программа кружка "Азбука логики"
методическая разработка (средняя группа)

Тупицына Евгения Викторовна

Цель данной программы – развитие у детей логического мышления, внимания, памяти и умения рассуждать через систематическое знакомство с основами логики в игровой и доступной форме, что способствует подготовке к успешному обучению в школе и развитию познавательных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_prgramma_azbuka_logiki.docx84.05 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Светлячок» (с.Падун), филиал Автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования

Заводоуковского муниципального округа «Центр развития ребенка»

детский сад «Светлячок»

Принята на заседании                                                                                                       Утверждаю

педагогического совета                                                                                         директор филиала

от «______»___________2025г                                                                Е.А.Присада___________

протокол №______                                                                                  «_____»___________2025г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Азбука логики»

Возраст обучающихся: 5-6 лет 

Срок освоения программы: 2025-2026 уч.год

Автор - составитель: воспитатель Е.В.Тупицына

                                                                        ФИО, должность

с.Падун, 2025 год

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка                                                                                                          3
  2. Цель и задачи программы                                                                                                      4
  3. Категория воспитанников                                                                                                     5
  4. Методы обучения                                                                                                                   5
  5. Планируемые результаты                                                                                                      6
  6. Мониторинг результатов освоения программы                                                                 7
  7. Формы подведения итогов реализации платной образовательной услуги                     8
  8. Учебный план                                                                                                                         8
  9.  Содержание программы                                                                                                     14
  10. Годовой календарный учебный график                                                                            15
  11. Перечень информационного и материально-технического обеспечения программы  20
  12. Список литературы                                                                                                              21
  13. Приложение1 (дидактические игры)                                                                                 22

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Игра ребенка не есть пустая забава.

Она имеет высокий смысл и глубокое значение;

заботься о ней, развивай ее мать!

Береги, охраняй ее, отец!

Игры этого возраста суть,

как бы почки всей будущей жизни,

потому что в них развивается 

и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках,

в своем внутреннем чувстве».»

Фридрих Фребель

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста «Азбука логики» позволяет системно формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные, зрительные и математические представления через игровой формат занятий блоками Дьенеша.

Программа реализуется с учетом:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 № 52831);

постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (зарегистрированного от 18.12.2020 №61573);

письма Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы»);

письма Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по организации содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности;

требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающих программ и методические рекомендации по их применению (ИМЦ РМЦ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА «Доступное дополнительное образование для детей» на территории Тюменской области. /Автор-составитель: Хóхлова Светлана Викторовна, к.п.н., заместитель директора по дополнительному образованию ГАУ ДО ТО «Дворец творчества и спорта «Пионер», Тюмень, 2017);

положения об организации дополнительных услуг в детском саду «Светлячок» от 08.09.2017 г. № 114-ОД.

Кружок «Азбука логики»- это первая ступенька для освоения универсальных логических действий, необходимых для будущего успешного обучения ребенка в школе. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Предлагаемая система логических заданий и тематического моделирования  позволяет педагогам и родителям формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия. В дошкольной педагогике существует множество разнообразных наглядных методических материалов, методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из эффективных дидактических материалов являются логические блоки Дьенеша.

Золтан Дьенеш – это знаменитый венгерский математик, психолог и педагог, который изменил стандартное понятие о том, что математика является не интересной наукой и далекой от творчества.

Дидактический материал, созданный им успешно используется для знакомства и формирования дошкольников со свойствами предметов, такими как величина, форма, цвет, а так же развития логического мышления у детей во многих странах мира,  в том числе и в  нашей стране.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка. Человечество выработало основные сенсорные эталоны, задача педагогов - передать этот опыт ребенку, научить его использовать этот опыт в дальнейшем. Незаменимым материалом для сенсорного развития, для закрепления основных сенсорных эталонов (форма, размер, цвет, толщина) являются блоки Дьенеша. Посредством блоков Дьенеша возможно научить ребенка не только узнавать и называть какое-либо свойство предмета, формировать представление об их многообразии и совокупности проявления каждого из свойств (треугольник может быть большой и маленький, толстый и тонкий, желтый, красный и синий), но и заложить умение сравнивать, анализировать. Игры – занятия с блоками Дьенеша позволяют ребенку овладеть предметными действиями, способствуют развитию воображения, способности к моделированию и конструированию, развивают наглядно-действенное мышление, формируя переход к наглядно-образному и логическому мышлению, Игры с блоками способствуют развитию координации движений, развитию речи. Дети начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнения, отрицания и группировки однородных предметов. Способствуют развитию внимания, памяти, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний день, так как обеспечивает интеллектуальное развитие, необходимое для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и соответствует возрастным особенностям дошкольников.

2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель данной программы – развитие у детей логического мышления, внимания, памяти и умения рассуждать через систематическое знакомство с основами логики в игровой и доступной форме, что способствует подготовке к успешному обучению в школе и развитию познавательных способностей.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации).
  • Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  • Формировать представления о форме, цвете, размере, толщине объектов.
  • Формировать пространственные и временные представления.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость, в достижении цели, преодолении трудностей.
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

Программой предусматривается также подготовка детей к жизни по более сложным психофизиологическим комплексам:

 совершенствование органов чувств (тренировка зрения, слуха и осязания) и управление эмоциями;

  потребность и стремление к информации, знаниям, деятельности и труду;

 терпение и аккуратность;

 координация движений пальцев обеих рук и синхронизация деятельности левого и правого полушарий мозга;

3.Категория воспитанников

Возраст: 5-6 лет

Степень подготовки воспитанников: средний уровень.

Наполняемость группы:7-8 человек

Предполагаемый состав группы: один возраст

Условия приема: на услугу записываются все желающие по заявлению родителей (законных представителей).

