Проект: "Развитие личностного потенциала у детей дошкольного возраста через ознакомление с различными видами живописи"
проект

Малявка Юлия Владимировна

Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. В.А.Сухомлинский писал: «В период детства мыслительные процессы должны быть,  как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества».

Знакомясь с выдающимися художественными произведениями, дошкольники учатся понимать гармонию природы, познают культуру и историю России, усваивают нормы поведения и духовные ценности, принятые в обществе, знакомятся с бытом и трудом людей в различных сферах деятельности, особое место живопись занимает в развитии речи. С помощью живописи развивается мыслительная деятельность. Искусство способствует восприятию различных чувств и формированию первоначальных основ мировоззрения. Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется нравственное сознание. Они учатся сравнивать свой опыт с опытом людей, изображенных художником, и переносить воспринятые в жанровой живописи способы взаимоотношений между людьми в реальные жизненные ситуации.

Важным представляется то, что формирование всесторонне развитой личности дошкольника происходит в едином процессе ознакомления детей с изобразительным искусством, с народным творчеством, культурой, эстетическими ценностями, с природой родного края. Произведения живописи богаты по своему идейному содержанию и совершенны по художественной форме. Поэтому они формируют художественный вкус дошкольников, способность понять и оценить прекрасное, не только в искусстве, но и в жизни, природе, быту. Таким образом, возникает противоречие между возможностями живописи как средства всестороннего развития личности дошкольника и недостаточным его использовании в педагогическом процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт педагогического проекта

Автор(ы) проекта (ФИО, должность) о название ОО

Колмыкова Лариса Алексеевна – воспитатель Малявка Юлия Владимировна – воспитатель Реутова Виктория Сергеевна – воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Благовещенский центр развития ребенка  - детский сад «Журавушка»» Благовещенский район Алтайский  край

Название (Тема) управленческого проекта создания ЛРОС в ОО

Создание личностно-развивающей образовательной среды в ДОУ «Территория успеха и творчества» 2022-2025г.

Направление педагогического проекта

Развитие художественно-эстетических и познавательных способностей ребенка

Название (тема) педагогического проекта

Развитие личностного потенциала у детей дошкольного возраста через ознакомление с различными видами живописи

Решаемая ключевая проблема

Выбор эффективных методов и приемов ознакомления дошкольников с искусством живописи для развития личностного потенциала дошкольника, его художественно-эстетическое восприятие.

Цель(-и) педагогического проекта

Создать условия, способствующие развитию личностного потенциала у детей среднего и старшего дошкольного возраста через искусство – живопись

Целевая группа

Воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, педагоги и родители воспитанников

Основная идея педагогического проекта

Раскрыть художественно-творческие и познавательные способности дошкольников, как часть развития личностного потенциала, посредствам знакомства с живописью

2-3 тезиса, особенно ярко раскрывающие особенности педагогического проекта

- Реализация педагогического проекта по данной теме ознакомит  с выдающимися художественными произведениями, дошкольники научатся понимать гармонию природы, познают культуру и историю России. Усвоят нормы поведения и духовные ценности, принятые в обществе, познакомятся с бытом и трудом людей в различных сферах деятельности.  С помощью живописи разовьется  и  мыслительная деятельность.

- Влияние искусства на ребенка является полифункциональным, так как затрагивает все сферы личности: и эмоциональную, и социальную, и волевую, и интеллектуальную.

Используемые технологии /методики/приемы /техники

Технологии: развивающее обучение, интерактивный подход, игровое обучение и эмоционально-смысловой подход.                                Приемы: нетрадиционная техника (палочки, нитью, печать пластилином, рисование солью, кляксография и др.)                                                                 Техники: эбру, рисование на молоке и др.

Значимые продукты педагогического проекта

-Создание коридорной галереи творчества детей.

-Создание новых развивающих зон в группах для взаимодействия, проявления креативности и творчества, для реализации творческих идей воспитанников.

- Конспекты НОД по знакомству детей с произведениями живописи.

- Консультации для родителей

-Фото и видео, отражающие ход реализации проектов.

