Проект "Седой Урал"
проект (старшая группа)

Анна Ивановна Немчинова

Расширение и углубление представлений детей о родном крае и его историческом прошлом, формирование представления о городе Екатеринбурге, как крупном центре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport.docx334.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение Детский сад № 19

Проект «Седой Урал. Екатеринбург» в старшей группе

        Воспитатель Немчинова А.И.

                                                                                                                     Воспитатель Соловьева Т.Л.

Проект краткосрочный - 1 неделя.

Участники проекта: дети, родители, педагоги ДОУ.

Цель: Расширение и углубление представлений детей о родном крае и его историческом прошлом, формирование представления о городе Екатеринбурге, как крупном центре.

Задачи:

  1. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим своеобразием родного края.  
  2. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  3. Познакомить детей с физической картой России, научить находить Уральские горы и город Екатеринбург, дать представление Полярного, Среднего, Южного Урала, Предуралье, Зауралье.
  4. Познакомить со сказами и легендами становления Урала.
  5. Побуждать детей к стремлению учиться, так, чтобы прославить свой город.
  6. Воспитывать патриотическое отношение к малой родине.

Задачи для родителей:

  1. Повысить уровень информированности родителей.
  2. Формировать детско-родительские отношения в рамках проектной деятельности.

Задачи для педагогов:

  1. Повышать уровень профессиональной компетентности в вопросе формирования познавательного интереса старших дошкольников и патриотического воспитания.
  2. Поощрять в детях творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность.
  3. Обогащать развивающую предметно-пространственную среду группы по данному направлению.

Формы работы:

  • беседы
  • индивидуальная и групповая работа
  • коллективно- творческая работа
  • дидактические и подвижные игры
  • иллюстрации
  • презентации
  • видеоролики

Актуальность: В современном мире, на фоне переплетения культур, все более заметной становится утрата патриотического сознания в обществе. Воспитание любви к малой Родине, накопление социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры начинается с детства. Дошкольники не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Любить свою Родину – значит знать о ней все.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный

Написание плана, сбор материала.

  1. Основной

Проведение занятий

  1. Заключительный

Подведение итогов.


1. Познавательно-исследовательская деятельность

Тема: «Екатеринбург».

Цель: познакомить с историей Екатеринбурга

(Приложение к РП, кейс 1 Детское творчество по программе Самоцвет, стр. 146).

2. Познавательно-исследовательская деятельность (математика)

Тема: Занятие 10. Сравнение групп предметов. Знаки равно и не равно.

Цель: сформировать представление о равных и неравных группах, фиксировать результат сравнения с помощью знака, формировать опыт самостоятельного преодоления затруднений, тренировать умение выделять и называть свойства предметов. (Петерсон Л.Г. «Игралочка – ступень к школе», стр.65)

3.Программа «Сказки фиолетового леса»

Тема: «Как Малыш Гео сначала развлекался, а потом трудился»

Цель: развивать умения составлять силуэт из пластинок по схеме, действуя по правилам; складывать фигуру путем трансформации; видоизменять одну фигуру в другую; группировать геометрические фигуры по признакам (количество сторон и углов); объяснять значение пословиц; придумывать дополнительные функции предмета (технология ТРИЗ). (Т.Г. Харько «Сказки фиолетового леса» стр.41)

__

1.Коммуникативная деятельность (развитие речи)

Тема: «Мой город Екатеринбург»

Цель: развитие речи, обучение составлению рассказов, воспитание любви

к родному городу, раскрытие понятия «город»; обогащение и расширение знаний о местах города Екатеринбурга. (Приложение к РП)

2. Художественная литература.

«Серебряное копытце»

Цель: учить детей внимательно слушать произведение, учить выражать свои эмоции от прочитанного, учить высказывать свое мнение о произведении. Приобщать к культуре и традициям Урла. Знакомить с творчеством П. Бажова. (Приложение к РП, кейс КП литературн. Детское творчество по программе Самоцвет, стр. 157) (Вопросы Карпухина «Чтение художественной литературы», стр. 126)

3. Коммуникативная деятельность (обучение грамоте)

Тема: Занятие 10.

Цель: обучать детей звуковому анализу слова; продолжать учить называть слова с заданным звуком; закреплять знания о словоразличительной роли звука. (Журова Л.Е. «Обучение дошкольников грамоте», с. 60).

