ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ЗА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД НА ТЕМУ: «Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста посредством любви к семье»
материал (младшая группа)

Отчёт по самообразованию за 2024-2025 учебный год

В 2024-2025 учебном году я начала работу по самообразованию на тему : «Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста посредством любви к семье»

Младший дошкольный возраст — от двух лет — важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам.

Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_patriotizm_otchet_2025.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД  №25»

Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Октябрьская, 100а.Тел. 88655362686,

 тел., факс 88655362677, эл. почта – detsad25_2012@mail.ru, официальный сайт http: https://detsadn25.stv.prosadiki.ru/

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ЗА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД

НА ТЕМУ: «Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста посредством любви к семье»

Подготовила: воспитатель Суханкина О.С.

Отчёт по самообразованию за 2024-2025 учебный год

В 2024-2025 учебном году я начала работу по самообразованию на тему : «Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста посредством любви к семье»

Младший дошкольный возраст — от двух лет — важный период в нравственном развитии детей. На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам.

Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.

В основе нравственно-патриотического воспитания ребенка лежит развитие его нравственных чувств. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, которые связывают его с родным домом и ближайшим окружением, а пример взрослых, особенно близких людей, имеет огромное значение в становлении личности ребенка.

Современные родители из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах детской психологии и педагогики все меньше занимаются воспитанием детей, и дети все больше чувствуют дефицит общения.

Проведение совместных мероприятий для малышей и их родителей способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, а также делают детский сад и семью союзниками в воспитании детей, в формировании ценных жизненных ориентаций и в развитии полноценной личности ребенка.

Цель моей работы: формировать предпосылки нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста через знакомство с семьей.

Поставила перед собой задачи:

1.дать знания детям, что у каждого есть семья;

  2.сформировать у детей представление о себе, о членах семьи, учить правильно называть членов семьи;

3.привлекать семьи детей к сотрудничеству с детским садом;

4.развивать семейное творчество;

5.вызвать у детей интерес к своей семье через рассматривание генеалогического древа;

6.учить строить элементарные родственные связи;

7.воспитывать у детей чувства любви и уважения к близким людям;

8.активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

Задачи для родителей: создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.

Представленные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в образовательной деятельности с воспитанниками, в играх, в быту

        Актуальность темы самообразования:

Моральные основы человеческой личности закладываются ещё в раннем детстве. Нравственное воспитание детей нельзя откладывать на потом, как это, к сожалению, нередко происходит в наши дни. Сегодня многие родители больше озабочены карьерой и материальным достатком, чем нравственно духовным воспитанием детей дошкольного возраста.

Конечно, подобная смена приоритетов во многом обусловлена реалиями современной жизни, которая за два последних десятилетия изменилась коренным образом, но это не оправдывает родителей, не уделяющих должного внимания развитию в детях высоких моральных качеств. Если первоначальный нравственный опыт ребёнка окажется негативным, то исправить ситуацию впоследствии будет очень сложно.

Основой правильного духовно нравственного воспитания детей дошкольного возраста является их высокая эмоциональная отзывчивость. Чувства и поступки маленьких детей отличаются искренностью, при этом малыши склонны к подражательству, то есть в тех или иных ситуациях дети поступают так, как, на их взгляд, повели бы себя взрослые, являющиеся для них авторитетом. В то же время способность предварительно анализировать последствия своих поступков и контролировать собственное поведение не относится к числу врождённых качеств и развивается у детей постепенно.

Поэтому, чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами постоянно должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить.

В процессе работы по самообразованию, изучила следующую методическую литературу:

-Основная образовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2017

-Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. А.Я. Ветохина, З.С. Дмитриенко-СПб: ООО Издательство «Детство–Пресс»: 2011        

-Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников: Вторая группа раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.

-Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) авт. - сост. Н.Н. Гладышева (и др.) - Изд. 2-е, испр. - Волгоград: Учитель, 2016

-Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

-С.Н. Теплюк Ребенок третьего года жизни. - М.: Москва -Синтез, 2016.

-Д.Н. Колдина «Рисование с детьми 2-3 лет» М: Мозаика – Синтез, 2016 г.

-Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Вторая группа раннего возраста. М.: Мозаика – Синтез, 2016 г.

-Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома:1-3 года. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.

-Найбауэр А.В. Мама - рядом. Игровые сеансы с детьми раннего возраста в центре игровой поддержки развития. ФГОС - М.: Мозаика-Синтез, 2017

-Д.Н. Колдина «Игровые занятия с детьми 2-3 лет»

Издательство ООО ТЦ «СФЕРА» 2014г.