Организация обучения: индивидуально-групповая

4.Методы обучения.

Программа «Азбука логики», носит развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно – поисковыми задачами. Наряду с традиционными формами работы – «занимательным делом» используются и нетрадиционные:

Образовательная деятельность в форме игры.

Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты. Структурно занятия представлены из 4 – 6 взаимосвязанными между собой по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и новыми для детей. Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.

Образовательная деятельность в форме путешествия.

Строится на последовательном «передвижении» детей от одного пункта назначения к другому. Развивает умения ориентироваться в пространстве, на плоскости, обозначить пространственные отношения на плане, схеме. Такая форма занятия требует от детей организованности, а от взрослого – умение, поддерживать интерес детей, стимулировать активность.

Образовательная деятельность в форме беседы.

Предполагает организацию познавательного общения педагога с детьми и детей между собой. Педагогу очень важно создать условия для развития речевой активности ребенка – подобрать вопросы, которые не требуют ответа «да» или «нет», наглядный материал. Познавательное общение предполагает обмен информацией, наблюдениями, впечатлениями, высказывание своего отношения к обсуждаемому. В процессе такого занятия дети учатся диалогу. Занятие – беседа помогает приобрести умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать высказывания, формирует культуру общения.

Используемые методы:

- репродуктивный (воспроизводящий);

-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

-эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

 В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

 В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, когда воспитатель, вместе с дошкольниками, выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения. Задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в математической.

 Формы работы:

- игры;

- беседы, работа с наглядным материалом;

 - практические упражнения для отработки необходимых навыков.

Форма проведения занятия: 

комбинированная (индивидуальная и групповая работа, самостоятельная и практическая работа).

Занятия проводятся 2 раза в неделю (вторник, четверг), 25 минут.

         Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, так и практические занятия.

Объем программы: 74 занятий

Срок освоения программы: сентябрь 2025 года по август 2026 год.

Рекомендуемый режим занятий:

        -количество учебных недель: 37 неделя

        -продолжительность занятий: 25 мин

Форма обучения: очная

Форма организации образовательного процесса: индивидуально-групповые занятия

5. Планируемые результаты.

Планируемые результаты:

В результате игровых занятий дети научатся:

  • Знакомы с карточками – символами свойств предметов без отрицания и с отрицанием, с логическими кубиками и логическими фигурами;
  • Умению кодировать и декодировать информацию;
  • Умению классифицировать блоки с использованием карточек – символов;
  • Развитию логическое мышление, память, внимание, воображение;
  • Умению выявлять и абстрагировать свойства, рассуждать, аргументировать свой выбор.
  • Умеют  группировать предметы по цвету и величине.
  • Учатся  способам измерения  палочек с помощью условной мерки.
  • Имеют  количественные представления (образование чисел в пределах 5 на основе измерения и цвета);
  • Способны различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов.
  • Умеют различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.

6. Мониторинг результатов освоения программы

Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития.

Уровни развития:

-Навык подбора необходимых деталей (по форме, цвету)

Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

Средний: может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь, присутствуют неточности.

Низкий: не может без помощи воспитателя выбрать необходимую деталь.

-Умение правильно конструировать поделку по замыслу

Высокий: ребенок самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат.

Средний: способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.

Низкий: неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Объяснить способ построения ребенок не может.

- Умение проектировать по образцу и по схеме:

Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.

Средний: может самостоятельно, исправляя ошибки, в среднем темпе проектировать по образцу, иногда с помощью воспитателя

Низкий: не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать

только под контролем воспитателя.

- Умение конструировать по пошаговой схеме:

Высокий: может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по

пошаговой схеме.

Средний: может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе

исправляя ошибки под руководством воспитателя.

Низкий: не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем

воспитателя

Диагностическая карта на начало года

Фамилия,

имя

ребенка

Называет детали

Называет форму

Умеет скреплять детали конструктора

Строит элементарные постройки по творческому замыслу

Строит по образцу

Строит по схеме

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

НГ

КГ

Н. г.- начало года

 К. г.- конец года

 Высокий -

Средний -

Низкий -

7.Форма подведения итогов реализации платной образовательной услуги.

-презентация творческих работ

8.Учебный план

п/п

Тема

Количество часов

Форма аттестации /контроля

всего

теория

практика

сентябрь

1.

Знакомство с блоками Дьенеша

1

1

опрос

2.

«Чудесный мешочек» Закрепить умение узнавать на ощупь разные предметы

1

1

опрос

3.

«Найди клад» Развитие выделять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину

1

0.5

0.5

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

4.

«Две дорожки Развить умение выделять и абстрагировать свойства; сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам»

1

0.5

0.5

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

5.

«Домино» Развить умение выделять и абстрагировать свойства; сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам

1

0.5

0.5

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

6.

«Дорожки Развить умение выделять и абстрагировать свойства; сравнивать предметы по заданным свойствам»

1

0.5

0.5

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

7.

«Рассели жильцов» Развить умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину; сравнить предметы по заданным свойствам

1

0.5

0.5

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

8.

«Рассели жильцов» Развить умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину; сравнить предметы по заданным свойствам

1

0.5

0.5

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

9.

«Архитекторы Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства; Умение «читать схему»; Закрепление навыков порядкового счёта»

1

0.5

0.5

октябрь

1.

«Угадай фигуру» Развитие логического мышления, умений кодировать и декодировать информацию о свойствах

1

0.5

0.5

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

2.

«Угадай-ка» Развить умение выделять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.)

1

0.5

0.5

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

3.

«Помоги фигурам выбраться из леса» Развить логическое мышление, умение рассуждать.

1

0.5

0.5

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

4.

«Загадки без слов» Развить умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям

1

0.5

0.5

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

5.

