Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах.
консультация по музыке

Гуторова Ирина Анатольевна

Многие люди ошибочно считают, что чувство ритма нужно только музыкантам и танцорам. А ведь ритмы сопровождают нас повсюду. Маленькому ребенку, да и любому взрослому человеку, чувство ритма просто необходимо для нормальной жизни в современном мире. Именно ритм является основой не только музыкальных произведений, но и всей нашей жизни.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

МДОУ «Детский сад №11» п. Комсомольский

Белгородского района Белгородской области

Музыкальный руководитель

Гуторова Ирина Анатольевна

2019 год.

Многие люди ошибочно считают, что чувство ритма нужно только музыкантам и танцорам. А ведь ритмы сопровождают нас повсюду. Маленькому ребенку, да и любому взрослому человеку, чувство ритма просто необходимо для нормальной жизни в современном мире. Именно ритм является основой не только музыкальных произведений, но и всей нашей жизни.

Развитие чувства ритма является составляющей начальной музыкальной деятельности детей. Вместе с тем значение ритма гораздо шире связано с разными аспектами жизнедеятельности организма ребенка.

Согласитесь, биение сердца, смена времен года, день и ночь – все эти явления имеют прямое отношение к термину «ритм».  

Врачи и военные, моряки и водители без чувства ритма не смогли бы успешно выполнять свои профессиональные обязанности. Даже обыкновенный пешеход без развитого чувства ритма не сможет безопасно пересечь дорогу, потому что ему нужно гармонизировать скорость своего движения по зебре со временем, отведенным светофором для этой цели.  

Значит, развитое чувство ритма в дошкольном возрасте – это прямой путь к обретению гармонии с внешним миром в дальнейшем. 

Актуальность проблемы развития чувства ритма у дошкольников состоит еще и в том, что ритм называют «сердцем» музыки, т.е. музыкально-ритмическое чувство является формирующей способностью. 

Таким образом, формирование чувства ритма у детей – одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время, одна из наиболее сложных. Чувство ритма трудно поддается развитию. Ритмические возможности детей недостаточно активизируются, если музыкальное воспитание включает только пение и слушание. Формирование чувства ритма требует активного освоения музыкально - ритмических соотношений. Этому способствуют музыкально - ритмические движения, игра на простейших ритмических инструментах, использование слоговых обозначений, закрепленных за каждой ритмической единицей («та»«ти»«бег»«шаг»).

Педагогический опыт показывает, что элементарное музицирование значительно активизирует ритмическое чувство воспитанников. Оно развивается в процессе игры знакомых песен на металлофонах и ксилофонах, при исполнении ритмических аккомпанементов к вокально-хоровому репертуару и произведениям для слушания. Выполняя такие задания, дошкольники активно следят за ритмическим развитием музыки, эмоционально переживают, «пропускают» его через себя.

Для активизации ритмического чувства детей нельзя использовать только упражнения в отрыве от «живой» музыки. В то же время нецелесообразно предлагать те или иные инструментально - ритмические задания к произведениям, которых дети не могут охватить целиком. Поэтому в качестве первоначального материала для последовательного формирования ритмического чувства рекомендуется использовать доступные инструментально-песенные миниатюры песен, инструментовки произведений для слушания музыки.

Музыкальная среда, которая окружает детей дома, ограничивается в основном только развлекательной музыкой. В детской психологии и методике развитие речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие, резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте.

Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой, (слитной) речи, ребенок говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Знакомство с миром Музыки у ребенка начинается со звучащих жестов – это ритмичная игра звуками своего тела:

  •  хлопки ладошками;
  • притопы (всей стопой, пяткой, носком);
  • щелчки пальчиками

Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства ритма у детей, верный путь к началу импровизации. Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков, оживляя декламируемые стихи и песни. Спонтанная моторика тела дает ребенку удивительную эмоционально - двигательную разрядку.

Музыкальные игры с детскими музыкальными инструментами – один из эффективных способов развития ритмического чувства у дошкольников. Использование в игре музыкальных инструментов повышает интерес дошкольников к игровой деятельности, развивает воображение, внимание, координацию, закрепляет танцевальные движения, формируют хорошую дикцию, артикуляцию. Такие игры улучшают настроение, способствуют появлению положительных эмоций. Ими также рекомендуется заниматься с самого раннего возраста. В игровой форме дети овладевают движениями общей и мелкой моторики. Учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи.

