Мастер-класс для воспитателей.
материал (младшая группа)

«Формирование восприятия цвета у детей раннего возраста посредством дидактических игр».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Формирование восприятия цвета у детей раннего возраста посредством дидактических игр.

Ход мероприятия:

#1055;риветствие педагогов. Объявление темы, цели, задач. Актуальность и проблема темы.

*Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я приглашаю вас стать участниками мастер – класса на тему «Формирование восприятия цвета у детей раннего возраста посредством дидактических игр».

*Цель:

-повышение интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию.

*Задачи:

-познакомить педагогов с особенностями цветовосприятия у детей раннего возраста;

-представить дидактические игры, пособия, оборудование, а также методы и приёмы для развития восприятия цвета у детей раннего возраста;

-получить обратную связь от участников мастер-класса в виде участия в создании дидактического пособия, принятия и заинтересованности темы.

*Актуальность:

Цветное видение человека - явление уникальное и закономерное. Проблематика, связанная с данным явлением, постоянно привлекает внимание ученых. Значение цветового восприятия хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Фребель Ф, Монтессори М, Тихеева Е.И. и другие. Вместе с тем процесс формирования представлений о цвете у детей на втором - третьем годах жизни на данное время является недостаточно исследованным.

К 3 годам у детей возникает потребность знать, называть и различать 5-6 различных цветов, хотя дети этого возраста способны различать 8 цветов - красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый, фиолетовый.

Цвет у детей стимулирует физическую и умственную активность , благотворно влияет на настроение и реакцию на окружающее, выступает как регулятор эмоционального состояния, стимулирует развитие речи, образного мышления, воображения, памяти, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус, а ещё имеет практическое значение - так малыш узнаёт цвета светофора, время года по цвету листьев, свои игрушки и одежду.

Назовите профессии, для которых очень важно и главное необходимо различать цвета.

Да для многих профессий необходима способность различать цвета, например: для водителей и машинистов (цвета светофоров); для врачей (многие симптомы связаны с изменением окраски кожи, слизистых оболочек, глазного дна), для ученых-химиков (проведение цветных химических реакций), для художников, писателей и поэтов (создание красивых художественных произведений); радиотехническая промышленность, строительство, швейное и обувное производство.

*Проблема:

Каждый, кто работал с малышами, знает, как порой нелегко научить их различать цвета и запоминать названия, ведь осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врождённым качеством. Если ребёнок в раннем возрасте испытывает "цветовую депривацию" (недостаток в восприятии окружающих цветов), то в дальнейшем может наблюдаться задержка интеллектуального развития и искажение нормального хода развития нервно-психической деятельности.

#1058;ехнологии, методы, способы, методика.

*В педагогике существует много приёмов и методик, при помощи которых можно научить ребёнка уже в раннем возрасте различать основные и дополнительные цвета:

-Повседневное общение.

-Организация "цветных" дней.

-Занятия творчеством: рисованием, лепкой, конструированием.

-Дидактические игры.

-Детские книжки с иллюстрациями и заданиями.

-Сюжетные игры и любимые сюжетные игрушки.

-Карточки Домана.
-Палочки Кюизинера.

-Блоки Дьенеша.

*Сегодня я хочу представить методику дидактических игр в формировании восприятия цвета у детей раннего возраста.

*Презентация «Дидактические игры, игрушки, пособия к мастер – классу на тему

«Формирование восприятия цвета у детей раннего возраста посредством дидактических игр».

*Дидактическая игра хороша тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности, достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается. Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.

*Чтобы сформировать знания по формированию восприятия цвета посредством дидактических игр у детей раннего возраста в своей группе я использую технологии:

-Игровая технология, которая занимает основополагающее место в сенсорном развитии детей раннего возраста, поскольку именно в игре ребенок наиболее полноценно воспринимает окружающий мир и получает разносторонние сведения о его многообразии.

-Личностно-ориентированная технология, которая очень важна для получения положительного результата, т.к. позволяет учитывать и корректировать материал, предназначенный для усвоения, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

*Во время проведения дидактических игр я использую следующие методы:

-Словесный метод.

-Наглядно-действенный метод.

-Практический метод.

