Конспект НОД во второй младшей группе: «Насекомые»
план-конспект занятия (младшая группа)

Цель: Формировать умение ориентироваться в природном окружении.

Задачи: 

1.Формировать представление о развитии насекомых и зависимости их окраски от места обитания.
Обогащать словарный запас детей: насекомые, бабочки, божья коровка, гусеница.

2.Закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках.
3.Воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

Оборудование:

Картинки насекомых или показ слайдов на компьюторе, атрибуты к играм.

Предполагаемый результат:

Углубить у детей знания о мире насекомых.

Ход НОД:

Воспитатель: Ранней весной появились насекомые. Назовите насекомых.

Сегодня мы пойдём в гости к этим маленьким жителям.

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Кто так ловко шагал,

Не споткнулся, не упал?

Воспитатель:   Вот мы и пришли на полянку! Посмотрим и расскажем, кто здесь живет. Как можно одним словом назвать всех этих жучков? (насекомые). Какого они размера? (маленькие). Какие части у них есть? (туловище, лапки, крылышки, усики).

Воспитатель: Сейчас, я вам расскажу про одно насекомое, но сначала отгадайте про него загадку.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел -

Он вспорхнул и улетел.

Воспитатель: Про кого эта загадка? (Про бабочку)

Воспитатель: Да, конечно это бабочка . Какие у бабочек крылышки? (красивые, яркие). Где любят сидеть бабочки? (на цветах). У бабочки есть носик - хоботок, им она пьет нектар - сладкий сок с цветов.

Игра « Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел, (руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется

Бабочка кружится, вьется. ( покружиться)

Крылья бабочки покрыто мелкими чешуйками, когда берем бабочку за крылья, то чешуйки облетают. Такая бабочка погибает.

Воспитатель: А сейчас отгадайте другую загадку, и вы узнаете, как называется следующее насекомое.

Хоть имеет много ножек,

Все равно бежать не может.

Вдоль по листику ползет,

Бедный листик весь сгрызет.

(гусеница)

Воспитатель:   Это гусеница. Какого она цвета? (зеленого). Еще гусеница бывает разных цветов и красная, и оранжевая. Что она есть? (листочки на деревьях). Этим она приносит вред деревьям. Но и пользу приносит: гусеницами питаются птицы. Кстати, птицы питаются еще и другими насекомыми. В природе есть еще очень смешная гусеница, у нее много ножек, и называется она сороконожка.

ИГРА "СОРОКОНОЖКА"

Правила:

Примеры заданий, которые может давать ведущий «сороконожке»:

— Сороконожка поднимает все свои правые (левые) ножки.

— Сороконожка прыгает.                            

— Сороконожка садится (игроки должны присесть на корточки).

— Сороконожка ползет сидя (игроки передвигаются на корточках).

— Сороконожка встала и побежала.

— Сороконожка чешет передней ножкой самую заднюю пятку.

Воспитатель: Какая смешная у вас получилась сороконожка!

Воспитатель: А сейчас отгадайте другую загадку, и вы узнаете, как называется следующее насекомое.

Он зеленый, он прыгучий,

Совершенно не колючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет.(кузнечик)

Воспитатель: Конечно же, это кузнечик! Он живет в поле, в траве, поэтому его увидеть его нелегко из-за зеленой защитной окраске. Если присмотреться к кузнечику, он все время шевелит усами, благодаря усам кузнечик узнает, что происходит вокруг. Кузнечик высоко и далеко прыгает с травинки на травинку и звонко стрекочет, так они между собой разговаривают. Давайте превратимся в кузнечика

Игра «Кузнечик»

Спина прямая, руки на поясе

Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок. Стоп.

Сели, посидели, травушки покушали, тишину послушали.

Выше, выше, высоко прыгай на носках легко.

Воспитатель: Как много милых и забавных кузнечиков!

Воспитатель:   Слушаем следующую загадку:

Тащит он соломинку

К маленькому домику.

