Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
проект (младшая группа)
Цель проекта: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей раннего возраста.
Задачи проекта:
для детей:
• развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
• развивать способность координированной работы рук со зрительным восприятием;
• развивать речь и коммуникативные навыки;
для педагогов:
• расширение собственных представлений об особенностях влияния мелкой моторики на речь ребёнка;
• отбор и систематизация комплекса разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие пальчиков и ладони ребёнка;
• обогащение предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики;
• подбор диагностических методик для оценки уровня развития речи ребенка и готовности его к общению;
• анализ литературы, которую педагог может использовать для повышения своей профессиональной компетентности в практической деятельности.
для родителей:
• повысить грамотность родителей в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников;
• закрепить и развивать полученную информацию о познавательном развитии с детьми;
• обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
• совместное участие родителей с детьми и педагогами;
• подготовить материал для взаимодействия с родителями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.17 КБ |
Предварительный просмотр:
КЪЭБЭРДЕЙ-БАЛЪКЪЭР РЕСПУБЛИКЭМ ЩЫЩ ШЭДЖЭМ МУНИЦИПАЛЬНЭ КУЕЙМ ХЫХЬЭ « ШЭДЖЭМ ЕТ1УАНЭ КЪУАЖЭ ДЭТ КУРЫТ ЕДЖАП1Э №1» | КЪАБАРТЫ-МАЛКЪАР РЕСПУБЛИКАНЫ ЧЕГЕМ МУНИЦИПАЛ РАЙОНУНУ МУНИЦИПАЛ КАЗНА БИТЕУЛЮ БИЛИМ БЕРГЕН УЧРЕЖДЕНИЯСЫ «ЭКИНЧИ ЧЕГЕМ ЭЛНИ БИТЕУЛЮ БИЛИМ БЕРГЕН 1 –ЧИ НОМЕРЛИ ОРТА ШКОЛУ» |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» с. п. ЧЕГЕМ ВТОРОЙ
ЧЕГЕМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО- БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
361402, КБР, Чегемский муниципальный район
с.п. Чегем Второй, ул. Ленина,72 Тел./факс (86630) 76-0-58, e-mail: school1_chegem2@mail.ru
Утвердено
Старший воспитатель__________ Л.В.Кишева
Проект
в группе раннего возраста «Улыбка»
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Разработала воспитатель: Хашева Альбина Хамидбиевна
с.п. Чегем Второй,2025г
Проект в группе раннего возраста «Улыбка»
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Тип проекта: игровой, творческий, практический.
Участники проекта: дети группы раннего возраста, воспитатели, родители.
Возраст детей: 2 – 3 года.
Формы организации деятельности детей: коллективная, групповая, индивидуальная.
Актуальность
«Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
Один из важнейших целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, согласно ФГОС ДО и ФОП – «хорошо развитая мелкая моторика, которая позволяет ребенку владеть основными движениями, контролировать их и управлять ими».
Ни для кого не секрет, что мелкая моторика – основа развития многих психических процессов, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Большое количество рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека, находятся на кончиках пальцев рук.
Мелкая моторика – основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи, пространственных представлений.
Проблема: В настоящее время у большинства детей отмечается отставание в развитии мелкой моторики, что препятствует нормальному развитию цепочки - речи – восприятия – высших психических функций (мышления, памяти, внимания).
Цель проекта: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей раннего возраста.
Задачи проекта:
для детей:
• развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
• развивать способность координированной работы рук со зрительным восприятием;
• развивать речь и коммуникативные навыки;
для педагогов:
• расширение собственных представлений об особенностях влияния мелкой моторики на речь ребёнка;
• отбор и систематизация комплекса разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие пальчиков и ладони ребёнка;
• обогащение предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики;
• подбор диагностических методик для оценки уровня развития речи ребенка и готовности его к общению;
• анализ литературы, которую педагог может использовать для повышения своей профессиональной компетентности в практической деятельности.
для родителей:
• повысить грамотность родителей в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников;
• закрепить и развивать полученную информацию о познавательном развитии с детьми;
• обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
• совместное участие родителей с детьми и педагогами;
• подготовить материал для взаимодействия с родителями.
Основные принципы (правила) реализации проекта:
• уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
• комплексный подход при разработке занятий;
• систематичность и последовательность занятий;
• вариативность содержания и форм проведения занятий;
• наглядность;
• адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
• постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
• индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
• повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.
Методы и приемы работы:
• игры с предметами (пирамидки, матрешки);
• наборы ёмкостей для собирания в них маленьких предметов;
• пособие по застегиванию пуговиц, кнопок, крючков, липучек, замков;
• набор веревочек для завязывания узелков;
• цветные клубочки ниток для перематывания;
• набор колечек для нанизывания их на шнурок;
• картинки-половинки;
• настольное лото – вкладыши;
• пальчиковый театр;
• массаж кистей рук (массажные шарики, грецкие орехи, шишки, карандаши);
• игры на тактильные ощущения;
• игры с бумагой и тканью;
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
• пластилиновые заплатки;
• лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками, и т. д.
• дидактические игры;
• игры с мелкими предметами (пуговицы, камушки, макароны и т. д., пазлы, мозаика;
• игры с прищепками;
• игры с нетрадиционным оборудованием (бигуди, массажные рукавички)
• игры с сыпучими веществами (песок, крупа)
• игры с водой.
