Консультация для педагогов на тему: «Мастер - класс как эффективная форма вовлечения родителей в образовательный процесс в ДОУ»
консультация

Камаева Айгуль Гаптельахатовна

Консультация для педагогов на тему:

 «Мастер - класс как эффективная форма вовлечения

родителей в образовательный процесс в ДОУ»

 

Подготовила: Камаева Айгуль Гаптельахатовна,

 воспитатель 1 кв.кат.

 

«От тогокак прошло детство

кто вел ребенка за руку в детские годы,

 что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира - от этого в решающей

 степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

(В.А.Сухомлинский).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

 «Мастер - класс как эффективная форма вовлечения

родителей в образовательный процесс в ДОУ»

Подготовила: Камаева Айгуль Гаптельахатовна,

 воспитатель 1 кв.кат.

«От того, как прошло детство, 

кто вел ребенка за руку в детские годы,

 что вошло в его разум и сердце

из окружающего мира - от этого в решающей

 степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш».

(В.А.Сухомлинский).

Сотрудничество дошкольной организации с семьей является одним из основных принципов дошкольного образования. Семья и дошкольная образовательная организации – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Поэтому с этим меняется позиция детского сада в работе с семьей, возникает необходимость активного включения родителей в жизнь ДОУ. Главной целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание единого пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет  увлекательно, безопасно, полезно, благополучно.

В настоящее время мною накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников. Используя разнообразные формы взаимодействия с семьей, я постоянно нахожусь в поиске таких форм и методов сотрудничества, которые бы позволяли учесть актуальные потребности родителей и способствовали формированию их активной родительской позиции.

Для достижения высоких результатов воспитательно-педагогического процесса при взаимодействии родителей воспитанников и  детского сада в своей работе применяю различные формы работы:

  • традиционные формы: консультации, родительские собрания, анкетирование, беседы с родителями и детьми, советы и рекомендации по проблемам воспитания детей, оформление родительского уголка, в котором содержится информация о работе группы, режимных моментах, имеются папки-передвижки с разнообразным материалом.
  • нетрадиционные формы: родительские собрания в нетрадиционной форме, опросы родителей, мастер-классы с участием родителей и детей, участие детей и родителей в выставках и конкурсах различных уровней организации, оформление групп – стремимся оформить группу так, чтобы детям было комфортно в группе, выпустили стенгазеты: «День защитника Отечества», «Моя мама самая красивая», «С днём семьи»,  к каждому утреннику или памятной дате готовлю видеофильмы с участием детей и тд.

На сегодняшний день многие традиционные формы работы с семьей утратили свою ценность, использование их не приносит положительных результатов. Одним из путей решения данной проблемы является: поиск новых форм взаимодействия с родителями воспитанников.

При огромном разнообразии применяемых форм взаимодействия с родителями по личному опыту могу сказать, что особой популярностью пользуются «мастер-классы».

Что же такое мастер-класс?

Мастер-класс — (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) – современная форма проведения обучающего тренинга-семинара для отработки практических навыков по различным методикам и технологиям с целью повышения профессионального уровня и обмена передовым опытом участников, расширения кругозора и приобщения к новейшим областям знания.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

Мастер-класс для родителей – это партнерская форма работы, которая помогает решать задачи ФГОС, а именно вовлечение родителей в образовательную деятельность. На мастер-классе родители не просто наблюдатели, а являются активными участниками в образовательной деятельности, совместно с воспитателем они осваивают определенные формы обучения.

Основное в проведении мастер-класса – не сообщать информацию, а передавать способ работы. Роль мастера может взять на себя не только педагог, но и любой участник – родитель, предлагая формы, методы и технологии, а не навязывая их. Особенностью мастер-класса является, что результат совместной деятельности сразу может быть использован с детьми.

Вместе с родителями мы определили темы мастер-классов и их количество. В текущем учебном году мы провели четыре мастер-класса, такие как:

  • «Обереговая кукла   «Колокольчик»  своими руками»

C:\Users\HP\Downloads\IMG_3762.jpg C:\Users\HP\Downloads\IMG_3793.jpg

  • «Скоро Новый год» (изготавливали снеговика)

C:\Users\HP\Downloads\IMG_4262.jpgC:\Users\HP\Downloads\IMG_4288.jpg

  • «Ёлочная игрушка»

C:\Users\HP\Downloads\IMG_4368.jpgC:\Users\HP\Downloads\IMG_4412.jpg

  • «Мамин праздник»

C:\Users\HP\Downloads\IMG_5810.jpgC:\Users\HP\Downloads\IMG_5834.jpg

Из опыта работы выработалась своя технология проведения и организации мастер-классов. Готовясь к каждому мероприятию, мы совместно с родителями обсуждали и выбирали время его проведения, подбирали оборудование и материал, если необходимо выполняли домашнее задание, например: сделать заранее заготовки, чтобы не затрачивать время на их подготовку в ходе мастер-класса. Из индивидуальных бесед узнаём у родителей, кто из них может поделиться своим опытом, взяв на себя роль мастера.

