РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОДОЙ
статья

Павелина Елена Анатольевна

В данной статье   рассматриваются  особенности организации развивающих игр и экспериментов с водой для малышей раннего возраста, познакомимся с методиками и рекомендациями педагогической практики, а также представим практические примеры занятий, направленных на активизацию интереса к исследованию и развитию самостоятельности мышления у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОДОЙ

 

Дети дошкольного возраста находятся в самом расцвете своего любопытства и стремления познавать окружающий мир. Их мышление активно развивается, формируются представления о предметах и явлениях окружающей действительности. Именно поэтому развитие познавательной активности становится важнейшей задачей педагогов дошкольных учреждений.

Одним из наиболее эффективных способов развития познавательных способностей ребенка является игра — именно в процессе игровой деятельности дети осваивают новые знания, умения и навыки. Игры с природными материалами, такими как вода, особенно полезны для маленьких исследователей, поскольку позволяют естественным образом стимулировать интерес к изучению природы, физических явлений и свойств веществ.

Игры и эксперименты с водой помогают развивать сенсорное восприятие, мелкую моторику, воображение, творческое мышление и даже элементарные научные понятия. Вода, благодаря своей универсальности и доступности, легко превращается в увлекательное средство познания мира детьми младшего возраста.

Значение воды в развитии ребенка

Сенсорное развитие

Сенсорика играет ключевую роль в раннем возрасте, так как посредством ощущений ребенок формирует первичные представления о мире вокруг себя. Вода обладает уникальными свойствами, способствующими развитию тактильных ощущений: её температура, вязкость, прозрачность, способность менять форму — всё это помогает ребенку почувствовать разнообразие природных материалов и изучить различные свойства жидкости.

Через прикосновения малыши знакомятся с ощущениями влажности, температуры, веса, формы предметов, погруженных в воду. Тактильные ощущения играют важную роль в формировании представлений о различных состояниях вещества, такие как жидкое, твердое, газообразное состояние воды. Играя с водой, ребенок учится различать тепло-холод, мокро-сухо, плавучесть-тяжесть предметов, расширяя свое представление о физических свойствах окружающих объектов.

Когнитивное развитие

Экспериментирование с водой позволяет детям получать первые научные знания и понимание простых законов физики. Через наблюдение и опыт малыш открывает для себя основные физические законы: почему одни предметы тонут, а другие остаются на поверхности, как меняется уровень воды при погружении предмета, каким образом жидкость распределяется между емкостями разной формы и объема.

Такие занятия способствуют формированию у детей понятий пространства, размера, количества, плотности, объемности, весовых соотношений, развивая аналитическое мышление и наблюдательность.

Социальная адаптация и коммуникация

Игра с водой стимулирует социальную активность и взаимодействие среди сверстников. Дети учатся делиться игрушками, договариваться друг с другом во время совместных действий, выражать собственные желания и учитывать интересы партнеров. Совместные водные игры создают условия для проявления эмпатии, уважения к другим участникам, формирования доброжелательного отношения и сотрудничества.

Кроме того, совместные эксперименты способствуют развитию речи малыша: ребёнок начинает комментировать свои действия, делится впечатлениями, описывает увиденное и пережитое. Педагог, вовлекаясь в игру, может поддерживать разговор, задавая уточняющие вопросы, направляя внимание ребенка на детали процесса и результатов эксперимента.

Особенности взаимодействия с водой в раннем детстве

Ребенок младшего возраста воспринимает окружающую среду преимущественно чувственно-образно. Поэтому важно подбирать игры и упражнения таким образом, чтобы обеспечить максимальное участие всех органов чувств ребёнка в восприятии материала и процессов.

Основные принципы работы с водой

Безопасность превыше всего!

При работе с водой важно соблюдать меры предосторожности. Все материалы и инструменты должны быть безопасны для здоровья ребенка. Используемые емкости лучше выбирать прозрачные, чтобы ребенок мог видеть изменения уровня воды и наблюдаемые процессы. Следует исключить возможность попадания жидкости внутрь организма, избегать ситуаций риска травмирования острыми предметами.

Простота и доступность методов

Для маленького ребенка любая новая деятельность должна начинаться с простейших операций. Например, наполнять ёмкости водой и переливать содержимое из одной посуды в другую полезно начинать постепенно, предоставив малышу достаточно времени для изучения нового опыта. Важно давать ребёнку свободу выбора инструментов и действий, позволяя проявлять инициативу и самостоятельно решать возникающие задачи.

