Методическая разработка "Лэпбук - как средство развития речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Олеся Александровна Малых

Одним из принципов  ФГОС  дошкольного образования  является  формирование речи  у  дошкольников.   Своевременное  и  полноценное  формирование  речи  в  дошкольном  возрасте – одно  из основных  условий  развития  ребенка  и  в  дальнейшем  его  успешного  обучения  в  школе. Проблема  развития речи  детей  дошкольного  возраста   была  и   остается  одной  из  актуальных .  В  чем  причина? Что  негативно влияет на развитие речи детей?  Экология?  Родовые травмы  или  болезнь  матери во время  беременности?  Недостаток  общения  с  родителями?   Или  педагогическая  запущенность?  А может быть и  первое ,  второе   и  третье. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx26.3 КБ

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение

                                         Центр  развития  ребенка - детский сад  № 38

                                         города  Воткинска  Удмуртской  Республики

                                                  Методическая разработка

                          Лэпбук как средство развития речи детей

                                             дошкольного возраста.

                                    Воспитатель:  Малых  Олеся  Александровна

                                                                      2020 г.

                                                                 г. Воткинск

                                               


          Одним из принципов  ФГОС  дошкольного образования  является  формирование речи  у  дошкольников.   Своевременное  и  полноценное  формирование  речи  в  дошкольном  возрасте – одно  из основных  условий  развития  ребенка  и  в  дальнейшем  его  успешного  обучения  в  школе. Проблема  развития речи  детей  дошкольного  возраста   была  и   остается  одной  из  актуальных .  В  чем  причина? Что  негативно влияет на развитие речи детей?  Экология?  Родовые травмы  или  болезнь  матери во время  беременности?  Недостаток  общения  с  родителями?   Или  педагогическая  запущенность?  А может быть и  первое ,  второе   и  третье.

           Типичные  проблемы  развития  речи  дошкольника  односложная , состоящая  лишь  из  простых предложений ( «ситуативная речь»). Неспособность  грамматически  правильно    потроить  распространенное  предложение.  Недостаточный словарный  запас.  Бедная  диалогическая  речь: неспособность  грамотно  и  доступно  сформулировать  вопрос,  построить  краткий  или   развернутый  ответ, если  это  необходимо  и  уместно.  Неспособность построить  монолог , описательный  рассказ , пересказ  текста  своими  словами.  Отсуствие навыков культуры  речи:  неумение  использовать  интонации,  регулировать  громкость  голоса  и  темпа  речи.  Речь  ребенка  не  являеться  врожденной  способностью , а  формируется  под  влиянием  речи  взрослых  и  зависит от  достаточной  речевой  практики.

              Л.С. Выготский писал.  Первоначальная  функция  речи  коммуникативная.  Речь  есть, прежде  всего,  средство  социального  общения, средство  высказывания  и  понимания.              

              Определив  для  себя  проблему ,  я изучила  методическую  , психологическую  литературу, акцентируя  свое  внимание  на  формах ,  подходах  организации  совместной  деятельности  . Т.И.  Гризик  говорит,  что  чем  больше  в  «багаже» педагога  будет  разнообразных  современных  форм  работы  с  детьми  , тем  ярче , богаче  и  насыщеннее  становится  жизнь  дошкалят.            

               Объектом  исследования  становиться:  формирование  речи  у детей  второй младшей  группы,  через  технологию « лэпбук».

               Предметом  исследования  является:  влияние  новой  технологии  на  детей  второй  младшей  группы.

               Цель  нашего  исследоввания:  разработка  системы  педагогических действий , обеспечивающих  развитие  речи детей  младшего возраста  через технологию  « лэпбук».

               Почему для своей работы я взяла лэпбук?  Данная  технология  меня заинтересовала  своей  насыщенностью материала  в  одной простой папке.        

              Лэпбук , или  как   его еще называют,  тематическая  или  интерактивная  папка- это  самодельная  бумажная  книжечка  с  кармашками , дверками, окошками,  подвижными  деталями.

