отчет по самообразованию за 2024 - 2025 учебный год материал добавлен 11.10.25.
статья (средняя группа)

Безрукова Елена Николаевна

отчет по самообразованию за 2024 - 2025 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_bezrukova_2025.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию Безруковой Е. Н.

 «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

2024-2025учебный год.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д.С. Лихачев

В 2024-2025 учебном году я продолжила тему по самообразованию: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

Цель: повысить уровень личной профессиональной педагогической компетенции по данной теме, внедрять в работу инновационные методы и приемы.

Для реализации поставленной цели я определила ряд задач:

1. Изучить методическую литературу по данной теме, познакомиться с

опытом коллег.

2. Изучить принципы патриотического воспитания детей в детском саду.

3. Разработать и реализовать план обогащения развивающей предметно-

пространственной среды по данной теме.

4. Обогатить уголок материалом по патриотическому воспитанию в группе.

5. Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.

изучила методическую литературу по теме патриотического воспитания:

  1. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников».
  2. Дурова Н.В. «Очень важный разговор».
  3. Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий».

Познакомилась с опытом коллег, представленным на электронных образовательных ресурсах в сети Интернет (статьи, программы, отчеты из опыта работы, конспекты, игры по теме патриотического воспитания)

В работе использовала следующие методы: 

- наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий);

-словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть);

-игровой метод (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры).

- практический метод: упражнение в проговаривании, звукоподражание, имитация действий.

   Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Для этого с детьми были проведены циклы занятий: «Дружная семья.», «Родной край», «Защитники Родины», «День Победы», все это было так же подкреплено в продуктивной деятельности - аппликации: «Бабушка рядышком с дедушкой», подарочные открытки на праздники: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День Защитников Отечества, День народного единства, «Семейное дерево».

Так же были созданы групповые работы – стенгазеты ко Дню народного единства, День отца и День матери,  День бабушек и дедушек, 23 февраля, 8 марта.

       Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. В связи с этим были подобраны и проведены: открытое занятие по продуктивной деятельности  «Все деревья в серебре».

Дидактические игры: «Наша улица»,  «Ласковое слово для мамы», «Волшебные слова», «Узнай, обведи, назови», «Какой праздник?», «Военные профессии», «Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке», «Маленькие помощники», «Кто служит в армии».

Беседы: « Кто есть в моей семье», «Опиши своего дедушку или бабушку», «Наша страна - Россия», «Москва – главный город России», «Мой город – Стрежевой», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Что такое добро», «Добрые и злые слова»,  «Хочу быть похожей на маму», «Край, в котором мы живем», «Что интересного есть в нашем городе?», «Наша Армия», «Мужские профессии», «Как мы помогаем бабушке и маме», «Как мы поздравляем мам и бабушек», «Покорители космоса» «Кого берут в космонавты?», «Моя большая семья», «День Победы», «Кто такие ветераны?»

Подвижные игры: «Мы веселые ребята», «Летает – не летает»,  «Ждут нас быстрые ракеты…».

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гости к бабушке», «Театр», «Веду дочь на прием к врачу», «Купим лекарства для бабушки (дедушки)  «Путешествие по городу», «Дом Семья», «Дочки - матери».

Рассматривание российской  и региональной символики, картинок, книг, иллюстраций, рассказывающих о широких просторах Родины.

Была подобрана детская литература для чтения: Е.Трутнева «Моя бабушка», А.Барто «Разговор с мамой», З. Александрова «Родина», Е. Благинина «Посидим в тишине», Л. Квитко «Бабушкины руки»,  Г. Виеру «Мамин день, Баруздин «Первый в космосе»,  Т. Белозеров «Майский праздник - День Победы».

В группе были реализованы  проекты: «Мы разные, но все - таки, мы вместе», «Новогодний переполох», «Есть такая профессия – Родину защищать!».

Проведены мероприятия: «Поздравим  мам и бабушек», «Военные учения», дети группы приняли участие в общесадовском мероприятии, посвященном 80 –летию праздника День Победы.

Изготовлены:  лэпбуки  «23 февраля», «Специальная Военная операция», «Моя семья», альбом «Паспорт группы», папки передвижки «Год Защитников отечества», «День Победы», «23 февраля», «Бессмертный полк нашей группы».

