Отчет по самообразованию На 2024 - 2025 гг. Тема: «Речевое развитие детей подготовительной группы по средствам дидактических игр». Воспитатель высшей категории Терехова Эльвира Р
материал (подготовительная группа)

Терехова Эльвира Ренатовна

                  Отчет по самообразованию

                      На     2024 - 2025 гг.

                  

Тема: «Речевое развитие детей      подготовительной группы по средствам       дидактических игр».

 

Воспитатель

 высшей категории

Терехова Эльвира Ренатовна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_2025_god.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда МАДОУ д/с 129

                  Отчет по самообразованию

                      На     2024 - 2025 гг.

                   

Тема: «Речевое развитие детей      подготовительной группы по средствам       дидактических игр».

Воспитатель

 высшей категории

Терехова Эльвира Ренатовна

Калининград 2025

Актуальность

         «Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности».

Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости в подготовительной группе больше внимания уделить именно развитию речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

Цель: Повышение профессиональной компетенции по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС. Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр.

Задачи:

  1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.
  2. Развивать активный словарь детей в игровой, познавательной деятельности.
  3. Развивать словесно - логическое мышление; речевое внимание, фонематический слух и восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.
  4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
  5. Подготовить консультации для родителей по данной теме.
  6. Изготовить папки – передвижки.
  7. Составить картотеку дидактических игр по развитию речи.
  8. Изготовить «Лэпбук» (картотека дидактических, пальчиковых игр, физминуток, сборник консультаций).
  9. Обобщить и распространить передовой педагогический опыт по теме самообразования.

Формы работы:

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей;

- работа с родителями посредством родительских собраний, индивидуальных

 консультаций.

     

                            План работы по самообразованию на 2024-2025 учебный год

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

1 этап Подготовительный /теоретический/

-Анализ и подбор научно-методической литературы; -Создание материально-технических, организационных, научно-методических условий;

-Изучение новинок, статей в журналах «Воспитатель ДОУ», «Справочник старшего воспитателя», «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду», «Обруч», на интернет- ресурсах;

-Посещение семинаров-практикумов, методических объединений, педсоветов;

-Прохождение курсов повышения квалификации по теме:  

-«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки»»;

 -«Специфика художественно-изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

В течение года

2 этап Практический

-Внедрение опыта работы;

 -Консультационная помощь педагогам и родителям (законным представителям);

 -Участие в Международных, Всероссийских, Региональных интернет и дистанционных конкурсах;

 -Выступление на педагогическом совете с обобщением опыта работы;

-Участие в муниципальных конкурсах и конкурсах ДОУ; -Подготовка и участие в городских методических объединениях;

-Подготовка и проведение семинаровпрактикумов; -Оформление картотеки   русских народных игр;

 -Оформление картотеки дидактических игр и упражнений по нетрадиционному рисованию;

 -Размещение методических материалов на Интернет-ресурсах, и в печатных изданиях;

 -Создание презентации по теме самообразования

Сентябрь- Апрель

3 этап Итоговый

-Сравнительный анализ за год;

-Представление анализа работы по теме самообразования на педагогическом совете.

Апрель-Май

                                                 Практический раздел

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

В течение года

Изучение литературы, дидактических игр, методики и технологий педагогов по данной теме

Список литературы

Разработка и оформление дидактических игр по данной теме. Картотека. Посещение методических объединений.

Обучение родителей приёмам и методам развития речи в игровой форме.

Сентябрь

Работа с детьми

Проведение НОД, артикуляционной гимнастики, игр на развитие дыхания и усиление звука. Выявление у детей уровней развития речи. Развитие артикуляционного голосового аппарата, мимики, жестов, мелкой моторики  пальцев рук.

- Пропевание гласных звуков - А, О, У, И, Э;
- длительное произнесение некоторых согласных звуков - С, З, Ш, Ж, Ф, Х;
- произнесение слогов на одном выдохе;
- произнесение слов на одном выдохе;
- произнесение фраз различной длины на одном выдохе;
- чтение стихотворений;
- пение песенок;
- выразительный рассказ, пересказ текстов.

Подготовка дидактического материала

Октябрь

Использование дидактической игры в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Дидактические игры на развитие речи, развитие речевого аппарата, развитие слуха и внимания.

 «Живое слово». «Узнай что звучит». «Пой со мной!». «Звуки вокруг нас». «Сдуй шарик». «Насос». «Весёлая песенка». «Птицы разговаривают». «Веселое путешествие» и др.

Подготовка дидактического материала

Ноябрь

Оформление папок передвижек на тему: “Дидактические игры для развития речи» Консультация «Возрастные психологические особенности дошкольников 6-7 лет». Пропаганда знаний по развитию речи.

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала

Уголок для родителей

Декабрь

Приемы обогащения словаря

Проведение кинезиологических упражнений, комплекса артикуляционной гимнастики.

Подготовка детей к новогодним утренникам. Разучивание стихотворений, песен. Развитие артикуляционного аппарата, мышления, памяти, внимания. Формирование фонематического слуха и восприятия.

Дидактические игры, направленные на обогащение словаря. «Кто это?», «Как об этом сказать?», «Произносим слова», «Какое слово потерялось?», «Хлоп – хлоп», «Играем со словом».

