Эффективные практики организации образовательной деятельности и воспитательной работы
статья (средняя группа)
Аннотация: актуальность организации интерактивных образовательных пространств как эффективной практики организации образовательной деятельности и воспитательной работы заключается в развитии детской инициативы и субъектности, а также развитии личности ребенка через игровые сессии и активное взаимодействие с семьями воспитанников.
Ключевые слова: игровые технологии, дошкольники, работа с родителями, интерактивные пространства, технология проблемного обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эффективные практики организации образовательной деятельности и воспитательной работы
Аннотация: актуальность организации интерактивных образовательных пространств как эффективной практики организации образовательной деятельности и воспитательной работы заключается в развитии детской инициативы и субъектности, а также развитии личности ребенка через игровые сессии и активное взаимодействие с семьями воспитанников.
Ключевые слова: игровые технологии, дошкольники, работа с родителями, интерактивные пространства, технология проблемного обучения.
Игру принято рассматривать как основную форму активности ребенка. В п. 1.2.4. ФГОС ДО подчеркивается ведущая роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Опираясь на современные исследования психологов Н.А. Коротковой, О.В. Солнцева, Е.О. Смирновой и др. мы можем сделать вывод о том, что современные дети все меньше играют как в условиях детского сада, так и в семье. Современные родители делают огромный акцент на подготовке к школе, кружковой работе с ребенком, но забывают о важности самого доступного и ценного направления развития детей. К сожалению, родители не учитывают важность развития психологической готовности ребенка. Современным детям сложно высказывать свое мнение, договориться об общем решении, даже начать игру для детей является сложным процессом.
Однако наряду с негативными тенденциями в развитии игры специалисты выделяют и позитивные. Так, М.Н. Сопова отмечает наличие в ДОО условий для включения ребенка в разнообразные культурные практики, (включая игру), составляющие нынешнюю субкультуру детства, что дает ему возможность быть не только их объектом, но и субъектом[1]. Субъектность – это энергичное преодоление наличной ситуации в соответствии с собственным замыслом.[2] У современных дошкольников возрастает субъектность, проявляющаяся в наличии у них собственных оценок и собственного мнения[3].
Игра выступает ведущим видом деятельности дошкольников, в котором развивается мышление, память, внимание, умение решать проблемные ситуации, но в современном планировании практически не осталось места для детской игры. Педагоги, опираясь на портрет будующего первоклассника делают акцент на учебную деятельность, хотя и в старшем дошкольном возрасте ведущий вид деятельности остается неизменным.
На базе нашего дошкольного образовательного учреждения совместно с коллегами были организованы интерактивные образовательные пространства, позволяющие реализовать образовательную программу с полным погружением детей в игровые ситуации, решая педагогические задачи обучения и воспитания дошкольников. Работа в интерактивных образовательных пространствах подразумевает максимальное включение ребенка в процесс познания, где учитывается мнение каждого ребенка.
Кураторами пространств реализуются современные образовательные технологии с учетом возраста детей. Совместно с детьми составляется планирование и выбор видов деятельности в условиях заданной или детской темы. Это позволяет дошкольникам проявить собственную инициативу и субъектную позицию, дети учатся планировать свою деятельность, пробовать новые виды деятельности в ходе рабочего процесса.
При организации развивающей среды в интерактивном пространстве мы придерживаемся принципов доступности и полифункциональности. Дети являются активными участниками, которые могут свободно использовать оборудование пространства. Для примера хочется обратиться внимание на организацию образовательного пространства «Зоопарк», где кураторы постарались учесть возрастные особенности дошкольников и использовали ростовые макеты животных, тактильную роспись стен для детей раннего и младшего возраста. Это способствует активному взаимодействию с объектами пространства, что создает благополучный эмоциональный фон.
Рис. 1 Тактильное панно Рис. 2. Ростовые экспонаты животных
Особое внимание при организации пространства отводится самостоятельной работе в пространствах. Родители совместно с детьми могут свободно пользоваться пространством с опорой на автодидактичные карточки, схемы, интерактивные постеры и информационные карты. Пространство провоцирует детей на активное взаимодействие, что позволяет пополнить его знания, умения и навыки. Дети задают больше вопросов взрослым, тем самым невольно включаются в диалоговую речь. К сожалению, в наши дни все больше логопедических детей, у которых из-за задержки речи появляется и задержка развития.
Совместно с родителями проводятся досуги и мастер-классы в образовательных пространствах. Это позволяет включать родителей в образовательный процесс, познакомить их с интересными формами совместного досуга, расширить их знания об образовательном процесс в условиях детского сада. Важно пополнять знания и представления родителей о дошкольниках, подчеркивать важность взаимодействия с семьей. Детский сад создает доступные условия для такого взаимодействия, что должно оказать положительное влияние на развитие семейных ценностей и общее развитие ребенка. Опыт проведения детско-родительских встреч в рамках представленной работы в разных интерактивных пространствах позволяют достигнуть следующих результатов:
