Программа по самообразованию «Развитие чувства ритма у детей 4-5 лет в процессе игры на ДМИ с использованием ритмо-техники Bоdy percussiоn».
методическая разработка (средняя группа)
Программа по самообразованию «Развитие чувства ритма у детей 4-5 лет в процессе игры на ДМИ с использованием ритмо-техники Bоdy percussiоn».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Ханты - Мансийского автономного округа
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
Программа по самообразованию
«Развитие чувства ритма у детей 4-5 лет в процессе игры на ДМИ с использованием ритмо-техники Bоdy percussiоn».
Музыкальный руководитель:
Панькова Елена Александровна
Пыть-Ях
2024 -2025г.
Пояснительная записка.
Люди всех времен и народов поют и хлопают в ладоши. То, что голос – это наш главный природный инструмент, а пение встречается во всех музыкальных культурах, не подлежит сомнению. Но то, что звучащие жесты также играют значительную роль, возможно, известно не всем. В отличие от игры на любом другом инструменте, перкуссия тела позволяет сразу почувствовать ритм и буквально почувствовать всем его телом. Дети развиваются в движении. Движение поддерживает ребенка в физическом и психологическом состоянии, улучшает координацию и восприятие собственного тела, а также свою концентрацию и память. Перкуссия тела – идеальная тренировка, как для тела, так и для разума. Программа направлена на улучшение ритмических и музыкальных навыков.
Техника Body Percussion широко используется в музыкальной педагогической практике по всему миру. Хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами – это элементарные звуко-двигательные выразительные средства. Звучащие жесты идеальны для начального этапа ритмического обучения, так как эти «инструменты» всегда под рукой. Звучащими жестами можно сопровождать исполнение несложных мелодий и попевок, составлять из них ритмо-двигательные партитуры. Именно в звучащих жестах полезно прорабатывать различные ритмические фигуры. Это ритмическая тренировка всего тела, которая мотивирует и подготавливает воспитанников к дальнейшим музыкальным действиям.
Актуальность.
На сегодняшний день актуальность данной программы возрастает как никогда, поскольку в постоянно изменяющемся, высокотехнологичном мире важно найти современному человеку способ эмоционального самовыражения. Сегодня наиболее успешно раскрыть творческий и личностный потенциал каждого ребенка возможно средствами музыки и современным педагогическим инструментарием.
Целесообразность.
Педагогическая целесообразность настоящей программы состоит в том, что обучение в рамках данный программы способствует развитию общефизических, художественно-эстетических данных для детей дошкольного возраста. Body Percussion – прекрасный метод обучения ритму на всех уровнях. Этот целостный подход требует физиологического освоения ритма в целях усиления нашей ритмической чувствительности в танце, инструментальном исполнительстве и пении.
Содержательно-тематическое направление программы создает необходимые условия для творческого и личностного развития дошкольников. Занятия помогут осознанно понимать все возможности и красоту звучания собственного тела. Программа вдохновляет на создание новой музыки. Она отлично подходит для группового выступления, но в то же время хороша и для соло.
В мировой педагогической практике есть несколько общепризнанных и известных концепций «воспитания» детей, которые стали основой для разработки различных программ и методик. Одной из самых известных, распространенных более чем в пятидесяти странах мира, является концепция музыкального воспитания Карла Орфа «Шульверк. Музыка для детей».
Хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами – это элементарные звуко-двигательные выразительные средства, которые широко используются в методике музыкального воспитания по системе Орфа, получившие общее название «звучащих жестов».
В отечественной практике наряду с этим классическим «орфовским» набором педагоги используют также удары ладонями по плечам, по груди скольжение ладонью по ладони или по верхней части груди; различные производные варианты звучащих жестов, требующих взаимодействия детей в паре и коллективе.
В данной технике традиционно используют четыре основных body-звука (в порядке от самого низкого до самого высокого):
- Stomp – шагание ногами по полу или резонирующей поверхности;
- Patsch – хлопки ладонями по бедрам (поочередно или одновременно);
- Clap – хлопанье в ладоши;
- Click – щелчки большим и средним пальцами.
