«Музыкотерапия в ДОУ: профилактика эмоционального выгорания у детей и педагогов»
методическая разработка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ''ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №23 ''Кораблик'' МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(МБДОУ №23 ''Кораблик'' г. Симферополя)
295000, Республика Крым, город Симферополь, ул. Святителя Гурия, зд. 10
| УтвержДЕНО Заведующий МБДОУ №23 ”Кораблик” ____________ Н.А.Шмакова от "___" ___.2025г. |
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
Тема: «Музыкотерапия в ДОУ: профилактика эмоционального выгорания у детей и педагогов»
Выполнила:
Музыкальный руководитель
Гениятова Л.С.
г. Симферополь
2025г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
- Теоретические основы музыкотерапии:
- Определение понятия;
- Виды музыкотерапии;
- Научное обоснование.
- Эмоциональное выгорание в ДОУ:
причины и признаки:
- У детей;
- У педагогов.
- Музыкотерапия как способ профилактики и коррекции эмоционального выгорания:
- Формы работы с детьми;
- Формы работы с педагогами.
- Роль музыкального руководителя в профилактике эмоционального выгорания:
- Практическая реализация: опыт работы.
- Заключение.
- Список использованной литературы.
- Введение.
Эмоциональное благополучие является важным условием развития личности ребенка и профессионального долголетия педагога. В условиях современного дошкольного образования, когда возрастает нагрузка на всех участников образовательного процесса, проблема эмоционального выгорания становится особенно актуальной.
Дошкольники, особенно младшие, не всегда могут выразить словами свое внутренне состояние. Их эмоции находят выход через поведение, что может проявляться в тревожности, агрессии, замкнутости. Педагоги, в свою очередь, подвержены стрессу, переутомлению, снижению мотивации.
Одним из эффективных способов профилактики и коррекции эмоционального напряжения является музыкотерапия – использование музыкального искусства в оздоровительных, развивающих и пеагогических целях.
- Теоретические основы музыкотерапии.
- Определение понятия.
Музыкотерапия (от лат. musica – музыка, therapia - лечение) – метод психологической коррекции и оздоровления, основанный на использовании музыкальных произведений, звуков, ритмов, вокала, инструментальной и импровизационной деятельности.
- Виды музыкотерапии:
- Рецептивная музыкотерапия – пассивное прослушивание специально подобранной музыки.
- Активная музыкотерапия – участие в создании музыкального продукта (пение, игра на инструментах, импровизация, музыкально-двигательные упражнения).
- Научное обоснование.
Научное исследование (Г.С. Тарабрин, И.А. Мартыненко, В.М. Бехтерев
и др.) доказывают, что музыка:
- снижает уровень кортизола (гормона стресса),
- регулирует сердечный ритм и дыхание,
- стимулирует активность мозга, улучшает эмоциональное состояние.
- Эмоциональное выгорание в ДОУ: причины и признаки
3.1. У детей:
- Адаптация к условиям ДОУ.
- Недостаточная сформированность эмоциональной сферы.
- Перегрузка информацией и занятиями.
- Отсутствие навыков саморегуляции.
Проявления:
- Беспокойство, плаксивость, капризы.
- Замкнутость, нежелание участвовать в играх.
- Агрессия или уход в себя.
3.2. У педагогов:
- Эмоциональное и физическое переутомление.
- Однообразие труда, высокая ответственность.
- Отсутствие поддержки и признания.
- Конфликтные ситуации с родителями.
Признаки:
- Раздражительность, апатия, снижение интереса к работе.
- Ухудшение эмоционального контакта с детьми.
- Соматические симптомы (головная боль, бессонница и др.).
- Музыкотерапия как способ профилактики и коррекции эмоционального выгорания.
Музыка обладает уникальной способностью воздействовать на все уровни психики – когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Она способствует:
- формированию положительного эмоционального фона,
- релаксации и снижению психоэмоционального напряжения,
- развитию саморегуляции и самовырожения.
4.1. Формы работы с детьми:
Форма | Цель | Примеры |
Релаксационные минутки | Снятие напряжения | Музыка природы, классика |
Пение колыбельных | Успокоение, чувство защищенности | Русские народные и авторские песни |
Музыкально-двигательные игры | Разрядка энергии, радость | Танцевальные импровизации |
Игры на шумовых инструментах | Развитие самовыражения, снятие тревоги | Колокольчики, маракасы, бубны |
Музыкальные сказки | Погружение в образ, развитие воображения | «Колобок», «Теремок» под музыку |
4.2. Формы работы с педагогами:
- Музыкальные паузы на педсоветах.
- Совместное пение, фольклорные вечера.
- Релаксационные сессии с фоновой музыкой.
- Тренинги по голосовой и дыхательной практике.
- Роль музыкального руководителя в профилактике эмоционального выгорания.
Музыкальный руководитель – важная фигура в создании эмоционально благоприятной образовательной среды.
Его задачи включают:
- Организацию целенаправленной музыкальной деятельности, учитывающей эмоциональные потребности детей.
- Поддержку педагогов через музыкальные практики.
- Индивидуальный подход к детям с проявлениями тревожности или нестабильного поведения.
- Создание эмоционального климата через праздничные и повседневные мероприятия.
