Методический комплекс «Мультипликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Гайер Людмила Леонидовна

Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№40 «Снегурочка»

Методический комплекс

«Мультипликация как средство развития творческих способностей

                          детей дошкольного возраста» за 2021 – 2024 учебный год.

воспитатель Гайер Людмилы Леонидовны

2024 г. Сургут

Введение

«В творчестве нет правильного пути,

 нет неправильного пути, есть только

свой собственный путь».

«Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей» (Р.С. Немов)

Современное демократическое общество нуждается в творческих людях ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей, и то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее.

Проблема развития творческих способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Об этом свидетельствует большое количество публикуемых статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических процессов, так и по развитию разных видов способностей в этом возрасте.

В соответствии с новым Федеральными Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования одним из направлений содержания образовательной области «Художественное творчество», направленного на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении является - развитие детского художественного творчества.

Мультипликация как вид детского творчества существует уже, по крайней мере, два десятка лет - как в нашей стране, так и во многих странах мира. Проводимые на различных уровнях смотры, конкурсы, фестивали по тому, увлекательному виду деятельности вызывают большой интерес детей и взрослых.

Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. С одной стороны, это яркие, зрелищные, образные, простые, доступные дошкольникам сюжеты. Они формируют у детей первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать их общую осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение.

Актуальность

Актуальность изучения проблемы творчества в психолого-педагогической науке объясняется, прежде всего, возникшим противоречием между социальным заказом общества на творческую личность, недостаточной разработанностью общих основ, теории и методологии творчества. Необходимость формирования творческих способностей обусловливается тем, что она определяет продуктивную направленность личности, творческую индивидуальность, является базовым детерминантом социального творчества и заключает в себе концептуальные принципы креативного обучения и воспитания.

В настоящее время разрабатываются и внедряются программы по развитию творческих способностей, мышления и воображения в воспитательно-образовательную работу дошкольного учреждения, включая в себя игровые приемы, но этот процесс еще остается не на должном уровне.

Решить проблему облегчения для детей доступа к внутренним творческим ресурсам можно, опираясь на идею Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Как известно, при определенной внешней помощи любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. Ориентация психологической помощи на уровень развития дошкольника «выше» текущего, а не на уже имеющиеся возможности, дает ребенку шанс обратиться к собственным, еще не использовавшимся внутренним ресурсам. Поощрение творческих проявлений особенно важно в дошкольном возрасте. Именно у дошкольника вся жизнь пронизана фантазией и творчеством. Не получив должного развития в этот период, творческий потенциал далеко не всегда проявится в будущем.

В последнее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания уделяет изобразительной деятельности, как средству развития талантливой, творческой личности. В целом ряде исследований и методических разработок (Т.Н. Доронова, Т.С. Комарова, А.И. Савенков, Е.А. Флёрина, Н.Б. Халезова, С.Г. Якобсон) показаны различные аспекты творчески развивающего потенциала рисования, лепки, и других видов художественной деятельности.

       Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Г.Г. Григорьева исследовали значение изобразительной деятельности для развития творческих способностей дошкольников. Они отметили, что при выполнении творческих заданий в изобразительной деятельности у ребенка возникает необходимость комбинировать самостоятельно свои впечатления, находить вариативные решения при выполнении заданий, широко использовать свой опыт.

Как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. А как добиться такого эффекта?

     Наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволили мне сделать вывод, что старшие дошкольники обладают большим количеством знаний и неиссякаемой фантазией. У родителей воспитанников есть потребность развивать творческие способности своих детей.

      В поисках методов, способствующих развитию творческого мышления ребенка, я обратилась к мультипликации, как ее сейчас называют, - анимация.

      Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности интегративного развития личности. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала.

Цель: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста средствами пластилинографии, конструирования, анимации, мультипликации.

В связи с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи: 

  1. Выявить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
  2. Разработать методический комплекс по данному направлению.
  3. Распространение  опыта методической разработки.

        

Сроки реализации

Этапы работы

Мероприятия

Сроки проведения

1

Теоритический

1

Изучение научно-методической литературы, обзор информации по исследуемой теме в интернете.