*Процесс знакомства с цветом и формирования восприятия цвета у детей раннего возраста проходит по следующим этапам или в следующей последовательности:

1)Знакомство с цветом - акцентирование внимания на цвете предметов с называнием цвета педагогом.

2)Выделение цвета – сравнение, сличение, сопоставление и отбор предметов прикладыванием к образцу по принципу «такой -не такой- такой же».

3)Выбор по цвету по речевой инструкции – сравнение и отбор предметов по слову-названию, соединение слов-названий с конкретным цветом, введение названий в пассивный словарь.

4)Сортировка по цвету - группировка и соотнесение предметов по цвету по принципу «все такие сюда».

5)Называние цвета - закрепление слов-названий цветов, введение названий в активный словарь, применение «опредмеченных» наименований цветов (морковный, лимонный, розовый, апельсиновый, абрикосовый, сиреневый, вишневый и т. д. ).

*Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний с помощью дидактических игр по восприятию цвета соблюдаю некоторые необходимые условия:

- подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

-лучше всего формирование представления о цвете происходит при предъявлении предметов противоположных цветов: красного и жёлтого, красного и синего, чёрного и белого, и т.д

-лучше придерживаться следующей последовательности изучения цветов: красный и жёлтый; красный и синий, жёлтый и зелёный, чёрный и белый.

-дидактические игры, игрушки , пособия должны быть приятной фактуры, четкой формы и яркого насыщенного цвета.

-объяснение должно быть предельно кратко, т.к. лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

-эмоциональность проведения дидактических игр повышает их эффективность.

-необходимо соблюдать в обучении последовательность и постепенное усложнение материала.

-необходимо закреплять знания и умения, полученные в дидактической игре, в повседневной жизни.

*Соединение соблюдения этапности и необходимых условий при проведении дидактических игр (указанные выше) как раз и дают методику формирования восприятия цвета у детей раннего возраста, которая приводит к таким результатам, что дети 3-х лет умеют:

- Выделять и учитывать цвет при выполнении ряда практических действий.

-Группировать предметы по цвету.

-Соотносить разнородные предметы по цвету.

-Пользоваться словами - названиями цвета в отрыве от конкретного предмета и применять «опредмеченные» наименования цветов (морковный, лимонный, апельсиновый, абрикосовый, сиреневый, вишневый и т. д. ).

#1055;рактическая часть:

1-ая часть:

*Уважаемые коллеги, приглашаю вас поиграть в «цветные» игры.

1стол (4 человека): игра «Все такие сюда» («Сенсорная коробка»).

2 стол(4 человека): игра «Найди пару» («Рукавички»).

*Вот какая красота,

Правильно нашли цвета.

*Спасибо за участие.

2-ая часть:

*Уважаемые коллеги, приглашаю вас поучаствовать в изготовлении пособия «Цветные тактильные карточки: предлагаю вам изготовить три тактильные карточки, для этого выберите три различных материала и приклейте выбранный материал на карточки, но при выборе материала вы должны помнить, что когда вы закончите работу, надо будет придумать маленький рассказ или просто предложение, основываясь на цвет и тактильные ощущения ваших карточек. А чтобы натолкнуть вас на ассоциации, я хочу прочитать вам «цветное» стихотворение:

*Белый цвет - как лист альбомный,

Вата, облака, кефир.
Желтый - это цвет лимона,
Или лютик, или сыр.
А зеленый - как лягушка,
Травка, листья, изумруд,
Огурец, горох, петрушка,
Иль заросший тиной пруд.
Красный - "стоп" на светофоре,
Мака яркие цветки.
Синий цвет похож на море,
Небо или васильки.
Черный звезды окружает,
Серый - как туман с утра.
А оранжевый пылает
Яркий, словно свет костра.
Много в мире нашем красок,
И оттенков, и тонов,
Разноцветных ярких сказок,
И цветных хороших снов.

*А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю рассказать свои рассказы.

*Молодцы! Все составили замечательные и необычные рассказы.

В связи с этим заданием хочу сообщить вам, что сейчас вы продемонстрировали один из инструментов методики для развития мышления и воображения - эйдетики, а инструмент этот – ассоциации.