               Лэпбук – это современное  доступное  средство  обучения , способствующее  взаимодействию  всех   участников  образовательного  процесса, отвечает  требованиям  ФГОС  дошкольного  образования  к  пространственной  предметно – развивающей  среде:  

- трансформируемость – позволяет  менять пространство  в зависимости  от  образовательной  ситуации  и возможности  детей;                                                                                   - полифунуциональность – можно  использовать  в работе  с  группой  так  и индивидуально;                                                                                                                                      - вариативность – переодическая  сменяемость  игрового материала;                                    - доступность – обеспечивает  все  виды  детской  активности ,  в том  числе и на  прогулочном  участке  ДОУ;                                                                                                                                   - насыщенность – соответствует  основным  особенностям  детей.  

           Приступая к  работе,  по данной  теме  перед  нами  возникла   первоочередная  необходимость  создания  соответствующей  предметно – пространственной  развивающей среды.  Именно она  формирует  у ребенка  определенные  знания,  умения  и  навыки.  Я  считаю,  что  использовать « лэпбук»  целесообразно  при  реализации  блочно-тематического  плана ,  на  основе  которого  построен  образовательный  процесс  в  нашем  детском  саду.

          Мы  постарались  внести   для  нас  и  наших  детей  новую  технологию  во  все  центры  нашей  группы.  С помощью  лэпбука  детки  могут  закреплять   новый  материал  и повторять  пройденный  при  этом обращая  внимание  на развитие  речи.

           Для того,  чтобы  ребята  могли  обобщить  и  закрепить   свои  знания  о времени  года,  в уголке  природы  мы поместили  серию  лэпбуков « Лето», « Осень», « Зима», « Весна».  Это  первые  наши  тематические  папки.  Первую  папку « Осень»  я  предложила  ребятам  в день  рефлексии  над  пройденной  темой.  Мы  ее рассмотрели , открыли  все кармашки  , покрутили  стрелочки.  Дети  с удовольствием  приняли  в этом  участие.  Лэпбуки  из  серии  « Времена года»  красочны  и интересные. Материал  подобран  в соответствии  с возрастом.  Данная  серия  построена  по одному  принципу. В каждой  папке  обязательно  есть  закрепление  примет  данного  времени года.  Каждая  папка велючает  в себя  разные   игры  по  данной  тематике.  Например: « Приготовим  винегрет» ( дети с  помощью стрелки выбирают  необходимые  овощи  для этого  блюда), « Отгадай  загадку»  ( дети  определяют  ответ  с помощью картинок- подсказок),

« Зимние забавы»( тут ребята  находят  какие  забавы  относятся  к зимним),  « Овощи  и  фрукты»( здесь  необходимо  правильно  разложить  картинки  в разные  корзины), « Таня  идет  на прогулку»( в этой  игре  кукле  Тане  нужно  помочь  правильно  подобрать  весеннюю  одежду).  Таким образом,  построенна  данная  серия,  которая помогает  ребенку  больше  рассуждать и говорить,  прменять  свои  знания  на практике.

             Несомненно  особое  место  в  группе  отведено  уголку  « Книги»,  где  их  ждал  всегда   новый  лэпбук   . Подбирая  материал  мы  основывались на  возрастные  особенности  наших  детей  и тематическую задачу.  Этот  лэпбук  был менее  красочен   и  красив,  так  как  я его делала  вместе  с детьми  в  вечернее время. Затем  мы его  рассматривали ,  раскрашивали, вели  сказочного  героя  по дорожке  к себе  в домик.  Так например :  колобок убежал  от  лисы.  Да, именно убежал!  Такой  необычный  для  детей конец  заставлял  придумывать  новый  ход  сказки. С помощью данного приема  часть детей  училась пересказывать сказку « Колобок»,  а самые  смелые брали на себя  роль  сказочника. Таким образом,  сказка обретала  новый  конец ,  а дети развивали  фантазию и речь.   Еще  с помощью  картинок  в  лэпбуке  дети  могут  воспроизводить  знакомые  им потешки , стихи  и загадки. Так  например потешка « Кисонька - Мурысонька»  тоже  преобретала  другую  историю. Дети много  рассуждали , что  было  бы  если  кисонька -  Мурысонька  съела все  одна. Опять  идет  закрепление  выученной потешки  с работой  над  правильной  интонацией  и произношением  с  помощью  новой  для  нас  технологии.  