    Такая работа позволила детям закрепить знания о российской военной технике, родах войск, воспитала уважение к воинам защитникам нашей Родины.

В группе обогатили материалами  уголки по патриотическому воспитанию: «Мы живем в России!» и «Стрежевой – малая Родина», где дети могут наглядно познакомиться с родной страной, родным городом, символикой, полистать книги, иллюстрации, рассмотреть фотоальбомы. Также была оформлена картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию детей 2 младшей группы.

Патриотическое воспитание и нравственное воспитание связано между собой. Поэтому не надо забывать, что в семье создается та нравственная атмосфера, которая формирует характер ребенка. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории. Формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю. Итогом данной работы было проведено анкетирование родителей, в котором родители отвечали на вопросы по патриотическому воспитанию в семье. В результате подведение итогов по анкетам были сделаны выводы: большинство родителей уделяют время и рассказывают детям о малой родине, о России, читают книги о войне, о героях, посещают достопримечательности нашего города и культурно-досуговые места: «Краеведческий музей», «Детскую библиотеку», «Дом природы», Парковую зону отдыха.

В рамках работы по самообразованию были привлечены к сотрудничеству родители воспитанников, которые стали активными участниками образовательных отношений в рамках темы патриотического воспитания детей. С представителями родительской общественности в течение года был проведен цикл мероприятий:

- детско-родительские творческие выставки: «Дары осени», «Новогодние чудеса», «Космические фантазии»;

- проведены консультации: «Роль бабушек и дедушек в семейном воспитании», «С чего начинается Родина?», «Роль отца в воспитании ребенка», «Народные традиции в воспитании детей»;

- проведены  мини-беседы с родителями о значении нравственно-патриотического воспитания детей, рекомендовала игры и тематику бесед с детьми в домашних условиях.

Родители отметили, что стали более компетентными в вопросах патриотического воспитания своих детей, у представителей родительской общественности сформировалось устойчивое представление о взаимосвязи патриотического воспитания со становлением личности ребенка.

Выводы:

Результатом процесса самообразования являются пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.

Результативность:

-активизировались внутренние эмоциональные связи между воспитанниками,

-сформировалось чувство уважения и привязанности к своей улице, городу, родному краю через все виды детской деятельности;

-расширились представления о России, символах государства (герб, флаг, гимн), памятниках культуры, народного искусства;

-развились чувства ответственности и гордости за достижения страны, появился интерес к народным традициям, обычаям, промыслам;

-сформированы предпосылки для чувства толерантности, уважения к другим народам, их традициям;

-обогатилась предметно-развивающая среда группы, пополнена картотека игр, копилка мультимедийных презентаций.

- В текущем учебном году дети приняли участие в различных конкурсах патриотической направленности, где представили свои работы и получили дипломы победителей и участников.

«Национальные праздники народов России» Тажитдинова Тэона, Погашин Артем, Лопарев Павел. (Дипломы 1 степени в трех разных номинациях).

«Служу России»  Михеев Андрей (участник)

«Удивительный мир природы»

«Горжусь тобой, моя  Россия!»

Так же семьи Лопаревых, Бизикиных, Парфеновых, Амосовых приняли участие в конкурсе «Главное – семья».

Всероссийский конкурс «Никто не забыт, ничто не забыто»  (Окончание конкурса 31.05.25.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет на 1 полугодие 2024- 2025 учебного года.

Аналитический отчет на 1 полугодие 2024- 2025 учебного года....

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД НА ТЕМУ: «Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста посредством любви к семье»

Отчёт по самообразованию за 2024-2025 учебный годВ 2024-2025 учебном году я начала работу по самообразованию на тему : «Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего во...

Отчет по самообразованию За 2024-2025 уч.г. на тему «Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников»

Народные подвижные игры не должны быть забыты, они доставляют детям удовольствие и радость. Использование народных подвижных игр приводит к ослаблению стресса и напряжения детского организма, улучшает...

Отчет по самообразованию за 2024-2025 учебный год

Отчет по самообразованиюза 2024-2025 учебный год...