Электронный ресурс] : статья//Международный образовательный портал
МААМ. RU. - Режим доступа : https://www.maam.ru/detskijsad/rabochaja-tetrad-po - oznakomleniyu detei -s-profesijami.html
- Детям загадки о профессиях [ Электронный ресурс] : Любимый детский. - Режим доступа : https://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/1427-detyam-zagadki-o-professiyakh-doktorvrach.html 3 Загадки о профессиях [Электронный ресурс] - Режим доступа :
https://zagadki.info/zag/kontrolyor.html
- Картинки для детей профессии людей и их инструменты [Электронныйресурс] - Режим доступа : https://yandex.ru/images
- Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации [Текст] : методическое пособие / авт.-сост.: Т. В. Пасечникова. – Самара : ЦПО, 2013 – 45 с. 6 Рабочая тетрадь "Путешествие по профессиям" [ Электронный ресурс] :статья // Ведущий образовательный портал России ИНФОУРОК. – Режим доступа : https://infourok.ru/rabochaya-tetrad-puteshestvie-po-professiyam-2314668.html
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Диагностика
Диагностическая карта сформированности знаний у детей старшего дошкольного возраста по профессиям .
Цель: выявить имеющие знания у детей по профессиям на момент диагностирования ребенка
Вопросы Код ребенка | |||||||||||||||||||||
Перечисли, какие профессии ты знаешь? | |||||||||||||||||||||
Какая профессия у твоей мамы? Твоего папы? | |||||||||||||||||||||
Расскажи, какие профессии в детском саду ты знаешь? | |||||||||||||||||||||
Какую пользу для общества приносят полицейские? | |||||||||||||||||||||
Какими качествами должен обладать полицейский? | |||||||||||||||||||||
Кого называют военнослужащими? | |||||||||||||||||||||
Какие военные профессии ты знаешь? | |||||||||||||||||||||
Какими качествами должен обладать военнослужащий. | |||||||||||||||||||||
Как называют врача лечащего детей? | |||||||||||||||||||||
Кто помогает врачу лечить больных? | |||||||||||||||||||||
Какие инструменты нужны врачу для работы? | |||||||||||||||||||||
В чем состоит работа продавца? | |||||||||||||||||||||
Рабочие, каких специальностей участвуют в строительстве дома? | |||||||||||||||||||||
В чем состоит работа домохозяйки? | |||||||||||||||||||||
Кто работает на почте? | |||||||||||||||||||||
В чем состоит работа почтальона? | |||||||||||||||||||||
Какими качествами должен обладать учитель? | |||||||||||||||||||||
Кому принадлежат данные инструменты: 1.Кисточка, карандаш, краски. (художнику) 2.Ножницы, метр, иголка с ниткой, пуговицы. (швее) 3.Ручка, тетрадь, книга. (учителю) 4.Молоток, гвозди, долото, отвёртка. (плотнику) 5.Лампочка, розетка, индикатор. (электрику) | |||||||||||||||||||||
Есть ли у тебя любимое занятие, расскажи о нем. | |||||||||||||||||||||
Кем бы ты хотел стать? Почему? |
Инструкция к тесту:
Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются объяснения ребенка, а также его эмоциональные реакции.
0 баллов – ребенок дает неправильный ответ.
1 балл – ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояснить, не дает развернутый ответ.
2 балла – ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ
В карте выставляются отметки по итогам опроса.
Диагностирование проводится 2 раза в год: сентябрь, май.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Книжка предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Цель: способствовать формированию у детей младшего дошкольного возраста эмоционального отношения к миру профессий, обогащать и к...

Проект по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста "Все работы хороши, выбирай на вкус!"
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребёнка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребёнка...

Презентация инновационного опыта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством технологии интервьюирования»
Вопрос ранней профориентации дошкольников в настоящее время является актуальной задачей дошкольного образования и имеет большую социальную значимость....
Конспект ООД по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста «Профессии в мире спорта»
КонспектООД по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста«Профессии в мире спорта»...
Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Статья будет интересна воспитателям, руководителям кружков, которые организуют работу с детьми по инженерному образованию, то есть учит думать и действовать креативно....

Заочный методический семинар по программе «Обобщение педагогического опыта работников дошкольных организаций» (с применением дистанционных образовательных технологий). Выступление на тему: «Ранняя профориентация детей младшего дошкольного возраста»
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. В зависимости от способностей, пси...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....