               В  спортивном    уголке  тоже  имеется  лэпбук  в другом  формате.  Там  лэпбук  представляет  из  себя  чемоданчик.  В него входят разные  игры  и закадки , связанные  со спортом.   Там  есть игра  « Спортивное лото», « Подбери  мяч», « Спортивные  загадки» .  С помощью  этих  игр  тоже ребята  развивают  речь , получают  новые  знания  о видах  спорта. Учаться  рассуждать  со  взрослым  и между собой.

              Театральный  уголок  пополнился  лэпбуком  « Сказки  на  лесной  тропинке»  Все  это  непосредственно  связано  с  нашей  деятельностью  по  теме.  Данный  лэпбук  включает  в себя коробочку, где  живут  разные  сказки  с разными  героями.   Тут  спектр  действий очень  широк.  Дидактическая  игра  « Расскажи  сказку»  помогает  детям  перессказать  сказку  с помощью  картинок  из  кармашка.  Герой  сказки  « Теремок»  принес  детям  загадки, которые  они  очень  любят.  Игра « Кто за  кем  тянул  репку» помогает  детям  вспомнить сказку  и расставить правильно  героев  сказки  по порядку.

Дидактическая  игра  « Кто лишний»  предлагает  детям  узнать,  что  это  за  сказка  и  доказать  кто  в  ней  лишний.  

           Есть  и  этой  коробочке  пальчиковый  театр,  который  очень  нравиться  детям,  и  они  сами рассказывают  и  показывают  сказку.  Создание  такого  лэпбука,  способствует  не только  развитию  речи  детей, но  и  поддержанию  позновательного  интереса  у  малышей  к  художественной  литературе.  Обогащение  словарного  запаса.      

             Ну  и конечно,  мы не могли  оставить  без  лэпбука  центр речевого развития  в группе.   В  этом центре  современное  пособие  имеет  несколько  разновидностей,  от  маленьких  папок  до разнообразных  коробочек. С помощью  них  можно  проводить  групповую  работу  и   индивидуальную.  Данный  подход   позволяет  заинтересовать  детей,  сделать  работу  воспитателя  более  продуктивной.  Какие  игры в речевом  центре  помещены  в наших  новых  лэпбуках ?

             В  первую  очередь  мы  отвели  место речевым  гимнастикам.  Ведь  для  четкой  артикуляции  нужны  сильные,  упругие  и  подвижные   органы  речи – язык, губы, небо.  Артикуляционная  гимнастика  является  основой  формирования  речевых  звуков. Игра « Веселый  язычок»  включает  в себя  зеркакло  и  альбом  с гимнастикой.  Имеются  альбомы  с чистоговорками.  Дети  с помощью  взрослого  их  проговаривают,  работая   над  чистым  произношением.

             Есть   пособия  для  дыхательной  гимнастики.  Правильное  речевое  дыхание  обеспечивает  четкую  дикцию ,  произношение  звуков , за  счет  нормального  звукообразования ,  достаточной  громкости , соблюдение  пауз , сохранение  плавности  речи  и  ее  выразительности.                                                                                                        

              Имеются  карточки  с пальчиковыми  гимнастиками.  Развитие  мелкой  моторики  рук  напрямую  связано  с правильной  и чистой речью.            

             Дидактическая  игра « Назови  одним  словом»  учит  детей  классифицировать  предметы  и  называть  одним  словом .  Обогощает  словарный  запас.

             Дидактическая  игра  « Мамы  и  их  детеныши»  учит   детей  образовывать  уменьшительно – ласкательные  слова  называть  ими  детенышей,  соотносить  названия  детенышей  животных  в  единственном  и множественном  числе.                                                                                                                                                                      

              Дидактическая  игра  « Овощи – фрукты»  учит  детей  составлять  описание  предметов ( цвет, форма, размер), продолжать  закреплять  знания  о  классивикации.  Закреплять  правильное  произношение  звуков.                                                                

              Игра « Противоположности»  учит  подбирать  антонимы  к  словам ,  развивать  воображение,  креативное  мышление.      Все  эти игры  для развития  связной  речи ,  для  расширения  и  обогащения  словарного  запаса  детей.