Личный вклад педагога в изменения в ОО

Участие в создании личностно - развивающей образовательной среды в ДОУ «Территория успеха и творчества»

-Участие в фестивале творческих идей

Каким образом планируется представить результаты педагогического проекта (выступление (-я), занятие (-я), публикация (-я)

Выступление с презентацией

Педагогический проект

Тема: « Развитие личностного потенциала у детей дошкольного возраста через ознакомление с различными видами живописи»

    

Впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования и выступает как самостоятельный, важный период в жизни ребенка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека. Цель образования в современном мире совпадает с целью жизни человека - это самореализация, а задача педагога создать условия саморазвития  возможностей ребёнка. В соответствии с ФГОС, обязательным требованием к дошкольному образованию становится использование на практике педагогики развития, педагогики творчества и свободы, где через игру, сотрудничество и диалог дети знакомятся с окружающим их миром. Важной задачей является формирование всесторонне развитой личности ребенка, раскрытие потенциала каждого ребенка, развитие его познавательных и творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, без умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

Наблюдая за  разнообразной деятельностью детей, беседуя с детьми после занятий, пришли к выводу, что занятия  по художественно – эстетическому развитию  способствуют личностному развитию, развитию инициативы, познавательных  и творческих способностей. Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. «Искусство несет в себе огромный опыт отношений человека с окружающим миром - другими людьми, природой, вещами, - а потому является для всех нас важнейшим средством познания общечеловеческих нравственных и эстетических ценностей»  - отмечала Курочкина Н. А.

Проведя мониторинг потенциальных возможностей воздействия искусства живописи и на становление и развитие личности ребенка, пришли к выводу, что данный потенциал в работе с детьми используется на недостаточно высоком уровне, поэтому есть необходимость в осуществлении работы в данном направлении.

Группа авторов данного проекта  заинтересовалась проблемой развития личностного потенциала и художественно-эстетического воспитания детей среднего и  старшего дошкольного возраста средствами живописи.

Для изучения исходного состояния сформированности  представлений, знаний и интереса к живописи у детей дошкольного возраста нами была разработана и проведена предварительная диагностика уровня знаний детей. Проведя диагностику были выявлены следующие показатели:

1.     Показатели знаний детей о жанрах живописи – 13%;

2.     Показатели эмоционального отношения – 23%;

3.     Показатели оценочных суждений – 32%;

4.     Формирование представлений об основных средствах изобразительного языка – 9%;

5.     Видение пространственных, временных, причинно – следственных связей в живописи – 18%.

По результатам диагностики сделали  вывод о необходимости работы по развитию гармонически развитой и творчески активной личности  детей средствами живописи.

Результаты диагностики.

Ф.И. Ребенка

Знания детей о жанрах живописи

Эмоциональное отношение к живописи

Оценочные суждения о живописи

Представления об основных средствах изобразительного языка

Видение пространственных, временных, причинно-следственных связей в живописи

1

Аваев М

2

Башкинцева Л

3

Бобрик Д

4

Варкентин К

5

Голубев М

6

Денисенко Р

7

Долгова И

8

Зайко В

9

Каспер О

10

Манакова Д

11

Малыхина  У

12

Новоселов Е

13

Пикалов Г

14

Русанов М

15

Соколова А

16

Сушкова М

17

Третьякова Д

18

Финько С

19

Фаргер И

20

Шатилина Г

21

Шинкеевич Н

22

Юркова Е

                                                                  Актуальность  опыта

Передовой педагогический опыт показывает, что на современном этапе развития общества недостаточно просто чему – либо научить ребенка. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Реализация самостоятельной, практической и творческой деятельности детей  в области художественно – эстетического развития нацелена, прежде всего, на всестороннее развитие личности ребенка.

Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. В.А.Сухомлинский писал: «В период детства мыслительные процессы должны быть,  как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества».