 Обучение детей вслушиваться в слова, их звучание. Вызывать интерес к слову.

Консультация для родителей «Артикуляционные упражнения в домашних условиях»

Январь

Работа с детьми 

Проведение НОД, Обучение описательного рассказывания игр.

 Речевые игры «На что это похоже?», «Здравствуйте, я Петрушка!». Проблемные ситуации по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла». Обучение описательного рассказывания

Родительское собрание «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Ознакомление родителей с результатами работы по развитию речи.

Февраль

Работа с детьми

Говорим правильно

Развивающие упражнения. «Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А» (Т, О, Р, К и т.д.)

«Назови, какой звук первый / последний в слове»

 «Путаница»

«Длиннее - короче»

«Слова в предложении перепутались»

Консультация для родителей

Конкурс с родителями «Книга любимых сказок, песенок или потешек своими руками». Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка книг»

Март

Работа с детьми

Самореализация

Проговаривание и разучивание чистоговорок,  скороговорок по плану звуковой культуры речи. Формирование правильного звукопроизношения.

«Ящерица», «Юлька – Юленька – юла», «Эльфы и эхо в прятки играли», «На верхушке каланчи»

Буклет для родителей.

Распространение педагогического опыта работы по развитию речи.

Апрель

Игры и упражнения для развития речи детей.

Самореализация

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений

Изготовление Лэпбука по развитию речи

Май

 Мониторинг с детьми по развитию речи

Результаты проведенной работы по самообразованию

Отчет

Отчет


Вывод.

В результате проделанной работы за 2024- 2025 учебный год повысила свой профессиональный уровень по данной теме. Обогатила с помощью родителей развивающую среду дидактическими играми.

Повысила у детей познавательный интерес, они с удовольствием играют в эти игры, у них формируются навыки образования прилагательных, существительных с помощью суффиксов, допускают меньше ошибок при употреблении существительных.

В общении друг с другом чаще стали употреблять в своей речи обобщающие слова – понятия (овощи, фрукты, ягоды, транспорт, одежда, обувь, головной убор, посуда, мебель, животное, домашнее животное, дикое животное, растение, инструмент и т.п.). 

Дети научились сами анализировать, сравнивать, делать выводы и открытия и отражать в своей речи свои собственные мысли. Абсолютно бесполезно заучивать по книге, что «свекла и морковка – это овощи, а яблоко и груша – фрукты». Нужно сделать так, чтобы малыш сам для себя открыл, чем отличаются овощи и фрукты.

Одним из наиболее действенных средств является дидактическая игра. В ходе игры познавательное содержание сочетается с привлекательной для ребенка игровой деятельностью. Повторность действий способствует формированию навыков и умений.

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.

Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми.

Наша задача – воспитание полноценной личности. Сделать все для того, чтобы дети возможно раньше овладели родной речью, говорили правильно и красиво.


                           Список использованной  литературы:

  1. Ушакова О. С. Развитие речи для детей 6 - 7 лет. Москва издательский центр «Вентана – Граф», 2009г.
  2. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2009г.
  3. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи для детей 5 - 7 лет. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2009г.
  4. Ушакова О. С. «Придумай слово», речевые игры для дошкольников. Творческий Центр СФЕРА, Москва, 2014г.
  5. Владимирская Л. А. «От осени до лета». Детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах. Издательство «Учитель»2002 – 2003г, Волгоград.
  6. Елкина Н. В. «1000 загадок». Академия развития, Ярославль, 2003г.
  7. Сахипова З. Г. «Читаем детям». Ленинград «Просвещение», 1991г.
  8. Нищева Н. В. «Стстема коррекционной работы» Санкт – Петербург «ДЕТСТВО  –ПРЕСС», 2003г.
  9.  Смирнов М. В. « 2500 скороговорок для детей 4- 6лет». Издательский Дом «Нева» Санкт – Петербург, 2005г.
  10. Тарабарина Т. и. «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки». Ярославль «Академия Развития», 1997г.
  11.  Аникина В. П. «Живая вода». Сборник русских народных песенок, сказок, пословиц, загадок. Москва «Детская Литература», 1987г.
  12. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. «Литературное чтение» Министерство образования науки Росисской Федерации Москва БАЛАСС, 2



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД НА ТЕМУ: «Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста посредством любви к семье»

Отчёт по самообразованию за 2024-2025 учебный годВ 2024-2025 учебном году я начала работу по самообразованию на тему : «Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего во...

Отчет по самообразованию За 2024-2025 уч.г. на тему «Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников»

Народные подвижные игры не должны быть забыты, они доставляют детям удовольствие и радость. Использование народных подвижных игр приводит к ослаблению стресса и напряжения детского организма, улучшает...

Отчет по самообразованию за 2024-2025 учебный год

Отчет по самообразованиюза 2024-2025 учебный год...

Конспект родительского собрания группы общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста средствами дидактических игр»

Цель:Рассказать родителям детей подготовительной группы о том, как дидактические игры помогают развивать речь у дошкольников. Объяснить, почему важно регулярно играть с ребенком дома, чтобы улучшить е...

Конспект занятия для детей 5-6 лет Тема: "Речевое развитие старших дошкольников по-средством дидактических игр"

Цель:Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста посредством увлекательных, развивающих, дидактических игр...