Традиционно используют четыре основных body-звука (в порядке от самого низкого до самого высокого):
-Топ - топ – шагание ногами по полу;
-Шлеп - шлеп – хлопки ладонями или по коленям (поочередно или одновременно);
-Хлоп-хлоп – хлопанье в ладоши;
- Щелк - щелк – щелчки большим и средним пальцами.
«Body-звуки», которые так же используются:
-Тум – удар двумя ногами;
-Тэка-тэка – хлопки по животу (поочередно или одновременно);
-Клап- клап - хлопки ладонями по бедрам (поочередно или одновременно);
-Тока-тока – хлопки по груди (поочередно или одновременно)
Освоив базовые «аккорды» и научившись сотрудничать с собственным телом, можно импровизировать, изобретать новые звуки, разучивать коллективные композиции.
Занимаясь Body Percussion, воспитанники учатся создавать музыку своими руками, а также ногами, зубами, щеками и другими частями тела.
Научившись выражать свое состояние с помощью звуков собственного тела и голоса, познав силу импровизации, дети получают эффективное средство для самовыражения, снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала.
Новизна и отличительные особенности. В ходе разработки данной программы были использованы учебно-методические разработки таких авторов как:
- Даг Гудкин (звучащие жесты в музыкальном образовании)
- Ричард Филц (телесные инструменты)
В качестве отличительных особенностей и новизны данной программы следует выделить, что методика здесь – кинестетическая. Воспитанники должны научиться расслабляться и доверять своему телу. Это пошаговый переход от простых фигур к сложным и к их комбинациям. Такой созидательный процесс доступен и понятен не-музыкантам, в нем нет специальной терминологии. Стихи, потешки, считалки, джазовые, популярные мелодии – все это может обрести совершенно новое выражение в музыке тела. Это отличный инструмент, чтобы прочувствовать и высвободить ритм, живущий внутри нас.
Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (4-5 лет) и реализуется в течение одного года.
Проводится 2 раза в неделю. Общее количество учебных часов – 72 часа Срок освоения программы - 9 месяцев.
Режим занятий 2 раза в неделю по 20 мин.
Оздоровительные возможности телесной перкуссии.
Телесная перкуссия действует в трех областях:
• на физическом уровне она стимулирует понимание тела, контроль над движениями и мышечную силу, координацию и равновесие, имеет массажное воздействие;
• на уровне психики она улучшает концентрацию, память и восприятие, когнитивные способности в целом;
• в социально-эмоциональной сфере она помогает выстраивать отношения в группе и ведет к снижению беспокойства при социальных взаимодействиях.
Работа с родителями на 2023-2024 г.г:
Формы работы | месяц |
Анкетирование «Музыкально-ритмическое развитие детей 4-5 лет» Консультация ««Значение и задачи приобщения детей к игре на ДМИ». | Сентябрь |
Памятка «Музыкальные инструменты своими руками» Консультация «Боди-перкуссия в музыкальной деятельности дошкольников» | Октябрь |
Мастер-класс « Боди перкуссия как средство развития чувства ритма у детей» | Ноябрь |
Консультация «Использование ритмо-техника body-percussion на музыкальных занятиях с дошкольниками» | Декабрь |
Консультация «Мы в оркестре играем, чувство ритма развиваем» | Январь |
Семинар-практикум «Телесная перкуссия и игра на детских музыкальных инструментах» | Февраль |
Участие родителей в празднование 8 марта Консультация «Техника Body Percussion как средство формирования чувства ритма у детей 4-5 лет» | Март |
Совместная подготовка к отчетному концерту в «День открытых дверей» | Апрель |
Концерт «Победный май» Круглый стол «Вот и стали мы на год взрослее» | Май |
Содержание учебного плана.
- Теоретические основы техники Bodi – Percussion.
Теория: Знакомство с термином «Bodi – Percussion».
Цели и задачи ритмической деятельности с использованием «музыки тела».
