Логопедический проект "Зима"
проект (старшая группа)
Совместная проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста, учителя - логопеда и воспитателей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Бурмакинская СОШ2
Логопедический проект
«Зима»
Выполнила: учитель-логопед Молькова Н.В..
Бурмакино,2022
Паспорт проекта
1. Название проекта: «Зима»
2. Вид проекта: логопедический
3. Период реализации: краткосрочный 3 месяца
4. Целевая аудитория проекта: дети старшей разновозрастной группы (4- 6 лет), учитель – логопед, родители, воспитатели.
5. Актуальность
Проводя диагностические мероприятия, я выяснила, что у многих детей возникают трудности в различении признаков времен года, а также заметила, что детям нравятся занятия по лексическим темам, связанным с тем или иным временем года, мы решили продолжить работу по серии проектов «Времена года» и разработали проект «Зима». В данную совместную деятельность я включила следующие лексические темы: «Зима. Признаки зимы», «Зимняя одежда», «Зимующие птицы», «Зимние забавы. Новый год», «Зимний лес», «Дикие животные зимой», «Домашние животные зимой», «Труд людей зимой».
Проблема
Проблема в том, что дети имеют слабый словарный запас о зимней одежде, головных уборах и обуви, о зимующих птицах, имеют недостаточные знания о том, как животные и птицы зимуют, чем занимаются люди в зимний период времени, как они трудятся и отдыхают. И многие другие вопросы, на которые мы будем искать ответы во время реализации данного совместного проекта, который мы так и решили назвать с детьми: «Зима»
6. Цель проекта:
Расширить знания детей по лексической теме «Зима»
7. Задачи проекта
Коррекционно-образовательные.
- Расширять и активизировать словарь детей по теме «Зима», включая все стороны жизни человека и живой природы в этот сезон года.
- Упражнять в развитии лексико-грамматических категорий и связной речи.
Коррекционно-развивающие.
- Развивать память, внимание, мышление.
- Развивать мелкую и общую моторику.
- Развивать художественно-эстетический вкус у детей.
Коррекционно-воспитательные.
- Воспитывать у детей бережное отношение к птицам и животным, к живой природе.
- Воспитывать у детей уважение к человеческому труду.
- Повышать активность родителей в воспитании детей.
8. Предполагаемый результат:
В результате реализации проекта дети смогут расширить свои знания по лексической теме: «Зима»
9. Основные направления реализации проекта:
Беседы, непосредственно образовательная деятельность, книжные выставки, сюжетно-ролевые игры, дидактические и настольные игры, рассматривание картин, просмотры видеофильмов, использование компьютерных технологий (презентации, игры, просмотр сказок), чтение художественной литературы, заучивание стихов и пословиц, экскурсия, прослушивание музыкальных произведений, разучивание песен.
10. Продукты проектной деятельности:
-подборка пословиц и поговорок о зиме, о труде людей зимой, о животных и птицах в зимний период времени;
-подборка словесных и пальчиковых игр по теме «Зима»;
- изготовление дидактических игр на зимнюю тему;
- слайд-презентация «Зимующие птицы», «Дикие животные наших лесов»;
- подборка материала по лексической теме «Зима» и тем сопутствующих этому времени года.
11. Презентация проекта: итоговое познавательное развлечение «Путешествие в зимний лес».
Этапы работы по проекту.
- этап – подготовительный, постановка цели.
- этап – практический, усвоение новых знаний.
- этап - заключительный, подведение итогов.
План реализации проекта
№ | мероприятия | цель |
1 | Постановка проблемы Определение цели проекта | |
2 | Определение задач проекта. Выявление знаний детей о зиме | |
3. | Деятельность воспитателей | Дидактические игры: «Найди ошибки» (чего не бывает зимой), «Кто, что делает зимой», «Найди по следу», «Найди такую же снежинку», «Разведчики» (заметить, что изменилось в природе), «Угадай, на что похожи?» (узоры на окнах). Беседы: «Почему мне нравится зима», «Как звери в лесу зимуют», «Как зимуют домашние животные», «Как человек помогает зимой животным в лесу», «Почему скрипит снег?», «Помоги птицам», «Зачем зимой снег», «Осторожно! Зимние травмы», «Как заботиться о здоровье зимой», «Откуда идёт снег». Рассматривание репродукций картин русских художников по теме «Зима». Опыты и эксперименты. Целевые прогулки по территории детского сада. В зимний сквер. Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Суд над декабрём», В. Одоевский «Мороз Иванович» (просмотр сказки), С. Иванов «Каким бывает снег», Е. Трутнева «Первый снег», К. Бальмонт «Снежинка», Г.Снегирёв «Про птиц», Н Сладков «Еловая каша», В.Зотов «Клёст», «О птицах» В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», |
«Молодая ворона», С.Маршак «Двенадцать месяцев» (просмотр сказки), Бр.Гримм «Госпожа Метелица» (просмотр сказки). Загадки о зимних явлениях в природе. Пословицы и поговорки о зиме. Творческая мастерская. Вырезывание снежинок. Лепка снежинки. Вернисаж: «Зимушка-зима». Рисование: «Деревья в инее», « Зимняя ночь», «Снежинки-балеринки», «Зимний лес», «Снегопад в нашем посёлке». Аппликация: «Снеговик» Изготовление цветных льдинок. Работа с родителями: Изготовление кормушек для птиц. Оформление папки-передвижки « Прогулки зимой». Оформление информации в родительский уголок: «Зимние травмы». Труд на участке. Заготовка корма для птиц. Подкармливание птиц. Постройка снежной горки. Расчистка дорожек от снега во время прогулки. С помощью воспитателя посыпать дорожки песком. Очистить вместе с воспитателем место для игр от снега. На прогулке совместно с воспитателем собирать снег в кучи и свозить для построения снеговиков. Сгребание снега лопатой, расчистка дорожек Постройка из снега Лепка различных форм из снега. Зимний спортивный праздник. | ||
