Тема самообразования "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"
методическая разработка по музыке

Гатилова Мария Валерьевна

Тема самообразования "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._plan_samoobrazovaniya.docx29.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31»

План самообразования музыкального руководителя Гатиловой Марии Валерьевны

на 2021-2022 учебный год

Тема: «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры

на детских музыкальных инструментах»

Одна из основных задач музыкального воспитания согласно ФГОС: «Развитие музыкальных способностей». 

Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Игра на ДМИ в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение. Учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партерном, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма. Позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства.                   Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему развитию; развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного возраста. Кроме того, ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.

Цель педагогической работы: Содействие развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности.

Задачи (по самообразованию):

  • Повысить профессиональное мастерство и компетентность по данной теме.
  • Изучить теоретический материал и передовые технологии по развитию у детей чувства ритма, как одного из самых эффективных методов развития музыкальности – метода, основанного на естественной двигательной реакции на музыку, свойственному любому ребенку.
  • Отбор необходимого материала из дошкольных методик.
  • Поиск и апробация методов и приёмов работы с детьми.
  • Разработать и изготовить музыкально – дидактические игры, направленные на развитие чувства ритма у детей.
  • Использовать в работе теоретический и практический материал по развитию у детей дошкольного возраста чувства ритма, учитывая физическое и психическое развитие дошкольников.

Задачи (по работе с детьми):

  • Развивать чувство ритма
  • Тренировать внутренний слух
  • Учить выделять сильную долю такта
  • Способствовать развитию познавательного интереса
  • Побуждать ребенка использовать ДМИ в самостоятельной деятельности.

Задачи (по взаимодействию с семьями воспитанников):

  • способствовать развитию заинтересованности и вовлечению родителей воспитанников в проводимой работе.

Объект исследования – процесс развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия развития чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе обучения на музыкальных инструментах.

Гипотеза исследования – эффективность процесса развития чувства ритма у детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах может быть обеспечена при условии:

- если будет разработана система работы с детьми, включающая в себя III блока:

I блок – ознакомительный (ритмические упражнения, тематические занятия);

II блок – основной (занятия по обучению игре на ДМИ);

III блок – итоговый (игра в детском оркестре).

  Этапы реализации:

  1. Подготовительный этап:
  • Изучить нормативно – правовые документы, методическую литературу, интернет-ресурсы.
  • Провести педагогическую диагностику на начало учебного года.
  • Разработать перспективный план работы с детьми.
  • Разработать план по взаимодействию с семьями воспитанников.
  • Разработать план по взаимодействию с педагогами ДОУ.
  • Разработать картотеки по данной теме.
  • Совершенствовать развивающую предметно-пространственную среду по музыкальному  воспитанию.

  1. Основной этап:
  • Внедрить в практику перспективный план работы с детьми, план по взаимодействию с родителями воспитанников, план по взаимодействию с педагогами ДОУ.
  1. Заключительный этап:
  • Провести повторный педагогический мониториг.
  • Проанализировать работу по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний и умений, необходимых для развития чувства ритма.
  • Определить дальнейшие перспективы в работе.

Подбор материала с опорой на принципы:

  • Принцип системности - систематическое проведение образовательной деятельности в течение всего учебного процесса.
  • Принцип последовательности - подача материала производится постепенно, без перегрузки, с нарастающим объёмом информации.
  • Принцип доступности -  изложение материала излагается в игровой форме.
  • Принцип индивидуального подхода – подача материала основана на внимательном изучении причин отставания каждого ребенка. Если у ребенка присутствует или проявляется явление негативизма к своей работе, необходимо вмешательство взрослого, как партнёра.
  • Принцип деятельности – заключается в такой организации обучения, когда ребенок получает не готовые знания, а добывает их сам.

Методы и приемы обучения:

  1. Словесный метод – рассказ, беседа.