Просмотр видеоматериалов ритмических этюдов с элементами Bodi – Percussion
Выявление основных принципов «телесной ритмики»
Практика: первичная диагностика. Беседа
Основные элементы ритмики тела.
Теория: Знакомство с системой звучащих жестов в музыкальном образовании. Ритмические фразы: доля, такт, квадрат.
Практика: Знакомство и разучивание основных базовых элементов – различные виды хлопков
Знакомство и разучивание основных базовых элементов – щелчки, топот.
Знакомство и разучивание основных базовых элементов с голосовыми эффектами (свист, цокот) Использование основ звукоизвлечения (тихо - громко, медленно - динамично).
Работа над удержанием темпа основного ритмического рисунка. Освоение координации ритмических движений рук и ног.
Изучение одновременной игры разных ритмов ногами и руками Использование сильных и слабых долей. Синкопы. Освоение вариаций ритма.
Совершенствование ритмо - двигательных навыков.
Практика: Работа над удержанием темпа основного ритмического рисунка.
Освоение координации ритмических движений рук и ног
Изучение одновременной игры разных ритмов ногами и руками .
Использование сильных и слабых долей. Синкопы.
Освоение вариаций ритма.
Музыкальная поддержка занятий телесной ритмики.
Командообразование в Bodi – Percussion как фактор развития новых форм взаимодействия и раскрепощения.
Песни в сопровождение Bodi – Percussion.
Теория: Просмотр видеоматериалов песенных репертуаров с элементами Bodi
– Percussion. Выбор песенного репертуара.
Практика: Упражнения «Игры с буквами и звуками». Упражнения «Игры с именами».
Упражнения «Игры со скороговорками». Разучивание песенного материала.
Подбор звучащих жестов и движений. Коллективное исполнение.
Сольное исполнение.
Хореография с использованием Bodi – Percussion.
Теория: Просмотр видеоматериалов народных танцев с элементами Bodi – Percussion.
Практика: Понимание и развитие креативного движения через игровую деятельность.
Базовые движения под музыку. Создание движений к музыке. Движения с предметами
Танцевальные вариации. Народные танцы.
Танцевальная импровизация.
Импровизации с использованием Bodi – Percussion.
Практика: Знакомство с импровизацией и использование ее в составлении двигательно - ритмических рисунков. Создание малыми группами музыкально – ритмических зарисовок
Детские игры: считалки, дразнилки, потешки, стихи. Поэзия в движении.
Свободные ритмические импровизации под музыкальное сопровождение. Ритмические пьесы.
Инструментальный ансамбль.
Итоговое занятие
Практика: Концерт. Творческие номера воспитанников.
Занятия проходят в музыкальном зале. Для качественного прослушивания художественных музыкальных произведений музыкальный зал оснащен домашним кинотеатром, музыкальным центром, ноутбуком, проектором. Собрана коллекция CD музыкальных классических произведений, джазовых, народных. Диски с детским репертуаром - песни, танцы, игры.
Для создания творческой, музыкальной среды есть все необходимые детские музыкальные инструменты: разнообразные шумовые, ударные и звуковысотные (ксилофоны, металлофоны), которые находятся в постоянном, свободном доступе для детей. Для передачи музыкального образа в детских импровизациях, играх, музыкально-ритмических движениях имеется танцевально-игровая атрибутика – разноцветные и разнообразные по цвету, длине, фактуре ленты, шарфы, платочки, султанчики.
Задачи самообразования:
1. Осуществить теоретический и музыкально-методический анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме.
2. Выявить критерии и показатели уровня сформированности чувства ритма у детей дошкольного возраста.
3. Использовать в работе теоретический и практический материал по обучению детей дошкольного возраста чувству ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.
4. Поделиться опытом работы с педагогами по теме «Развитие музыкально - ритмической деятельности детей младшего дошкольного возраста с использованием техники Bodi – Percussion».
5.Провести мастер - классы для родителей по изготовлению шумовых инструментов.
6. Составить картотеку музыкально-дидактических игр и упражнений на развитие ритма у детей дошкольного возраста.