2021-2022 г

2

Изучение и организация наличия технических средств для создание мультфильмов

2022-2023 г

3

Прохождение курса обучения

1. «Анимационная педагогика для детей дошкольного и младшего школьного возраста»,

2. «Использование ресурсов пластилинографии и в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС ДО»,

3. «Специфика художественно-изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

4. «Теоретические и практические основы проведения творческих занятий с детьми дошкольного возраста» 

2021-2022 г

2022-2023 г

2023-2024 г

2023-2024 г

2

Практический

1

Разработки конспектов занятий.

2021-2022 г

2

Публикации:

1. «Снижение интереса детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы совместно с родителями»;

2. «Пластилинография, как арт-терапия»;

3. «Загадочный мир мультипликации».

2021-2024 г

3

Конкурсы

2021-2024 г

4

 Проекты:

1. «Рисуночная, пластилиновая анимация

в технике перекладка»;

2. «Способы и виды пластилинографии»;

3 «Знакомство с мастерской рисунка и лепки»

2021-2024 г

Работа с детьми

1

Мониторинг -

Выявление особенностей развития творческих способностей

2021-2024 г

2

Знакомство с разновидностями мультфильмов

2021-2022 г

3

Знакомство с возникновением мультипликации

2021-2022 г

4

Знакомство с отечественной и зарубежной мультипликацией, анимацией

2021-2024 г

5

Знакомство с техникой пластилинографии, изографии

2021-2024 г

6

Работа в разных техниках пластилинографии, изографии

2021-2024 г

7

Создание видео «Что нарисую маме»

1. Выбор стихотворения, заучивание;

2. Выбор фона, персонажей

3. Озвучка;

4.Монтаж

2022 г

8

Создание мультфильма «Дорога к теремку»

1. Выбор мультфильма;

2. Создание декораций к мультфильму;

3. Распределение ролей;

4.Создание персонажей для мультфильма;

5. Раскадровка;

6. Фотографирование этапов;

7. Озвучка;

8. Монтаж

2023 г

9

Работа над проектами:

1.«Рисуночная, пластилиновая анимация

в технике перекладка»;

2. «Способы и виды пластилинографии»;

3 «Знакомство с мастерской рисунка и лепки»

2021-2024 г

Работа с родителями

1

Консультация «Мультипликация – как вид детского творчества»

январь 2021 г

2

Консультация

«Увлекательная и занимательная пластилинография»

сентябрь 2021 г

3

Консультация

«Научите ребёнка рисовать»

февраль 2022 г

4

Консультация

«Методы и приёмы нетрадиционной техники рисования»

сентябрь 2022 г

5

Консультация

«Секреты мультипликации»

октябрь 2023 г

6

Консультация

«Секрет мультипликации»

февраль 2024 г

7

Домашние задания:

1. Посмотреть мультфильм «Мама для мамонтенка»;

2. Просмотр мультфильма «Теремок»;

3. Рекомендация обсудить с детьми героев мультфильма «Теремок»

4. Придумывание и рассказывание историй про жителей сказочного леса;

5. Совместный мультфильм вместе с родителями «Теремок».

март-май 2024 г

8

Памятка:

«Как поддерживать интерес детей к чтению»

ноябрь 2024 г

9

Памятка:

«Берегите книги. Книга благодарит»

январь 2024 г

Предполагаемый результат

У детей появится повышенный интерес, творческая активность, в работах будут преобладать новизна и оригинальность. Дети свободно смогут экспериментировать с художественными материалами и инструментами, выполнять задания самостоятельно, без помощи педагога. Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: творческая активность, самостоятельность.

Мониторинг 2021 -2022 г

Развитие творческих способностей - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. В пластилинографии создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творческих способностей у дошкольников, а также делает сам процесс воспитания и обучения детей актуальным и творческим.
       Поэтому решили определить уровень развития творческих способностей детей с помощью:

-  методик, предложенных Г.А.Урунтаевой, Ю.Ф.Афонькиной «Неоконченный рисунок», «Свободный рисунок»;

- занимательного содержания художественно-творческой деятельности и нетрадиционной техники - пластилинографии «Веселый клоун»;

- методики Л.Ю.Субботиной «Составление и изображение объектов».

Цель использования первых методик – выявить способность придумывать и изображать по замыслу что-нибудь необычное, при помощи дополнительных элементов создавать различные оригинальные образы.

Цель второй методики: выявить интерес к художественно-творческой деятельности, способность изображать объекты и сюжеты с использованием пластилинографии, используя пластические свойства материала, цвет, проявлять активность, стремление довести дело до конца.  