1. Изобразительная деятельность (лепка)

Тема: «Пластилинография здания Екатеринбурга»

Цель: развивать представления детей о разных зданиях Екатеринбурга. Закреплять умение раскатывать ровные колбаски, работать стекой, развивать мелкую моторику рук, упражнять в выполнении работы в нетрадиционной технике – пластилинографии, испытывать чувство удовлетворения от хорошо сделанной поделки, реализации конструктивного замысла. (приложение к РП)

2. Изобразительная деятельность (рисование)

Тема: «Герои сказки «Серебряное копытце»

Цель: учить детей создавать иллюстрацию по сказке П. Бажова. Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности.

3. Изобразительная деятельность (аппликация)

Тема: «Русские узоры. Уральская вышивка»

Цель: дать представление о вышивке, как об одном из видов народного творчества, учить составлять декоративную аппликацию по мотивам уральской вышивки, закреплять навыки аппликации на ткани, развивать чувство ритма в узоре. (Леонова Н.Н. «Художественно – эстетическое развитие в ДОУ», стр. 222)

4. Прикладное творчество

Тема: «Как появилась огневушка - поскакушка»

Цель: вызвать интерес к созданию куклы, инициировать освоение нового способа конструирования, развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, пространственное мышление. (Лыкова И.А. «Конструирование в детском саду», стр. 102)

Совместная деятельность:

- Утренний сбор

Цель: погружение в тему, обсуждение и фиксация планов на предстоящий день, установление благоприятного микроклимата.

- Рассматривание тематических картин и беседа «Екатеринбург» 

Цель: воспитание чувства любви к родному краю, знакомить с городом Екатеринбургом.

- Труд: предложить детям полить комнатные растения, протереть листья. (Тимофеева Л.Л. «Планирование образовательной деятельности в ДОО»)

Цель: воспитывать желание помогать взрослым.

 

Самостоятельная деятельность:

строительные игры.

Карточка № 4

Экспериментирование с объектами неживой природы. «Упрямые предметы»

Цель: познакомить с физическим свойствам предметов - инерцией. (Тугушева Г.П. «Экспериментальная деятельность», стр.48)

Совместная деятельность:

-  Минутка безопасности «Как помочь жителям волшебного города?»

Цель: систематизировать и дополнять знания детей об опасных ситуациях на дороге. (Тимофеева Л.Л. «Формирование культуры безопасности», стр. 136)

- Чтение «Богатырева руковица»

Цель: знакомство с творчеством уральского писателя Бажова П.П. (приложение к РП)

- С/р игра «Перекресток»

Цель: закреплять знания детей о правилах дорожного движения.

- Рефлексия «Круг воспоминаний»

Цель: обсуждение прошедшего дня, подведение итогов, развитие рефлексивных навыков.

Индивидуальная работа:

  • Сказки фиолетового леса

Самостоятельная деятельность:

игры по интересам в развивающих центрах

Вторник (07.11)

  Совместная деятельность:

- Утренний сбор

Цель: погружение в тему, обсуждение и фиксация планов на предстоящий день, установление благоприятного микроклимата.

-  Народная игра «Крутая гора»

Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание; совершенствовать координацию движений. (Картотека хороводных игр в старшей группе)

- Поэтическая минутка: «Урал» Л.К. Татьяничева

Цель: расширение знаний об Урале, продолжение знакомства с жанром стих, расширение словарного запаса, образность речи. (Приложение к РП, кейс КП литературн. Детское творчество по программе Самоцвет, стр. 134)

Индивидуальная работа:

рисование

Самостоятельная деятельность:

 Изобразительная деятельность.

Карточка № 5

Совместная деятельность:

- Д/и «С какого дерева листок»

Цель: развивать внимание, продолжать учить с природой Урала. (картотека)

-  Режиссерская игра «Куклы собираются в гости»

Цель: учить детей самостоятельно развивать сюжет игры, развивать фантазию.

- Рефлексия «Круг воспоминаний»

Цель: обсуждение прошедшего дня, подведение итогов, развитие рефлексивных навыков.

Индивидуальная работа:

Окружающий мир/ природа

Самостоятельная деятельность:

Сюжетно-ролевые/режиссерские игры

Среда (08.11)

Совместная деятельность:

- Утренний сбор

Цель: погружение в тему, обсуждение и фиксация планов на предстоящий день, установление благоприятного микроклимата.

- «Беседа о дружбе и взаимопомощи»

Цель: учить детей правилам дружбы, взаимопониманию. (Загуменная «Социально – личностное развитие», стр. 84)

Индивидуальная работа:

Речевое развитие

Самостоятельная деятельность:

 в книжном уголке

Карточка № 6

Совместная деятельность:

- Игры в шашки

Цель: научить детей играть в шашки, ориентироваться на плоскости, логически мыслить.

