Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: Тема: «Речевое развитие детей подготовительной группы по средствам дидактических игр». 2022-2023 учебный год
материал (младшая группа)

Диева Елена Геннадьевна

Введение:  «Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности».

Актуальность:

Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

  На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

  Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

  Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости в подготовительной группе больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Цель: Повышение профессиональной компетенции по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр в соответствии с ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazoanie_1_ml_gruppa_atestats.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Тема:

 Тема: Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники в  художественно-эстетическом развитии .

2023-2024 учебный год

Вторая группа раннего возроста.

Введение:  «Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности».

 Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.

Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства. Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность. Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения. Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.

Актуальность:

Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Цель:  создание условий для развития мелкой моторики у детей 2-3 лет через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:                                                                                                                                       - Повышение своего профессионального уровня.                                                                   - Углубление знаний через изучение методической литературы по теме.            -  Развитие и укрепление мелкой моторики.                                                             - Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.                                                                                                                           - Обучение приёмам нетрадиционных техник рисования.                                         - Создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности.                                                                                                                      - Подведение детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности.

Срок реализации: 2023 – 2024 гг.  

Ожидаемый результат:                                                                                                            • Динамика развития мелкой моторики.                                                                                      • Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.                                 • Пополнение центра изобразительной деятельности различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому в деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к дальнейшим действиям при помощи дополнительных стимулов.                                                                                                                              Такими стимулами могут быть:

- игра, которая является основным видом деятельности детей;

- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

- музыкальное сопровождение;

- яркая, хорошо продуманная наглядность и др.

Этапы:

  1. Подготовительный этап – Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования, изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.
  2. Основной этап - Апробация различных педтехнологий и методик организации работы с дошкольниками, составление перспективного плана работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.
  3. Заключительный этап - Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ДЕТЬМИ.

Месяц, год

Тема непосредственно образовательной деятельности

Материал

Программное содержание непосредственно образовательной деятельности

Сентябрь 2023г

« Петушок» (рисование ладошкой)

Картон с нарисованным трафаретом петушка белого цвета,  кисти
, клей, гуашь  красного, желтого цвета, вода, салфетка бумажная и матерчатая, иллюстрации с изображением Петушков, магнитофон, аудиокассета «Звуки природы»,

Создать положительный эмоциональный настрой в группе; учить детей рисовать Петушка новым приемом – печатание ладошкой, развивать тактильную чувствительность; совершенствовать технику владения кистью.

Октябрь 2023г

«Дождик, дождик» (рисование пальчиками)

большой зонт;DVD проигрыватель; отрывок из мультфильма  «Весёлый огород»; листы бумаги белого цвета с нарисованной тучкой; разведенная гуашь синего цвета; синие листы бумаги, имитирующие лужи; влажные салфетки.

Закрепить умение рисовать пальчиками; учить плотно прижимать подушечку пальца  к бумаге. Создать положительный эмоциональный настрой в группе.

Ноябрь 2023г

«ПЕРВЫЙ СНЕГ»

(рисование мятой бумагой»

Тонированные листы бумаги с нарисованной ёлкой, белая гуашь, салфетки, комочки мятой бумаги, ёлочка (игрушка, снег (маленькие кружки белого цвета, тарелки (подносы)

Учить детей в рисунке передавать зимнее явление природы: снег, используя нетрадиционную технику рисования (мятой бумагой).

Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Декабрь 2023г

«Наряд для елки»(рисование ватными шариками)

настольная елка наряженная шарами; большие елочные шары; заготовленные листы бумаги с изображением ёлки; USB -проигрыватель; песня «Ёлочка-ёлка – колкая иголка»; разведенная гуашь красного, желтого, синего цвета; ватные палочки; влажные салфетки.

закрепить навыки рисования поролоном или ватными шариками; развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать творческие способности. Воспитывать аккуратность в работе.

Январь 2024г

«Перышки для цыплят» (рисование поролоном)

игрушка- курочка; USB проигрыватель; песенка «Вышла курочка гулять»; листы бумаги белого цвета с изображением цыпленка; разведенная гуашь желтого цвета; поролоновые губки; влажные салфетки.

закреплять умение рисовать поролоном; уметь держать мягкий предмет и наносить им краску.

Февраль 2024г

«Мячики»

(рисование пробками)

игрушка -котенок; картинка с изображением кошки с котятами; USB проигрыватель; ритмичная музыка; мячики разного цвета; магнитная доска; разведенная гуашь красного, желтого, синего, зеленого цвета; пробки; влажные салфетки.

познакомить детей с техникой рисование оттиск пробкой; научиться обхватывать предмет всеми пальцами; Развивать творческие способности. Воспитывать аккуратность в работе.

Март 2024г

«Веточка мимозы»

(рисование ватными палочками)

иллюстрации с признаками весны, заготовленные из бумаги открытки с изображением веточки  (по количеству детей); магнитная доска; веточка мимозы, иллюстрация с изображением веточки мимозы; гуашь желтого цвета; ватные палочки, влажные салфетки, USB-проигрыватель.