Цель третьей методики: выявить уровень развития воображения и творческого мышления при составлении изображения с помощью геометрических фигур.

Высокий уровень (4 балла) – ярко развиты образность и «творческость» воображения; результаты оригинальны, хорошо развита фантазия; широко используются различные способы творческих действий, активно используется предложенный материал; высокая степень цельности и метафоричности.

Средний уровень (3 балла) – результаты деятельности грамотны и выразительны, но недостаточно оригинальны; присутствует эмоциональная отзывчивость, интерес к выполнению заданий с предложенным материалом, но ребенок затрудняется в выполнении заданий.

Низкий уровень (2 балла) – нет активного интереса к выполнению задания, не способен к самостоятельности, требуется помощь взрослого; работы шаблонны, неоригинальны.

Низший уровень (1 балл) - выполнение заданий вызывает у ребенка затруднения, не владеет системой творческих действий, предложенный материал использует не по назначению.

Результаты мониторинга:

                высокий уровень -  20 %       низкий уровень -  28 %                

                средний уровень -  36 %       низший уровень -  16 %.

Итог: Результаты мониторинга, обнаружили средний и низкий уровень развития творческих способностей, работы детей были шаблонными, неоригинальными, дети использовали мало деталей в рисунках, сочиненные и изображенные сюжеты оказались однообразными, непроработанными, неоригинальными. Полученные мною данные свидетельствуют о том, что лишь немногим детям удается придумать и нарисовать что-то оригинальное и красочное, в основном рисунки детей простые, неоригинальные, с не очень хорошо проработанными деталями. Обработка результатов второй методики показала, желание познать, открыть что – то новое у детей развито очень слабо. Они не могут самостоятельно выполнять какие – либо манипуляции с предложенным материалом, использовать его для создания композиции. Им обязательно нужна помощь воспитателя.

           

Методы и технологии реализации повышения результативности:

 С использованием пластилинографии, изографии, конструирования, развивающих игр, беседы с детьми, наблюдений, продуктивных видов деятельности.

1. Выделен информационно-репродуктивный метод. Он направлен на организацию и обеспечение восприятия, осознания и запоминания новой информации. И чем продуктивней он используется, тем более и существеннее опыт ребенка, обширнее знания его об окружающем мире, что является основой воображения.

2. Репродуктивный метод направлен на закрепление, упрочнение, углубление знаний, способов оперирования знаниями, упрочнение способов деятельности, суть и образец которых уже известны.

Репродуктивный метод позволяет формировать не только конкретные знания, способы действия, но и обобщенные (одно и тоже задания для неоднократного повторения; вариативные задания, сходство которых с ранее усвоенным образцом легко опознаваемо). Ведь сложность задач, возникающих перед воображением, зависит от характера сведений о тех предметах, явлениях, которые мы пытаемся себе представить – от того, на сколько эти сведения полны, подробны и точны, и в какой форме они выражены.

3. Эвристический метод направлен на пооперационное или поэлементное обучение чертам и процедурам творческой деятельности. Педагог включает ребенка в поиск решения не целостной задачи, а отдельных ее элементов (например, педагог сообщает проблему – выводы делают дети и т.д.). Для развития творческого воображения этот метод заключается в направленности на создание новых образов, замыслов на основе усвоенных.

         Таким образом, все вышеперечисленные методы и приемы, направленные на развитие творческих способностей, имеют свою специфику и применяются в самых разных сочетаниях, в зависимости от возрастных особенностей детей, задач обучения и других факторов. А широкий подход к решению проблемы развития творчества в целом является основным условием.

Мониторинг 2022 -2023 г.

Дети научились быстро и самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, находить вариативные решения при выполнении заданий, использовать и комбинировать различные техники для создания образа, использовать свой прошлый опыт. Их работы стали более оригинальными, выразительными, необычными, что является показателем развития творческих способностей.

Результаты мониторинга:

                высокий уровень -  28 %       низкий уровень -  24 %                

                средний уровень -   42 %       низший уровень -  6 %.

По результатам мониторинга было выявлено, что в 28% случаев отмечается высокий уровень развития творческих способностей. 42%   обследуемых детей проявили средний уровень развития творческих способностей. Результаты художественно-творческой деятельности выразительны, но недостаточно оригинальны; присутствует эмоциональная отзывчивость, интерес к выполнению заданий с предложенным материалом, но ребенок затрудняется в выполнении заданий. В 24% случаев отмечается низкий уровень развития творческих способностей и в 6% нисший уровень. Дети предпочитают помощь взрослого, не самостоятельны, предпочитают действовать по образцу.