- Практическая реализация: опыт работы.
В нашем ДОУ реализуется программа «Музыка – друг и лекарь», в рамках которых проводятся:
- Ежедневные «музыкальные ритуалы»:
- музыкальное приветствие утром,
- минутка тишины после прогулки,
- музыкальное прощание в конце дня.
- Музыкальные «островки уюта»:
- зона релаксации с инструментами и наушниками,
- уголок звуков природы.
- Реализация микропроектов:
- «Колыбельная неделя» - пение колыбельных детьми, родителями, педагогами,
- «Музыкальные краски настроения» - выбор музыки по эмоциям.
- Совместные практики для коллектива:
- музыкально-релаксационные тренинги,
- арт-музыкотерапия с рисованием под музыку.
Результаты:
- Повышение эмоциональной устойчивости детей.
- Улучшение микроклимата в коллективе.
- Снижение конфликтности и утомляемости.
- Заключение
Музыкотерапия – не просто форма досуга, а важнейший инструмент профилактики эмоционального выгорания в дошкольной образовательной среде. Музыка обладает гармонизирующим, терапевтическим, развивающим эффектом. С ее помощью можно не только формировать эстетический вкус и музыкальные способности, но и помогать детям и взрослым справляться с внутренним напряжением, страхами, переутомлением.
В условиях внедрения ФОП и ориентирования на развитие личности, индивидуальности, эмоционального интеллекта – музыкотерапия становится особенно ценной и востребованной.
- Список использованной литературы
- Мартыненко И.А. «Музыкотерапия в ДОУ: теория и практика»
- Бехтерев В.И. «Влияние музыки на психику человека»
- Корниенко А.В. «Музыкотерапия как средство снятия эмоционального напряжения».
- ФГОС ДО (2013.).
- СанПиН для ДОУ: Требования к организации режима дня.
- Музыкальные сборники: «Музыка для релаксации» (Издательство «Музыка», 2020).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ''ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №23 ''Кораблик'' МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(МБДОУ №23 ''Кораблик'' г. Симферополя)
295000, Республика Крым, город Симферополь, ул. Святителя Гурия, зд. 10
СОГЛАСОВАНО Председатель ПК МБДОУ №23 2Кораблик» ___________ Л,С, Гениятова Протокол № ___ от ___.___.2025г. | УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ №23 ”Кораблик” ____________ Н.А.Шмакова от "___" ___.2025г. |
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
Тема: «Музыкотерапия в ДОУ: профилактика эмоционального выгорания у детей и педагогов»
Выполнила:
Музыкальный руководитель
Гениятова Л.С.
г. Симферополь
2025г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение
- Теоретические основы музыкотерапии:
- Определение понятия;
- Виды музыкотерапии;
- Научное обоснование.
- Эмоциональное выгорание в ДОУ:
причины и признаки:
- У детей;
- У педагогов.
- Музыкотерапия как способ профилактики и коррекции эмоционального выгорания:
- Формы работы с детьми;
- Формы работы с педагогами.
- Роль музыкального руководителя в профилактике эмоционального выгорания:
- Практическая реализация: опыт работы.
- Заключение.
- Список использованной литературы.
- Введение.
Эмоциональное благополучие является важным условием развития личности ребенка и профессионального долголетия педагога. В условиях современного дошкольного образования, когда возрастает нагрузка на всех участников образовательного процесса, проблема эмоционального выгорания становится особенно актуальной.
Дошкольники, особенно младшие, не всегда могут выразить словами свое внутренне состояние. Их эмоции находят выход через поведение, что может проявляться в тревожности, агрессии, замкнутости. Педагоги, в свою очередь, подвержены стрессу, переутомлению, снижению мотивации.
Одним из эффективных способов профилактики и коррекции эмоционального напряжения является музыкотерапия – использование музыкального искусства в оздоровительных, развивающих и пеагогических целях.
- Теоретические основы музыкотерапии.
- Определение понятия.
Музыкотерапия (от лат. musica – музыка, therapia - лечение) – метод психологической коррекции и оздоровления, основанный на использовании музыкальных произведений, звуков, ритмов, вокала, инструментальной и импровизационной деятельности.
- Виды музыкотерапии:
- Рецептивная музыкотерапия – пассивное прослушивание специально подобранной музыки.
- Активная музыкотерапия – участие в создании музыкального продукта (пение, игра на инструментах, импровизация, музыкально-двигательные упражнения).
- Научное обоснование.
Научное исследование (Г.С. Тарабрин, И.А. Мартыненко, В.М. Бехтерев
и др.) доказывают, что музыка:
- снижает уровень кортизола (гормона стресса),
- регулирует сердечный ритм и дыхание,
- стимулирует активность мозга, улучшает эмоциональное состояние.
- Эмоциональное выгорание в ДОУ: причины и признаки
3.1. У детей:
- Адаптация к условиям ДОУ.
- Недостаточная сформированность эмоциональной сферы.
- Перегрузка информацией и занятиями.
- Отсутствие навыков саморегуляции.
Проявления:
- Беспокойство, плаксивость, капризы.
- Замкнутость, нежелание участвовать в играх.
- Агрессия или уход в себя.
3.2. У педагогов:
- Эмоциональное и физическое переутомление.
- Однообразие труда, высокая ответственность.