Особое место в ритмических играх и упражнениях занимают музыкальные игры с деревянными палочками. Упражнения с палочками очень нравятся детям, они являются простым и занимательным средством при освоении детьми различных ритмов, развития метроритмического и тембрового слуха: ведь палочки умеют не только стучать, а еще шуршать, шептать, молчать. После того, как игра проведена, можно предложить детям сложить из палочек букву, дорожку, снежинку, домик. Такое завершение игры прокладывает вектор креативного мышления у детей.

Одним из самых увлекательных форм работы музыкально-ритмических игр для ребенка является рассказывание сказочек-шумелок, если у игры поэтический текст, эту форму часто называют поэтическим музицированием. Сказочка-шумелка – это повествование с использованием музыкальных и шумовых инструментов и звукоподражания. Сказка с шумовым оформлением является веселым и эффективным упражнением для слухового восприятия, развития мелкой моторики, слуховой памяти, метро – ритмического слуха. Музыкальные игры и упражнения по развитию ритмического чувства являются обязательной частью каждого музыкального занятия.

Знакомство и игра на детских музыкальных инструментах - самый притягательный для детей вид музыкальной деятельности. Сама музыка ассоциируется у детей с инструментами. Звуки, извлекаемые из музыкальных инструментов, привлекают внимание детей, возбуждают интерес, взывают к их воображению. Дети особенно восприимчивы к качеству звучания, его ритму, окраске, тембру. Поэтому так интересны детям звучащие предметы и игрушки.

И потому взрослые испокон веков мастерили для детей разнообразные свистелки, пищалки, трещотки, гуделки, погремушки и т.п. Игра в оркестре доставляет детям огромное эмоциональное удовлетворение. Поэтому эта деятельность помогает развитию у них чувства ритма, музыкальной памяти, слуха, формирует умение играть в команде, слышать себя и других, а также совершенствовать навыки исполнения.

Знакомство с детскими музыкальными инструментами проходит как на музыкальных занятиях, так и во время индивидуальной работы, начиная с раннего возраста. Арсенал методических приемов разнообразен: показ иллюстраций и видеороликов, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, фланелеграфа, слушание инструментальной музыки. Маленький ребенок без труда запоминает название музыкальных инструментов, его звучание, приемы извлечения звука.

Мелодические музыкальные инструменты формируют все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

Обучая игре на музыкальных инструментах, надо учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа.

Методы и приемы для развития чувства ритма у детей, в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах:

Практические: игровой метод, упражнения, метод активизации творческих проявлений, подразумевающий направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него;

Словесные: метод моделирования музыкального языка, позволяющий показать и дать ребенку почувствовать ритмические и звуковысотные отношения, динамику, тембр, форму, фактуру; рассказ педагога, беседы.

Наглядные: рассматривание картин, знакомство с музыкальными инструментами.

Слуховой: слушали и определяли звучание музыкальных инструментов.

Дети трех-четырех лет могут быть даже участниками ритмических оркестров, отмечая на ударных инструментах сильную долю под инструментальное или оркестровое сопровождение. Дети могут  по желанию выбирать музыкальный инструмент. Последовательность четких, одинаковых равномерных ударов под музыку - это самое эффективное средство для развития чувства ритма.

У детей среднего возраста диапазон детских музыкальных инструментов постепенно расширяется. Дети овладевают приемами игры на металлофоне, ксилофоне, следят за звукоизвлечением, сольно исполняют песенки-ритмы (на одной нотке). Теперь ребенок берет музыкальный инструмент в руки не только для того, чтобы почувствовать себя музыкантом, но целью музицировании становится ритмичность исполнения.

Упражнение, которое носит название - ритмические дорожки, позволяет дошкольникам получить представление о длительностях нот. В доступном темпе, без музыкального сопровождения, дети прохлопывают, а потом и проигрывают на ударных и шумовых инструментах свои первые ритмы.

Сотворчество детей, семьи и педагога обогащает музыкальную деятельность, делает ее ярче. В процессе совместной деятельности возрастает интерес к музыке не только у детей, но и у взрослых.

Дети старшего дошкольного возраста – это уже музыканты, которым по плечу и ритмический оркестр, и оркестр с проигрыванием фрагментов мелодии музыкального произведения. Эта работа развивает у ребенка не только ритмический слух, но и всю систему музыкальности. Кроме того, при использовании в работе оркестра происходит интеграция содержания образовательных областей, а также развития коммуникативных навыков. Это один из лучших способов развить в ребенке внимание, память, образное мышление, музыкально-эстетическое восприятие.

        Использование на занятиях и в индивидуальной работе не только детских, но и взрослых (настоящих) музыкальных инструментов, способствуют развитию интереса детей к исполнению музыкального произведения. Помогают обеспечить каждому ребенку постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний, воображения. Удовлетворительность ребенка продуктом собственной деятельности ведет к формированию у него потребности повторить положительные переживания радости от результата, что обеспечивает ему возможность для упражнения важных личностных механизмов, влекущих изменения в развитии ребенка.