развивать мелкую моторику кистей рук детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Апрель 2024г

«Солнышко лучистое» (рисование на песке)

курица с яйцом, цыплёнок, мольберт, фланелеграф, фигурки для фланелеграфа (солнышко, туча) или применение ИКТ, планшеты на каждого ребёнка, песок, музыкальное сопровождение.

обучение детей младшей группы (2-3года) технике рисования песком на стекле для дальнейшего развития творческих способностей.

Май 2024г

«Весеннее Солнышко» (рисование ладошками)

Гуашь желтого цвета на палитрах, салфетки, зеркало, солнце нарисованное на ватмане без лучей, фишки (кружочки желтого цвета, кувшин, музыкальное сопровождение.

Формировать у детей умение рисовать в нетрадиционной технике «ладошкой» (лучи солнца).Закрепить знания детей о желтом цвете.

Развивать творческие способности. Воспитывать аккуратность в работе.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ.

Месяц

Формы работы

Сентябрь

1.Изучение литературы по теме: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную технику рисования»

2.Планирование работы по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную технику рисования».

3. Составление плана по самообразованию.

Октябрь

1.Сбор материала по нетрадиционной технике рисования для детей среднего возраста из Интернет – источников.

2. Родительского собрания  «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную технику рисования».

3.Разработка анкеты и консультации для работы с родителями

4.Оформление информационного стенда для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

5. Консультация для родителей

 «Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста»

Ноябрь

1. Продолжение изучения литературы по заданной тематике: Работы Марии Монтессори по всестороннему развитию детей из различных Интернет – источников.

2. Оформление папки-передвижки «Изобразительное творчество в семье».

3. Пополнение предметно-развивающей среды.

Декабрь

1. Изучение литературы Давыдова Г. Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников.

Нетрадиционные техники. – М.: Издательство «Скрипторий 2003».

2. Изучение литературы по рисованию оттиском бумаги.

3. Конкурс для родителей по проведению рисунков в нетрадиционной технике рисования

Январь

1.Изучение литературы по дидактическим играм.

2. Подготовить мультимидийную презентацию: " Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности".

3. Пополнять предметно - развивающую среду.

Февраль

1.Подбор литературы и ее изучение по методам нетрадиционного рисования.

2. Консультация «Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования».

Март

1. Изучение литературы

Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники / Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2004.- 128 с.

2. Пальчиковое рисование: «Букетик для мамы»

3.Папка-передвижка: «Рисуем без кисточки».

4. Рисуем на песке большие и маленькие предметы.

Апрель

1. Изучение методической литературы по дидактическим играм ИЗО.

2.Скатывание шариков из кусочков салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3. Создание картотеки дидактических игр по рисованию.

4. Мастер класс для воспитателей по теме: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

Май

 1. Проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.                                                              2. Презентациия: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"          3.Сюжетное рисование «Одуванчики на лужайке.                                                 4.  Выставка детских работ для родителей

Практические выходы:

1. Проведение родительского собрания  «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную технику рисования».

 2. Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

 3.  Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования.

4.Консультация для воспитателей по теме самообразования.

5.  Выставка работ детского творчества

6. Отчет о проделанной работе на педагогическом совете ДОУ.                           Показ презентации: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники в  художественно-эстетическом развитии .»

Заключение

Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

К концу года дети стали увереннее держать в руке кисточку и карандаш, проводить различные линии волнистые, вертикальные и горизонтальные, рисовать округлые формы. Они очень любят играть в развивающие игры, где требуется работа пальчиков: игры со шнуровками и застежками, «собери бусы», «Закрой окошечко», «Продень веревочку» и т. д. Таким образом, можно сказать, что у детей улучшилась моторика пальцев рук - пальчики стали более ловкими. Дети стали лучше разговаривать.

Литература:

1. А. А. Фатеева "Рисуем без кисточки""

2. Т. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"

3. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.

4. И. А. Лыкова "Цветные ладошки"

5. Журналы "Дошкольное воспитание", " Воспитатель".

6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

7. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

8.«Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т. С. Комаровой.

9.Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

10. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2015.

11. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2016.

12. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2016. - №18

13. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

14. Григорьева Г. Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». – М., 2000; Давыдова Г. Н.

15.«Нетрадиционные техники рисования в детском саду». ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007г; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др.

16. «Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М. : Сфера, 2005; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И.

17. «Рисование с детьми дошкольного возраста» пособие, М., 2004; Казакова Р. Г.

18.«Занятия по рисованию с дошкольниками» - Творческий Центр Москва 2008; Колдина Д. Н.

19. Изучение интернет – ресурсов по теме самообразования. Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Речевое развитие детей подготовительной группы по средствам дидактических игр».

laquo;Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности&ra...

Самообразование «Речевое развитие детей подготовительной группы по средствам дидактических игр».

laquo;Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности&ra...

Доклад по теме самообразования «Речевое развитие детей подготовительной группы по средствам дидактических игр».

Повышение профессиональной компетенции по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредствам...

Самообразование на тему "Речевое развитие детей подготовительной группы по средствам дидактических игр"

Самообразование - одна из важнейших форм системы непрерывного повышения квалификации педагога ДОУ....

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: Тема: «Речевое развитие детей подготовительной группы по средствам дидактических игр». 2022-2023 учебный год Подготовительная оздоровительная группа.

Введение:  «Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми спос...