Знакомясь с выдающимися художественными произведениями, дошкольники учатся понимать гармонию природы, познают культуру и историю России, усваивают нормы поведения и духовные ценности, принятые в обществе, знакомятся с бытом и трудом людей в различных сферах деятельности, особое место живопись занимает в развитии речи. С помощью живописи развивается мыслительная деятельность. Искусство способствует восприятию различных чувств и формированию первоначальных основ мировоззрения. Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется нравственное сознание. Они учатся сравнивать свой опыт с опытом людей, изображенных художником, и переносить воспринятые в жанровой живописи способы взаимоотношений между людьми в реальные жизненные ситуации.

Важным представляется то, что формирование всесторонне развитой личности дошкольника происходит в едином процессе ознакомления детей с изобразительным искусством, с народным творчеством, культурой, эстетическими ценностями, с природой родного края. Произведения живописи богаты по своему идейному содержанию и совершенны по художественной форме. По этому они формируют художественный вкус дошкольников, способность понять и оценить прекрасное, не только в искусстве, но и в жизни, природе, быту. Таким образом, возникает противоречие между возможностями живописи как средства всестороннего развития личности дошкольника и недостаточным его использовании в педагогическом процессе.

Цель:  Создать условия, способствующие развитию личностного потенциала у детей среднего и старшего дошкольного возраста через искусство – живопись.

 

Задачи:

  1. Знакомить детей с видами живописи;
  2. Учить понимать замысел произведения, его содержание;
  3. Развивать умение видеть средства выразительности, используемые художником для передачи чувств и настроения;
  4.  Разнообразить и дополнить методическую базу по ознакомлению дошкольников с живописью;
  5.  Повысить уровень знаний педагогов и родителей о возможностях воздействия живописи   на всестороннее развитие ребенка;
  6. Разработать цикл  занятий по ознакомлению детей с живописью (перспективное планирование).

Принципы реализации проекта

  • Принцип свободного выбора детьми доминирующего, любимого вида деятельности
  • Принцип сезонности – построение и корректировка познавательного материала с учетом природных и климатических особенностей
  • Принцип интеграции различных видов искусства и художественной деятельности
  • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды деятельности и стремиться к достижению результата.

Ведущая педагогическая идея опыта

Воспитательная ценность искусства заключается в том, что оно провозглашает такие идеалы как человечность, трепетное отношение к окружающему миру и человеку, умение видеть и ценить красоту. Все произведения искусства являются носителем общечеловеческих ценностей, культурных норм общества, которые представлены диалогично, образно, ярко, убедительно, что дает возможность слушателям и зрителям интерпретировать их  в соответствии со своим опытом и эмоциональным настроем.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в   системной  работе  по формированию всесторонне развитой личности дошкольника средствам живописи.

Этапы реализации педагогического проекта

  • 1 ЭТАП  подготовительный( сентябрь-ноябрь 2023 г)

ЦЕЛЬ : создание условий для реализации проекта                                                                                                                          - Разработка модели деятельности в режиме реализации проекта.                                                                                         - Информационно – методическое обеспечение.                                                                  – Анализ. Определение проблемы.                                                                                                                      - Выдвижение гипотезы и предполагаемых результатов

  • 2 ЭТАП основной (сентябрь 2023- май 2026гг)

ЦЕЛЬ:Создать условия, способствующие развитию личностного потенциала у детей среднего и старшего дошкольного возраста через искусство – живопись.

- Работа над методическим материалом по приобщению детей к искусству живописи. - Оптимизация предметно-пространственной эстетически развивающей среды, обеспечивающей эмоциональное благополучие детей.                                                              - Расширение образовательного пространства за счет сотрудничества с социальными институтами образования и культуры.                                                                                  - Повышение профессионального уровня педагогов.                                                            - Формирование модели взаимодействия детского сада и семьи.

  • 3 ЭТАП заключительный ( май 2026гг)

ЦЕЛЬ: определение результативности реализации педагогического  проекта

- Целевые ориентиры на этапе завершения проекта.

В педагогическом проекте  представлен  перспективный план  занятий в средней, старшей и подготовительной к школе группах, конспекты занятий, консультативный материал для педагогов и родителей,  методический и демонстрационный материал, творческие работы детей.

Перспективный план работы на 2023 -2026 учебный год

Средняя группа.