        Значительно возросла активность родителей: большинство родителей понимают важность развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, поддерживают использование различных материалов, нетрадиционных техник, способствуют созданию соответствующих условий, активно участвуют в совместной деятельности.

Мониторинг 2023 -2024 г

Полученные данные свидетельствуют о более высоком уровне развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в результате проведения системы средств амплификации изобразительной деятельности, а именно обогащение ее нетрадиционной техникой работы пластилинографии и изографии.  Дети научились быстро и самостоятельно комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, находить вариативные решения при выполнении заданий, использовать и комбинировать различные техники для создания образа, использовать свой прошлый опыт. Их работы стали более оригинальными, выразительными, необычными, что является показателем развития творческих способностей.

Результаты мониторинга:

               высокий уровень -   54 %         низкий уровень -  14 %

             средний уровень - 32 %        низший уровень   -  0 %.

По результатам мониторинга было выявлено, что в 54 % случаев отмечается высокий уровень развития творческих способностей.

Для этого уровня стало очевидным наличие целой системы сложных умений:

  • умение видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления и создавать на этой основе новые образы;
  • умение «входить» в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации;
  • умение использовать соответствующие выразительные средства для воплощения образов;
  • самостоятельность, активность, инициатива детей в выполнении деятельности.

    32% обследуемых детей проявили средний уровень развития творческих способностей. Результаты художественно-творческой деятельности выразительны, но недостаточно оригинальны; присутствует эмоциональная отзывчивость, интерес к выполнению заданий с предложенным материалом, но ребенок затрудняется в выполнении заданий.  Всего в 14% случаев отмечается низкий уровень развития творческих способностей. Дети предпочитают помощь взрослого, не самостоятельны, предпочитают действовать по образцу.

        Значительно возросла активность родителей: большинство родителей понимают важность развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, поддерживают использование различных материалов, нетрадиционных техник, способствуют созданию соответствующих условий, активно участвуют в совместной деятельности.

Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы:

1. Дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов.

2. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.

4. Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

Творческий процесс - это настоящее чудо, дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание.

Описание технологий пластилинографии, конструирования,

мультипликации – аницации.

1. Пластилинография – это создание на основе пластилина лепных картин с изображением выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Пластилинография - это один из видов декоративно-прикладного искусства.

Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:

- формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

- освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и

создание с их помощью сюжетных картин;

- обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

- развитие мелкой моторики;

- ознакомление с окружающим миром;

- развитие эмоций и фантазии.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает ручную умелость и мелкую моторику рук, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.

При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.  Также рисование пластилином позволяет использовать бросовый (катушки, диски, бусинки) и природный (шишки, ракушки, семена, каштаны) материалы.

Сама техника универсальна, ее можно использовать и в младшем, и в

старшем дошкольном возрасте.

Цели и задачи должны соответствовать уровню развития ребенка.

Например: можно выполнить пластилиновую картинку «яблоко». В младшей группе дается изображение дерева и детям предлагается вырастить на нем яблоки, малыши отщипывают маленькие части от пластилина и прикрепляют к листу картона. А вот в старшем возрасте дети могут сами нарисовать контур, блик, черенок, лист яблока или воспользоваться шаблоном и заполнить его цветом. Дети 2 – 3 лет могут начать пластилиновую картину с того, что начнут «кормить цыплят или красиво украшать осенние деревья», а для детей 5 – 7 лет, это уже не интересно, им хочется выполнять работы сложнее. Например: по сюжету сказки.

Материалы и инструменты для пластинографии.

Пластилин – благодатный материал для художника. Если знать и использовать секреты пластилина, можно создавать не просто поделки, а настоящие картины из пластилина – от тонких, почти не отличимых от живописи, полотен до выпуклых барельефов.  

Во-первых, пластилин замечательно пластичен, он легко принимает любую форму, раскатывается, разминается и ложится на поверхность любым слоем. Иными словами, рисование пластилином очень удобно: художник имеет дело с необычайно послушным материалом.

Второе замечательное свойство – это вязкость, «прилипчивость».

Третий из секретов пластилина – цветность. Разнообразие цветов и оттенков выпускаемого пластилина само по себе дает широкие возможности, но этим пластилиновая «палитра» не ограничивается.