-Чтение сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок о семье.

-Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет Э.Я. Степаненкова. - М.: Мозаика-Синтез, 2016.

-Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2016

-Творческое сотрудничество по теме самообразования (с кем) с воспитателем  Комаревцевой Е.Н.., с родителями (законными представителями)

Подготовила   практический материал для занятий и бесед: (наглядные пособия, настольные игры, атрибуты к сюжет-но-ролевым играм, оформление уголка по патриотическому воспитанию)          

        Предметно-развивающая среда пополнилась: В театральном уголке полочка патриотического воспитания, на ней расположены Герб России, флаг России, кукла в национальном костюме, матрешки разной величины, раскрашенные по мотивам народных узоров, символ России-ромашка, картотека игр по патриотическому воспитанию, подставка с раскрасками на тему нравственно-патриотического воспитания, художественная литература «Потешки, песенки»

В течение учебного года для педагогов ДОУ подготовила мастер-класс «Патриотическое воспитание дошкольников»

        -Методические рекомендации «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях перехода на  ФОП»

        -Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» изучала опыт других педагогов с использованием статей из журналов и интерне- источников.

        Провела открытое занятие на тему: «Мамины сказки» по социально-коммуникативному развитию в младшей группе  

        Для повышения педагогической компетенции родителей, подготовлены и проведены консультации: консультация для родителей Консультации «Учитесь говорить со своими детьми», «Воспитываем патриота» (ноябрь)

-Консультация для родителей «Семейные традиции в нравственно патриотическом воспитании детей» Консультация «Быт и традиции народа» (декабрь-февраль), Консультация для родителей «Генеологическое древо»  

-Проведение с родителями мастер-класса «Стенгазета- мамочка милая моя» (проект),

-Фотоконкурс «Наряжаем елку всей семьей»      

          С ноября по апрель с целью ознакомления с правилами поведения в социуме,с воспитанниками проводились сюжетно-ролевые игры «К нам гости пришли», «Больница», «Супермаркет», «Автобус», «Дочки-матери». Дети в процессе игр знакомились с профессиями врача, продавца, правилам приема гостей, этикету, правилам поведения в общественных местах.

        Результативность: дети получили необходимую информацию о своей семье: умеют называть членов семьи по именам, рассказывать о семенных традициях, составляют короткий рассказ о своей семье, о своей родине (городе). Пополнились и углубились знания детей о трудовой деятельности людей, работающих в детском саду (умеют называть профессии сотрудников детского сада, называют помещения детского сада, знают элементарные правила культуры поведения в детском саду, общественных местах, правила общения с взрослыми).

Ребята знают основные правила общения в семье, друг с другом, с взрослыми, в общественных местах.

        Родители: повысился уровень педагогической компетентности по вопросам воспитания детей в семье. У родителей сформировался опыт работы с детьми по развитию навыков общения и сотрудничества, в подготовке их ребенка к социальным отношениям. сформировался интерес к себе как к педагогам-воспитателям в процессе совместного участия в конкурсах ДОУ, в онлайн -конкурсах.

        У педагогов: укрепление системы взаимосвязи работы всех педагогов ДОУ по данной теме, повышение профессиональной компетенции педагогов.

Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе с каждой семьей (с учетом возраста, образования, культурного уровня и взглядов на воспитание) и выбору адекватных методов и форм

        Перспективы на следующий год;

1. Продолжить работу по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (согласно возрастной группе).

2. Продолжить работу по созданию предметно-развивающей среды по теме самообразования.

3. Изучить новинки методической литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Духовно - нравственное воспитание детей раннего возраста посредством фольклора"

ldquo;От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»    ...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....

План по самообразованию на 2022 – 2023 учебный год Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» Младшая группа №10

План по самообразованиюна 2022 – 2023 учебный годТема: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»Младшая группа №10...

План по самообразованию на 2023 - 2024 учебный год. Тема: "Развитие игровой деятельности детей раннего возраста"

Актуальность:Игра - один из тех видов детской деятельности , которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В...

План по самообразованию на 2022 – 2023 учебный год Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»

План по самообразованиюна 2022 – 2023 учебный годТема: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»...

"Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста посредством любви к семье"

В основе нравственно-патриотического воспитания ребенка лежит развитие его нравственных чувств. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, де...

Отчет по самообразованию За 2024-2025 уч.г. на тему «Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников»

Народные подвижные игры не должны быть забыты, они доставляют детям удовольствие и радость. Использование народных подвижных игр приводит к ослаблению стресса и напряжения детского организма, улучшает...