Всех букашек он сильней

Наш трудяга…(муравей)

Воспитатель: Муравьи – большие труженики. Они поднимают вес больше, чем весят сами. И живут они большими дружными семьями в домиках-муравейниках. Свои гнезда — «муравьиные кучи» — он строит из хвои, обломков веточек и стебель­ков. По муравейнику и возле него бегают тысячи муравьев. Есть рабочие муравьи, они строят. Несут комочки почвы, хвоинки, чешуйки почек, добывают пищу- жучка, муху, гусе­ницу. Есть солдаты, они защищают муравейник.У муравьев есть « царица», она откладывает яйца. А общаются они при помощи усиков.

Я предлагаю и вам, ребята, превратиться в муравьев

Игра «Построим муравейник»

Каждый ребенок по очереди носит по одному кирпичику или кубику, последний «муравей» несет конус, устанавливает его сверху на «дом», и это считается окончанием постройки муравейника

Воспитатель: Какой большие муравейники вы построили! Настоящие муравьи- работяги!

Воспитатель: Отгадайте следующую загадку.

Всё жужжит, жужжит, жужжит,

Над цветком она кружит,

Целый день, словно юла,

А зовут её (Пчела).

Воспитатель:Пчела – большая труженица. Они летают, собирают нектар. Пчёлы, в отличие от людей, не умеют разговаривать. Общаются при помощи танца. Когда пчела-разведчик находит подходящую поляну с цветами, она быстро возвращается домой, чтобы «рассказать» о своей находке своим товарищам, где находится пища и как к ней добраться.

Игра «Пчелки»

Утром пчёлки проснулись, (Встают и протирают глазки.)

Улыбнулись, потянулись. (Улыбаются и потягиваются)

Раз - росой они умылись. (Умываются)

Два - изящно покружились. (Кружатся)

Три- нагнулись и присели. (Наклоняются и приседают.)

На четыре – полетели. (Летают и жужжат).

Воспитатель: А сейчас отгадайте загадку, и вы узнаете, кто живет на полянке.                          

На берёзовом листочке

Кто-то красненький сидит.

Спинка, крылья – в чёрных точках.

Замерла, как будто спит.

Посидела, посидела…

Вверх взвилась и улетела.

Симпатичная плутовка,

Это…(божья коровка)

Воспитатель: Да, правильно, это божья коровка. Какого цвета у нее крылышки? (красного). А что есть на крылышках? (черные точки). Коровка назвали, потому что выделяет молочко. А божья – она добрая. Если посадить божью коровку на ладонь и сказать:

«Божья коровка, полети на небо,

там твои дети кушают конфетки,

всем по одной, а тебе ни одной!»,

Воспитатель: Она поверит в песенку, расправит крылышки и улетит.

Воспитатель: А сейчас отгадайте следующую загадку, и догадайтесь, о ком в ней говорится.

Как красивую картину,

Сплел большую паутину.

Ни комарик, ни жучок,

А умелый …(паучок)

Воспитатель: Да, это паучок, маленький и тоже трудолюбивый жучок, который постоянно в работе. Как называется домик паучка? (паутина). Паучок не только плетет свою паутину, но и постоянно следит за ее чистотой. Нить паутины служит лестницей для спуска и подъёма. Или «самолетом» ветер подхватит паутину вместе с паучком и перенесет в другое место. Паук питается вредными насекомыми и этим приносит пользу.

Правила игры Паучок

С помощью считалочки выбирают паучка.

Остальные ребята берутся за руки, и образуют круг.

Паучок садится в центр круга на корточки.

Дети начинают водить хоровод вокруг паучка, громко приговаривая:

— Паучок-паучок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили.

(игроки подходят к жучку и помогают ему встать на ноги)

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь

Выбирай, кого захочешь!

(паучок танцует и выбирает из круга того кто будет паучком с следующем кону). После этого игра начинается сначала, уже с новым «паучком».

Воспитатель: Какие шустрые паучки! Не успеешь оглянуться, а они уже в другом месте.

Воспитатель: Загадаю следующую загадку:

Целый день летает,

Всем надоедает. (Муха)

Игра "Паук и мухи"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: в одном из углов зала кружком обозначается паутина, в которой находится паук — водящий. Все остальные ребята — мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.