При создании картины из пластилина к его цветам можно относиться так же, как к художественным краскам: различные цвета можно смешивать и получать новые, со всей гаммой промежуточных оттенков.

Четвертое его свойство – термолабильность. При нагревании (даже до температуры наших рук) пластилин легко размягчается, поэтому пальцы и ладони – это главный инструмент при рисовании пластилином. Некоторые художники почти всю работу выполняют пальцами, размазывая материал по поверхности.

Однако, помимо чисто ручной работы, у художника в распоряжении множество инструментов для рисования пластилином: разнообразные стеки (некоторые мастера делают самодельные стеки удобной для них формы: заостренные, плоские, в форме лопаточек и т.п.), да и любые подручные средства. Годятся гвозди, иглы, зубочистки, любые рельефные поверхности – шестеренки, крышки от бутылок и т.д. Но главный инструмент – все равно руки.  Приемы ручной работы с пластилином те же, что и при лепке, они известны даже детям: раскатывание «колбасок» различной толщины, скатывание шариков, а затем расплющивание их в кружки, прищипывание и так далее.

Рисование пластилином, особенно детское, в принципе не отличается по характеру этих приемов – только детали укладываются на поверхность картины из пластилина, и далее им придается желаемая форма и рельеф поверхности.  

Кроме того, пластилин можно поместить в одноразовый шприц и подогрев его, выдавить поршнем идеально ровную «нить» – так на  картину из пластилина  можно  наносить  стебли, ветки  и другие  линейные детали. Шприц для рисования пластилином можно брать и кондитерский (для более толстых «колбасок» или для деталей с определенным сечением). «Взрослые», «настоящие» художники предпочитают рисование пластилином путем размазывания его по «холсту».

«Холст» для картины из пластилина годится не всякий. Пластилин – материал жирный.  На обычной бумаге или картоне от него могут оставаться жирные разводы.  Конечно, если вся поверхность картины покрывается пластилином сплошь, то это не страшно. Если же оставляется фон, тогда лучше брать иную поверхность: стекло, фанеру, пластик; очень яркие и веселые картины из пластилина можно создавать, заклеив предварительно лист картона самоклейкой любого выбранного вами цвета. А дальше – дело вашей фантазии!

Когда картина из пластилина готова, лучше поместить ее в раму под стекло для сохранности, (но здесь важно помнить о безопасности, в детском саду стекло нельзя использовать).  Некоторые художники предлагают покрыть картину бесцветным лаком или канцелярским клеем.  И еще одно необходимое предупреждение: для детского рисования выбирайте пластилин экологически безвредных марок.

Пластилин должен быть средней мягкости, чтобы пальцы рук сильно не уставали при выполнении работ, если пластилин очень твердый его можно размягчить в горячей воде (но не в кипятке).

Техники и приемы рисования пластилином.

1 способ.

Работа на картоне. Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному.  Сама фактура может напоминать шелк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла.

Можно сделать поверхность картины немного шероховатой.  Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.

2 способ.

Работа на стекле.  Подготовим стекло: уберем картон и протрем его салфеткой, чтобы не было следов от пальцев. Иначе в этих местах будет плохо ложиться тушь.  Подложив эскиз под стекло аккуратно как можно точнее переведем рисунок. Надо учитывать, что он при этом получится в зеркальном отражении.  Туши надо немного подсохнуть.  Во время этой паузы можно заняться подготовкой материала: подобрать цвет пластилина и намешать его оттенки для рисунка.  Раскладываем получившиеся кусочки и анализируем на сколько удачно они сочетаются между собой и оттеняют друг друга. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту.  Поэтому, желательно накладывать пластилин очень маленькими с горошинку кусочками, при этом каждая последующая с чуть измененным оттенком. Затем постепенно разминать их пальцем по поверхности.

Учитывайте, что при растирании пластилина получаются порой необыкновенные разводы, которые только еще больше придают красоту и порой подчеркивают форму. Следите за контуром рисунка и не выходите за его пределы. Бывает и так, что был нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый.  Практика выполнения таких работ показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем – фон. Выполненную работу оформляем – фиксируем с обратной стороны картон зажимами и тщательно начищаем поверхность сухой салфеткой.

3 способ.

Рисовать пластилином можно и другими приемами: «горошками» и «жгутиками». Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок.