Практическая наглядность и визуализация

Поскольку маленькие дети воспринимают информацию визуально, использование красочных иллюстраций, фотографий, видеороликов способствует лучшему усвоению материала. Демонстрационные опыты должны сопровождаться пояснениями педагога простыми словами, соответствующими возрасту воспитанников.

Эмоциональная вовлеченность

Чтобы заинтересовать малыша, необходимо создать атмосферу радости и заинтересованности. Позитивные эмоции, полученные ребенком в ходе игрового процесса, закрепляют приобретенные знания и мотивируют продолжать исследования. Педагог должен эмоционально реагировать на успехи детей, поощрять попытки экспериментировать и наблюдать, поддерживая процесс исследования своими вопросами и комментариями.

Методы и приёмы организации игр с водой

Подбор игрушек и оборудования

Перед началом занятий необходимо подготовить оборудование и материалы, необходимые для реализации задуманных игровых заданий. Это могут быть разнообразные емкости разного объёма и формы, игрушки-поплавки, губки, воронки, ложки, чашечки, лейки, трубочки, мерные стаканчики и многое другое.

Рекомендуется заранее приготовить достаточное количество чистой питьевой воды комнатной температуры, чтобы избежать дискомфорта для ребенка при контакте с холодной жидкостью. По мере освоения ребёнком основных манипуляций с водой можно вводить дополнительные элементы и усложнять задания.

Важно следить за чистотой используемых материалов и соблюдением правил гигиены, своевременно заменяя загрязнившиеся предметы новыми или моющими средствами.

Организация пространства

Рабочее пространство должно быть удобным для проведения водных игр. Лучше выбрать такое помещение, которое легко моется и проветривается. Если возможно, оборудуйте специальные столы или раковины для проведения опытов, обеспечив удобный доступ к воде и инструментам.

Заранее подготовьте сухие полотенца, салфетки и сменную одежду на случай непредвиденного намокания. Создавайте уютную обстановку, свободную от шума и отвлекающих факторов, позволяющую сосредоточенно заниматься изучением воды.

Структура занятия –игры включает три этапа:

Подготовительный этап: создание мотивации, привлечение внимания ребенка к предстоящей игре.Пример начала занятия: «Сегодня мы отправляемся в путешествие по волшебному миру воды!» Далее предлагается рассмотреть картинки с изображением водоемов, облаков, капель дождя и обсудить их значение.

Основной этап: проведение практических упражнений и демонстрационных опытов.Здесь ребенок получает возможность исследовать различные свойства воды, проводить эксперименты, отвечать на вопросы взрослого и самому формулировать выводы.

Заключительный этап: обсуждение итогов игры, повторение ключевых моментов, завершение занятия

позитивными эмоциями.

Пример завершения занятия: «Мы отлично потрудились сегодня! Теперь вы знаете много интересного о воде. Давайте вспомним самое важное».

Примеры практических занятий с водой

Предлагаем вашему вниманию подборку интересных игр и экспериментов с водой, рассчитанных на возраст детей от двух до четырёх лет. Эти занятия будут интересны и занимательны как для одного воспитанника, так и для группы детей.

Эксперимент №1: Плавают или тонут?

Цель: знакомство с физическими свойствами предметов и жидкостей, формирование представлений о плавучести.

Материалы: тазик с водой, набор мелких предметов различной плотности (деревянные кубики, металлические шарики, пластмассовые фигурки, кусочки ткани).

Ход эксперимента:

Наполните тазик водой.

Предложите ребенку бросить один предмет в воду и посмотреть, что произойдет. Обратите внимание на поведение каждого объекта: некоторые останутся на поверхности, другие утонут.

После каждой проверки спросите ребенка: «Почему этот предмет плавает/тонет?»

Вместе обсудите причины такого поведения, акцентируя внимание на материале изготовления предметов и форме.

Итоги: Ребенок научится определять плотность предметов, устанавливать взаимосвязь между формой, материалом и поведением в воде.

Эксперимент №2 : Фонтан цветов

Цель: ознакомление с процессом растворения красок в воде, повышение эстетического восприятия цвета и красоты природы.

Материалы: глубокая миска с водой, пищевые красители разных оттенков, шприц без иглы, ватные палочки.

Ход эксперимента:

Залейте миску теплой водой.

Добавляйте каплями разные цвета пищевых красителей, следя за изменением окраски воды.

Используйте ватные палочки для смешивания краски внутри воды, обращая внимание ребенка на оттенки получившихся смесей.

Итоги: Ребёнок почувствует красоту и богатство цветового спектра, начнёт понимать принцип диффузии и распределения частиц в растворе.