Воспитатель: Где живут насекомые. Насекомые населяют всю нашу планету – леса и водоемы, воздух и под землей. Многие насекомые прячутся в трещинах и щелях, под корой деревьев или камнями, в траве, на листьях, на цветах, на ветках. Поэтому нам кажется, что насекомых не так много, как есть на самом деле.

Воспитатель: А это стрекоза, водомерка они живут у воды. У стрекозы две пары прозрачных, вытянутых крыльев. Стрекоза живет у самого берега заросшего водоёма, где растет камыш и хвощ. Она очень прожорлива. Летают в разных направлениях в поисках пищи и за день успевают уничтожить множество вредителей. Свои личинки стрекозы откладывают в воду.

Это насекомое водомерка относится к хищникам, и питается насекомыми, которые падают в воду. Бегает она на задних четырех ногах. Водомерка движется очень быстро, она будто скользит по поверхности воды, может даже совершать прыжки с разгона, скрываясь от врага. Как только наступают холода, водомерки покидают водоем. Они выползают на берег, и там уже прячутся в укромных местах, чаще всего под комочками земли или же корой пней. Защитная окраска этого насекомого почти чёрная, поэтому водомерку очень трудно бывает увидеть птицам, а от рыб она спасается неожиданными ловкими движениями

Воспитатель: Как насекомые защищаются. Зачем им нужна такая окраска? (Защищаться от врагов, прятаться). Кузнечик живёт в траве, майский жук на ветках деревьев.

Божью коровку она такая яркая! Её хорошо видно в траве и на коре дерева. Её любая птица заметит. Божья коровка сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которое очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. Она ярко-красная, чтобы все видели: есть её опасно!

Воспитатель: Зачем нужны насекомые. Это еда для птиц, рыб, ежей, лягушек.

Воспитатель. Божьи коровки приносят большую пользу в лесах, садах и огородах, уничтожая вредных мелких насекомых – тлей.

Стрекозы украшают природу и очень полезны: уничтожают комаров, мух, мошек. Стрекоз нужно охранять.

Воспитатель: Многие насекомые приносят неоценимую пользу как опылители растений – без них не могли бы созревать семена и плоды. Основными опылителями служат пчелы, бабочки, мухи, жуки и осы.

Воспитатель: Пчела является одним из самых замечательных подарков природы, она нам мед дает.

Бабочка- тутовый шелкопряд. Эта ткань, изготовленные из тончайшей паутины, нити

Воспитатель: Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых? (Они живые).

Воспитатель: Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Plain text icon nasekomye.txt19.21 КБ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия во второй младшей группе с применением информационно - коммуникационных технологий по теме "Насекомые. Удивительное превращение"

Конспект занятия во второй младшей группе по НОД - Художественное творчество, с применением информационно - коммуникационных технологий. Дети просматривают документальный фильм "Удивительное превращен...

Конспект занятия во второй младшей группе Тема: «Насекомые наши знакомые»

Цель:  закрепить знания детей о насекомых.Задачи: - развивать внимание, логическое мышление, артикуляционную и интонационную выразительность речи;   - воспитывать аккуратность, бер...

Конспект развлечения во второй младшей группе "Насекомые - наши друзья".

Развлечение – одна из форм организации детей в повседневной жизни детского сада, которая преследует несколько целей: доставить ребятам удовольствие, повеселить, позабавить их, а так же обогатить...

Конспект ООД по познавательному развитию ФЦКМ для второй младшей группы «Насекомые (жук)»

Цель: ознакомление с внешними признаками жука, особеннос­тями его строения, окраски, питания; активное употребление лек­сики по теме в самостоятельных высказываниях в правильной грам­...

Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП во второй младшей группе. «Насекомые»

Цель: формировать умение искать пути решения поставленной игровой задачи;Задачи: - формировать умение устанавливать простейшие связи между сезоннымиизменениями в природе и поведением насеком...

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе. «Насекомые»

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе.«Насекомые»Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о насекомых.1. Обобщить и систематизировать знания детей о насе...