Эйдетика — это методика для развития памяти, мышления и воображения посредством ярких образов. Эйдетический метод развития памяти сейчас активно внедряется в детские сады и школы. Главные инструменты эйдетики — ассоциации (ведётся по двум направлениям: цепной метод и метод зрительных ассоциаций) и акровербальная техника (чтобы облегчить запоминание учебного материала, он «зашифровывается» в стихотворения, различные аббревиатуры, коды, песни и даже анекдоты, например - акростих для запоминания цветов радуги).

*А теперь игры и упражнения для пособия «Цветные тактильные карточки»:

-Знакомить с цветом и его названием («Найди и назови»).

-Учить сравнивать цветные поверхности с определенным предметом, животным, явлением («Найди похожую на …», игры с вырезными силуэтами «Фрукты, овощи», «Животные», «Игрушки»).

-Учить находить пары, подбирая нужный цвет («Найди пару», «Разложи по парам»).

-Учить различать цвета («Построим башню», «Соберём бусы» , «Пройди пальчиками по жёлтым (зелёным) кочкам», «А у тебя (красная футболка), а у меня (чёрные колготки)»).

-Закреплять знание цветов («Четвёртый лишний», «Разные дорожки», «Найди карточку, где только белый и красный цвета, где есть три цвета – синий, желтый, черный»).

-Учить находить цвет определённой текстуры («Перепрыгни по зелёным мягким кочкам»).

-Учить соотносить цветные поверхности с физическим и эмоциональным состоянием («Найди самую весёлую», «Найди холодную", «Какое у тебя сегодня настроение»).

Физические ассоциации, вызываемые цветами :

-Весовые: лёгкий, тяжёлый, воздушный, давящий

-Температурные: тёплый, холодный, горячий, жгучий

-Фактурные: гладкий, колючий, мягкий

-Акустические: тихий, громкий, глухой, звонкий

-Пространственные: выступающий, глубокий, поверхностный

Эмоциональные ассоциации, вызываемые цветами:

-Позитивные: весёлый, бодрый, лирический, приятный

-Негативные: грустный, трагический, злой, вялый, скучный

-Нейтральные: спокойный, безразличный, уравновешенный

-Энергетические: возбуждающий, оживляющий, активный, энергичный, успокаювающий

-Учить составлять предложения (маленький рассказ) с опорой на цвет и фактуру.

#1056;ефлексия:

*Вывод: Предлагаю проводить в детском саду день отдыха «Цветной (оранжевый -осенью, зелёный -весной) день».

*Понравился ли вам мастер-класс? Предлагаю через выполнение определенных движений дать рефлексивную оценку:

-стоя, присесть, немного согнув ноги в коленях - невысокая оценка

-стоя, руки по швам - удовлетворительная оценка

-стоя, поднять руки вверх, хлопая в ладоши - хорошая оценка

Большое спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для конкурса «Воспитатель года» "Неповторимый предмет декора.

мастер-класс по технике декупаж-салфеточной технике, поможет из обычных предметов сделать неповторимые предметы интерьера. Даже детям это под силу!...

Мастер-класс на конкурс "Воспитатель года"

Мастер-класс по работе с родителями....

Мастер – класс «Необычное рисование» Воспитатель по изобразительной деятельности МДОУ – детского сада №15 «Ручеек» Львова А.М.

Одна из главных задач, которая стоит передо мной, как воспитателя изобразительной деятельности – помочь детям познать радость творчества. Поэтому я стараюсь раскрыть детям маленькие секреты рисования,...

Сценарий мастер - класса для старших воспитателей "Номенклатура дел старшего воспитателя ДОУ"

Спешу поделиться своим опытом. Данный мастер класс будет полезен старшим воспитателям....

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы» Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы.

Мастер-класс для воспитателей «Угощение для куклы»Мастер-класс предназначен для воспитателей младшей и средней группы....

Конспект мастер-класса, проведённого для воспитателей и родителей учителем-логопедом и воспитателем: «Словарная работа с детьми с ОНР через инфографику».

Инфографика создаётся педагогом для привлечения внимания ребенка. В данном мероприятии педагоги (логопед и воспитатель) стремились показать родителям и воспитателям каким образом преподносится учебный...