Проспект педагогических инициатив по развитию логического мышления у дошкольников
консультация (подготовительная группа)
Интеллектуально-логическое развитие личности – фактически реализация права ребенка быть умным. Нарушение этого права слишком дорого обходится как самому ребенку, так и обществу в целом. Нельзя не согласиться с В.А. Сухомлинским, который писал, что невежда опасен для общества, он не может быть счастлив сам и причиняет вред другим. Вышедший из стен школы может чего-то и не знать, но он обязательно должен уметь анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения, порождать новые идеи, то есть мыслить последовательно.
Наибольшие возможности для развития интеллектуального потенциала каждого ребенка предоставляет нам наука математики, методическое обеспечение которой включает в себя множество инновационных игр.
Хочу представить вашему вниманию ряд инновационных игр по развитию логического мышления.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.39 КБ | |
| 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
1 СЛАЙД
2 СЛАЙД
Одно из основных направлений перестройки современного образования связано с развитием логического интеллекта каждого ребенка. Интеллектуально-логическое развитие личности – фактически реализация права ребенка быть умным. Нарушение этого права слишком дорого обходится как самому ребенку, так и обществу в целом. Нельзя не согласиться с В.А. Сухомлинским, который писал, что невежда опасен для общества, он не может быть счастлив сам и причиняет вред другим. Вышедший из стен школы может чего-то и не знать, но он обязательно должен уметь анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения, порождать новые идеи, то есть мыслить последовательно.
Психологами всего мира признано, что наиболее интенсивное интеллектуальное развитие детей приходится именно на дошкольный период и к 7 годам достигает 60 % умственных возможностей ребенка.
Наибольшие возможности для развития интеллектуального потенциала каждого ребенка предоставляет нам наука математики, методическое обеспечение которой включает в себя множество инновационных игр.
Сегодня хочу представить вашему вниманию ряд инновационных игр по развитию логического мышления, занимающих прочное место, не только в педагогике, но и в практической деятельности нашего детского сада.
3 СЛАЙД
Одним из универсальных, и, на мой взгляд, наиболее доступных учебно-методических пособий по развитию у детей образно-логического мышления, восприятия и других психических процессов являются блоки Дьенеша, работа с которыми предусматривается уже с младшей группы.
Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые);
в) двух размеров (большие и маленькие);
г) двух видов толщины (толстые и тонкие).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Сегодня в практике работы с детьми находят место два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной - логическими фигурами.
В старшем дошкольном возрасте набор логических фигур, за счет включения фигуры шестиугольника расширяется до 60 геометрических фигур.
4 СЛАЙД
Проведение систематической работы с блоками Дьенеша позволяет каждому ребёнку без исключения овладеть такими мыслительными операциями и действиями, как выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, обобщение, группировка, кодирование свойств, логические операции с использованием отрицания «не», строить высказывание с союзами «и», или «или» и др.
5 СЛАЙД
Не менее мощными инструментами для развития логического мышления детей являются такие дидактические пособия как круги Эйлера и круги Луллия, названные именами их авторов.
Круги Луллия представляют собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка или окошко, круги подвижны, все они разделены на одинаковое количество секторов. Круги вращаются относительно друг друга, перемещая картинки с целью поиска нужного результата.
Основная цель работы с кругами Луллия – развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.
6 СЛАЙД
Круги Эйлера – это геометрическая схема, с помощью которой можно наглядно отобразить отношения между понятиями или множествами объектов.
Существуют несколько моделей кругов:
а) Непересекающиеся круги;
б) Пересекающиеся круги;
в) Один круг вложен в другой.
Предлагаю вам сейчас не много поиграть.
Ведущий кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча так, как показано на рисунке, т.е. чтобы образовалось 8 областей.
После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трех обручей, внутри красного и синего, но вне желтого и т. д.), предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего - все квадратные, а внутри желтого - все большие.
После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры стремя обручами) вопросов. Какие блоки лежат:
1. внутри всех трех обручей;
2. внутри красного и синего, но вне желтого обруча
3. внутри синего и желтого, но вне красного обруча
4. внутри красного и желтого, но вне синего обруча
5. внутри красного, но вне синего и вне желтого обруча
6. внутри синего, но вне желтого и красного обруча
7. внутри желтого, но вне красного и вне синего обруча
8. вне всех трех обручей?
Итак, в игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трех свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим).
7 СЛАЙД
Используя круги Эйлера ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал, развивается речь, память и мышление.
Построение и использование наглядных моделей способствует развитию умственных способностей дошкольников.
8 СЛАЙД
Удовлетворить естественные потребности детей в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогает и игровое пособие «Палочки Кюизинера», разработанная бельгийским учителем начальной школы Джорджом Кюизинером.
Палочки Кюизенера – это набор цветных палочек сечением 1 см и длиной 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 см.
Каждая палочка ‒ это число, выраженное цветом и величиной. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает. Данные счетные палочки еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Использование палочек Кюизенера способствуют: формированию понятия числовой последовательности, состава числа; подводят к осознанию отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и мн. др; учат детей делить целое на части и измерять объекты условными мерками; подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел; развиваются психические процессы: восприятие, мышление (анализ, синтез, классификация, сравнение, логические действия, кодирование и декодирование, зрительную и слуховую память, внимание, воображение), речь; развивается детское творчество, фантазия и воображение, познавательная активность; развивается умение работать в коллективе.
