«Загадка дня» в работе с детьми.
методическая разработка
Данная технология строится на собственной активности ребенка, способствует развитию логического мышления, познавательной активности, творческого воображения.
Что же такое загадка? Загадки знакомы нам с детства, и мы не отказываем своим детям в познании мира через такой образец народного творчества. Понятие «Загадка» по определению В. И. Даля, «это что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство; краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». Авторы программы «ПРОдетей» предлагают не обычную, привычную для нас, загадку, предполагающую только два варианта ответа «ДА» и «НЕТ».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Павлович И.Н.
«Загадка дня» в работе с детьми.
Технология «Загадка дня», авторы которой являются, Бодрова Елена Вячеславовна и Юдина Елена Георгиевна.
Данная технология строится на собственной активности ребенка, способствует развитию логического мышления, познавательной активности, творческого воображения.
Что же такое загадка? Загадки знакомы нам с детства, и мы не отказываем своим детям в познании мира через такой образец народного творчества. Понятие «Загадка» по определению В. И. Даля, «это что-либо загадочное, сомнительное, неизвестное, возбуждающее любопытство; краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». Авторы программы «ПРОдетей» предлагают не обычную, привычную для нас, загадку, предполагающую только два варианта ответа «ДА» и «НЕТ».
Технология «Загадка дня» помогает закреплению детских представлений во всех образовательных областях. Решая загадки, дети тренируют внимание, учатся замечать, исправлять свои и чужие ошибки. В зависимости от возраста детей и конкретных педагогических задач Е.Г. Юдина и Е.В. Бодрова рекомендуют применять методику «Загадки» для закрепления и систематизации пройденного материала различного содержания, например, при развитии речи и обучении началам грамоты:
- формирование обобщений/категорий (домашние животные, одежда, транспорт и др.);
- формирование фонематического слуха (рифма, начальный звук в слове); знакомство с буквами (соотношение буквы и звука, строчные и прописные буквы). Пример загадки: Жеребенок – это дикое животное? Ёжик спит зимой? В слове Корова два слога? И т.п.
- при формировании математических представлений и логического мышления:
- формирование понятия числа (сравнение множеств, знакомство с цифрами для обозначения чисел);
- формирование навыка счета; знакомство с плоскими геометрическими фигурами и трехмерными телами (составление из частей, пространственные преобразования);
- нахождение закономерностей (продолжение ряда, определение лишнего в группе). Примеры загадок: пять и один – это шесть? Если сложить два треугольника – получится прямоугольник?
«Загадка дня» расположена на стенде при входе в группу, где каждый ребенок имеет возможность подумать и дать ответ. Дети могут вступить в дискуссию со сверстниками или взрослыми – педагогами, родителями сразу, как только сделали выбор своего ответа. Обсуждение продолжается на утреннем групповом сборе, где воспитатель предоставляет каждому желающему высказать своё мнение и аргументы.
Чтобы проверить правильность выбора ответа на загадку дети решают, в каких центрах активности и каким способом можно получить достоверную информацию, то есть происходит планирование дальнейшей деятельности. Технология «Загадка дня» мотивирует детей на сбор достоверной информации, помогает проблемному вопросу, возможно появившемуся в ходе поиска ответа, превратиться в проект. Перед составлением «Загадок дня», надо опираться на интересы и увлечения детей, на событийность их жизни, но все же не отходить от календарно-тематического планирования.
Технология «Загадка дня» планируется один раз в неделю. Можно ежедневно в каждом центре активности размещать мини-загадки, что помогает детям выстраивать и планировать свою деятельность, проживать свой день в ДОУ интересно. А когда сами «добывают» доказательства о правоте ответа на загадку, то испытывают радость от своей значимости и вдохновляются на следующие свершения. Загадка должна быть составлена так, чтобы она несла в себе мотивацию к рассуждению, высказыванию своего мнения, поискам ответа и выводам.
Технология основана на использовании вопросов, отвечая на которые ребенок может выбрать ответ «Да», «Нет» либо выбрать правильный ответ из предложенных воспитателем и отметить своей индивидуальной карточкой. При этом дети вступают в дискуссию со сверстниками или взрослыми, чтобы доказать свой ответ. Технология «Загадка» требует от воспитателя творческих умений, сообразительность, логику и внимание. Методика помогает закреплению детских представлений в области математики, грамоты, ознакомления с окружающим миром и т.д. Решая загадки, дети тренируют внимание, учатся замечать и исправлять свои и чужие ошибки. Ребята также учатся «читать» различные символы – от схематических изображений до геометрических фигур, букв, слов.
В нашей группе технология: «Загадка дня» вызвала большой интерес у детей и родителей. Родители с удовольствием включаются в поиск ответов на заданный вопрос помогая своему ребенку найти правильный ответ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Взаимосвязь лепки с фольклором (потешки, песенки, сказки, загадки) в работе с детьми младшего возраста»
Занятия с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность маленького ребенка. Детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в об...

Статья на тему: «Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста»
Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста....
ИКТ-технологии в работе с детьми. Загадки про дорожные знаки
Загадки про дорожные знаки помогут вашему ребенку не запутаться во всем многообразии существующих знаков — главной составляющей всего дорожного движения....

Загадки, которые можно использовать в работе с детьми. (ПДД)
Формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге, воспитывать законопослушного гражданина....

Статья на тему: «Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста»
Статья на тему: «Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста» Загадка—это своего рода игра. Загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений, развивают ...

Проект "Загадки космоса" дистанционная работа с детьми
ldquo;Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”К. Цио...

Консультация для педагогов "Путаницы, загадки, дидактические игры в работе с детьми среднего дошкольного возраста "
Путаницы, загадки, дидактические игры в работе с детьми среднего дошкольного возраста...