    Одной   из  основных  форм  работы    с  детьми  является  непосредственная  образовательная  деятельность ,  которая  помогает  углублению  систематизации  и  обобщению  знаний.  В  такой  деятельности  закрепляются  полученные   знания   с  помощью  речевой  активности  ребенка.  Такая  деятельность  продуктивно  развивает  речевой  аппарат  и расширяет  словарный  запас.                                                                                                   Одним       из  вариантов  использования  лэпбука  в  моей  работе  было  внесение   готового  материала,  где  я  подобрала   материал,  по теме  « Осень»,  который  в течении  недели  прходил  у  меня  в  разных  режимных  моментах.   Знакомство  с  ним  я  начала  с  простого  рассматривания  содержания  нашей  « книги»,  познакомила  с  правилами  пользования  лэпбуком.  Также  мы  рассмотрели  игры,    уточнили  их  правила , когда  и  где  можно в  них  играть.   В  течении  недели,  включала  работу  с  лэпбуком  в  разные  виды  деятельности:  в  совместную  образовательную  деятельность,  в  режимные  моменты  включала  загадки  ,  в  организационную  образовательную  деятельность  -  строение  растений,  насекомых.   В  самостоятельной  деятельности  дети  брали  лэпбук  и  играли.  Таким  образом ,  у нас  прошло  знакомство  с  первым  лэпбуком,  как  вариант  игры  с  детьми,  когда  вносят  готовый  материал.                                                              

              Следующий  вариант,  это  совместное  создание  лэпбука  с  детьми  в уголок  книги ,  как  итог  одной  из  тематических  недель.  В  течении  недели  мы  с детьми    читали  сказки,  рассказывали  их  друг  другу ,  собирали  информацию,  подбирали  материал  , а  в  конце  недели  мы  оформили  его  в  « умную  книгу», где  дети  стали   непосредственными  участниками  при  оформлении  данного  пособия.      

        В     удобном  светлом  месте  находиться  «Уголок  природы» , с  расположенными  в нем  лэпбуки  по временам  года.  Здесь  при  работе  с  лэпбуками  дети  тоже  сначало  рассматривали  и  только  потом  пременяли   на  практике.

           Следующий  вид  совместной  деятельности  взрослого  и  ребенка - работа  в  уголке  театра  .  Ее  можно  организовать  многообразно  и  интересно.  Дети  как  на  занятиях , так  и  в самостоятельной  деятельности  применяли  данный  вид  новой  для  всех технологии.                                                                            

            Еще  один  вариант  - это проведение  « Мастер класса» ,  где  родители  и  дети  в  группе  в  тесном  взаимодействии  с  педагогом,  все  вместе  создают  лэпбук. Такая  практика  очень интересна,  она сближает  между  собой  родителей  и детей и  снова   происходит  общение,  то над  чем    построенна  наша совместная  работа.

           Таким  образом,  разработана  система  педагогических  действий,  обеспечивающих  развитие  речи  детей  в младшей  группе  детского  сада.  Ипользование   игровой  технологии  « лэпбук» является  успешным  шагом  на  пути  внедрения  ФГОС  ДО.  Ведь  она  позволяет   нам  использовать  инновационные  методы  и  формы  работы,  и  реализовать  основные  задачи.

       


                                                              Литература

  1. Н.А. Рыжова « Развивающая  среда  дошколных  учреждений»  М. « Линка  Пресс»  2004г.
  2. А.К. Бондаренко « Дидактические  игры  в  детском  саду» ( пособие  для  воспитателей  детского сада). М. « Просвещение»  1985 г.
  3. Д.А. Гатовская  « Лэпбук  как  средство  обучения  в  условиях  ФГОС» ( текст)//

Проблемы  и  перспективы  развития  образования:  материалы  международной научной  конференции  г. Пермь, апрел  2015г.

  1. Е.Н. Силкина « Современные  подходы к  речевому  развитию  детей  в  ДОУ/ ( электронный ресурс) / Режим доступа:  http://silkina.teacher38.ru


    г. Воткинск