4 способ.

Рисование «жгутиками».  Техника «жгутиками» несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.

На картон наносится рисунок, скатываются жгутики потолще, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка.

Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками, как в масляной живописи.

5 способ.

На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.

Рекомендации по организации работы в технике пластилинография.

-  Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон (лучше всего подходит многослойный картон от упаковочных коробок);  

-  Предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка или скотч;

-  Устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером;

- Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее «жизнь».

При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики.

В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно:

- сначала важно научить надавливать на пластилин;

- затем размазывать его от центра к краям контура;

- сочетать оба приема.

Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать лучше с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

При лепке картин следует учитывать особенности работы с пластилином.

Так, для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. Можно воспользоваться двумя способами. Первый – смешивать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно. Второй – взять несколько кусочков разноцветного пластилина, размять, перемешать в одном шарике и рисовать.

Разнообразие способов нанесения пластилиновых мазков, их фактуры, цветового колорита способствует развитию фантазии дошкольников.  В зависимости от замысла фактура мазков может напоминать шелк, стекло или керамику, выглядеть шероховатой или рельефной. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий.

Пластилиновая картина может состоять из шарообразных, сферических или цилиндрических кусочков либо мазков, и при визуальном восприятии выглядит как мозаика.

В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать.  Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха.  Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.

Материалы для создания пластилиновой картины:

- картон с контурным рисунком;  

- набор пластилина;

- салфетка для рук;

- стеки;

- бросовый и природный материалы.

Чтобы повысить интерес детей к результатам своего труда, следует использовать игровые мотивации.  Так, в конце образовательной деятельности педагог может предложить им обыграть свою поделку, задать наводящие вопросы. Использование в игре диалога позволяет развивать речь дошкольников, коммуникативные и творческие способности, облегчает им общение друг с другом.

Работа с пластилином занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому в середине образовательной деятельности необходимо проводить физкультурные минутки.  Еще один важный момент - благоприятный эмоциональный настрой не только воспитателей, но и детей.

Условием успешной работы является оригинальность заданий, формулировка которых становится стимулом к творчеству.  В нашем детском саду занятия в такой технике органично вплетаются в НОД по художественному конструированию.  

Таким образом, организация работы по созданию продуктов детского творчества в технике пластилинография позволяет решать не только практические, но и воспитательно-образовательные задачи, способствует всестороннему развитию личности ребенка.  В игровой форм дети учатся выделять в своих художественных работах главный замысел и оттенять второстепенные детали. Дошкольники получают знания, умения и навыки, знакомятся с миром предметов в процессе частичного использования бросового материала. При этом расширяются возможности изобразительной деятельности детей, раскрываются методы обучения основным правилам, приемам и средствам композиции.

Картины из пластилина желательно оформить в рамках под стеклом. Если изображение рельефное, то между стеклом и плоскостью картины необходимо проложить вдоль рамки прокладку на высоту выпуклости рисунка.

Плоскостные картины можно хранить под прозрачными пленками.

2. Конструирование - это универсальная деятельность, продукты которой можно обнаружить в любой сфере человеческого бытия. Люди конструируют дороги, мосты, здания, мебель, посуду, орудия труда, бытовые приборы, одежду, обувь, головные уборы, книги, подарки, предметы интерьера. Сказку и стихотворение, танец и спектакль, мультфильм и букет цветов можно интерпретировать как гармоничные конструкции, в которых отдельные звуки, слова, движения, изображения, цветы и другие элементы соединяются в целое одним из способов, выработанных культурой. Без конструирования не мыслится создание, сохранение, трансляция и дальнейшее развитие человеческой культуры. Поэтому так важно, чтобы каждый ребенок своевременно получил многогранный опыт освоения культуры и культурного        творчества в конструктивной деятельности.

В процессе конструирования ребенок способен «открыть» и «присвоить» общечеловеческие мысли, чувства, идеалы, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Он может почувствовать, пережить и осмыслить, ради чего и как создавались в культуре те или иные сооружения (дорога, мост, дом, печь, колодец, башня, крепость, кремль и др., какие идеи они выражают, что символизируют, какими были ранее, бывают сейчас и могут стать в обозримом будущем. Конструирование открывается даже самому маленькому ребенку как «сокровищница», наполненная не столько материальными объектами, сколько духовными богатствами, общечеловеческими ценностями.