«Загадки без слов» Развить умение расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям

1

0.5

0.5

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

6.

«Украсим дом» Развить умения выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закрепление навыков порядкового счёта

1

0.5

0.5

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

7.

« Украсим ковёр» Развить умения выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закрепление навыков порядкового счёта. Закрепить пройденный материал.

1

0.5

0.5

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

8.

Праздничный домик

1

0.5

0.5

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

9.

Лепим нелепицы (ржет на поле по утру..)

1

0.5

0.5

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

ноябрь

1.

Лепим нелепицы (жил  в своей норке)

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

2.

Лепим нелепицы (летит юркая лисица)

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

3.

Лепим нелепицы (на болоте во весь дух)

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

4.

Лепим нелепицы (мимо улья проходил)

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

5.

Лепим нелепицы (простой вопрос для малышей)

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

6.

Лепим нелепицы (над лесом луч солнца потух)

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

7.

Лепим нелепицы (кто любит по веткам скакать)

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

8.

Лепим нелепицы ( мы вдвоем катили ком)

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

декабрь

1

Спасатели приходят на помощь.

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

2.

История №1 «О коте»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

3

История №2 «О зайке»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

4

История №3 «Я загадаю - вместе отгадаем»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

5

История №3 «Я загадаю - вместе отгадаем» игра 2

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

6

История №4 «Транспорт к выезду готов»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

7

История №4  «Транспорт к выезду готов» игра 2

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

8

История №5 «Восстанавливаем разрушенный город»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

9

История №5 «Восстанавливаем разрушенный город» игра 2

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

январь

1

Лабиринт «Принц освобождает заколдованную принцессу»(история 1)

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов и затруднений.

2

Лабиринт «Принц освобождает заколдованную принцессу»(история 2)

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

3

Лабиринт «Доставка чая в Англию из Индии» (история 1)

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

4

Лабиринт «Доставка чая в Англию из Индии» (история 2)

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

5

Лабиринт «Доставка продовольствия бабушке»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

6

Лабиринт «Гонцы передают сообщения» (история 1)

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

февраль

1

Лабиринт «Гонцы передают сообщения» (история 2)

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

2

Лепим - нелепицы

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

3

«Дочерей и сыновей учит хрюкать соловей»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

4

«Над лесом солнца луч потух»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

5

«Простой вопрос для малышей»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

6

«Про меня говорят дереза»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

7

«На болоте во весь дух»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

8

Игра «Магазин»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

март

1

«Загадки без слов»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

2

«Где спрятался Джерри?»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

3

Строим дом – каталог недвижимости №1

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

4

Строим дом – каталог недвижимости №2

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

5

«Мы - конструкторы»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

6

«Угадай фигуру»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

7

«Посади цветы на клумбы»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

8

«Засели в домики»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

9

«У кого в гостях Винни – Пух и Пятачок»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

апрель

1

 «Что лишнее?»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

2

«Мы - конструкторы»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

3

«Космический корабль»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

4

«Хоровод»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

5

«Волшебное дерево»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

6

«Отрицание цвета»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

7

«Отрицание формы»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

8

«Отрицание размера».

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

май

1

«Отрицание толщины»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

2

«Найди клад»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

3

«Волшебные камни»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

4

«Найди пару»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

5

«Где, чей гараж»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

6

«Угадай–ка»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

7

«Засели домики».

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

8

«Кошки – мышки»

1

0.3

0.7

Подведение итогов, беседа, анализ. Решение имеющихся вопросов.

9.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

В качестве содержательной базы в программе «Азбука логики» предлагается формирование у дошкольников элементарных знаний и представлений из области математики, и окружающего мира. Выбор данного содержания обусловлен необходимостью формирования пространственного и логического мышления детей старшего дошкольного возраста. С этой целью программа «Азбука логики» через практическую деятельность с блоками Дьенеша знакомит детей старшего дошкольного возраста с креативным мышлением и пространственным воображением.

Данный содержательный аспект следует отнести не к разряду специальных, а именно универсальных (общеобразовательных). При этом имеется в виду не вооружение ребенка специфическими математическими знаниями, а формирование правильных представлений о смысле и форме вещей, гармоничном сочетании и взаимосвязи предметного мира с миром природы.

Содержание программы представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются (в технологическом и образовательном плане) и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы.

Программа реализуется с учетом Положения об организации дополнительных услуг в детском саду «Светлячок» от 08.09.2017 г. Дополнительная услуга проводится 2 раза в неделю, 20-25 минут .

        Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические занятия: подготовка и проведение фото выставок детских работ.

10.ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

№ занятия

содержание

цель

Дата проведения

Время проведения

сентябрь

1

Знакомство с блоками Дьенеша

знакомство с цветами, первичное понимание формы

02.09.2025

15.30

2

«Чудесный мешочек»

Закрепление умения узнавать на ощупь разные предметы

04.09.2025

15.30

3

«Найди клад

Развитие выделять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину

09.09.2025

15.30

4

«Две дорожки»

Развитие умения выделять и абстрагировать свойства; сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам

11.09.2025

15.30

5

«Домино»

Развитие умения выделять и абстрагировать свойства; сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам

16.09.2025

15.30

6

«Дорожки»

Развитие умения выделять и абстрагировать свойства; сравнивать предметы по заданным свойствам

18.09.2025

15.30

7

«Рассели жильцов»

Развитие умения выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину; сравнить предметы по заданным свойствам

23.09.2025

15.30

8

«Рассели жильцов»

Развитие умения выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину; сравнить предметы по заданным свойствам

25.09.2025

15.30

9

«Архитекторы»

Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства; Умение «читать схему»; Закрепление навыков порядкового счёта»

30.092025

15.30

октябрь

1

«Угадай фигуру»

Развитие логического мышления, умений кодировать и декодировать информацию о свойствах

02.10.2025

15.30

2

«Угадай-ка»

Развитие умения выделять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначать словом отсутствие какого-либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.)