На примере одного из мастер-классов я предлагаю познакомиться с тем, как на практике происходит их организация. Представляю мастер-класс «Обереговая кукла «Колокольчик» своими руками». Актуальность его проведения состоит в том, что применения тряпичных кукол в образовательном процессе связана с возможностью развития у детей мелкой моторики рук, обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, тряпичная кукла – это часть народной традиции. В далёком прошлом с их помощью обучали детей труду; куклы были необходимы, чтобы передать накопленный трудовой опыт. Создавая куклу, дети с удовольствием придумывают сюжетно-ролевые игры, испытывая чувство радости от общения друг с другом. Играя в куклы, дети учатся договариваться между собой, находить общее решение. Цель мастер-класса:  формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы. Участники: педагоги, родители воспитанников, воспитанники.

Предварительная работа: подготовка оборудования и материала, заготовки для куклы ткань (синтепон, колокольчики, нитки красного цвета), индивидуальные беседы с родителями. Во вступительной части для знакомства и сплочения родителей и детей, а так же для создания атмосферы открытости, доброжелательности, мы используем традицию общего приветствия, когда все присутствующие приветствуют друг друга, передавая какой-то предмет, высказывая, что они хотят получить от встречи. На данном мастер-классе мы передавали солнышко. Далее я  познакомила родителей и детей с ролью обереговой куклы «Колокольчик». Народную куколку именуют также «куклой добрых вестей». Считалось, что она помогает родителям воспитать доброго человека. Эта разноцветная тряпичная куколка, одетая обязательно в три юбки. Первая юбка была символом добрых мыслей, вторая юбка – символ хорошего настроения, а третья -  счастья в доме. Кукла несла радость в дом, и подобные куколки было принято дарить друзьям и родственникам, чтобы пожелать им счастья в жизни. Затем я показывала приёмы изготовления куклы, которые все участники мастер-класса стали применять в практической части. Вся деятельность происходила в доброжелательной атмосфере, в общении на равных. Родители отмечали, что многие привыкли приобретать игрушки в магазинах, и не задумывались над тем, что гораздо интереснее и полезнее сделать их своими руками, вкладывая частичку себя.  Дети радовались, когда увидели какую же куклу они с родителями создали.

Главным преимуществом мастер-классов является продукт совместной деятельности: изготовленные игрушки сразу же используются в занятиях с детьми, как в группе, так и в домашних условиях. Многие родители потом делились тем, что дома они изготовили то, чему научились в детском саду, подключив и других членов семьи, не затратив на это много времени.

Таким образом, я считаю, что мастер-классы способствуют установлению эмоционального контакта между педагогами, детьми и родителями, помогают формированию педагогической компетенции родителей, ненавязчиво обучая их наиболее приемлемым способам развития детей в совместной деятельности.

Проведение мастер- классов и участие в них родителей показало нам, что стало реальностью готовность родителей к конструктивым, партнерским взаимоотношениям с сотрудниками ДОУ, осознанное отношение к многообразию своих функций в семье. Сотрудничество с семьей помогает родителям в деле воспитания ребенка, в повышении собственной компетенции, способствует созданию эмоционального благополучия ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Мастер-класс как эффективная форма работы с педагогами и родителями

Распространение инновационного педагогического опыта...

Мастер-класс как эффективная форма работы с педагогами и родителями

Выступление на конкурсе "Ярмарка педагогических идей" , презентация...

Мастер-класс как эффективная форма развития технологической компетентности педагогов ДОО во взаимодействии с родителями по приобщению детей к ЗОЖ.

Одной из эффективных форм работы с педагогами является мастер-класс. Об особенностях его организации и проведения рассказывается в данном материале....

Обобщение педагогического опыта по теме «Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями групп раннего возраста»

Несомненно, первостепенной целью дошкольной организации является организация своевременной, качественной, профессиональной помощи семье в воспитании ребенка,  в развитии полноценной, всесторонне ...

Мастер-класс, как эффективная форма сплочения участников образовательных отношений.

Представлен мастер-класс для родителей и детей по изготовлению стаканчиков для карандашей из бросового материала...

Мастер –класс с элементами STEM – технологии в образовательном процессе ДОУ для педагогов.

Мастер –класс с элементами STEM – технологии в образовательном процессе ДОУ.Мастер - класс способствует развитию мышления и физической активности через интеграцию образовательных областей ...

Консультация для педагогов на тему «Инновационные подходы и эффективные формы работы по нравственно – патриотическому воспитанию»

Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особе...