Месяц

Тема

Совместная деятельность в ходе режимных моментов

Сентябрь

«Знакомство с живописью».

Познакомить детей с профессией художника, значимость его деятельности для общества, орудиями труда.  Рассматривание предметов, оформленных художниками.

Октябрь

«Золотая осень»

Наблюдение на прогулке за появлением признаков осени. Экскурсия в парк или лес. Рассматривание осенних деревьев или кустов, осенней лужайки.

Ноябрь

«Портрет моей мамы».

Познакомить детей с портретом как жанром живописи, приводя их к пониманию того, что портрет – это изображение реального, конкретного человека, который живет сейчас или жил когда-то, что художник изображает в портретах интересных или близких ему людей не только похоже, но и отмечая индивидуальные, присущие каждому человеку особенности, выражая свое отношение с помощью рисунка, цвета, построения изображения.

Декабрь

«Первый снег»

Учить детей понимать основную мысль произведения художника и средства выразительности на основе анализа логических связей в картине.

Январь

«Знакомство с натюрмортом»

Познакомить детей с натюрмортом, изображающим предметы, сделанные руками человека. Продолжать учить внимательно, вглядываться в произведение искусства, видеть контрастность изображенных художником предметов.

Февраль

«Натюрморт с фруктами »

Продолжать знакомить детей с натюрмортом, учить детей рисовать с натуры

различные фрукты подбирая нужные цвета, совершенствовать навыки работы

акварелью, развивать самостоятельность и художественно - творческие способности.

Март

«Цветы в корзинке»

Начать знакомство со сложным натюрмортом смешанного типа. Продолжать учить понимать содержание картины, настроение художника

Апрель

«Грачи прилетели»

Учить детей внимательно  рассматривать картину,  рассказывать  ее содержание, видеть и понимать выразительные  средства, которые использует художник, чувствовать красоту  произведения искусства;

Май

«Весна пришла»

Формирование изобразительных навыков, развитие творческих способностей, фантазии, воображения.

Старшая группа.

Месяц

Тема

Совместная деятельность в ходе режимных моментов

Сентябрь

«Кто такой художник»

-подготовка уголка художественного творчества (анализ наличия материала для творчества, расстановка, дизайн)

Октябрь

«Знакомство с натюрмортом»

-беседа с детьми о живописи

-игра – упражнение «Составь красивый натюрморт»

«Рисуем натюрморт»

Ноябрь

«Знакомство с пейзажем»

-сравнительное наблюдение на прогулке ( И.Грабарь «Рябинка», И.Левитан «Золотая осень»)

- изготовление с детьми материала (кисточки из цв.картона) для Викторины (лэпбук)

-наблюдение за березкой на прогулке «Красавица березка»

-слушание аудиозаписи П.Чайковский «Времена года»

Декабрь

«Знакомство с портретом»

- изготовление лэпбука «Портрет»

- организация выставки фотографий портретов

-игра настольная «Выбери детали для портрета»

«Рисуем портрет»

Январь

«Зимняя природа в пейзажах»

-сюжетная игра «Магазин зимних картин»

- игровая ситуация «Вхождение в картину»

- наблюдение на прогулке «Какого цвета снег?»

-просмотр видео -мастер – класса «Зимний лес» (техника правополушарного рисования»

Февраль

«Красота Арктики  и

Антарктиды»

- просмотр видеоролика «Северное сияние»

-викторина «Знатоки пейзажа»

-мастер –класс для детей «Рисование северного сияния разными материалами и разными техниками»

Март

Праздник всех женщин

«Цветы для милых дам»

- игровая ситуация «В гостях у художника»

- дидактическая игра «Букет для воспитателя»

- игровое упражнение «Холодный и теплый»

Апрель

«День космонавтики»

- просмотр видеофильма «Планетарий»

- игровая ситуация «Ожившая картина»

- мастер – класс «Путешествие в космос» (быстрое рисование)

Май

Клуб знатоков (интегрированное  занятие в музыкальном зале)

-подготовка атрибутов для игры (эмблемы для команд)

-подготовка стихов, песен, флэшмоба.

Подготовительная группа.