- родители получают возможность увидеть своего ребенка по-новому, в новой ситуации общения (со сверстниками и чужими взрослыми);
- дети могу проявить себя и свои способности в играх и заданиях, удовлетворить потребность в достижениях;
- родители знакомятся с новыми формами взаимодействия и вариантами их использования в обучении детей;
- игровая направленность встречи и неформальность ее обстановки позволяет удовлетворить потребность участников в положительных впечатлениях и эмоциях.
Эффективность таких пространств проявляется во включенности детей в образовательный процесс и интересе к совместной и самостоятельной деятельности. Родители стали активнее включаться в совместные мероприятия с детьми, что подчеркивает важность организованной работы с данном направлении. Так же хочется отметить самостоятельное использование пространств детьми с родителями.
Библиографический список:
- Белькович В. Ю. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности в детском саду. – М.: Мозаичный парк. – 2023.
- Гогоберидзе А.Г., Атарова А.Н., Яфизова Р.И. Дошкольник как субъект проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Замысел одного проекта//Современное дошкольное образование. - 2018. - № 5. - С. 16-25.
- Миркес М.М. Практики субъектности в образовании. – М.: Линка-Пресс, 2019. – 320 с.
- Юлюхина Ю.В. Секреты интересного занятия.
- Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 256 с.
[1] Сопова М.Н. Детская игровая коммуникация в современном мире// Детский сад: теория и практика. - 2017. - № 6. - С. 93.
[2] Миркес М.М. Практики субъектности в образовании. – М.: Линка-Пресс, 2019. – 20 с.
[3] Гогоберидзе А.Г., Атарова А.Н., Яфизова Р.И. Дошкольник как субъект проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Замысел одного проекта//Современное дошкольное образование. - 2018. - № 5.
Предварительный просмотр:
Эффективные практики организации образовательной деятельности и воспитательной работы
Аннотация: актуальность организации интерактивных образовательных пространств как эффективной практики организации образовательной деятельности и воспитательной работы заключается в развитии детской инициативы и субъектности, а также развитии личности ребенка через игровые сессии и активное взаимодействие с семьями воспитанников.
Ключевые слова: игровые технологии, дошкольники, работа с родителями, интерактивные пространства, технология проблемного обучения.
Игру принято рассматривать как основную форму активности ребенка. В п. 1.2.4. ФГОС ДО подчеркивается ведущая роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Опираясь на современные исследования психологов Н.А. Коротковой, О.В. Солнцева, Е.О. Смирновой и др. мы можем сделать вывод о том, что современные дети все меньше играют как в условиях детского сада, так и в семье. Современные родители делают огромный акцент на подготовке к школе, кружковой работе с ребенком, но забывают о важности самого доступного и ценного направления развития детей. К сожалению, родители не учитывают важность развития психологической готовности ребенка. Современным детям сложно высказывать свое мнение, договориться об общем решении, даже начать игру для детей является сложным процессом.
Однако наряду с негативными тенденциями в развитии игры специалисты выделяют и позитивные. Так, М.Н. Сопова отмечает наличие в ДОО условий для включения ребенка в разнообразные культурные практики, (включая игру), составляющие нынешнюю субкультуру детства, что дает ему возможность быть не только их объектом, но и субъектом[1]. Субъектность – это энергичное преодоление наличной ситуации в соответствии с собственным замыслом.[2] У современных дошкольников возрастает субъектность, проявляющаяся в наличии у них собственных оценок и собственного мнения[3].
Игра выступает ведущим видом деятельности дошкольников, в котором развивается мышление, память, внимание, умение решать проблемные ситуации, но в современном планировании практически не осталось места для детской игры. Педагоги, опираясь на портрет будующего первоклассника делают акцент на учебную деятельность, хотя и в старшем дошкольном возрасте ведущий вид деятельности остается неизменным.
На базе нашего дошкольного образовательного учреждения совместно с коллегами были организованы интерактивные образовательные пространства, позволяющие реализовать образовательную программу с полным погружением детей в игровые ситуации, решая педагогические задачи обучения и воспитания дошкольников. Работа в интерактивных образовательных пространствах подразумевает максимальное включение ребенка в процесс познания, где учитывается мнение каждого ребенка.
Кураторами пространств реализуются современные образовательные технологии с учетом возраста детей. Совместно с детьми составляется планирование и выбор видов деятельности в условиях заданной или детской темы. Это позволяет дошкольникам проявить собственную инициативу и субъектную позицию, дети учатся планировать свою деятельность, пробовать новые виды деятельности в ходе рабочего процесса.
