Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
проект (младшая группа)
Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей раннего возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5 «Ромашка» Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Составила: Шандер Е.Н. воспитатель высшей квалификационной категории МКДОУ «Детский сад №5 «Ромашка»
2025год
Содержание | ||
Актуальность…………………………………………………………………………3 | ||
Проблема………………………………………………………………………………3 | ||
Цель проекта …………………………………………………………………………3 Задачи проекта……………………………………………………………………….4 Методы работы……………………………………………………………………….4 Предполагаемый результат………………………………………….........................4 Этапы реализации проекта………………………………………………………….4-5 Перспективное планирование………………………………………………………5-9 Заключительный этап………………………………………………………………..10 Результаты реализации проекта……………………………………………………..11 Методическое обеспечение………………………………………………………….11 | ||
Тема проект : «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Актуальность
Один из важнейших целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования «хорошо развитая мелкая моторика, которая позволяет ребенку владеть основными движениями, контролировать их и управлять ими».
Ни для кого не секрет, что мелкая моторика – основа развития многих психических процессов, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Большое количество рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека, находятся на кончиках пальцев рук
Проблема: В настоящее время у большинства детей отмечается отставание в развитии мелкой моторики, что препятствует нормальному развитию цепочки - речи – восприятия – высших психических функций (мышления, памяти, внимания).
Следовательно, решила реализовать проект «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Это позволит в результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Вид проекта: игровой, творческий, практический.
Участники: воспитанники группы раннего возраста, воспитатели, родители.
Сроки реализации: долгосрочный
Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей раннего возраста.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
7. Активизирована совместную деятельность родителей и воспитанников.
Методы работы:
• игры с предметами (пирамидки, матрешки);
• наборы ёмкостей для собирания в них маленьких предметов;
• пособие по застегиванию пуговиц, кнопок, крючков, липучек, замков;
• набор веревочек для завязывания узелков;
• цветные клубочки ниток для перематывания;
• набор колечек для нанизывания их на шнурок;
• картинки-половинки;
• настольное лото – вкладыши;
• пальчиковый театр;
• массаж кистей рук (массажные шарики, грецкие орехи, шишки, карандаши);
• игры на тактильные ощущения;
• игры с бумагой и тканью;
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
• пластилиновые заплатки;
• лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками, и т.д
• дидактические игры;
• игры с мелкими предметами (пуговицы, камушки, макароны и т. д., пазлы, мозаика)
• игры с прищепками;
• игры с нетрадиционным оборудованием (бигуди, массажные рукавички)
• игры с сыпучими веществами (песок, крупа)
Предполагаемый результат:
У детей улучшится мелкая моторика, и координация пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту;
• кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений;
• возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
• повысится познавательная активность детей;
2.Пополниться развивающая предметно-пространственная среда группы;
3.Повысить активность родителей в совместной творческой деятельности
Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный
1. Выявление уровня развития мелкой моторики у детей.
2. Подбор методической, художественной литературы.
3. Разработка перспективного плана для работы по развитию мелкой моторики рук детей раннего возраста.
4. Разработка картотеки пальчиковых, дидактических, подвижных игр.
5. Создание необходимых условий развивающей предметно – пространственной среды в группе по данной теме.
6. Подбор наглядно - информационного и консультативного материала для родителей.
II этап – основной (практический)
Реализация разработанной системы работы по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Составлен перспективный план проекта.
Перспективный план проекта
Месяц | Содержание | Задачи |
Сентябрь | Д/и «Цветные колечки», «Пирамидка» | Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Знакомить с цветом. |
Самомассаж рук | Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев. | |
Пальчиковая гимнастика «Сорока – сорока» | Выполнять круговые движения по ладони левой рук указательным пальцем правой руки, по очереди загибать все пальчики, кроме большого. | |
Конструирование «Поезд» | Развивать умение сооружать поезд, знакомить с деталями строительного материала. | |
Д/и «Оденем куклу на прогулку» | Упражнять детей в одевании и раздевании кукол. | |
Октябрь | Д/и «Чудесный мешочек» | Определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. |
Пальчиковая гимнастика «Капуста» | Упражнять в выполнении различных имитационных движений. | |
Перекладывание из одной емкости в другую | Формировать умения действовать по указанию педагога-брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев. | |
Д/и «Сухой бассейн»» | Развивать умения находить мелкие игрушки в «сухом бассейне». | |
Д/и «Прищепки» | Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее. | |
Ноябрь
| «Пальчиковая гимнастика «Семья» | Собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца. |
Подвижная игра «Зарядка» | Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту. | |
Упражнение «Пуговицы»» | Формировать умения детей выкладывать простейший узор из пуговиц. | |
