План работы по самообразованию по теме "Использование интеллект - карт в работе педагога ДОУ"
материал

План работы по самообразованию на 2024 - 2025 год по теме "Использование интеллект - карт в работе педагога ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_intelekt_-_karty.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Усть – Канский детский сад» филиал «Светляок»

План работы по самообразованию на 2024 – 2025 год

По теме «Использование интеллект-

карт в работе педагога ДОУ»

Воспитатель: Колесникова Алла Ивановна

с. Усть – Кан

2024г

Актуальность темы:Глобальные преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества – не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потенциал страны в будущем и являющуюся условием ее процветания и развития. В системе дошкольного образования происходят активные инновационные процессы, к ним относятся многочисленные организационные и содержательные преобразования: расширенное обновление дошкольных образовательных программ.

Отличительной особенностью являются изменения организации учебной деятельности обучающихся, где возрастает доля их самостоятельности под управлением воспитателя.

Воспитатель выступает в роли организатора, источника информации, консультантом и помощником, воспитанники при этом займут позицию ответственного и творческого индивида, что направляет на получение познавательного опыта.

Проблема познавательного развития и воспитания детей является одной из самых актуальных проблем педагогики 21 века, так как к детям предъявляются повышенные требования к развитию восприятия и мышления, умственной работоспособности, усвоения большого объема информации.

Новизна данной методической разработки заключается в том, чтоиспользование данной карты позволяет выстраивать субъектно-субъектныеотношения между воспитателем и детьми, выявить первичные представленияребенка и пополнить эти представления. Интеллект - карта является ярким элементомразвивающей предметно-пространственной среды и относится к мобильнойинтерактивной работе, которая позволяет организовать успешноевзаимодействие детей, педагогов и родителей.

Значение для совершенствования – воспитательного процесса. Образовательное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка, формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования. Важно не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Поиск формы такого обучения привел к мысли, что обучение детей должно быть и словесным, и наглядным, и практическим. Таким требованиям отвечает метод использования интеллект – карт, данная технология соответствует современным тенденциям развития образования.

Начинать использовать интеллект - карты можно в любом возрасте и в разныхвидах детской деятельности.

Интеллект - карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, решения творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Образовательная технология по созданию карт помогает пробудить в ребёнке способность и интерес к анализу к установлению причинно -следственных связей, изображению знаний об окружающем мире символамии знаками, структурировать информацию, которую ребенку предстоитусвоить и рассказать.

Пересмотр интеллектуальной карты через некоторое время помогает детям вспомнить все, что они знают о каком-либо предмете или явлении, а со временем ее дополнить новой информацией.

В составлении интеллектуальной карты могут участвовать:

- воспитатель в совместном взаимодействии с детьми (как иллюстрирование рассматриваемой на занятии темы, как закрепление материала по определеннойтеме или в ходе проектной деятельности);

- дети вместе с родителями (в качестве помощи при защите детско – родительского мини проекта, при планировании какого либо события, ребенок делится с родителем, что он узнал нового и что бы ему хотелось еще узнать).

Целесообразность выбора применяемой технологии заключается в том, что, она является хорошим инструментом переработки, усвоению информации, развития ассоциативного мышления и развития связной речи детей. Этот метод поможет педагогу в образовательной деятельности в работе с детьми, родителями, коллегами. Первое, чтобы начать работу с данной аудиторией их нужно познакомить с правилами составления интеллект – карт. И донести до них, что карта должна соответствовать определенным требованиям, иначе она будет похожа на текст с картинками и слегка структурированным.

Составление интеллект - карты требует соблюдения определённых правил:

1. Используют большой лист бумаги в горизонтальном положении. Главная идея находится в середине листа, далее работа продолжается с верхнего правого угла и дальше по часовой стрелке.

2. Цвет. Интеллект-карта обязательно рисуется в цвете. В разных цветах. Каждая ветка – в новом цвете. Рекомендуется использовать цвета радуги при составлении интеллект-карт.