7. Разработка системы НОД по темам: «Ударные шумовые музыкальные инструменты», «Ударные мелодические музыкальные инструменты», «Народные инструменты», «Инструменты народов разных стран», «Инструменты симфонического оркестра».
Приемы работы с детьми в технике боди перкуссия.
1.Педагог, на фоне шлепков по коленям с детьми, выразительно и ритмично декламирует текст.
2. «Эхо» текст по фразам, педагог – дети.
3. Декламирование текста по-разному: громко, тихо, басом и т.д.
4. Добавляем движения: метрические шаги в рассыпную, по кругу, с поворотами, остановками, приседаниями и т.д.
Перспективный план работы с детьми на 2024-2025 г.г.
Направление работы | Музыкальные инструменты | Форма работы | Сроки |
Повторение приемов звукоизвлечения на бубне ладошкой, встряхивание. Показ нового приема - подушечками пальцев. | Барабаны, бубны, колокольчики, деревянные ложки, металлофон | Музыкально-дидактические игры: «Музыкальный магазин», «Ноги и ножки» муз. В. Агафонникова. Игра «Прыг, прыг, скок» (барабан) Игра-приветствие «Здравствуйте» | сентябрь |
Закреплять навыки игры на колокольчиках, умение реагировать на начало и конец музыки (колокольчики звучат – колокольчики отдыхают, спят на ладошке); развивать чувство ансамбля: одновременно начинать и заканчивать игру. Навыки игры на маракасах, ложках, бубнах | Колокольчики
Бубны, ложки, маракасы | Песня «Осень наступила» муз. Насауленко
Музыкально-дидактическая игра «По тропинке в лес идем» | октябрь |
Обучение игре на металлофоне: игра на одной пластине, glissando (птицы улетели) | Металлофоны | Песня «Андрей-воробей» рус.нар. прибаутка | ноябрь |
Познакомить с приемами игры на муз. треугольнике. Развивать чувство ансамбля: одновременно начинать и заканчивать игру.
| Музыкальный треугольник, колокольчики | «Колокольчики звенят» В. Моцарта Песня «Санки» муз. М. Красева (вступление, заключение) | декабрь |
Отрабатывать поступенное движение вверх-вниз Познакомить с новыми приемами игры на ложках: лошадка далеко – близко, скачет быстро –медленно, по траве (глухой звук) – по мостовой. | Металлофон, ложки, бубны, муз. треугольник, колокольчики, барабан | «Лесенка» муз. Е. Тиличеевой Музыкально-дидактическая игра – «Музыкальный домик» «Лошадка» муз. Н. Потоловского | январь
|
Разучивание новой пьесы. Распределение инструментов. Поэтапное разучивание всех партий. Развивать чувство ансамбля. | Ложки, бубны | «Новогодняя полька» муз. Ан. Александрова | февраль |
Закреплять навыки игры на металлофоне. Развивать звуковысотный слух, умение играть небольшие отрезки звукоряда, идущие вниз. Познакомить с новым инструментом – румба. | Металлофон, ложки, колокольчики, румба, шарманка | «Жаворонушки, прилетите-ка» - закличка Озвучивание сказки «Курочка Ряба» | март |
Развивать навыки оркестровки на различных | Музыкальный | «Весенняя миниатюра» | апрель |
музыкальных инструментах. | треугольник, колокольчики, бубны | В. Куликовой | |
Учить импровизировать простейшие ритмы. Развивать чувство ритма. | Барабан, бубен. Все знакомые детям инструменты | «Марш» Музыкально-дидактическая игра «Любит кукла танцевать» - русская народная мелодия. | Май |
Самостоятельная работа воспитанников:
- Закрепление технических навыков исполнения элементарного звучащего жеста;
- Закрепление базовых упражнений телесной ритмики;
- Подбор слов, словосочетаний в рече- двигательной ритмике;
- Подбор музыкального сопровождения для творческой работы;
- Выбор элементов телесной перкуссии для творческой работы.