Самомассаж «Ручки греем» | Развивать умения выполнять движения по внешней стороне ладони. | |
Игра» Художник» | Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком. | |
Декабрь | Пальчиковая гимнастика «Новогодние игрушки» | Упражнять в поочередном соединении большого пальчика с остальными левой и правой рукой вместе. |
Конструирование «Башенка» | Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала. | |
Д/и «Рисуем на крупе» | Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук. | |
Настольная игра «Мозаика» | Развивать координацию движений пальцев ведущей руки. | |
Подвижная игра «Лохматый пес» | Упражнять в выполнении движений, согласно тексту. | |
Январь | Игра «Веселые упражнения с карандашом» | Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук. |
Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка». | Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. | |
Игра «Лепим снежки» | Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток. | |
Графическое упражнение «Проведи дорожку» | Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой. | |
Февраль | Д/и «Массажный мячик» | Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. |
Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев» | Упражнять детей в поочередном касании пальчиков, начиная с большого, запоминать названия каждого из них. | |
Самомассаж «Добываем огонь» | Формировать умения энергично растирать ладони друг о друга. | |
Конструирование из палочек «Лесенка» | Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу. | |
Д/и «Уложим куклу спать» | Упражнять в закреплении навыков раздевания. | |
Март | Пальчиковое рисование «Букетик для мамы» | Развивать умения детей рисовать пальчиками. |
Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик..» | Формировать умения поочередно разгибать пальчики. | |
Конструирование «Машина» | Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала. | |
Самомассаж «Стряпаем» | Развивать умения имитировать скатывание колобков. | |
Застегивание и расстегивание пуговиц | Формировать умения детей просовывать пуговицу в большое отверстие. | |
Апрель
| Рисование «Дорисуй ниточки к шарикам» | Развивать умения правильно держать карандаш. |
Конструирование «Дорожка» | Развивать умения детей сооружать дорожку, знакомить с деталями строительного материала. | |
Игра «Спрячь в ладошке» | Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. | |
Упражнение «Обведи шаблон» | Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом. | |
Упражнение «Фонарики» | Формировать умение сжимать и разжимать кулачок. | |
Май | Игра «Собери бусы» | Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок. |
Пальчиковая гимнастика «Пальчики, здравствуйте» | Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. | |
Игра «Дарики - комарики» | Упражнять в соединении большого и указательного пальцев на обеих руках. | |
Игра «Где же, где же наши ручки?» | Развивать умения подражать движениям взрослого. | |
Складывание в бутылочку | Формировать умения бросать мелкие предметы в бутылочку, у которой узкое горлышко. |
Сотрудничество с родителями:
Октябрь
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»
Ноябрь
Памятка «Пальчиковые игры для малышей»
Декабрь
Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»
Январь
Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»
Февраль
Создание картотеки потешек для работы с детьми.
Март
Выставка «Наши с мамой руки»
Апрель
Папка – передвижка «Рисуем без кисточки»
Январь-май
Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок
III этап – заключительный.
*Изучение литературы по данной теме.
*Подбор материала по теме.
*Оформить картотеку пальчиковых игр.
*Организация и участие родителей в выставке
*Конспект ОД в 1 младшей группе на тему: « Колобок» по развитию мелкой моторики.
Результативность:
1. Улучшилась координация и точность движений рук, гибкость рук;
2. Улучшилась мелкая моторика пальцев, кистей рук;
3. Улучшилась общая двигательная активность;
4. Содействовалась нормализация речевой функции;
5. Развилось воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6. Совершенствовалась предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
7 Активизирована совместную деятельность родителей и воспитанников.
.
Методическая литература:
1.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.
2. «Энциклопедия развивалок» под.ред. Т. Решетник, Е. Анисина и др.-М.:ООО «ЭКСМО»,2011.
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
6. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
П |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встреча с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Встреча с родителями на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»...
Программа по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности». 2019-2020 уч.г
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки...

План по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Роль взрослого, п...

«Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
План по самообразованию...

Отчет по самообразованию Тема: ««РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Цель: Создание условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах....

Статья "Развитие мелкой моторики рук у детей ранего возраста через различные виды деятельности"
Использование игр для развития мелкой моторики в разных видах деятельности....

Проект «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста через различные виды деятельности»
Цель проекта: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей раннего возраста.Задачи проекта:для детей:• развивать мелку...