Приемы: объяснение, пояснения, рассматривание картин, презентаций, знакомство с музыкальными

инструментами, словесные дидактические игры, инструкция, вопросы к детям. 

  1. Наглядный  метод – демонстрация наглядных пособий, моделей.

Приемы: показ способов действий, показ образца.

  1. Игровой метод – музыкально-дидактическая игра.

Приемы: создание игровой ситуации, загадывание и отгадывание загадок, выполнение музыкальным

руководителем игровых действий.        

  1. Практический – упражнения.

Приемы: создание условий для игры на ДМИ

Формы работы:

  • Проведение мониторинга в начале учебного года.
  • Изучение методической литературы.
  • Использование ресурсов.
  • Разработка сценариев праздников, развлечений, досугов.
  • Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности.
  • Разработка картотек.
  • Подбор методической литературы, приемов, упражнений из опыта работы коллег.
  • Мастер-класс для воспитателей и других педагогов.
  • Индивидуальные консультация для воспитателей и семей воспитанников.
  • Информационный материал на стендах групп для семей воспитанников и на сайте ДОУ.

Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

1.Проведение консультации для педагогов ДОУ:

  • «Система обучения детей игре на музыкальных инструментах в детском саду»
  • «Игра на ДМИ по развитию чувства ритма в музыкальной деятельности»
  • «Презентация для воспитателей и семей воспитанников «Детские музыкальные инструменты».

3. Консультация для семей воспитанников:

  • «Советы родителям по обучению детей игре на ДМИ»
  • «Изготовление шумовых инструментов своими руками»

4. Участие во Всероссийских интернет-конкурсах педагогического мастерства.

Предполагаемый результат:

Чувство музыкального ритма является первоосновой музыкально-исполнительской грамотности. Развитие чувства ритма для современной музыкальной педагогики представляет исключительно трудную задачу. Развитие чувства ритма в процессе игры на ДМИ сближает возможности всех учащихся и превращает группу на определенном этапе в единый музыкальный коллектив. Создавая благоприятные возможности для анализа элементов музыкального языка, игра на музыкальных инструментах становится важным и необходимым условием для развития у детей полноценного восприятия музыки.

План работы на 2021-2022 уч.год

Сроки

Формы работы

Практический выход

Сентябрь 2021 – Май 2022

Методическая работа в течение года

Диагностика чувства ритма, с использованием игры на Д.М.И.

Знакомство и анализ новинок учебно-методической литературы, изучение интернет-ресурсов. 

Прохождение онлайн-курсов повышения квалификации, семинаров, мастер-классов дистанционно (на платформе Zoom).

Изучение и применение опыта других музыкальных руководителей.

Разработка и создание музыкально – дидактических игр, направленных на развитие чувства ритма у дошкольников.                                                                            

Подготовка и апробация игровых и тематических занятий с использованием ИКТ.

Использование на занятиях и в индивидуальной работе музыкальных и шумовых инструментов.

Использование интернет-ресурсов для работы с дошкольниками.

Подбор музыкальных произведений для оркестра.

Оформление картотек: «Картотека игр на развитие чувства ритма.

Знакомство с разными методиками преподавания игры на ДМИ.

Карты с результатами мониторинга.

Систематическое применение  опыта на групповых и индивидуальных занятиях

Выступления детей на праздниках, участие в музыкальных конкурсах.

Повышение теоретического, научно-методического уровня

Музыкально –дидактические игры

Сентябрь 2021

С детьми:  Мониторинг.

Карты с результатами

С семьями воспитанников: Анкетирование для семей воспитанников.                   Консультация «Значение и задачи раннего приобщения детей к игре на д.м.и.                                                                                        

Консультации для родителей на стендах ДОУ и на сайте детского сада, индивидуальные беседы.

Октябрь 2021

С детьми: Подготовка к осеннему празднику, с использованием игры на д.м.и.