Месяц

Тема

Совместная деятельность в ходе режимных моментов

Сентябрь

Экскурсия в мир живописи. «Кто такой художник».

Рассматривание репродукции разных видов жанров, составление описательных рассказов по картинам,  проведение д/игр  «Составь натюрморт», «Собери пейзаж» и т.д.

Октябрь

Знакомство с творчеством художника- пейзажиста Шишкина И.И.

Рассматривание картин с разными видами пейзажей. Чтение стихотворений о природе.

Ноябрь

Сказочные образы в творчестве Васнецова.

Чтение русских  сказок. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,  «Снегурочка», чтение русских былин о богатырях.

Декабрь

« Зимний пейзаж» Композиция на окне.

Чтение стихотворений о зиме.  Д/игра «Загадки о зиме», «Что лишнее?» Ролевая игра в гостях у художника. Украшение окон различными узорами из бумаги.

Январь

«Зимняя сказка» «Красота зимней природы глазами художников»

Рассматривание репродукций произведений художников по теме «Зимний пейзаж».Д/игры с цветом ;наблюдения в природе; чтение и заучивание стихотворений о зиме; рисование различными художественными материалами.

Февраль

«Портрет солдата»

Беседы о Российской армии, чтение стихотворений, рассказов, пение песен , рассматривание иллюстраций.

Март

«Портрет родного человека»

Д/игра «Составь портрет». рассматривание портретов известных художников,  Рисование частей лица простым карандашом. Д/игра «Чего у человека по два?»

Апрель

« Загадочный космос»

Просмотр презентации «Нетрадиционные техники рисования». Показ воспитателя мастер-класса по рисованию техникой « набрызг», рисование мыльной пеной. Рассматривание иллюстраций космос, чтение стихотворений о космосе.

Май

Путешествие по Третьяковской галереи.

Знакомство с творчеством художников,с разными направлениями живописи.

 

Теоретическая база опыта

В последнее время современные педагоги все больше внимания уделяют вопросам эффективного использования изобразительного искусства в работе с детьми. Многие педагоги, ученые, искусствоведы пишут об активизации педагогического процесса средствами изобразительного искусства и доказывают необходимость активного использования разных видов и жанров живописи в работе с дошкольниками.

Е.Л. Дубовская, С.А. Козлова в книге «Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста» доказывают, что в процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняются и совершенствуются знания об окружающем, общественных явлениях, природе и т.д.

Исследование педагогов и искусствоведов В.А. Разумного, М.Ф. Овсянникова, И.Б. Астахова, Н.А. Дмитриева, М.А. Когана свидетельствуют о том, что изобразительные искусства обращаются к действительности как к источнику формирования внутреннего духовного мира человека.

Философы, педагоги и психологи Л.С. Выготский, М.С. Коган, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, В.А. Сухомлинский, Ю.Б. Борев, В.А. Разумный, Н.А. Витлугина, Р.М. Чумичева, Т.С. Комарова и др. доказали влияние искусства на формирование личности, которое связано с внутренним миром ребенка и осуществляется в эстетическом воспитании, способствующие формированию чувственного восприятия жизни. Развивая эту способность, искусство учит правильно подходить к эстетической оценке действительности, реализуя потребности в творчестве.

Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, В.С. Мухина считают, что, обучая детей восприятию произведения живописи, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности.

Такие исследователи, как  Т.С. Комарова, Р.М. Чумичева, Н.Г.Пантелеева указывают на развитие восприятия и наблюдения объектов как на один из важнейших методов обучения детей дошкольного возраста художественному видению мира и утверждают, что познание эстетического в воспринимаемых объектах невозможно без знания красоты конкретных качеств, таких как цвет, форма, строение и др. Педагоги рассматривают эстетические объекты окружающего с позиции развития восприятия, формирующего отношение детей к красоте окружающего. А благодаря красоте окружающего мира, изобразительному искусству у детей появляется интерес, потребность к образному познанию действительности.

В исследованиях Н.А. Курочкиной, Т.С. Комаровой, Н.Б. Халезовой доказано, что художественное восприятие наиболее полно формируется в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения о нем.