- Отсутствие поддержки и признания.
- Конфликтные ситуации с родителями.
Признаки:
- Раздражительность, апатия, снижение интереса к работе.
- Ухудшение эмоционального контакта с детьми.
- Соматические симптомы (головная боль, бессонница и др.).
- Музыкотерапия как способ профилактики и коррекции эмоционального выгорания.
Музыка обладает уникальной способностью воздействовать на все уровни психики – когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Она способствует:
- формированию положительного эмоционального фона,
- релаксации и снижению психоэмоционального напряжения,
- развитию саморегуляции и самовырожения.
4.1. Формы работы с детьми:
Форма | Цель | Примеры |
Релаксационные минутки | Снятие напряжения | Музыка природы, классика |
Пение колыбельных | Успокоение, чувство защищенности | Русские народные и авторские песни |
Музыкально-двигательные игры | Разрядка энергии, радость | Танцевальные импровизации |
Игры на шумовых инструментах | Развитие самовыражения, снятие тревоги | Колокольчики, маракасы, бубны |
Музыкальные сказки | Погружение в образ, развитие воображения | «Колобок», «Теремок» под музыку |
4.2. Формы работы с педагогами:
- Музыкальные паузы на педсоветах.
- Совместное пение, фольклорные вечера.
- Релаксационные сессии с фоновой музыкой.
- Тренинги по голосовой и дыхательной практике.
- Роль музыкального руководителя в профилактике эмоционального выгорания.
Музыкальный руководитель – важная фигура в создании эмоционально благоприятной образовательной среды.
Его задачи включают:
- Организацию целенаправленной музыкальной деятельности, учитывающей эмоциональные потребности детей.
- Поддержку педагогов через музыкальные практики.
- Индивидуальный подход к детям с проявлениями тревожности или нестабильного поведения.
- Создание эмоционального климата через праздничные и повседневные мероприятия.
- Практическая реализация: опыт работы.
В нашем ДОУ реализуется программа «Музыка – друг и лекарь», в рамках которых проводятся:
- Ежедневные «музыкальные ритуалы»:
- музыкальное приветствие утром,
- минутка тишины после прогулки,
- музыкальное прощание в конце дня.
- Музыкальные «островки уюта»:
- зона релаксации с инструментами и наушниками,
- уголок звуков природы.
- Реализация микропроектов:
- «Колыбельная неделя» - пение колыбельных детьми, родителями, педагогами,
- «Музыкальные краски настроения» - выбор музыки по эмоциям.
- Совместные практики для коллектива:
- музыкально-релаксационные тренинги,
- арт-музыкотерапия с рисованием под музыку.
Результаты:
- Повышение эмоциональной устойчивости детей.
- Улучшение микроклимата в коллективе.
- Снижение конфликтности и утомляемости.
- Заключение
Музыкотерапия – не просто форма досуга, а важнейший инструмент профилактики эмоционального выгорания в дошкольной образовательной среде. Музыка обладает гармонизирующим, терапевтическим, развивающим эффектом. С ее помощью можно не только формировать эстетический вкус и музыкальные способности, но и помогать детям и взрослым справляться с внутренним напряжением, страхами, переутомлением.
В условиях внедрения ФОП и ориентирования на развитие личности, индивидуальности, эмоционального интеллекта – музыкотерапия становится особенно ценной и востребованной.
- Список использованной литературы
- Мартыненко И.А. «Музыкотерапия в ДОУ: теория и практика»
- Бехтерев В.И. «Влияние музыки на психику человека»
- Корниенко А.В. «Музыкотерапия как средство снятия эмоционального напряжения».
- ФГОС ДО (2013.).
- СанПиН для ДОУ: Требования к организации режима дня.
- Музыкальные сборники: «Музыка для релаксации» (Издательство «Музыка», 2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГОВ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ"
В статье обобщен опыт работы с педагогами....

Презентация педагогического опыта по теме"Развитие эмоциональной культуры педагога как одно из условий профилактики эмоционального выгорания"
Развитие эмоциональной культуры педагогов как одно из условий профессионального выгорания...
Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"
Семинар-практикум на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов" был разработан с целью расширения у педагогов круга методов и приемов в...

Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»
Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:· Познакомить педагогов с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...

Семинар-практикум для педагогов "Саморегуляция эмоционального состояния как профилактика эмоционального выгорания педагогов"
Семинар-практикум спедагогами....

Синдром эмоционального выгорания. Занятие с педагогами ДОУ в рамках семинара - практикума "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
В ходе занятия раскрываются понятия "эмоциональное выгорание", пичины его возникновения, стадии протекания. Особое внимание уделяется важному компоненту профилактики возникновения СЭВ - разв...

Профилактика эмоционального выгорания Тренинговое занятие для педагогов «Пока не гаснет свет…».
Цель: знакомство с понятием эмоционального выгорания;анализ проявления признаков выгорания;выполнение приемов и способов снятия психоэмоционального напряжения...
