План работы по самообразованию по теме "Использование интеллект - карт в работе педагога ДОУ"
материал
План работы по самообразованию на 2024 - 2025 год по теме "Использование интеллект - карт в работе педагога ДОУ"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Усть – Канский детский сад» филиал «Светляок»
План работы по самообразованию на 2024 – 2025 год
По теме «Использование интеллект-
карт в работе педагога ДОУ»
Воспитатель: Колесникова Алла Ивановна
с. Усть – Кан
2024г
Актуальность темы:Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества – не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития. В системе дошкольного образования происходят активные инновационные процессы, к ним относятся многочисленные организационные и содержательные преобразования: расширенное обновление дошкольных образовательных программ.
Отличительной особенностью являются изменения организации учебной деятельности обучающихся, где возрастает доля их самостоятельности под управлением воспитателя.
Воспитатель выступает в роли организатора, источника информации, консультантом и помощником, воспитанники при этом займут позицию ответственного и творческого индивида, что направляет на получение познавательного опыта.
Проблема познавательного развития и воспитания детей является одной из самых актуальных проблем педагогики 21 века, так как к детям предъявляются повышенные требования к развитию восприятия и мышления, умственной работоспособности, усвоения большого объема информации.
Новизна данной методической разработки заключается в том, чтоиспользование данной карты позволяет выстраивать субъектно-субъектныеотношения между воспитателем и детьми, выявить первичные представленияребенка и пополнить эти представления. Интеллект - карта является ярким элементомразвивающей предметно-пространственной среды и относится к мобильнойинтерактивной работе, которая позволяет организовать успешноевзаимодействие детей, педагогов и родителей.
Значение для совершенствования – воспитательного процесса. Образовательное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка, формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования. Важно не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Поиск формы такого обучения привел к мысли, что обучение детей должно быть и словесным, и наглядным, и практическим. Таким требованиям отвечает метод использования интеллект – карт, данная технология соответствует современным тенденциям развития образования.
Начинать использовать интеллект - карты можно в любом возрасте и в разныхвидах детской деятельности.
Интеллект - карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, решения творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Образовательная технология по созданию карт помогает пробудить в ребёнке способность и интерес к анализу к установлению причинно -следственных связей, изображению знаний об окружающем мире символамии знаками, структурировать информацию, которую ребенку предстоитусвоить и рассказать.
Пересмотр интеллектуальной карты через некоторое время помогает детям вспомнить все, что они знают о каком-либо предмете или явлении, а со временем ее дополнить новой информацией.
В составлении интеллектуальной карты могут участвовать:
- воспитатель в совместном взаимодействии с детьми (как иллюстрирование рассматриваемой на занятии темы, как закрепление материала по определеннойтеме или в ходе проектной деятельности);
- дети вместе с родителями (в качестве помощи при защите детско – родительского мини проекта, при планировании какого либо события, ребенок делится с родителем, что он узнал нового и что бы ему хотелось еще узнать).
Целесообразность выбора применяемой технологии заключается в том, что, она является хорошим инструментом переработки, усвоению информации, развития ассоциативного мышления и развития связной речи детей. Этот метод поможет педагогу в образовательной деятельности в работе с детьми, родителями, коллегами. Первое, чтобы начать работу с данной аудиторией их нужно познакомить с правилами составления интеллект – карт. И донести до них, что карта должна соответствовать определенным требованиям, иначе она будет похожа на текст с картинками и слегка структурированным.
Составление интеллект - карты требует соблюдения определённых правил:
1. Используют большой лист бумаги в горизонтальном положении. Главная идея находится в середине листа, далее работа продолжается с верхнего правого угла и дальше по часовой стрелке.
2. Цвет. Интеллект-карта обязательно рисуется в цвете. В разных цветах. Каждая ветка – в новом цвете. Рекомендуется использовать цвета радуги при составлении интеллект-карт.
3. Иллюстрации. Важно использовать графические образы.
4. Разная толщина и плавность линий.
5 . Печатные буквы. И мало текста. Только важные слова.
6. Необходимо считать количество элементов в интеллект-карте.
Применение метода интеллект-карт позволяет развивать не только речевые способности детей, но и различные процессы мышления
Моделирование при помощи интеллект-карт формирует следующие логические действия:
– умение анализировать и синтезировать;
– обобщать;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить логические цепочки рассуждений;
– доказывать;
– выдвигать гипотезы и прогнозировать;
– творческие способности;
-воображение.
Положительные свойства метода интеллект-карт:
Наглядность. Вся проблема, в ее многогранном понимании отображается компактно.
Привлекательность. Интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, информация, отображенная в интеллект-карте, легко запоминается.
Информативность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает.
Креативность. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Инновационность. Интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.
Направления в использовании интеллект – карт
Первое направление Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Второе направление Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, классификация. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Третье направление Развитие связной речи. Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.
Целью педагогической работы является – развитие познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста посредством применения интеллект – карт.
Для реализации данной цели я предлагаю решение следующих задач:
1. Создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект – карты;
2. развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста;
3. стимулировать речевую активность расширять словарный запас, развивать связную речь;
4. развивать ассоциативное мышление, творческую активность, память, воображение;
5. формировать навык выделять главное, обобщать, систематизировать;
6. повысить компетентность родителей в познавательном развитии детей;
7. развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
8. развитие коммуникативных качеств дошкольников.
План реализации программы по самообразованию
Месяц | Дети | Педагоги | Родители |
Сентябрь | Сбор и анализ информации, работа с методической литературой; изучение интернет – ресурсов по теме. Знакомство детей с методом Интелект – Карт. | ||
Октябрь | ООД по познавательному развитию «Моя семья» Интеллект-карта «Моя семья» | Консультация «Применение интелект - карт при организации совместной деятельности | |
Ноябрь | Круглый стол «Правила создания интелект - карт» | ||
Декабрь | Интегрированное ООД «Украсим зеленую красавицу» Интеллект-карта «Новый год» | ||
Январь | Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Создание и применение интеллект-карт в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» | ||
Февраль | ООД по познавательному развитию «Моя Россия» Интеллект-карта «Россия» | ||
Март | Совместная деятельность родителей и детей. Индивидуальные интеллект – карты | ||
Апрель | Занятие по речевому развитию «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» Интеллект-карта «Сказки А.С. Пушкина» (открытое занятие для педагогов) | ||
Май | Отчёт о проделанной работе, показ презентации. | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2016-2018 учебный год. «Использование интеллект-карт в работе педагога ДОУ».
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017-2019 учебный год.«Использование интеллект-карт в работе педагога ДОУ»....

Мастер – класс для педагогов на тему: "Использование интеллект-карт в работе с детьми в образовательном процессе"
Мастер – класс для педагогов на тему: «Использование интеллект-карт в работе с детьми в образовательном процессе»...

Мастер-класс «Интеллект-карта в работе педагога, как интересный способ планирования своей деятельности»
Мастер-класс «Интеллект-карта в работе педагога, как интересныйспособ планирования педагогической и детской деятельности"...

Консультация для педагогов Интеллект карты в работе воспитателя
Консультация для педагогов Интеллект карты в работе воспитателя...

Мастер-класс для педагогов «Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»
Цель данного Мастер-класса повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Ин...

Презентация к консультации для педагогов "Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками"
Добрый день! предлагаю вашему вниманию презентацию по теме "Использование ИК в работе с детьми дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками»
Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного общего образования и берет на себя ответственность за создание качественных условий для развития личности ребенка. Эти условия основаны на ...