Таким образом, можно сделать вывод, что ознакомление детей дошкольного возраста с  живописью и изобразительным искусством в целом создает условия для их дальнейшего психического, нравственно-эстетического и эмоционального развития и формирует начало художественного творчества, т.е. развивает личностный потенциал ребенка.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в разработке  авторами системы занятий  по ознакомлению дошкольников с живописью, создании условий организации  развивающей среды, обеспечение взаимодействия родителей, педагогов и детей, применении в процессе ознакомления дошкольников с живописью новых педагогических технологий и средств ИКТ.

               Технология опыта

Целью опыта является практическое использование возможностей живописи как средство  развития личностного потенциала ребенка- дошкольника.

 Первым этапом работы над проектом нами были  выделены общие задачи по ознакомлению детей с произведениями искусства в соответствии с реализуемой образовательной программой ДОУ. Сформирована методическая база из литературы, методических приемов и рекомендаций, авторских программ,  репродукций, конспектов занятий, презентаций  и пр.   В детском саду ведется работа по организации тематических выставок репродукций русских художников, которая меняется в соответствии со временем года, изучаемой темой и пр.

Второй этап нашей совместной работы - разработка перспективных планов по ознакомлению детей с живописью на среднюю, старшую и подготовительную к школе группы; разработка конспектов занятий, с использованием различных формы и методов  и приемов работы с детьми, а так же с использованием ИКТ занятий по ознакомлению детей с жанрами живописи, средствами выразительности; занятий по развитию изобразительных способностей детей; посещение выставок; экскурсии и тематические прогулки. 

В данном педагогическом проекте в работе с детьми мы будем использовать  не только традиционные модели ознакомления дошкольников с живописью, но и  инновационные модели общения ребенка с живописью, например такую как личностно-развивающая педагогическая технология, автора  С. Огурцовой. Взяв их за основу, мы выявили следующие типы личностного общения детей с живописью:

 1) искусство ↔ ребенок (произведение живописи заинтересовывает ребенка, он непосредственно воспринимает его, но у него не может самостоятельно формироваться отношение к самому искусству как элемента человеческой культуры);

2) ребенок ↔ искусство (ребенок воспринимает произведение живописи, вследствие этого у него возникает желание самому рисовать, то есть создать нечто подобное тому, что он созерцал);

3) ребенок ↔ искусство ↔ ребенок (ребенок воспринимает произведение живописи, проникается чувствами, а потом делится своими впечатлениями с другими детьми);

4) ребенок ↔ искусство ↔ педагог (ребенок воспринимает произведения живописи, затем ведет с педагогом беседу по картине, которая воспринималась им);

5) искусство ↔ ребенок ↔ педагог (произведения живописи заинтересовывают ребенка, а потом он выражает свое отношение к картине, делится своими впечатлениями в процессе беседы с педагогом);

6) педагог ↔ искусство ↔ ребенок (сначала педагог знакомится с произведениями живописи, а тогда, знакомя ребенка с картинами, он как бы «подсказывает» ребенку впечатление, навязывает собственную оценку картины, техники ее выполнения, выразительно-изобразительных средств, использованных художником).

Таким образом, в дошкольной педагогике может существовать различные модели общения ребенка с живописью, но, к сожалению, в современной практике наиболее распространенным является последний тип, который, недостаточно активизирует личностный фактор, не способствует саморазвитию ребенка. Воспитатель является инициатором оценки произведений живописи, при этом его мнение навязанное ребенку, так сказать, не свое, а чужое.

Поэтому мы в большей степени склоняемся к типу ребенок - искусство - педагог, когда ребенок воспринимает произведения живописи, самостоятельно пытается разобраться в выразительно-изобразительных средствах, технике исполнения, применяемых художником, определяет настроение картины, обращается к педагогу с вопросами о непонятном, интересное. В таком случае педагог спрашивает ребенка о его мысли, суждении, оценке, сообщает о своем понимании авторского замысла.

 

Следовательно, все наши усилия направлены на развитие личностного потенциала ребенка, его саморазвитие эстетических способностей, обогащение духовной культуры.