(настольные игры)

- Чтение сказки «Огневушка - поскакушка»

Цель: продолжать знакомство с жанром сказ и с творчеством Бажова П.П. (Приложение к РП)

- Беседа «День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России»

-  Игры с блоками Дьеныша «Занятие 3»

Цель: развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам. (Захарова «Игры с блоками Дьеныша», стр. 24)

- Рефлексия «Круг воспоминаний»

Цель: обсуждение прошедшего дня, подведение итогов, развитие рефлексивных навыков.

Индивидуальная работа:

аппликация

Самостоятельная деятельность:

 игры в физкультурном уголке.

Четверг (09.11)

Совместная деятельность:

- Утренний сбор

Цель: погружение в тему, обсуждение и фиксация планов на предстоящий день, установление благоприятного микроклимата.

 - Речевые / словесные игры по рекомендации учителя-логопеда

- Работа в тетради по подготовке руки к письму

Повторяем узор по образцу.

Цель: научить детей пользоваться тетрадью в клеточку, ориентироваться на плоскости листа.

Индивидуальная работа:

лепка

Самостоятельная деятельность:

игры в театральном уголке

Карточка № 7

Совместная деятельность:

-Театрализованная деятельность: «Обыгрывание сказки серебряное копытце» (настольный театр)

Цель: учить инициировать.

- Игры по сенсорике «Мозаика», «Пазлы»

- Рефлексия «Круг воспоминаний»

Цель: обсуждение прошедшего дня, подведение итогов, развитие рефлексивных навыков.

Индивидуальная работа:

математика

Самостоятельная деятельность:

игры в речевом уголке

Пятница (10.11)

Совместная деятельность:

- Утренний сбор

Цель: погружение в тему, обсуждение и фиксация планов на предстоящий день, установление благоприятного микроклимата.

- Музыкальная игра «Колпачок».

Цель: учить детей соблюдать правила игры, петь дружно. (картотека народных игр).

-   КГН «История про шампуньку».

Цель: формировать культурно – гигиенические навыки у детей. (Приложение к РП №9)

Индивидуальная работа:

Конструирование / прикладное творчество

Самостоятельная работа:

настольно-печатные игры

Карточка № 8

Совместная деятельность:

- Онлайн экскурсия по Екатеринбургу

Цель: закрепить у детей знания о городе, познакомить с историей. (приложение к РП)

- Беседа с приглашенной мамой «День милиции»

- Бытовой труд: уборка в театральном уголке

Цель: продолжать учить детей аккуратно расставлять атрибуты.

-  Рефлексия «Круг воспоминаний»

Цель: обсуждение прошедшего дня, подведение итогов, развитие рефлексивных навыков.

Индивидуальная работа:

Подготовка к обучению грамоте

Самостоятельная деятельность:

сюжетно-ролевые игры / режиссерские игры

Практическая значимость проекта:

Проект помог решить задачи нравственно - патриотического воспитания (любовь к родному краю ) и познавательно - исследовательского развития детей через знакомство с историческими и современными достопримечательностями родного города, создать условия для повышения познавательного интереса детей к истории своей родины. А также реализовать работу по всем образовательным областям. Перспективы развития проекта: создание экскурсионных маршрутов для детей и родителей с целью развития творческой и исследовательской самостоятельности и инициативы в изучении родного края.

                        

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Легенды Урала"

Уральский край богат  легендами. О происхождении Уральских гор и озёр досихпор учёные спорят. В презентации находятся слайды с красивыми видами Урала....

презентация "Легенды Урала"

Уральский край богат  легендами. О происхождении Уральских гор и озёр досихпор учёные спорят. В презентации находятся слайды с красивыми видами Урала....

презентация "Легенды Урала"

Уральский край богат  легендами. О происхождении Уральских гор и озёр досихпор учёные спорят. В презентации находятся слайды с красивыми видами Урала....

образовательная программа «Наш дом — Южный Урал» ,проект:мини-музей «НАШ ДОМ – ЮЖНЫЙ УРАЛ»

Областная образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Юж­ный Урал» содержательно раскрывает один из путей социально-личност­ного ...

Комплексно-тематическое планирование«В гостях у Хозяйки Медной горы» (неделя Урала, уральские горы, сказы Бажова, культура и традиции нашего края, народы, животный и растительный мир Урала)

Воспитывать патриотические чувства, приобщать к культурному наследию родного края; формировать чувство гордости за свой родной край. Формировать представления об Уральском писателе-сказителе П. Б...

Педагогический проект "Красота Урало-Сибирской росписи" (приобщение детей к истокам народной культуры Сибири и Урала через знакомство с Урало-Сибирской росписью)

Проект "Красота Урало-Сибирской росписи" направлен на обновление содержания педагогической работы воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста от 6 до 8 лет по образовательной области ...