07.10.2025.

15.30

3

«Помоги фигурам выбраться из леса»

Развитие логическое мышление, умение рассуждать.

09.10.2025

15.30

4

«Загадки без слов»

Развитие умения расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям

14.10.2025

15.30

5

«Загадки без слов»

Развитие умения расшифровывать (декодировать) информацию о наличии или отсутствии определённых свойств у предметов по их знаково-символическим обозначениям

16.10.2025

15.30

6

«Украсим дом»

Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закрепление навыков порядкового счёта

21.10.2025

15.30

7

« Украсим ковёр»

Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закрепление навыков порядкового счёта. Закрепить пройденный материал.

23.10.2025

15.30

8

Праздничный домик

Развитие воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, отечественных традициях, реализация самостоятельной деятельности детей.

28.10.2025

15.30

9

Лепим нелепицы (ржет на поле по утру..)

Развитие сенсорных навыков, восприятия, мышления, внимания, логики, памяти, игровой деятельности.

30.10.2025

15.30

ноябрь

1

Лепим нелепицы (жил в своей норке)

эстетическое отношение к окружающему миру природы, развитие любознательности, воображения, формирование интереса к изобразительному творчеству, умение выразительно передавать образы окружающего мира.

04.11.2025

15.30

2

Лепим нелепицы (летит юркая лисица)

Формирование основ самостоятельной конструктивной деятельности детей.

06.11.2025

15.30

3

Лепим нелепицы (на болоте во весь дух)

Развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, мелкой моторики рук.

11.11.2025

15.30

4

Лепим нелепицы (мимо улья проходил)

Развитие координации движений, речи, мелкой моторики.

13.11.2025

15.30

5

Лепим нелепицы (простой вопрос для малышей)

Формирование основ безопасного поведения в быту, развитие творческой активности, первичных представлениях о свойствах и отношениях окружающего мира.

18.11.2025

15.30

6

Лепим нелепицы (над лесом луч солнца потух)

Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях).

20.11.2025

15.30

7

Лепим нелепицы (кто любит по веткам скакать)

Формирование о видах спорта, правила игры, развитие координации движений, мелкой моторики рук, конструктивная деятельность.

25.11.2025

15.30

8

Лепим нелепицы ( мы вдвоем катили ком)

Становление эстетического отношения к окружающему миру природы, формирование у детей интереса к изобразительному творчеству, умение выразительно передавать образы окружающего мира, формирование основ безопасности в природе.

27.11.2025

15.30

декабрь

1

Спасатели приходят на помощь.

Развитие координации движений, речи, мелкой моторики.

02.12.2025

15.30

2

История №1 «О коте»

Развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, мелкой моторики рук.

04.12.2025

15.30

3

История №2 «О зайке»

Развитие воображения, творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.

09.12.2025

15.30

4

История №3 «Я загадаю - вместе отгадаем»

Развитие воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира, реализация самостоятельной деятельности детей

11.12.2025

15.30

5

История №3 «Я загадаю - вместе отгадаем» игра 2

Развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, мелкой моторики рук.

16.12.2025

15.30

6

История №4 «Транспорт к выезду готов»

Развитие координации движений, речи, мелкой моторики.

18.12.2025

15.30

7

История №4  «Транспорт к выезду готов» игра 2

Развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, мелкой моторики рук.

23.12.2025

15.30

8

История №5 «Восстанавливаем разрушенный город»

Развитие воображения, творческой активности, формирование познавательных действий, традициях, реализация самостоятельной деятельности детей

25.12.2025

15.30

9

История №5 «Восстанавливаем разрушенный город» игра 2

Развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, мелкой моторики рук.

30.12.2025

15.30

январь

1

Лабиринт «Принц освобождает заколдованную принцессу» (история 1)

Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закрепление навыков порядкового счёта

13.01.2026

15.30

2

Лабиринт «Принц освобождает заколдованную принцессу» (история 2)

Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закрепление навыков порядкового счёта

15.01.2026

15.30

3

Лабиринт «Доставка чая в Англию из Индии» (история 1)

Развитие сенсорных навыков, восприятия, мышления, внимания, логики, памяти, игровой деятельности

20.01.2026

15.30

4

Лабиринт «Доставка чая в Англию из Индии» (история 2)

Развитие сенсорных навыков, восприятия, мышления, внимания, логики, памяти, игровой деятельности

22.01.2026

15.30

5

Лабиринт «Доставка продовольствия бабушке»

Развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, мелкой моторики рук.

27.01.2026

15.30

6

Лабиринт «Гонцы передают сообщения» (история 1)

Развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, мелкой моторики рук.

29.01.2026

15.30

февраль

1

Лабиринт «Гонцы передают сообщения» (история 2)

Развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, мелкой моторики рук.

03.02.2026

15.30

2

Лепим - нелепицы

Развитие сенсорных навыков, восприятия, мышления, внимания, логики, памяти, игровой деятельности

05.02.2026

15.30

3

«Дочерей и сыновей учит хрюкать соловей»

Развитие сенсорных навыков, восприятия, мышления, внимания, логики, памяти, игровой деятельности

10.02.2026

15.30

4

«Над лесом солнца луч потух»

Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закрепление навыков порядкового счёта

12.02.2026

15.30

5

«Простой вопрос для малышей»

Развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, мелкой моторики рук.

17.02.2026

15.30

6

«Про меня говорят дереза»

Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закрепление навыков порядкового счёта

19.02.2026

15.30

7

«На болоте во весь дух»

Развитие сенсорных навыков, восприятия, мышления, внимания, логики, памяти, игровой деятельности

24.02.2026

15.30

8

Игра «Магазин»

Развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, мелкой моторики рук.

