Отчет по самообразованию На 2024 - 2025 гг. Тема: «Речевое развитие детей подготовительной группы по средствам дидактических игр». Воспитатель высшей категории Терехова Эльвира Р
материал (подготовительная группа)
Отчет по самообразованию
На 2024 - 2025 гг.
Тема: «Речевое развитие детей подготовительной группы по средствам дидактических игр».
Воспитатель
высшей категории
Терехова Эльвира Ренатовна
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда МАДОУ д/с 129
Отчет по самообразованию
На 2024 - 2025 гг.
Тема: «Речевое развитие детей подготовительной группы по средствам дидактических игр».
Воспитатель
высшей категории
Терехова Эльвира Ренатовна
Калининград 2025
Актуальность
«Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности».
Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости в подготовительной группе больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Цель: Повышение профессиональной компетенции по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр.
Задачи:
- Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.
- Развивать активный словарь детей в игровой, познавательной деятельности.
- Развивать словесно - логическое мышление; речевое внимание, фонематический слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.
- Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
- Подготовить консультации для родителей по данной теме.
- Изготовить папки – передвижки.
- Составить картотеку дидактических игр по развитию речи.
- Изготовить «Лэпбук» (картотека дидактических, пальчиковых игр, физминуток, сборник консультаций).
- Обобщить и распространить передовой педагогический опыт по теме самообразования.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей;
- работа с родителями посредством родительских собраний, индивидуальных
консультаций.
План работы по самообразованию на 2024-2025 учебный год
Этапы работы | Содержание работы | Сроки |
1 этап Подготовительный /теоретический/ | -Анализ и подбор научно-методической литературы; -Создание материально-технических, организационных, научно-методических условий; -Изучение новинок, статей в журналах «Воспитатель ДОУ», «Справочник старшего воспитателя», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч», на интернет- ресурсах; -Посещение семинаров-практикумов, методических объединений, педсоветов; -Прохождение курсов повышения квалификации по теме: -«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки»»; -«Специфика художественно-изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО» | В течение года |
2 этап Практический | -Внедрение опыта работы; -Консультационная помощь педагогам и родителям (законным представителям); -Участие в Международных, Всероссийских, Региональных интернет и дистанционных конкурсах; -Выступление на педагогическом совете с обобщением опыта работы; -Участие в муниципальных конкурсах и конкурсах ДОУ; -Подготовка и участие в городских методических объединениях; -Подготовка и проведение семинаровпрактикумов; -Оформление картотеки русских народных игр; -Оформление картотеки дидактических игр и упражнений по нетрадиционному рисованию; -Размещение методических материалов на Интернет-ресурсах, и в печатных изданиях; -Создание презентации по теме самообразования | Сентябрь- Апрель |
3 этап Итоговый | -Сравнительный анализ за год; -Представление анализа работы по теме самообразования на педагогическом совете. | Апрель-Май |
Практический раздел
Срок | Тема | Содержание работы | Практический выход |
В течение года | Изучение литературы, дидактических игр, методики и технологий педагогов по данной теме | Список литературы Разработка и оформление дидактических игр по данной теме. Картотека. Посещение методических объединений. | Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме. |
Сентябрь | Работа с детьми Проведение НОД, артикуляционной гимнастики, игр на развитие дыхания и усиление звука. Выявление у детей уровней развития речи. Развитие артикуляционного голосового аппарата, мимики, жестов, мелкой моторики пальцев рук. | - Пропевание гласных звуков - А, О, У, И, Э; | Подготовка дидактического материала |
Октябрь | Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. | Дидактические игры на развитие речи, развитие речевого аппарата, развитие слуха и внимания. «Живое слово». «Узнай что звучит». «Пой со мной!». «Звуки вокруг нас». «Сдуй шарик». «Насос». «Весёлая песенка». «Птицы разговаривают». «Веселое путешествие» и др. | Подготовка дидактического материала |
Ноябрь | Оформление папок передвижек на тему: “Дидактические игры для развития речи» Консультация «Возрастные психологические особенности дошкольников 6-7 лет». Пропаганда знаний по развитию речи. | Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала | Уголок для родителей |
Декабрь | Приемы обогащения словаря Проведение кинезиологических упражнений, комплекса артикуляционной гимнастики. Подготовка детей к новогодним утренникам. Разучивание стихотворений, песен. Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия. | Дидактические игры, направленные на обогащение словаря. «Кто это?», «Как об этом сказать?», «Произносим слова», «Какое слово потерялось?», «Хлоп – хлоп», «Играем со словом». Обучение детей вслушиваться в слова, их звучание. Вызывать интерес к слову. | Консультация для родителей «Артикуляционные упражнения в домашних условиях» |
Январь | Работа с детьми Проведение НОД, Обучение описательного рассказывания игр. | Речевые игры «На что это похоже?», «Здравствуйте, я Петрушка!». Проблемные ситуации по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Обучение описательного рассказывания | Родительское собрание «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Ознакомление родителей с результатами работы по развитию речи. |