При организации развивающей среды в интерактивном пространстве мы придерживаемся принципов доступности и полифункциональности. Дети являются активными участниками, которые могут свободно использовать оборудование пространства. Для примера хочется обратиться внимание на организацию образовательного пространства «Зоопарк», где кураторы постарались учесть возрастные особенности дошкольников и использовали ростовые макеты животных, тактильную роспись стен для детей раннего и младшего возраста. Это способствует активному взаимодействию с объектами пространства, что создает благополучный эмоциональный фон.
Рис. 1 Тактильное панно Рис. 2. Ростовые экспонаты животных
Особое внимание при организации пространства отводится самостоятельной работе в пространствах. Родители совместно с детьми могут свободно пользоваться пространством с опорой на автодидактичные карточки, схемы, интерактивные постеры и информационные карты. Пространство провоцирует детей на активное взаимодействие, что позволяет пополнить его знания, умения и навыки. Дети задают больше вопросов взрослым, тем самым невольно включаются в диалоговую речь. К сожалению, в наши дни все больше логопедических детей, у которых из-за задержки речи появляется и задержка развития.
Совместно с родителями проводятся досуги и мастер-классы в образовательных пространствах. Это позволяет включать родителей в образовательный процесс, познакомить их с интересными формами совместного досуга, расширить их знания об образовательном процесс в условиях детского сада. Важно пополнять знания и представления родителей о дошкольниках, подчеркивать важность взаимодействия с семьей. Детский сад создает доступные условия для такого взаимодействия, что должно оказать положительное влияние на развитие семейных ценностей и общее развитие ребенка. Опыт проведения детско-родительских встреч в рамках представленной работы в разных интерактивных пространствах позволяют достигнуть следующих результатов:
- родители получают возможность увидеть своего ребенка по-новому, в новой ситуации общения (со сверстниками и чужими взрослыми);
- дети могу проявить себя и свои способности в играх и заданиях, удовлетворить потребность в достижениях;
- родители знакомятся с новыми формами взаимодействия и вариантами их использования в обучении детей;
- игровая направленность встречи и неформальность ее обстановки позволяет удовлетворить потребность участников в положительных впечатлениях и эмоциях.
Эффективность таких пространств проявляется во включенности детей в образовательный процесс и интересе к совместной и самостоятельной деятельности. Родители стали активнее включаться в совместные мероприятия с детьми, что подчеркивает важность организованной работы с данном направлении. Так же хочется отметить самостоятельное использование пространств детьми с родителями.
Библиографический список:
- Белькович В. Ю. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности в детском саду. – М.: Мозаичный парк. – 2023.
- Гогоберидзе А.Г., Атарова А.Н., Яфизова Р.И. Дошкольник как субъект проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Замысел одного проекта//Современное дошкольное образование. - 2018. - № 5. - С. 16-25.
- Миркес М.М. Практики субъектности в образовании. – М.: Линка-Пресс, 2019. – 320 с.
- Юлюхина Ю.В. Секреты интересного занятия.
- Шмидт В.Р. Психологическая помощь родителям и детям: тренинговые программы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 256 с.
[1] Сопова М.Н. Детская игровая коммуникация в современном мире// Детский сад: теория и практика. - 2017. - № 6. - С. 93.
[2] Миркес М.М. Практики субъектности в образовании. – М.: Линка-Пресс, 2019. – 20 с.
[3] Гогоберидзе А.Г., Атарова А.Н., Яфизова Р.И. Дошкольник как субъект проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Замысел одного проекта//Современное дошкольное образование. - 2018. - № 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образовательной деятельности дошкольника»
Мастер-класс с родителями (законными представителями) детей, не посещающих дошкольные образовательные организации на тему: « Квест-игра как эффективная форма организации образов...

План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей с ОВЗ на 2019-2020 учебный год
План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей с О...

План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей с ОВЗ на 2017-2018 учебный год
План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей с О...

План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей с ОВЗ на 2018-2019 учебный год
План действий пилотной площадке МАДОУ "Детский сад № 6" по реализации комплекса мер по отработке и тиражированию эффективных практик организации образовательного процесса для детей с О...

Опыт использования эффективных форм организации образовательной деятельности дошкольников. Образовательная область "Социально - коммуникативное развитие" "Безопасность дорожного движения"
В материале описывается опыт работы по созданию в детском саду условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений...

«Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность. Образовательные практики организации образовательной деятельности с детьми»
Представляю Вам опыт внедрения основ финансовой грамотности дошкольников в работу детского сада...

Трансляция опыта «Современные эффективные практики организации образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников»
Приемы и способы организации образовательной деятельности по речевому развитию младших дошкольникв...
- Мне нравится (1)