26.02.2026

15.30

март

1

«Загадки без слов»

Расшифрование (декодирование) информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково–символическим обозначениям.

03.03.2026

15.30

2

«Где спрятался Джерри?»

Способность делать простые умозаключения, устанавливать простейшие связи. Кодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков – символов и декодировать ее.

05.03.2026

15.30

3

Строим дом – каталог недвижимости №1

Развитие быстроты, ловкости, двигательной активности, мелкой моторики рук.

10.03.2026

15.30

4

Строим дом – каталог недвижимости №2

Развитие сенсорных навыков, восприятия, мышления, внимания, логики, памяти, игровой деятельности

12.03.2026

15.30

5

«Мы - конструкторы»

Развитие способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему.

17.03.2026

15.30

6

«Угадай фигуру»

Развитие способности действия наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям

19.03.2026

15.30

7

«Посади цветы на клумбы»

Развитие способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

24.03.2026

15.30

8

«Засели в домики»

Название свойства предмета, оперирует сразу четырьмя свойствами.

26.03.2026

15.30

9

«У кого в гостях Винни – Пух и Пятачок»

Способность делать простые обобщения, устанавливать простейшие связи между предметами.

31.03.2026

15.30

апрель

1

 «Что лишнее?»

Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по трем признакам.

07.04.2026

15.30

2

«Мы - конструкторы»

Развитие способности выполнять конструкции по заданной схеме, умения планировать действия, анализировать схему.

09.04.2026

15.30

3

«Космический корабль»

Составление композиции с помощью опорных картинок (схем).

14.04.2026

15.30

4

«Хоровод»

Развитие способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

16.04.2026

15.30

5

«Волшебное дерево»

Развитие способности наглядного моделирования, умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям, предъявленной в явном виде и неявном виде (на основе отрицания)

21.04.2026

15.30

6

«Отрицание цвета»

Подбор фигуры по инструкции, пользуясь символикой отрицания цвета.

23.04.2026

15.30

7

«Отрицание формы»

Использование деталей в соответствии с символикой отрицания формы

28.04.2026

15.30

8

«Отрицание размера».

Название размера предмета, показывает предмет.

30.04.2026

15.30

май

1

«Отрицание толщины»

Способность выделять свойства предмета в соответствии с символикой отрицания толщины.

05.05.2026

15.30

2

«Найди клад»

Выявление в предметах цвет, форму, размер, толщину

07.05.2026

15.30

3

«Волшебные камни»

Название расположения предмета «внутри» и «вне» круга

12.05.2026

15.30

4

«Найди пару»

Проявление внимания, способен анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, используя карточки – символы с отрицанием свойств. Работа в парах.

14.05.2026

15.30

5

«Где, чей гараж»

Способность классифицировать по общим свойствам.

19.05.2026

15.30

6

«Угадай–ка»

Выявление, абстрагирование и название свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначение словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.)

21.05.2026

15.30

7

«Засели домики»

.

Правильно классифицирует свойства

26.05.2026

15.30

8

«Кошки – мышки»

Правильно называет свойства фигур, использует эти знания в игре

28.05.2026

15.30

11. Перечень информационного и материально-технического обеспечения программы:

  • сведения о помещении, в котором проводятся занятия - группа «Гномики»;
  • перечень оборудования учебного помещения - переносная доска, столы и стулья для воспитанников и воспитателя, шкаф для хранения дидактических пособий и учебных материалов;
  • перечень технических средств обучения – ноутбук, цветной принтер;
  • перечень материалов, необходимых для занятий:

белая бумага для компьютера,

набор «Блоки Дьенеша» на каждого ребенка

12.Список литературы:

1. Захарова Н.И. Играем с логическими блоками Дьенеша: Учебный курс для детей 4—5 лет., 5-6 лет, 6-7 лет  — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 — 160 с.

2.Игровой методический комплекс к дидактическому материалу «Логические блоки Дьенеша» составители Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б., Лабутина Л., дизайнер К.Вейгандт.ООО «Корвет», Санкт-Петербург, 2005.

3. Альбомы «Блоки Дьенеша»:

- Праздник в стране блоков,- ,- ООО «Корвет», С-Пб, 2010.

- Поиск затонувшего клада,-ООО«Корвет», С-Пб, 2010.

-Спасатели приходят на помощь,-ООО «Корвет», С-Пб, 2010.

- Маленькие логики 1, 2,-ООО «Корвет», С-Пб, 2010.

- Лепим нелепицы,-ООО «Корвет», С-Пб, 2010.

-Давайте вместе поиграем,- ООО «Корвет», С-Пб, 2010.

4. https://infourok.ru/kruzhkovaya-rabota-dopolnitelnogo-obrazovaniya-zanimatelnie-igri-s-ispolzovaniem-igrovih-naborov-i-darov-ffrebelya-3933712.html

5. https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-s-ispolzovaniem-igrovogo-nabora-dary-frebelja-v-starshei-grupe-tema-puteshestvie-na-ostrov-frebelja.html

6 https://prioritet1.com/blog/zanyatiya-s-darami-fryobelya

7 https://www.maam.ru/detskijsad/kruzhok-razvivai-ka-s-razvivayuschimi-igrami-frebelja.html

8 https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2024/09/16/programma-kruzhka-dary-frebelya

9 https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2023/11/10/dopolnitelnaya-obshcherazvivayushchaya-programma-dary-frebelya

10 https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2020/09/10/kruzhok-bloki-denesha

11 https://infourok.ru/kruzhok-bloki-denesha-v-srednej-gruppe-dou-7012382.html

12https://nsportal.ru/downloader/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/10/31/programma_bloki_denesha.docx

13 https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2022/12/25/igry-i-zanyatiya-s-tsvetnymi-palochkami-kyuizenera

14https://nsportal.ru/downloader/#https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/02/25/kruzhok_zanimatelnaya_matematika_2023g.docx

Приложение 1

КАРТОТЕКА ДИДИКТИЧЕСКИХ ИГР

Дидактическая игра «Давайте познакомимся»

Цель: правильно называет весь объем свойств у предмета.