Занимаясь музыкальным воспитанием детей дошкольного возраста, я обнаружила, что ребенок и музыка необыкновенно схожи, пространства детства и музыки неразрывно связаны с понятием игры. Этот вывод стал для меня исходной точкой, определив сущность педагогических технологий музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.

В разделе «Музыкально – дидактические игры» - применяю озвученные презентации («Добрый мастер»«Лесной оркестр»«Чей домик»«Угадай мелодию и настроение»«Яблонька» и т. д.) помогают ребенку сначала узнать задание, а потом проверить правильность выполнения его.

Формированию основам музыкальной культуры дошкольников, накопление опыта музыкального восприятия способствует технология развития восприятия музыки О. П. Радыновой. Алгоритм применения технологии в практической деятельности:

Этапы:

1й этап: установка на слушание (беседа о муз. произведении, знакомство с автором, названием);

2й этап: исполнение музыкального произведения педагогом или слушание в аудиозаписи;

3й этап: определение эмоционально – образного содержания музыки («Какие чувства передает музыка?»);

4й этап: выделение черт программности и изобразительности при их наличии («О чем рассказывает музыка?»)

5й этап: определение выразительных средств, с помощью которых создан музыкальный образ («Как рассказывает музыка?»);

Причём эти этапы могут наслаиваться друг на друга на каждом последующем занятии. Первый этап является стержневым.

6й этап: Сочетание восприятия музыки с практическими и творческими действиями, помогающими дошкольнику выразить во внешних проявлениях свои переживания, глубже прочувствовать характер музыки, активно переживать свои впечатления.

Игровая технология формирования навыков творческого музицирования Т. Э. Тютюнниковой позволяет сохранять и развивать природную музыкальность дошкольников на основе равноправного, межличностного, творческого, совместного игрового взаимодействия, безоценочного музыкального процесса.

Этапы:

1-й этап: обучение простейшим элементам игры на музыкальных инструментах и умению их практически применять;

2-й этап: творческое музицирование – импровизационное обращение со знакомым материалом, умение его использовать по - своему, комбинировать в различных вариантах, экспериментируя и фантазируя;

3-й этап: концертное музицирование – исполнение ансамблем детей некоторых произведений классической, детской и фольклорной музыки.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомлю с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Подводя итог можно сделать следующие выводы:

  • Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.
  • Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.
  • Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

Зародившийся в детстве интерес к игре на детских музыкальных инструментах, может в дальнейшем привести к профессиональному увлечению. Но даже если этого не произойдет, надеюсь, дети вырастут чуткими к прекрасному, гармонично развитыми людьми. 

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах повышается качество знаний. Ребёнок становится не просто пассивным собирателем информации, а непосредственным участником «событий».

Карл Орф: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».

Используемая литература:

1. И. Каплунова,  И.Новоскольцева. Этот удивительный мир. СПб.: Композитор, 2005.

2. М.Александровская. Каждый ребенок – музыкант. Дошкольное образование №13/2001 г.

3. Т.Э.Тютюнникова. Педагогика сотрудничества. Дошкольное воспитание  №5/2000г.

4. Т.Э.Тютюнникова. Движение и музыка. Дошкольное воспитание  №4/1999г.

5. Т.М.Орлова, С.И.Бекина. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1988

6. Н.А. Ветлугина. Музыка в детском саду. М.: Музыка, 1980

7. Н.А. Ветлугина. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1982

8. Журналы «Дошкольное образование» № №14, 15, 17 за 2005г.

9. Журналы «Музыкальный руководитель» за 2004 – 2015г.г.

10. Журналы «Музыкальная палитра» за 2007 – 2015г.г.

11. Новикова Г.П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Метод. рекомендации. – М., АРКТИ, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»

Индивидуальный план работы по самообразованию музыкального руководителя  «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах»...

План работы по самообразованию "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах"

Данный план самообразования был написан мной (с помощью интернет-ресурсов) на 2016-2017 г....

Консультация музыкального руководителя для педагогов ДОУ "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"

Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом.Даже природа без ритма не существует. Волны, накатывающие на берег, стук дятла в лесу,...

Тема самообразования "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"

Тема самообразования "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"...

Консультация для педагогов "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"

Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. В нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. Двигательн...

Консультация для воспитателей "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе иггры на детских музыкальных инструментах"

Ритм - это чередование каких либо звуов в определённой последовательности. Ритмы есть везде : в природе. быту, музыке и тюд. Учим детей слышать их и различать. с...