Ознакомление детей с живописью может проводиться как полноценное занятие и как его часть, то есть ознакомление с живописью с последующим рисованием – соответственно на выходе мы получаем продукт деятельности. И тут наступает важный момент – момент сравнения ребенком своих работ с работами одногруппников. Он видит, что у других получается иначе, и в эти минуты лучше видит свои работы и лучше понимает другие.

При рассматривании и оценке детских рисунков необходимо придерживаться следующих правил:

              все дети талантливы!

              обсуждать с ребенком рисунок, а не его самого (например, «способный», «неспособный», «неряха», «аккуратист» и т.д.);

             оценивать достижения ребенка относительно его личных возможностей и в сравнении с его же рисунками, с учетом индивидуальных особенностей и динамики его развития (движется ли ребенок в своем творчестве или остановился, повторяет освоенное…), а не в сравнении с другими детьми;

             в самой оценке должно присутствовать доброе внимание, желание увидеть глубоко и полно все содержание рисунка. Она должна быть обстоятельна, аргументирована, и иметь позитивный характер, чтобы даже при определении недостатков открыть ребенку возможность для преодоления, исключаяпри этом прямую подсказку. В оценке  так же может быть выражено напутствие к дальнейшему творчеству и формировании новых задач – тогда она будет интересна, полезна, желаема и принята с доверием.

             нельзя забывать, что дети творят соответственно собственным потребностям, а не «напоказ» и неверно ориентировать их только на результат, подменяя поиск – образцом, творчество – исполнение, желание – принуждением.

В оценке работ всегда поощряется искреннее, оригинальное творчество ребенка, а не послушное копирование образца.

Работа по ознакомлению детей с живописью проводится не только на занятиях.

Специально организованные наблюдения в природе так же помогают правильно понять замысел художника, дать эстетическую оценку художественному произведению, получить удовольствие. Во время прогулок обращается внимание детей на краски окружающего мира, их разнообразие и изменчивость в зависимости от состояния погоды, времени суток; рассматриваются вместе с ними живые объекты. Например, как выглядит снег в морозный солнечный или пасмурный день, чем отличается небо в разное время суток и как выглядят деревья в разное время года, как плывут облака, как светит солнце. Детям предоставляется возможность пофантазировать, с тем что бы они представили на что похожи серые тучи, гонимые ветром. Поощряется стремление детей высказываться, что способствует образному выражению их мыслей, при этом дети используют сравнение, эпитеты, художественное слово, пословицы, поговорки. Такого рода наблюдение, подкрепленные поэтическими строками, умение созерцать красоту окружающей природы, наслаждаться ею – важный фундамент детского развития.

Очень эффективны экскурсии в одно и то же место, но в разное время года, в различную погоду. Они развивают наблюдательность, эстетическое видение, которое раскрывает красоту и многообразие окружающего мира, помогает лучше понимать и чувствовать изобразительное искусство.

Огромное влияние имеет знакомство детей не с репродукциями, а с подлинниками произведений искусства, они узнают, где они хранятся, выставляются, слышат профессиональный рассказ экскурсовода о картинах и художниках. Такие экскурсии производят большое впечатление на дошкольников, помогают им окунуться в незнакомый для них мир.

Многие педагоги и психологи придают большое значение в развитии личности ребенка  игровой деятельности, которая определена целью социально - бытовых задач.  Мы же на практике используем игры -  на понимание цветовой гаммы, которые необходимо проводить на протяжении всей системы обучения, так как у дошкольников слабое представление оттеночной гаммы, композиционного построения и пр. Например «Составь натюрморт», «Угадай художника по его картине», «Назови жанр живописи» и др., такая работа стимулирует интерес к живописи, создает ситуации для перенесения дошкольниками опыта рассматривания произведений искусства в новые игровые условия.

Необходимо стараться  строить свою работу в сотрудничестве не только  с другими педагогами ДОУ, но и с родителями. В родительском уголке выставляется информация о текущей работе с детьми, в папках – передвижках освещается значимая и интересная информация, устраиваются выставки детских работ, тематические консультации на различные темы, проводятся индивидуальные беседы с родителями.