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Дидактическая игра «Дружат» - «не дружат»

Цель: находит сходство и различие между предметами.

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Дидактическая игра «Найди свой домик»

Цель: умеет группировать предметы по наличию и отсутствию одного свойства.

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Дидактическая игра «Собери бусы для куклы»

Цель: умеет находить фигуру по знаково – символическим обозначениям свойств.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств (кроме отрицания).

Ход игры.

«Ребята, у куклы Маши скоро день рождения, она очень хочет, чтобы ей подарили красивые бусы. Давайте соберем бусы для Маши».

Воспитатель показывает карточку с обозначением свойств (кроме отрицания), а дети находят соответствующую фигуру и выкладывают последовательно на столе.

Дидактическая игра «Помогите Мишке собрать фигуры»

Цель: определяет символику свойств.

Материал: игрушка – мишка, корзина, набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств (кроме отрицания).

Ход игры.

У Мишки в корзинке были фигуры, а он уронил ее и смешал с другими фигурами. Мишка, не помнит какие фигуры лежали в его корзине. Нам нужно помочь ему, а в этом помогут карточки – символы. Воспитатель показывает карточки с обозначением трех свойств, а дети находят соответствующую фигуру и кладут Мишке в корзину.

Дидактическая игра «Два обруча»

Цель: разделяет фигуры на две группы по двум свойствам. Производит логические операции «не», «и», «или».

Материал: 2 обруча, набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (Эти области нужно обвести указкой).

Правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.

После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: Какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча. Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.

Дидактическая игра «Хоровод»

Цель: классифицирует блоки по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру.

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

Воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным.

Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.

Дидактическая игра «Отрицание цвета»

Цель: подбирает фигуры по инструкции, пользуясь символикой отрицания цвета.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки - обозначающие отрицание цвета, игрушка зайца, коробка.

Ход игры.

В гости к детям приходит зайчик, у него в лапках коробка, в которой лежат карточки, обозначающие цвет, форму, размет, толщину, но все они перечеркнуты. Зайчик не может понять, почему они перечеркнуты. На первом занятии воспитатель знакомит с карточками, обозначающими отрицание цвета (воспитатель достает из коробки зайчика, карточки с перечеркнутыми обозначениями цвета).

Упражнения на закрепление:

«Покажи фигуру»: - не красную и не синюю;

- не синюю и не желтую;

- не желтую и не красную;

- прямоугольную, не синюю и не красную;

- треугольную, не желтую и не красную;

- квадратную, большую, не желтую и не синюю;

- прямоугольную, маленькую, не красную и не желтую;

- треугольную, тонкую, не синюю и не желтую;

- круглую, толстую, не синюю и не красную.

Дидактическая игра «Отрицание формы»

Цель: использует детали в соответствии с символикой отрицания формы.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки - обозначающие отрицание формы, игрушка зайца, коробка.

Ход игры.

Воспитатель достает из коробки зайчика карточки с перечеркнутыми обозначениями формы и объясняет, что каждая карточка обозначает.

Упражнения на закрепление:

«Покажи фигуру»: - не прямоугольные, не круглые, не треугольные;

- не квадратные, не прямоугольные, не круглые;

 - не прямоугольные, не квадратные, не треугольные;

- не треугольные, не круглые, не квадратные.

Дидактическая игра «Отрицание размера»

Цель: называет размер предмета, показывает предмет.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки - обозначающие отрицание размера, игрушка зайца, коробка.

Ход игры.

Воспитатель достает из коробки карточки с перечеркнутыми обозначениями и объясняет, что они обозначают.

Упражнение на закрепление:

«Покажи фигуру»: - квадратную, красную, не маленькую;

 - треугольную, желтую, большую;

 - прямоугольную, желтую, не большую;

- треугольную, синюю, не маленькую.

Дидактическая игра «Отрицание толщины»

Цель: способен выделять свойства предмета в соответствии с символикой отрицания толщины.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки, обозначающие отрицание толщины, игрушка зайца, коробка.

Ход игры.

Воспитатель достает из коробки зайчика, последние карточки, которые обозначают отрицание толщины. Воспитатель объясняет, что они обозначают.

Упражнение не закрепление:

«Покажи фигуру» - не тонкую;

 - не толстую;

- треугольную, желтую, не большую;

- круглую, красную, не толстую и т.д.

Дидактическая игра «Загадки без слов»

Цель: расшифровывает информацию о наличии или отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково – символическим обозначениям.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям отгадать необычные загадки: «Это загадки без слов».  «Я буду показывать карточки со знаками. Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте фигуру и покажите».

Загадываются три совместных свойства

Например - форма, размер и толщина;

- цвет, форма, размер;

- цвет, форма, толщина и др.

Дидактическая игра «Найди клад»

Цель: выявляет в предметах цвет, форму, размер, толщину.

Материал: 16 блоков одного цвета (разной формы, размера и толщины), круги бумажные (клады), карточки – символы.

Ход игры.

Дети – кладоискатели, кружок из бумаги – клад.

Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад. У ведущего карточки – символы, 16 блоков (одного цвета, но разной формы, размера и толщины), кладоискатели называют два свойства той фигуры, под которой спрятан клад, на каждое правильно угаданное свойство, воспитатель выставляет карточку. Угадав два свойства, ребенок забирает клад себе. При повторении игры следует взять блоки другого цвета.