Планируемые результаты:
- В результате освоения программы воспитанник овладеет: Техникой Bodi – Percussion.
- Имеет хорошо сформированное чувство ритма: устойчивый метр, выделение сильной доли, умение исполнить ритмы в звучащих жестах, с речевой поддержкой и без нее; может недолго держать ритмы остинато с речевой поддержкой (4 такта); может импровизировать ритмы цепочкой без пауз на фоне пульса.
- Может петь, сочетая пение, игру, движение.
- Элементарной музыкальной импровизацией с использованием элементов Bodi – Percussion.
-Умеет принять участие в музицировании экспромтом, подстроиться к звучащей музыке, найти свой способ игры в технике Bodi – Percussion.
Мониторинг: «Выявление качества приёмов игры на детских музыкальных инструментах».
Цель: Выявить овладение элементарными навыками и приёмами игры на детских музыкальных инструментах. Предложить исполнить знакомую попевку на ударно- мелодических инструментах и ударных.
Репертуар: из программы.
Материал: Детские музыкальные инструменты, музыкально - дидактические игры.
Оценка результатов:
- Высокий уровень, если ребёнок: - владеет приёмами игры на различных детских музыкальных инструментах, вычленяет и воспроизводит ритмический рисунок, эмоционально и выразительно исполняет попевку в ансамбле и оркестре.
- Средний уровень, если ребёнок: - владеет приёмами игры на различных детских музыкальных инструментах испытывает затруднение в воспроизведении мелодии или ритмического рисунка.
- Низкий уровень, если ребёнок: - недостаточно владеет приёмами игры на некоторых инструментах, испытывает затруднение в воспроизведении мелодии и ритмического рисунка, в игра в ансамбле, оркестре.
Речевые игры в технике «боди перкуссия»
для детей младшего и среднего дошкольного возраста
1. Игра-приветствие «Здравствуйте»
Взрослый: Здравствуйте, ручки!
Дети: Здравствуйте! (хлопают)
Взрослый: Здравствуйте, ножки!
Дети: Здравствуйте! (топают)
Взрослый: Здравствуйте, коленочки!
Дети: Здравствуйте! (шлепают по коленям)
2. Игра «Лиса»
Уж как шла лиса домой, (Хлопок, шлепок по коленям)
Нашла книгу под сосной (Поочерёдно шлепки по коленям)
Она села на пенёк (Притопы)
И читала весь денёк. (Раскрыть ладони – смотреть в «книгу»)
3. Игра «Лепёшки»
Наберу мучицы, (Круговые движения по коленям)
Подолью водицы (Шлепки по коленям)
Для детей хороших (Притопы)
Напеку лепёшек. (Хлопки)
4. Игра «Листопад»
Осень, осень! Листопад! (ритмичные хлопки)
Лес осенний конопат (щелчки пальцами)
Листья рыжие шуршат (трут ладошку о ладошку)
И летят, летят, летят (качают руками)
5. Игра «Дождик»
Дождь, дождь, дождь с утра (Хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (Легкие прыжки на месте)
Шлеп по лужам, шлеп – шлеп! (Притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп – хлоп! (Хлопки)
Дождик нас не поливает, (Грозят пальцем)
А скорее догоняет! (Убегают от дождика)
Речевые игры в технике «боди перкуссия»
для детей старшего дошкольного возраста
Игра «Цигали, Бугали и Ца»
Для пробуждения фантазии и введение в игру детям рассказывается история о фантастических существах - Цигали, Бугали и Ца. Педагог показывает, как они могут двигаться и интонирует их имена (например, «Цигали» - произносит в верхнем регистре, пискляво, «Бугали» - утрированно, низким голосом, «Ца» - в среднем регистре, коротко, утрированно). Затем, стоя в кругу, все по очереди пробуют быть этими существами, (передавая по-своему образы голосом, движениями, интонацией).
Ход игры
1 вар. Дети выучивают комбинацию движений за педагогом, темп можно постепенно ускорять от раза к разу.
