Роль дидактических игр и упражнений в формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
опыты и эксперименты
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №20»
Обобщение опыта работы
«Роль дидактических игр и упражнений в формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Выполнила: Гнусина Наталья Александровна
Воспитатель, высшая квалификационная категория
г. Оренбург, 2024г.
Актуальность темы
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Когда внимание ребёнка приковано к игре, к выполнению игровых задач, он сам того не замечая преодолевает трудности математического характера, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке. Поэтому я выбрала тему «Роль дидактических игр и упражнений в формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Целью моей работы является:
Формирование у детей интереса к математике, с помощью интересных заданий и игр, развитие у них внимания, сообразительности.
Поставила перед собой следующие задачи:
1. Активизировать умственную деятельность;
2. Заинтересовывать математическим материалом;
3. Увлекать и развивать детей;
4. Закреплять полученные знания и умения;
5. Упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.
Адресность опыта.
Представленный опыт ориентирован на педагогов дошкольного образования, детей дошкольного возраста и их родителей, так как только во взаимопонимании и совместной деятельности можно прийти к положительным результатам работы. Представленный опыт соответствует критериям передового педагогического опыта, так как ему присуши актуальность, результативность, оптимальность, стабильность, научность.
Итак, занимательная математика как средство развития логического мышления, способствует всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, коммуникабельности, формирует нравственно-волевые качества
Теоретическое обоснование.
Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В ΧVΙΙ – ΧΙΧ вв. вопросы содержания и методов обучения детей дошкольного возраста арифметике и формирования представлений о размерах, мерах измерения, времени и пространстве нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским, Л.Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Рихтерман, А.А., А.С. Метлина и др. Методика формирования элементарных математических представлений у детей
постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.
В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша.
Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:
1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
3. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
4. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.
В своей работе по ФЭМП я использую дидактические игры, по формированию математических представлений, которые можно разделить на следующие группы:
1.Игры с цифрами и числами (К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней. Дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
2.Игры путешествия во времени ((игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение провожу несколько недель, обозначая кружочками каждый день. В дальнейшем, можно использовать следующие игры.
"Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
Математические часы)
3. Игры на ориентировку в пространстве (Например, игра "Найди игрушку. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели. Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях)
4.Игры с геометрическими фигурами
В качестве эффективной технологии развития мыслительной и познавательно- исследовательской деятельности дошкольника, формирования математических представлений использую развивающие Игры на плоскостное моделирование (головоломки)
ПРЕИМУЩЕСТВА (ЗНАЧЕНИЕ) ЭТИХ ИГР
- Соединение в игре интеллектуального занятия и забавы, размышления и развлечения
- Игровые действия осуществляются на основе точно сформулированных правил
- Развитие мыслительных процессов сравнения, обобщения
- Игры требуют от играющего высокого уровня интеллектуальной активности - Качества личности (самостоятельность и инициативность, креативность и др.) и умения (комбинировать, предполагать, видоизменять и др.), приобретенные в играх, применимы в любой учебной и жизненной ситуации
- В процессе игры играющий самостоятельно осуществляет как поэтапный контроль, так и контроль достигнутого результата
- Разные дети могут находиться на высоком, среднем или низком уровне освоения одной и той же игры. Все игры многовариативны, подходы к их решению многообразны, неиссякаемы, поэтому у каждого есть возможность проявить в игре особенности своей личности
Предлагаемые детям игры и игровые упражнения способствуют не только усвоению математических знаний, но и развитию у детей психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, воображения.
Опыт работы показал, что использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей.
Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, работу над этой темой я планирую продолжить.
Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.
Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по теме «Использование логических игр, задач, упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (старшая группа)
Расписание последовательного применения логических игр, задач и упражнений (с раскрытием целей обучения) поэтапно в период обучения ребёнка в старшей группе....
Перспективный план по теме «Использование логических игр, задач, упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» (подготовительная группа)
Расписание последовательного применения логических игр, задач и упражнений (с раскрытием целей обучения) поэтапно в период обучения ребёнка в подготовительной группе....

Консультация для родителей: «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей: «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»....

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».
Консультация для воспитателей«Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста». Математика - это язык, на котором написана кн...

Консультации для родителей "Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста".
Советы родителям по использованию дидактических игр на практике....
Использование игр и игровых упражнений при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Теоретическая часть.1.Роль игры во всестороннем развитии детей дошкольного возраста.2.Классификация игр.3.Дидактические игры, их разнообразие , структура .4.Специфика игр математического с...