Формы проведения итоговых мероприятий:
• выставка детских работ по нетрадиционному рисованию «Оч. умелые ручки»;
• презентация проекта.
Продукты проекта:
для детей:
• рисунки с использованием нетрадиционных способов рисования;
• работы из пластилина и природного материала, и мелких предметов.
для педагога:
• пополнение дидактических игр для развития мелкой моторики рук;
• пополнение картотеки пальчиковой гимнастики;
• пополнение картотеки стихов, потешек.
для родителей:
• консультации, памятки, мастер - классы для родителей на тему «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста»;
Ожидаемый результат проекта:
для детей:
• у детей улучшится мелкая моторика, и координация пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту;
• кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений;
• возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
• повысится познавательная активность детей;
для педагогов:
• пополнится развивающая предметно-пространственная среда группы;
• повысится уровень педагогической компетентности;
• систематизируется и повысится качество работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию познавательных способностей и развитию речи;
для родителей:
• повысится интерес к совместной деятельности по развитию мелкой моторики детей;
• повысится уровень познавательной культуры личности;
• гармонизируется тесная взаимосвязь с ребенком.
Поэтапная реализация и сроки проекта:
I. Подготовительный этап (декабрь-январь)
II. Основной этап (февраль – апрель)
III. Результат проекта (апрель)
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный: декабрь- январь.
1. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.
2. Подбор методической, художественной литературы.
3. Разработка перспективного плана для работы по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста.
4. Разработка картотеки пальчиковых, дидактических, подвижных игр.
5. Создание необходимых условий развивающей предметно – пространственной среды в группе по данной теме.
6. Подбор наглядно - информационного и консультативного материала для родителей.
II этап – основной: Февраль –апрель
1. Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Интеграция образовательных областей – полная:
• Социально-коммуникативное развитие.
• Познавательное развитие.
• Речевое развитие.
• Художественно-эстетическое развитие.
• Физическое развитие.
Перспективное планирование «Умелые пальчики»
Февраль
1 - «Что это?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями предметов посуды;
- пальчиковая гимнастика» «Пальчики – мальчики»;
- упражнение «Зайчики», «Бабочка» Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом, развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.
2 -пальчиковая гимнастика «Квасим капусту»;
- «Капуста» - раскрась по образцу.
- игра «Что растет в огороде» - чудесный мешочек.
- самомассаж камушками – катать по очереди каждым пальчиком камушки, развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, память, Развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности, знакомить детей с овощами, тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур.
3 - пальчиковая игра «Петушок»;
- мозаика «Цыплятки бегут за курочкой», «Цыплятки вокруг курочки»;
- массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков. Воспитывать любовь к животным, фантазию, развивать подвижность пальцев рук, воспитывать стремление доводить начатое дело до конца.
4 - игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха);
- пальчиковая игра «Веселая мышка»;
- массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков. Развивать мелкую моторику рук, развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.
5 - упражнение «Арбуз» - нарисовать побольше черных зернышек – семян ватными палочками;
- самомассаж мячиками-ежиками;
- пальчиковая гимнастика «Осенний дождик»
- пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю»;
- игра с прищепками «Нарядим деревце».
Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом
6 - игра «Клубочки для бабушки» - смотать нитки в клубочки;
- упражнение «Ловкие ручки» - подбери подходящую крышечку;
- Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять». Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом
Март
1 - «Укрась платье Маруси» - рисование пальчиками;
- игра «Помогаем маме»- развешать белье на веревку
и закрепить его прищепками;
- пальчиковая гимнастика «Постираем белье» Воспитывать желание помогать маме, развивать чувство композиции и цвета, мелкую моторику пальцев
2 - игра «Ежики на прогулке» - делаем колючки для ежиков (прищепки).
- пальчиковая гимнастика «Апельсин»;
- лепка «Покормим ежика» Совершенствовать мелкую моторику рук, продолжать учить детей катать из пластилина комочки.
3 - рисование ватными палочками «Моросит дождь»;
- массаж пальчиков мячиком - ежиком «Этот мячик не простой»;
- «Собери красивый букет» - шнуровка. Развивать моторику пальцев, продолжать учить детей рисовать ватными палочками, работать со шнуровкой.
4 - игра «Солнце светит ярко-ярко»- выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка;
- катание солнечных лучиков из пластилина;
- пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»;
Развивать моторику пальцев, продолжать учить детей катать трубочки, учить выполнять движения в соответствии с текстом
5 - «Ленточка для Кати» - завязывание узелков;
- «Платочек для Кати» - складывание платочка (игра с платочками);
- «Раскрасим юбочку» - продолжать учить закрашивать не выходя за контуры.
Самомассаж карандашом.
Апрель
1 - «Бусы для Маши»- нанизывание макарон на ленту;
- «Цветы для Машеньки» - цветы из пластилиновых дисков;
- пальчиковая гимнастика
«Солнышко» Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, учить детей нанизывать бусины (крупные макароны) на ленту, продолжать учить детей катать из пластилина шарик и сплющивать его пальцами.
2 «Тающие сосульки» (нанизывание прищепок на картон (крышу);
- «Красивые одуванчики» - рисование пальчиками;
- Пальчиковая игра «Оса села на цветок». Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок, развивать мелкую моторику рук.