Февраль | Работа с детьми Говорим правильно | Развивающие упражнения. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т.д.) «Назови, какой звук первый / последний в слове» «Путаница» «Длиннее - короче» «Слова в предложении перепутались» | Консультация для родителей Конкурс с родителями «Книга любимых сказок, песенок или потешек своими руками». Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка книг» |
Март | Работа с детьми Самореализация | Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок по плану звуковой культуры речи. Формирование правильного звукопроизношения. «Ящерица», «Юлька – Юленька – юла», «Эльфы и эхо в прятки играли», «На верхушке каланчи» | Буклет для родителей. Распространение педагогического опыта работы по развитию речи. |
Апрель | Игры и упражнения для развития речи детей. Самореализация | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений | Изготовление Лэпбука по развитию речи |
Май | Мониторинг с детьми по развитию речи Результаты проведенной работы по самообразованию | Отчет | Отчет |
Вывод.
В результате проделанной работы за 2024- 2025 учебный год повысила свой профессиональный уровень по данной теме. Обогатила с помощью родителей развивающую среду дидактическими играми.
Повысила у детей познавательный интерес, они с удовольствием играют в эти игры, у них формируются навыки образования прилагательных, существительных с помощью суффиксов, допускают меньше ошибок при употреблении существительных.
В общении друг с другом чаще стали употреблять в своей речи обобщающие слова – понятия (овощи, фрукты, ягоды, транспорт, одежда, обувь, головной убор, посуда, мебель, животное, домашнее животное, дикое животное, растение, инструмент и т.п.).
Дети научились сами анализировать, сравнивать, делать выводы и открытия и отражать в своей речи свои собственные мысли. Абсолютно бесполезно заучивать по книге, что «свекла и морковка – это овощи, а яблоко и груша – фрукты». Нужно сделать так, чтобы малыш сам для себя открыл, чем отличаются овощи и фрукты.
Одним из наиболее действенных средств является дидактическая игра. В ходе игры познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. Повторность действий способствует формированию навыков и умений.
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.
Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми.
Наша задача – воспитание полноценной личности. Сделать все для того, чтобы дети возможно раньше овладели родной речью, говорили правильно и красиво.
Список использованной литературы:
- Ушакова О. С. Развитие речи для детей 6 - 7 лет. Москва издательский центр «Вентана – Граф», 2009г.
- Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2009г.
- Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 5 - 7 лет. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2009г.
- Ушакова О. С. «Придумай слово», речевые игры для дошкольников. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2014г.
- Владимирская Л. А. «От осени до лета». Детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах. Издательство «Учитель»2002 – 2003г, Волгоград.
- Елкина Н. В. «1000 загадок». Академия развития, Ярославль, 2003г.
- Сахипова З. Г. «Читаем детям». Ленинград «Просвещение», 1991г.
- Нищева Н. В. «Стстема коррекционной работы» Санкт – Петербург «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2003г.
- Смирнов М. В. « 2500 скороговорок для детей 4- 6лет». Издательский Дом «Нева» Санкт – Петербург, 2005г.
- Тарабарина Т. и. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки». Ярославль «Академия Развития», 1997г.
- Аникина В. П. «Живая вода». Сборник русских народных песенок, сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская Литература», 1987г.
- Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. «Литературное чтение» Министерство образования науки Росисской Федерации Москва БАЛАСС, 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию за 2024 – 2025 учебный год «Сенсорное развитие детей раннего возраста по методике Марии Монтессори»
Мария Монтессори...
ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД НА ТЕМУ: «Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста посредством любви к семье»
Отчёт по самообразованию за 2024-2025 учебный годВ 2024-2025 учебном году я начала работу по самообразованию на тему : «Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего во...

Отчет по самообразованию За 2024-2025 уч.г. на тему «Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников»
Народные подвижные игры не должны быть забыты, они доставляют детям удовольствие и радость. Использование народных подвижных игр приводит к ослаблению стресса и напряжения детского организма, улучшает...
Отчет по самообразованию за 2024-2025 учебный год
Отчет по самообразованиюза 2024-2025 учебный год...

Конспект родительского собрания группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста средствами дидактических игр»
Цель:Рассказать родителям детей подготовительной группы о том, как дидактические игры помогают развивать речь у дошкольников. Объяснить, почему важно регулярно играть с ребенком дома, чтобы улучшить е...

Конспект занятия для детей 5-6 лет Тема: "Речевое развитие старших дошкольников по-средством дидактических игр"
Цель:Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством увлекательных, развивающих, дидактических игр...