Осенний праздник

С семьями воспитанников: Консультация для законных представителей «Этот чудесный ритм»

Информация на стенде для родителей «Этот чудесный ритм»

Ноябрь 2021

С детьми: Развиваем чувство ритма детей в процессе обучения игре на музыкальных инструментах.

С семьями воспитанников: Консультация для родителей «Использование  ритмических игр со словом в домашних условиях».

Оформление информации для семей воспитанников.

Декабрь 2021

С детьми: Подготовка к новогоднему празднику с применением ДМИ.

Новогодний праздник.

Мастер – класс для  воспитателей: «Музыкально – дидактические и ритмические игры, их использование вне музыкальных занятий.

Музыкально-дидактические игры в самостоятельной деятельности детей.

 С семьями воспитанников: «Презентация для семей воспитанников «Детские музыкальные инструменты».

 

Презентация для семей воспитанников.

Январь 2022

С детьми:  Систематическое использование музыкальных инструментов на музыкальных занятиях, утренниках.

С семьями воспитанников: «Советы родителям по обучению детей игре на ДМИ».                                                

                                                               

Информация на стенде и на сайте ДОУ.

Февраль 2022

С детьми: Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в ходе самостоятельной музыкальной деятельности, праздников и развлечений, досугов.

 Игра на д.м.и. в самостоятельной деятельности и на занятиях.

С семьями воспитанников: Консультация для родителей «Изготовление шумовых инструментов дома».

Оформление
информации для родителей.

Март 2022

С детьми: Развитие чувства ритма в процессе игры на самодельных музыкальных инструментах.

С семьями воспитанников: Конкурс для родителей и детей «Лучший шумовой инструмент своими руками».

Выставка самодельных  шумовых инструментов.

Апрель 2022

С детьми: Подготовка к  концерту внутри ДОУ «Мы -артисты».

 Концерт

С семьями воспитанников: Выставка музыкально – дидактических игр и пособий, направленных на развитие чувства ритма.

Выставка музыкально – дидактических игр и пособий

Май 2022

С детьми: Подготовка к выставке рисунков музыкальных инструментов.

 Выставка рисунков «Музыкальные инструменты».

Диагностика. Обобщение результатов работы по теме.

Карты с результатами. Отчет по самообразованию.

 

 

Список используемой литературы

  • М. Александровская "Каждый ребенок – музыкант". 13/2001 г. "Дошкольное образование".
  • Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб. пособие. - СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2004.
  • А.И. Буренина. Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. СПб.: ЛОИРО, 2000.
  • Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2001.
  • Метлов Н.А. Музыка – детям. - М., 1985.
  • Методика музыкального воспитания в детском саду. /под редакцией Н.А. Ветлугиной/ - М., 1989.
  • Руднева С. Ритмика. Музыкальное движение, - М., 1972.
  • Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей. - СПб.: «Музыкальная палитра», 2007.
  • Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.
  • Т.Э. Тютюнникова "Движение и музыка". 4/1999г. "Дошкольное воспитание".
  • Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. СА-ФИ-ДАНСЕ. - СПб., 2000.
  • Журнал «Дошкольное воспитание» 2015 - 2020 г. г.
  • Журнал «Музыкальный руководитель».
  • Журнал «Музыкальная палитра».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя  «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»...

Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"

Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом.Даже природа без ритма не существует. Волны, накатывающие на берег, стук дятла в лесу,...

План по самообразованию музыкального руководителя «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»

Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему эмоциональному развитию; умственных спо...

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

Многие люди ошибочно считают, что чувство ритма нужно только музыкантам и танцорам. А ведь ритмы сопровождают нас повсюду. Маленькому ребенку, да и любому взрослому человеку, чувство ритма просто необ...

Консультация для педагогов "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"

Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. В нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. Двигательн...

Консультация для воспитателей "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе иггры на детских музыкальных инструментах"

Ритм - это чередование каких либо звуов в определённой последовательности. Ритмы есть везде : в природе. быту, музыке и тюд. Учим детей слышать их и различать. с...