3 - «Червячки для грачей» - лепка из пластилина;
- «Посмотри, кто спрятался в комочке?» - разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с изображениями контуров птиц;
- Пальчиковая игра «Птичка крылышка сложила». Развивать мелкую моторику рук; развивать соотношение движений рук, продолжать учить детей катать трубочки из пластилина.
4 - «Гусеница» - выкладывание гусеницы из крышек от пластиковых бутылок;
- «Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках;
- пальчиковая игра «Это пальчик – дедушка».
Развивать мелкую моторику пальцев, интерес к выполнению заданий.
5 - игра «Кто больше соберет гороха?» (собирать горох будем в бутылочку с широким и узким горлышком и закручивая пробку на бутылочке);
- пальчиковая гимнастика «Солнышко»;
- игра с «колючим» мячиком» «Колючий ежик».
Совершенствовать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом, выполнять начатое дело до конца.
Консультация для родителей
«Развитие мелкой моторики для детей 2–3 лет»
Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук.
Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук. Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания
Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы, воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:
• косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка;
• готовим к овладению навыком письма.
Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:
• Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
• В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом
На базе детского сада мы разучиваем огромное количество пальчиковых игр, соответствующие определенной текущей теме или сезону.
Например,
Дождик, дождик
Кап, кап, кап
Мокрые дорожки
Нам нельзя идти гулять
Мы промочим ножки
Или еще:
Раз, два, три четыре
Мы с тобой снежок лепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий!
Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.
Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!
Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу
Во серебряную.
Простые правила игры
1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые) .
2. Обязательно чередуйте три типа движений:
- сжатие;
- растяжение;
- расслабление.
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли пальчики гулять
Этот пальчик в лес пошел
Этот пальчик гриб нашел
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
Ну, а этот только ел
От того и потолстел!
Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
На самом деле, таких игр множество. Их можно найти сотнями в интернете. Есть различные иллюстрированные пособия с пальчиковыми играми.
Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.
Дети в возрасте до 2-х лет:
• знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.
Например, упражнение" Зайчик".
Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так! И ушами шевелит.
• с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик);
- Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.
- Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, родитель берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
- Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют:
• энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).
Например, упражнение «Капустка».
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмем-жмем.
«Зайка»
Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.
«Коза»
У козы торчат рога,
Может забодать она.
• составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик) ;
• игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).
«Замок»
На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог? (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли. (расцепить пальцы)
«Домик»
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В домик всех вас приглашаем.
«Шарик»
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел
Стал он тонкий и худой.
(Все пальчики обеих рук в "щепотке"" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение).
Также, для развития мелкой моторики существуют и другие формы развития, их можно применять и дома. Вообще, без специальной подготовки такие игры организовать трудно. В саду представлены очень многие формы по развитию мелкой моторики, так как в этом возрасте это является ведущим видом деятельности:
- пальчиковая гимнастика – шнуровка;
- игры с конструктором, мозаикой;
- лепка из пластилина;
- пазлы
- вкладыши
- сматывание цветных ниток в клубочки;
- кнопки
- прищепки
- молнии
- пуговицы и тд.
Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры) .
Эти игры:
• развивают мелкую моторику рук;
• развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;
• формируют навыки шнуровки;
• способствуют развитию речи;
• развивают творческие способности;
• косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Как еще активизировать пальчики
1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «куски») .
2. Нанизайте на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.
Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встреча с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Встреча с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»...
Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2019-2020 уч.г
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...

План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого, п...

«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
План по самообразованию...

Отчет по самообразованию Тема: ««РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Цель: Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах....

Статья "Развитие мелкой моторики рук у детей ранего возраста через различные виды деятельности"
Использование игр для развития мелкой моторики в разных видах деятельности....

Индивидуальный план работы педагога на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Индивидуальный план работы педагога ( самообразование) группы ОН для детей 1,6-2 лет на 2022-2023 учебный год на тему: "«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста чер...