9 СЛАЙД
Большие возможности для развития у детей логического мышления предоставляет система игр Вячеслава Владимировича Воскобовича.
Наиболее известными и доступными из которых являются «Геоконт», «Игровизор».
Геоконт представляет собой квадратное поле из фанеры, на которое нанесена координатная сетка: из центра выходит 8 лучей, на каждом отмечены 4 точки. Лучи обозначены буквами, точки на лучах - цифрами. В точках установлены разноцветные пластмассовые гвоздики.
Игра состоит в создании различных фигур с помощью разноцветных резиночек, которые натягиваются на гвоздики. Ребенок может создавать фигуры по образцу или придумывать свои схемы.
С помощью Геоконта можно познакомить ребенка с координатами. Каждый гвоздик имеет свою координату: название луча и номер точки на луче (Б3, Г2 ...). Можно предложить ребенку создать фигуру на геоконте по шифру: вы называете координаты гвоздиков, а ребенок надевает на них резинки и получает рисунок.
10 СЛАЙД
«Игровизор» - тренажер, направленный на интеллектуальную деятельность. Он предполагает собою прозрачную папку, куда вкладываются листы с заданиями, ребята выполняют их фломастерами на водной основе, которые оставляют четкий отпечаток, но просто стираются тряпочкой, и это дает возможность неоднократно применять листы с заданиями.
В подобных играх формируется мелкая моторика, точность движений, совершается подготовка руки к письму. Они содействуют формированию интеллектуальной культуры, способности обучаться: принимать и понимать учебную задачу, обнаруживать способы её решения, контролировать себя в ходе деятельности, достигать результата. Дошкольник, выполняя задания, способен дать оценку результату и легко откорректировать найденные ошибки.
11 СЛАЙД
Достигать раннего развития сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления помогает использование игр серии «Кубики Никитина», разработанные педагогами - новаторами Еленой и Борисом Никитиными. В серию входят игры: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», «Кирпичики», «Кубики для всех», «Логические кубики» и др. Работу с кубиками рекомендуется начинать с наборов «Сложи узор» и «Сложи квадрат», а затем постепенно добавляются новые наборы. Главное при этом - творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению.
12 СЛАЙД
Развитию и совершенствуется логического мышления детей, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив, а также смекалки, сообразительности, внимательности способствуют мировые головоломки.
Данные игры представляют собой различные геометрические фигуры, разделенные на части, из которых выкладывается плоскостное силуэтное изображение.
Каждая головоломка по своему уникальна и позволяет выкладывать определенные классы фигур:
1.Танграм: человек, животные, предметы.
2.Волшебный круг: корабли, животные, игрушки, человек, предметы домашнего обихода.
3.Головоломка Пифагора: разнообразные предметы.
4.Монгольская игра: экзотические животные.
5.Колумбово яйцо: птицы, человек, животные.
6.Сфинкс: транспорт.
7.Листик: животные.
8.Вьетнамская игра: транспорт, животные, птицы.
9.Архимедова игра: человек, животные.
10.Пентамино: предметы домашнего обихода, транспорт, животные, человек.
11.Гексамино: разнообразные предметы.
13 СЛАЙД
Раннему развитию у детей пространственного мышления и сообразительности помогает и использование всевозможных игр «Рамок вкладышей», создаваемых сегодня на основе методики известного итальянского педагога Марии Монтессори.
14 СЛАЙД
Не меньший потенциал в развитии у детей логического мышления заложен и в играх с различного вида конструкторов. Это и лего-конструкторы, всевозможные магнитные конструкторы, плоскостные и объёмные Тико-конструкторы, конструктор «Соломинки» и многие другие. С некоторыми видами данных конструкторов более подробно Вас сегодня познакомят мои коллеги.
16 СЛАЙД
Наряду с этим, сегодня всё большую популярность набирают и такое направление работы с детьми, как кружки программирования и робототехники.
И в заключении хотелось бы отметить, что логическое мышление дошкольника не может формироваться стихийно. Для его развития необходима целенаправленная систематическая работа педагогов, родителей, детей. И хотя полностью словесно-логическое понятийное или абстрактное мышление формируется к подростковому возрасту, но его начало развития (стартовая площадка) приходится на дошкольный период.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мозг хорошо устроенный стоит больше чем мозг наполненный (Мишель Монтель )
Логические блоки Дьенеша Логические блоки Логические фигуры
Результаты работы с блоками Дьенеша
Раймонд Луллия – французский монах, богослов, филосов и алхимик XIII века Круги Луллия
Леонард Эйлер – швейцарский, немецкий и российский математики и механик XVIII века Круги Эйлера
Игры с кругами Эйлера
Палочки Кюизинера
Геоконт В.В. Воскобовича
Игровизор В.В. Воскобовича
Кубики Никитиных
Мировые головоломки
Рамки вкладыши
Конструктивная деятельность
Робототехника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".
Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...
«Использование игрового материала с логическими блоками Дьенеша для развития логического мышления дошкольников».
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть напр...
Презентация педагогического опыта на тему: "Палочки Х.Кюизенера как инструмент развития логического мышления дошкольников"
В 2014 году участвовала в городском конкурсе педагогического мастерства "Воспитатель года - 2014" «Палочки Х. Кюизенера как инструмент развития логического мышления дошкольников в интегрированной...
Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников через использование игр и упражнений с логическими блоками Дьенеша».
Конспект мастер-класса на методобъединении для воспитателей, презентация игрового материала....

Обобщение педагогического опыта на тему : «Развитие логического мышления дошкольников через математические представления»
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, ...

Выступление на педагогическом совете "Развитие логического мышленияу дошкольников в совместной деятельности"
Проблемой сегодняшнего дня является воспитание активной, творческой личности. Одним из показателей такой личности является развитие логического мышления. Несомненно, очень важно развивать представлени...

Актуальный педагогический опыт на тему: "Развитие логического мышления дошкольников средствами интерактивных игр VAY TOY (Вэй Той)"
Актуальный педагогический опыт на тему: "Развитие логического мышления дошкольников средствами интерактивных игр VAY TOY (Вэй Той)"...