Дидактическая игра «Волшебные камни»

Цель: называет расположение предмета «внутри» и «вне» круга.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, обруч.

Ход игры.

«Ребята, сегодня наши логические блоки превратились в волшебные камни, сейчас мы с ними поиграем».

  1. Все красные треугольные камни положить внутри обруча, а синие круглые вне обруча.
  2. Положить желтые толстые камни вне обруча, а желтые тонкие внутри обруча и т.д.

Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: проявляет внимание, способен анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам, используя карточки – символы с отрицанием свойств. Работает в парах.

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

Предложить детям разделиться на пары. У каждой пары – набор логических блоков, игроки поровну делят фигуры между собой и по очереди выкладывают их. Сначала первый участник выкладывает свою фигуру, второй ищет к ней пару, если он правильно составляет пару, то забирает обе фигуры себе, если же ошибается, то его фигура попадает к первому игроку. Далее свою фигуру выставляет второй игрок.

Побеждает тот, кто соберет больше фигур.

Дидактическая игра «Где, чей гараж»

Цель: способен классифицировать по общим свойствам.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, таблицы две штуки.

Ход игры.

У воспитателя две большие таблицы, на них изображены гаражи для машин. У каждого ребенка блоки (машины). Нужно поставить каждую машину в свой гараж. Знаки на развилке дорог показывают, на какую дорожку должна свернуть машина. Дети по очереди ищут гараж для своих машин.

Дидактическая игра «Цветок»

Цель: может классифицировать блоки по трем признакам: цвету, форме и размеру.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, обручи, карточки – символы.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям построить красивый цветок из волшебных фигур. Для этого раскладывается четыре обруча, так, чтобы каждый обруч имел две области пересечения, путем наложения одного на другой (перпендикулярные обручи кладутся встык). В каждый обруч положить карточки – символы. Разные варианты: например: круглые, красные, квадратные, маленькие. Необходимо разложить блоки в обручи и области их пересечения, в соответствии с признаками.

Дидактическая игра «Угадай–ка»

Цель: может выявлять, абстрагировать и называть свойства (цвет, форму, размер, толщину) предметов, обозначает словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т.д.)

Материал: набор логических блоков Дьенеша, игрушка Буратино, карточки – символы.

Ход игры.

В гости пришел Буратино. Буратино прячет блок (подарок) и дает задание угадать сразу два свойства.

Например, какого цвета и формы платок он выбрал для черепахи Тортилы. При отгадывании дети каждый раз обязательно должны называть два свойства подарка. Если же они указывают только одно свойство, Буратино напоминает правило. В случае, когда дети угадывают одно из двух свойств, Буратино подтверждает, что названо, верно, и выставляет соответствующую карточку – символ (квадратный, но не синий; желтый, но не треугольный и т.д.). Тот, кто угадывает, сменяет Буратино – выбирает подарок и указывает, какие два его свойства надо угадать (цвет и форму, форму и размер, размер и толщину и др.).

Дидактическая игра «Засели домики»

Цель: правильно классифицирует свойства.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки с изображением домиков.

Ход игры.

У детей на пару две таблицы (1 – двухэтажного дома, 2 – трехэтажного дома). В городе логических фигур появились новые двухэтажные и трехэтажные дома. Домовой просит помочь расселить фигуры по своим домикам, а помогут вам знаки – подсказки. Знаки подсказывают, какие фигуры должны поселиться на каждом этаже и в каждом подъезде дома.

Дидактическая игра «Где спрятался Джерри?»

Цель: может логически мыслить, умеет кодировать информацию с помощью знаков – символов и декодировать ее.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки-символы, мышонок Джерри (маленькая плоская фигурка).

Ход игры.

Перед детьми выкладывают 12 – 18 блоков. Дети отворачиваются. Ведущий под одним из блоков прячет мышонка. Дети поворачиваются обратно. Ведущий с помощью карточек обозначает два свойства того блока, под которым спрятан мышонок. Если ведущий обозначает свойства перечеркнутыми знаками, то сделать это должен как можно точнее. Для этого ему может понадобиться в некоторых случаях 3, 4 и более карточек.

Дидактическая игра «Дорожки»

Цель: может выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, три домика (макеты или изображения домиков или условные обозначения).

Ход игры.

На полу по кругу на расстоянии не менее одного метра один от другого расставлены три домика – дома Наф–Нафа, Ниф–Нифа и Нуф–Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по правилам. Построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета, но разной формы (одинаковой формы, но разного цвета; одинакового размера, но разной формы; разные по цвету и форме; разные по цвету и размеру). Правила построения дорожек придумывает не только взрослый, но и сами дети.

Дидактическая игра «У кого в гостях Винни–Пух и Пятачок»

 Цель: использует приемы анализирования, сравнения, обобщения.

Материал: Карточки с логическими таблицами, набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

Винни – Пух и Пятачок отправились в город логических

фигур. В каждом доме они побывали только у одной фигуры. Зашли они

в первый дом. У какой фигуры в гостях Винни–Пух и   Пятачок?  

Дети находят недостающую фигуру и кладут в клетку, где нарисованы  

Винни – Пух и Пятачок. Если дети не могут самостоятельно решить        задачу, взрослый предлагает рассмотреть, какие фигуры находятся в            верхнем и среднем рядах, установить, чем похожи эти ряды, и определит, какой фигуры недостает. При поиске недостающих фигур дети анализируют, сравнивают и обобщают фигуры в таблице по двум свойствам.

Дидактическая игра «Два обруча 2»

Цель: умеет разбивать множество по двум совместным свойствам, производит логические операции «не», «и», «или».