 

Мониторинг

Для определения уровня эстетического развития детей  мы использовали методику Н.М.Зубаревой, которая в своей книге «Дети и изобразительное искусство» выделяет три уровня эстетического развития.

I - низший уровень.  Ребенок эмоционально радуется изображению знакомых предметов, но не выделяет образа предмета. На этом уровне в целом ряде случаев мотив оценки носит предметный или житейский характер;

- ниже среднего (промежуточный результат)

II – средний уровень.  Ребенок начинает не только видеть, Но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекательной. При условии внимания со стороны педагога значительная часть детей в возрасте 5 лет уже способна получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовое сочетание изображенных предметов и явлений, реже форму и композиционные приемы;

- выше среднего ((промежуточный результат)

III – высокий уровень. Ребенок поднимается до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. На этом уровне ребенок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Это еще частичное, неполное постижение художественного образа, но оно позволяет ребенку эстетически переживать хотя бы часть замысла художника. На таком уровне развития ребенок оказывается при условии проведения с ними целенаправленной педагогической работы по развитию их эстетических чувств и эстетического восприятия.

Следует помнить, что эстетические эмоции, возникшие под воздействием внешней красивости – яркости красок, ритмичности, еще не свидетельствует о глубине эстетического восприятия. Более глубоким эстетическое чувство будет тогда, когда человек ответит переживанием не только на прекрасную форму в произведении искусства, но и на его образно-художественное содержание. Отсюда задача педагога – поднимать детей со второго уровня эстетического развития до более высокого, третьего.

Планируемые результаты

В процессе работы над педагогическим проектом надеемся на положительную  динамику развития детей среднего и старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с живописью: произойдут изменения в формировании у детей устойчивого интереса к искусству; расширяться знания о жанрах живописи и возникнет желание рассматривать репродукции картин,  выражать свое отношение к изображенному. Будут сформированы основы художественной культуры.

 Будут иметь представление о художниках, знать основные произведения живописи, историю их создания, авторов произведений искусства. Любить заниматься изобразительной деятельностью, знать основные техники рисования, в том числе нетрадиционные. Грамотно использовать различные изоматериалы, передавая в рисунке выразительность образа, используя форму, линию, композицию, колорит.

                       

                                                       

                                         Список литературы

Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 1997. - 224с.

 Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – с. 272 / Библиотека программы «Детство»

 Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5 – 7 лет. М., «Просвещение», 1969. – 111 с.

 Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество.- М.: Просвещение, 2005. - 146с.

 Комарова, Т.С. Детское художественное творчество.- М., 2005. -  160 с.

Краснушкин Е.В. Изобразительное искусство для дошкольников: натюрморт, пейзаж, портрет. Для работы с детьми 4 -9 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80 с

Пантелеева Н.Г. Формирование эстетического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с искусством портрета/Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. Выпуск 15.- М., 2004 104 с.

 Пантелеева Н.Г., Комарова Т.С. Ознакомление детей 5-7 лет с искусством портрета. Методические рекомендации/Дошкольное воспитание. – 2005, № 3, с. 16-27.

Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 2003. - 208с

Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: Кн. для воспитателей дет.сада. – М.: «Просвещение», 1992. – 126 с., 16 л.ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие свободного общения детей дошкольного возраста в процессе организации различных видов детской деятельности

Опытно-экспериментальная работа по теме "Развитие свободного общения у детей дошкольного возраста....

Доклад «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с различными жанрами живописи»

Доклад по работе над проектом по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с различными видами живописи....

Проект «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Проект «Развитие культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности»...

Педагогический проект «Развитие творческих и сенсорных способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в рисовании»

: От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисов...

Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Цель проекта: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей раннего возраста.Задачи проекта:для детей:• развивать мелку...

Проект Развитие личностного потенциала у детей дошкольного возраста через ознакомление с различными видами живописи

- Реализация педагогического проекта по данной теме ознакомит  с выдающимися художественными произведениями, дошкольники научатся понимать гармонию природы, познают культуру и историю России. Усв...