Анализируя собственный опыт использования технологии конструирования, можно с уверенностью сказать, что использование вышеназванной технологии способствует:

- расширению представлений об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте;

- развитию мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности;

- развитию внимания, наблюдательности, способности сосредоточиться, памяти, творческого мышления, воображения;

- развитию технических возможностей ребёнка, что в дальнейшем необходимо для общего развития личности.

- получению математических знаний: о счете, форме, пропорции, симметрии, ориентированию в пространстве;

- и, кроме того, учит детей общению друг с другом, уважению не только своего, но и чужого, труда.

3. Мультипликация-анимация - это групповой творческий процесс.

В процессе создания мультфильма происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить.

Работа над созданием мультфильма позволяет использовать интеграцию разнообразных видов деятельности детей: двигательную, игровую, продуктивную, коммуникативную, трудовую, познавательно-исследовательскую, музыкально-художественную, а также чтение художественной литературы.

Цель: вызвать у детей потребность в познавательной, творческой и речевой активности через участие в создании мультфильмов (важно: мультфильм является не целью, а лишь средством развития):

− познакомить с историей возникновения и видами мультипликации;

− познакомить с технологией создания мультипликационного фильма;

− формировать художественные навыки и умения;

− поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.

− развивать творческое мышление и воображение;

− способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;

− развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности;

− воспитывать чувство коллективизма;

− поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности;

− воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;

− воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

В ходе работы предусматриваются различные формы как индивидуального творчества ребёнка, так и его сотрудничества, и сотворчества со сверстниками и взрослыми.

Индивидуальная форма работы предполагает дополнительное объяснение задания детям, озвучивание ролей.

Формы подведения итогов:

Ожидаемый результат:

- дети видят идею, передаваемую мультфильмом;

- развитие творческого потенциала;

-формирование умения наблюдать, фантазировать, сравнивать, переживать увиденное, отражать свои впечатления в творческих работах;

- создавать мультфильмы в предложенных педагогом техниках;

- осуществлять контроль: находить способы улучшения работы, самостоятельно вносить коррективы;

- совершенствование навыков общения.

Процесс создания мультфильма в стенах дошкольного учреждения (последовательность действий):

1. Подбор материала для сценария. Можно взять авторское произведение (музыкальные произведения).

2. Изготовление фонов и персонажей.

3. Съемка анимационного фильма.

4. Монтаж фильма. В работе с дошкольниками эта функция решается педагогом. Перенести отснятые фотографии на компьютер. Разместить снимки, музыкальные композиции, голосовые записи в программе и монтировать фильм.

Определение перспектив в дальнейшей работе на 2024-2025 г.

  • Повышение уровня развития творческих способностей средствами пластилинографии, а именно развитие самостоятельности, креативности, инициативы у детей младшего дошкольного возраста.
  • Активизация участия воспитанников в проектной деятельности.
  • Организация родительских консультаций, памяток, собраний.
  • Распространение опыта работы по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного среди коллег.
  • Продолжить работу по проектной деятельности через реализацию мини-проектов: «Пластилинография, как арт-терапия», «Мир мультипликации», «Витражная пластилинография».
  • Работа над использованием некоторых видов пластилинографии с младшим дошкольным возрастом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мультипликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Представление опыта работы мультипликационной студии «Пластилиновая ворона»...

Учебно-методическая разработка на тему: «Средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества»

Современное общество направлено высокообразованное молодое поколение, умеющие мыслить и обладать высоким уровнем речевого творчества. Развитие речи начинается с самого рождения и интенсивно продолжает...

Методическая разработка "Лэпбук - как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Одним из принципов  ФГОС  дошкольного образования  является  формирование речи  у  дошкольников.   Своевременное  и  полноценное  формирование...

Статья "Лепка как средство развития творческих способностей дошкольного возраста".

Развитие детского творчества является актуальной проблемой педагогики. Очень важно его формировать у ребёнка с самого раннего возраста, потому что наша действительность т...

«Мультипликация как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Самым популярным и увлекательным, новым направлением практической деятельности в дошкольном образовании является мультипликация. Мультипликация - технические приемы создания иллюзии движущихся из...

Методический сборник «Сказкотерапия как средство развития детей младшего дошкольного возраста». Из опыта работы

Муниципальное дошкольное автономное некоммерческое образовательное   учреждение детский сад № 11муниципального образования Кореновский район        Ме...