3. Иллюстрации. Важно использовать графические образы.

4. Разная толщина и плавность линий.

5 . Печатные буквы. И мало текста. Только важные слова.

6. Необходимо считать количество элементов в интеллект-карте.

Применение метода интеллект-карт позволяет развивать не только речевые способности детей, но и различные процессы мышления

Моделирование при помощи интеллект-карт формирует следующие логические действия:

– умение анализировать и синтезировать;

– обобщать;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить логические цепочки рассуждений;

– доказывать;

– выдвигать гипотезы и прогнозировать;

– творческие способности;

-воображение.

Положительные свойства метода интеллект-карт:

Наглядность. Вся проблема, в ее многогранном понимании отображается компактно.

Привлекательность. Интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета, информация, отображенная в интеллект-карте, легко запоминается.

Информативность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации, понять, какой информации не достает.

Креативность. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

Инновационность. Интеллект-карта побуждает к новым мыслям, новым идеям.

Направления в использовании интеллект – карт

Первое направление Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Второе направление Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, классификация. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Третье направление Развитие связной речи. Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.

Целью педагогической работы является – развитие познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста посредством применения интеллект – карт.

Для реализации данной цели я предлагаю решение следующих задач:

1. Создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект – карты;

2. развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста;

3. стимулировать речевую активность расширять словарный запас, развивать связную речь;

4. развивать ассоциативное мышление, творческую активность, память, воображение;

5. формировать навык выделять главное, обобщать, систематизировать;

6. повысить компетентность родителей в познавательном развитии детей;

7. развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

8. развитие коммуникативных качеств дошкольников.

План реализации программы по самообразованию

Месяц

Дети

Педагоги

Родители

Сентябрь

Сбор и анализ информации, работа с методической литературой; изучение интернет – ресурсов по теме.

Знакомство детей с методом Интелект – Карт.

Октябрь

ООД по познавательному развитию «Моя семья»

Интеллект-карта «Моя семья»

Консультация «Применение интелект - карт при организации совместной деятельности

Ноябрь

Круглый стол «Правила создания интелект - карт»

Декабрь

Интегрированное ООД «Украсим зеленую красавицу»

Интеллект-карта «Новый год»

Январь

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Создание и применение интеллект-карт в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Февраль

ООД по познавательному развитию «Моя Россия»

Интеллект-карта «Россия»

Март

Совместная деятельность родителей и детей.

Индивидуальные интеллект – карты

Апрель

Занятие по речевому развитию «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина»

Интеллект-карта «Сказки А.С. Пушкина»

(открытое занятие для педагогов)

Май

Отчёт о проделанной работе, показ презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2016-2018 учебный год. «Использование интеллект-карт в работе педагога ДОУ».

ПЛАН  ПО САМООБРАЗОВАНИЮ 2017-2019 учебный год.«Использование интеллект-карт в работе педагога ДОУ»....

Мастер – класс для педагогов на тему: "Использование интеллект-карт в работе с детьми в образовательном процессе"

Мастер – класс для педагогов на тему:  «Использование интеллект-карт в работе с детьми в образовательном процессе»...

Мастер-класс «Интеллект-карта в работе педагога, как интересный способ планирования своей деятельности»

Мастер-класс «Интеллект-карта в работе педагога, как интересныйспособ планирования педагогической  и детской деятельности"...

Консультация для педагогов Интеллект карты в работе воспитателя

Консультация для педагогов Интеллект карты в работе воспитателя...

Мастер-класс для педагогов «Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»

Цель данного Мастер-класса повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода «Ин...

Презентация к консультации для педагогов "Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками"

Добрый день! предлагаю вашему вниманию презентацию по теме "Использование ИК в работе с детьми дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование интеллект-карт в работе с дошкольниками»

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного общего образования и берет на себя ответственность за создание качественных условий для развития личности ребенка. Эти условия основаны на ...