4. | Деятельность учителя - логопеда | Логопедические занятия: «Зима. Признаки зимы», «Зимняя одежда», «Зимующие птицы», «Зимние забавы. Новый год», «Зимний лес», «Дикие животные зимой», «Домашние животные зимой», «Труд людей зимой», «Человек и его тело. Здоровье». Игры: «Изменения в неживой природе», «Одежда зимой для девочек и мальчиков», «Какой, какая, какие», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Каким бывает?», «Узнай птицу по описанию», «Кто как голос подаёт?», «Чей, чья, чьё, чья?», «Скажи, когда много», «Посчитай птиц», «Узнай, о какой птице я говорю» «Слова наоборот», «Покажи части тела», «Угощенье для зверей», «Кто где живёт», «Кто кем был», «Чья семья», «Один много», «Кто у кого?», «Как человек заботиться о животных», «Кто у кого?», «Без чего не бывает зимы?», «Подбери родственные слова», «Назови одежду и обувь, которую мы носим зимой», |
« Моя, мой, моё, мои», «Назови зимние игры и развлечения», «Назови зимние виды спорта», «Распутай предложение», «Что лишнее и почему?», «Чей хвост, чья голова, чье туловище, чьи уши?». Пальчиковая гимнастика: «Раз, два, три, четыре, мы с тобой снежок слепили», «Я сейчас вам назову», «Синица», «Мы во двор пошли гулять», «Как на горке снег, снег», «Сидит белка на тележке», «Зайцы», «Я сейчас вам назову», «Кошка», «Вот наш бобик, славный пёс», «Коготочки». «Я сейчас вам назову, кто живет в глухом лесу», «Снег-снежок». Составление рассказов по картине и серии картин: «Незнайкин подарок», «Про девочку Машу и куклу Наташу», «Зимние забавы», «Кормушка», «Воробьишко», «Как мы ёлку наряжали». Пересказ рассказа по серии картин: «Петя и волки». Составление рассказов из собственного опыта: «Как я встретил Новый год». Составление рассказов-описания по темам: «Одежда», «Дикие животные», «Домашние животные», «Зимующие птицы». Пересказ рассказов с использованием мнемотехники: «Белый медвежонок», «Весёлый снеговик». Пересказ русских народных сказок с применением ИКТ: «Заюшкина избушка», «Снегурочка», «Зимовье зверей», «Волк и лиса» Разучивание стихов о зиме. Занятие-презентация: «Зимующие птицы», «Дикие животные наших лесов». | ||
5. | Итог. | Презентация из опыта работы |
Результат проектной деятельности
У детей развит словарь по теме «Зима», расширены и систематизированы знания по всем лексическим темам сезона («Зима. Приметы зимы», «Зимняя одежда», «Зимующие птицы», «Зимние забавы. Новый год», «Дикие животные. Животные зимой», «Домашние животные. Как они зимуют?», «Человек и его тело. Здоровье.», «Зимние праздники», «Труд людей зимой»);
- воспитанники допускают меньше ошибок в согласовании слов в предложениях, в словообразовании;
- дети научились составлять рассказы-описания о животных, птицах;
- дети выучили стихи, пословицы и поговорки, песни, чистоговорки, считалки и заклички, пальчиковые игры и применяют их в своей повседневной жизни;
- ребята выучили названия зимних месяцев, знают приметы зимы, основные виды занятий человека зимой, особенности поведения птиц, животных, живой природы
в зимний период, знают основные зимние праздники, основы закаливания и охраны своего здоровья;
- педагоги сделали подборки игр, считалок, методических разработок по теме;
- родители включились в работу по развитию речи детей по данной лексической теме.
Список используемой литературы
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. Развитие связной речи. фронтальные логопедические занятия по лексической теме «Зима» в подготовительной группе для детей с ОНР. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
- Т.М. Бондаренко. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
- Л.Н. Смирнова. Логопедия при заикании. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Т.А. Шорыгина Птицы. Какие они? - М.: Гном и Д, 2000.
- Т.А. Шорыгина Домашние животные. Какие они? - М.: Гном и Д, 2002.
- Т.А. Шорыгина Дикие животные. Какие они? - М.: Гном и Д. 2002.
- Т.Л. Ткаченко Если дошкольник плохо говорит С П б., Изд-во «Акцидент», 1997.
- О.С. Гомзяк. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе группе – М.: Изд-во Гном и Д. 2007.
Интернет – источник https://r1.nubex.ru/s138718-411/f1641_d8/Проект%20Зима.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"
«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...
Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».
Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей логопедической группе (ОНР)) логопедической группе
Сентябрь НеделяЛексическаятемаПознавательное развитиеЦелиЛитератураФормаработы1Обследование 2Обследование 3 Детский сад...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".
В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь". В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование, ход занятия...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы с ОНР Различение звуков [з] - [з’] на слух.
Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Кома...
Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике
Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...