Описание движений:
цигали - удар двумя ладошками по грудной косточке
бугали - удар двумя ладошками по коленям
ца - хлопок в ладоши
Комбинация движений:
цигали-цигали, ца-ца
бугали-бугали, ца-ца
цигали, ца
бугали, ца
цигали, бугали, ца
2 вар. Игра проходит в тесном кругу. Дети стоят парами лицом друг к другу, но повернувшись боком в круг, комбинация движений та же, что и в 1 вар., но на движение «ца» дети делают хлопок друг другу по ладошкам, как только дети выполнят комбинацию движений в первый раз, на вторую комбинацию (на повтор) дети поворачиваются на 180 градусов и оказываются лицом к партнеру, который до этого стоял за его спиной. Образуются новые пары, игра повторяется.
Музыкальные игры в технике боди перкуссии
Звучащими жестами можно сопровождать исполнение мелодий, песен.
Приведу пример игры «Веселые палочки», помогающей понять и прожить музыку через активные движения.
Описание игры: дети сидят по кругу, перед ними лежат по две палочки. Звучит музыка Варламова «Кукушка». Дети отстукивают ритм вначале по коленям кулачками, щелчками, берут палочки и ритмично стучат ими, после чего перекатывают следующему ребёнку, игра продолжается по кругу.
В данной технике традиционно используют четыре основных body-звука (в порядке от самого низкого до самого высокого):
-Топ - топ – шагание ногами по полу ;
-Шлеп - шлеп – хлопки ладонями или по коленям (поочередно или одновременно);
-Хлоп-хлоп – хлопанье в ладоши;
- Щелк - щелк – щелчки большим и средним пальцами.
Освоив базовые «аккорды» и научившись сотрудничать с собственным телом, я пошли дальше и придумала «Body-звуки», которые использую в своей практике.
-Тум – удар двумя ногами;
-Тэка-тэка – хлопки по животу (поочередно или одновременно);
-Клап- клап - хлопки ладонями по бедрам (поочередно или одновременно);
-Тока-тока – хлопки по груди (поочередно или одновременно);
Список литературы:
1. Лизунова, Г. В. Музыкально-педагогическая концепция К. Орфа в России [Текст] / Г.В. Лизунова // Искусство в школе. – Москва: Научтехлитиздат, 1999. № 6. С. 24-26.
2. Гарифуллина, Р.Н. Музыкальное направление - боди перкуссия [Электронный ресурс] / Р.Н. Гарифуллина. - Режим доступа: https://multiurok.ru/files/muzykal-noie-napravlieniiebodi-pierkussiia.html
3. Перкуссия [Электронный ресурс] // Медицинская энциклопедия. - Режим доступа: http://www.medical-enc.ru/15/percussion.shtml.
4.Сауко Т.Н., Буренина А.И. Топ – хлоп, малыши: программа музыкально – ритмического воспитания детей 2 – 3 лет. – СПб., 2001. – 120с.
4. Шульверк Карла Орфа и система элементарного музыкального воспитания детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00492424_0.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию "Развитие чувства ритма у детей"
Проект "развитие чувства ритма у детей". ДЛя детей старшего возраста....

План работы по самообразованию "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах"
Данный план самообразования был написан мной (с помощью интернет-ресурсов) на 2016-2017 г....

Проект «Веселый каблучок» по развитию чувства ритма у детей 3-4 лет в процессе музыкально-ритмической деятельности/
Развитие музыкально-ритмического воспитания детей младшего возраста. На основе использования музыкальной ритмопластики на занятиях кружка....

Тема самообразования "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"
Тема самообразования "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"...

2021-2022 Отчет по теме самообразования :"Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игре на ДМИ"
Игра на ДМИ...

План самообразования «Развитие чувства ритма у детей с использованием русского народного фольклора на музыкальных занятиях в ДОУ»
В плане прописаны: цель, задачи, предполагаемые результаты, актуальность. Он разбит на три этапа работы: организационно-ознакомительный, практический, обобщающий....

план по самообразованию «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 города Данкова Липецкой области...