Материал: 2 обруча, набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

Воспитатель кладет на пол два обруча так, что образуется три отдельных области (пересечения). Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры, внутри синего – все круглые.

А в области пересечения двух обручей поселяются фигуры, обладающие:

- двумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые);

- какие фигуры лежат вне обоих обручей? (все фигуры – не красные и не круглые; синие; желтые; зеленые; треугольные; квадратные).

Дидактическая игра «Кошки – мышки»

Цель: правильно называет свойства фигур, использует эти знания в игре.

Материал: маска кошки, жетоны для мышей и кота (из пособия «Праздник в стране блоков»)

Ход игры.

Дети выбирают жетоны мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине хоровода кот «Васька», рядом с ним «кошачьи» жетоны.

Хоровод движется со словами:

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька кот,

И разгонит хоровод.

На последнем слове, «хоровод» кот быстро надевает один из четырех жетонов и поворачивается вокруг, чтобы все мыши его увидели. Его жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» он собирается ловить. После слов «1,2,3,4,5 – начинаю догонять», - кот ловит мышей. Одна из пойманных мышей становится «котом».

Дидактическая игра «Какую фигуру я задумал?»

Цель: умеет загадывать фигуру с помощью карточек, обозначающих свойства блоков.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, карточки с обозначением свойств.

Ход игры.

Дети по очереди загадывают фигуру, а чтобы остальные смогли отгадать, ребенок выставляет карточки с обозначением трех свойств.

Дидактическая игра «Угадай фигуру»

Цель: способен логически мыслить, умеет кодировать и декодировать информацию о свойствах.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, два набора карточек – символов с перечеркнутыми знаками на каждую пару детей.

Ход игры.

Дети разбиваются на пары. Каждый выбирает себе одну фигуру так, чтобы не видел партнер. Игроки договариваются, какое свойство фигуры будут загадывать (цвет, форму или размер). Затем карточками обозначают загадываемое свойство своей фигуры. Каждый должен угадать, какая фигура у партнера, правильно назвать ее свойства. Сначала в играх загадывается только одно, какое – то свойство фигуры, затем два. Карточки, обозначающие каждое из двух свойств, игроки выкладывают в отдельные ряды или столбики.

Дидактическая игра «Помоги фигурам выбраться из леса»

Цель: способен логически мыслить, умеет рассуждать.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, таблица.

Ход игры.

Перед детьми таблица. На ней изображен лес, в котором заблудились фигурки. Нужно помочь им выбраться из чащи. Сначала дети устанавливают, для чего на разветвлениях дорог расставлены знаки. Не перечеркнутые знаки разрешают идти по своей дорожке только таким фигурам, как они сами, перечеркнутые знаки – совсем не таким, как они фигурам. Затем дети разбирают блоки и по очереди выводят их из леса. При этом рассуждают вслух, на какую дорожку каждый раз надо свернуть.

Дидактическая игра «Построим дома»

Цель: умеет разбивать множество по трем и четырем свойствам, производит логические операции «не», «и», «или».

Материал: набор логических блоков Дьенеша, три игрушки (заяц, волк, лиса).

Ход игры.

Перед детьми в кругу расставлены игрушки. Нужно помочь им поделить блоки для строительства своих домиков.

Сначала взрослый помогает детям обозначить места для блоков, которые подходят всем игрушкам (1), волку и зайцу (2), зайцу и лисе (3), лисе и волку (4); которые никому не подходят (5).

 Предлагает разделить фигуры так, чтобы у волка оказались все круглые, у зайца – все большие, у лисы – все синие. Чтобы дети легче запомнили правило, рядом с игрушками можно положить карточки – символы.

После практического решения задачи дети называют, какие фигуры оказались общими для всех игрушек (круглые, большие, синие); какие фигуры оказались только у волка (круглые, маленькие, не синие); у волка и лисы (круглые, синие, маленькие); у зайца и лисы (большие, синие, не круглые); Какие фигуры не кому не подошли (маленькие, не круглые, не синие).

Если ребенок, характеризуя группу, называет только два из трех свойств, взрослый обращает его внимание на другие группы блоков, которые имеют указанные свойства; затем просит его еще раз назвать группу, но так, чтобы ее нельзя было спутать ни с какой другой.

При повторении упражнения правило разбиения блоков называют дети. Каждый раз указывается другое сочетание свойств – оснований разбиения блоков.

Например, разделить фигуры так, чтобы у волка оказались все тонкие, у зайца все – треугольные, у лисы все – маленькие или у волка – все большие, у зайца – все синие, у лисы – все толстые или у волка – все желтые, у лисы – все красные, у зайца – все квадратные и т.д.

Если в результате раскладывания блоков некоторые места окажутся пустыми, взрослый побуждает детей выяснить и рассказать, почему так получилось, при этом всячески стимулирует доказательность размышления. (Почему те или иные фигуры оказались здесь? Почему это или другое место без фигур? Почему нельзя те или иные фигуры положить вместе с другими?).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по ЛОГИКЕ с детьми дошкольного возраста 5 – 6 лет

Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спу...

Рабочая программа "Занимательная логика"

Рабочая программа кружка по развитию логического мышления...

Развитие интеллектуальных способностей детей 6-7 лет посредством развивающей программы «Ступеньки логики» в соответствии ФГОС

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования, разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе образования отвечает новы...

Дополнительная общеразвивающая программа «Цветная логика.Блоки Дьенеша»

Дополнительная общеразвивающая программа    «Цветная логика. Блоки Дьенеша»  Пояснительная запискаДополнительная общеразвивающая программа составлена с учетом основных принцип...

Дополнительная общеобразовательная программа «Мир логики»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют осваивать новое....

Программа "Занимательная логика"

Развитие внимания, памяти и мышления в единстве с творческим воображением....