Эксперимент №3: Волшебство пузырей

Цель: развитие понимания поверхностного натяжения жидкости, получение удовольствия от наблюдения красивых эффектов.

Материалы: емкость с мыльным раствором, трубочка для коктейля, резиновая груша или спринцовка.

Ход эксперимента:

Приготовьте концентрированный мыльный раствор, добавив немного сахара или геля для мытья посуды.

Покажите ребенку, как аккуратно дуть в трубочку, образуя большие красивые пузырьки.

Повторяйте процедуру несколько раз, предлагая ребенку попробовать сделать сам.

Итоги: Дети открывают для себя удивительные свойства воды и мыла, приобретают навыки аккуратного обращения с инструментами.

Рекомендации по использованию игр с водой в практике воспитания

Регулярность и систематичность

Лучше организовывать игровые занятия регулярно, выделяя отдельное время для знакомства с миром воды

Для этого удобно составлять график мероприятий, предусматривающий чередование различных видов работ и перерывы для отдыха.

Создание атмосферы открытий

Создавайте благоприятную психологическую атмосферу, вдохновляющую детей на исследовательские открытия. Пусть каждый новый опыт сопровождается положительными эмоциями, чувством удовлетворения от сделанного шага вперед.

Педагог должен внимательно относиться к каждому ученику, помогать преодолевать трудности, предлагать поддержку и похвалы, давая возможность ощутить радость успеха.

Использование творчества и фантазии

Используйте творческий потенциал детей, предоставляя возможность самим придумывать сюжеты для новых исследований. Мотивируйте малышей фантазировать, представлять себя героями сказок или приключений, связанных с путешествиями по морям и океанам.

Предлагайте детям создавать рисунки, лепить фигуры животных, обитателей подводного царства, сочинять истории, стихи и загадки о воде.

Индивидуальные подходы

Необходимо учитывать индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка, выбирая подходящий темп и содержание занятий. Некоторым деткам потребуется больше времени для адаптации, кому-то необходимы дополнительные разъяснения сложных вопросов.

Работая индивидуально с каждым ребенком, педагог способен подобрать оптимальную программу, соответствующую уровню развития конкретного ученика.

Использование игр и экспериментов с водой как средства развития познавательной активности детей раннего возраста приносит значительные положительные результаты. Такие занятия формируют у малышей любовь к природе, прививают интерес к науке и технике, укрепляют уверенность в собственных силах и возможностях.

Организованные правильно, они становятся источником радости и вдохновения, стимулируя дальнейшее интеллектуальное и личностное развитие ребенка. Задача взрослых заключается в создании условий, необходимых для полноценного осуществления творческого потенциала ребенка, поддержке инициативности и любви к исследованиям.

Таким образом, включение игр и экспериментов с водой в образовательный процесс позволит эффективно развивать познавательную активность младших дошкольников, обеспечивая комфортное и радостное обучение."

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование моделирования как средства развития познавательной активности детей дошкольного возраста в играх - экспериментах

Использование моделирования при организации игры-эксперимента поможет совершенствовать игровой опыт у дошкольников и на этой основе создать базу для обогащения представлений детей о разнообразных каче...

Мастер-класс "ИЗГОТОВЛЕНИЕ НЕСТАНДАРТНОГО ИГРОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ИГР С ВОДОЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

ЦЕЛЬ - познакомить педагогов с изготовлением и возможностями использования нестандартного игрового оборудования для игр с водой. ЗАДАЧИ:-расширить представление участников мастер-класса об исполь...

Конспект педагогического совета в форме деловой игры с педагогами ДОУ «Развитие двигательной активности детей раннего возраста через подвижные игры»

Материал поможет  выстроить взаимодействие с педагогами в форме деловой игры. Совершенствовать профессиональные знания, педагогов в работе с детьми по развитию двигательной активности, через подв...

Из опыты работы «Развитие социально-эмоциональной и познавательной сферы детей раннего возраста через игры с водой»

В опыте представлены материалы:-  по организации опытно-экспериментальной деятельности с водой детей 2-3 лет для развития социально-эмоциональной и познавательной сферы детей раннего возраста;- п...

Консультация для родителей: "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через дидактические игры".

Развитие старших дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности детей со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль отводится дидактическим играм.Развитие личности в старшем ...

«Развитие познавательной активности детей младшего возраста через игры с водой и песком»

Цель: Совершенствовать профессиональное мастерство и компетентность в вопросах развития познавательной активности детей младшего  возраста через игры с водой и песком.  Задачи:1.Изучить...