«Патриотическое воспитание дошкольников народной мудростью заключенную в сказках.
консультация
Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому выразительному слову, любовь к народному языку. Использование в работе с дошкольниками всех этих жанров устного народного творчества оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание патриотических чувств, формирование положительных качеств личности и национальных черт характера. Ведь настоящие сказки создаются всегда как бы «на вырост», с годами человек открывает в сказке всё новые и новые пласты и глубины, познание окружающего мира. Именно в сказке сконцентрированы извечные категории морали — Добро и Зло, Правда и Ложь, Счастье и Беда, — которые должен с первых же шагов по жизни усвоить человек, чтобы вырасти настоящим Гражданином
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Патриотическое воспитание дошкольников народной мудростью заключенную в сказках.
На сегодняшний день патриотическое воспитание детей занимает важное место при реализации ФГОС ДО. Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно наполнить восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, пробудить в детях чувство любви к Родине. Заставить любить Отечество нельзя, любовь надо воспитывать с раннего возраста. Реалистические рассказы, стихотворения, сказки являются для малыша одной из форм познания окружающей действительности, побуждают мыслить, чувствовать, формировать нравственные качества и привычки поведения. Народное творчество – это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников.
Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому выразительному слову, любовь к народному языку. Использование в работе с дошкольниками всех этих жанров устного народного творчества оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на воспитание патриотических чувств, формирование положительных качеств личности и национальных черт характера. Ведь настоящие сказки создаются всегда как бы «на вырост», с годами человек открывает в сказке всё новые и новые пласты и глубины, познание окружающего мира. Именно в сказке сконцентрированы извечные категории морали — Добро и Зло, Правда и Ложь, Счастье и Беда, — которые должен с первых же шагов по жизни усвоить человек, чтобы вырасти настоящим Гражданином.
Отношение к сказке всегда в традициях народа — будь то сказки народные, уходящие своими корнями в фольклорные глубины, в славянскую мифологию, в язычество, или сказки великих русских писателей. Каждый воспитатель должен стремиться к тому, чтобы оставить после прочтения сказки в душах своих маленьких слушателей ощущения победы добра и света над злобным коварством и тьмой. Именно со сказки начинается формироваться желание маленького гражданина сделать для Родины, для людей что-то нужное и полезное. При необходимости совершить подвиг.
Одна из основных идейных формул сказки — «Что посеешь, то и пожнёшь». Если герой не добр, равнодушен, жаден, он в нужный момент не получает поддержки и терпит поражения. Сострадательный, щедрый в конце концов всегда вознаграждён, и это даже не плата за добро, а естественное следствие добра. Сказки учат детей в окружающей действительности наблюдать победу добра над злом, вознаграждение работоспособности, порицание лени. Видеть героев среди окружающих людей, которые совершают подвиги ради своего народа и Родины.
Старые добрые сказки разных народов, живущие в стране и за её пределами, родились давно, веками передавались из уст в уста, над каждой трудилось множество талантливых рассказчиков. Поэтому так хороши и так мудры народные сказки. Сказки разных народов отличаются по своей форме и стилю. Различны герои и их приключения. В каждой из них отражены характер и психология народа, своеобразие национального колорита. Но есть в этих сказках и много общего — это стремление всех народов рассказать о своей истории, борьбе за свободу и счастье, о желании стать полноправными хозяевами своей жизни. Это вера в свои силы, свою непобедимость. Ради счастья своей Родины, своего народа герои многих сказок, не щадя жизни, идут на испытания и трудности.
Задача воспитателя — помочь ребёнку сделать правильный вывод. Педагог широко использует в работе с малышами малые фольклорные формы, которые «раскрывают живописность языка» (К.Д. Ушинский). Уместно прочитанная потешка, загадка, считалка, улучшает настроение детей. Так же необходимо включать в педагогический процесс и русские народные сказки.
Первая младшая группа: «Курочка ряба» (обр. К Ушинского), «Репка», «Колобок», «Теремок» (обр. М. Булатова).
Вторая младшая группа: «Волк и семеро козлят» (обр. А.Н.Толстого), «Снегурушка и лиса», «Маша и медведь», «Кот, петух и лиса» (обр. М Боголюбской), «Заюшкина избушка» (обр. О Капицы), «Лисичка со скалочкой»
В средней группе воспитатель продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, и прежде всего со сказками: «Бычок – смоляной бочок», «Зимовье» (обр. И. Соколова-Микитова), «Петушок – золотой гребешок и чудо-меленка», «Гуси-лебеди» (обр. М. Булатова), «Жихарка» (обр. И. Карнауховой), «Бобовое зернышко», «По щучьему велению», «Лиса и журавль» (обр. А.Н. Толстого), «Девочка Снегурочка», « Превередница» (обр. В. Даля), «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой).
Народная сказка по своей природе, построению, выразительным средствам и языку требует, чтобы ее рассказывали, это обеспечивает контакт со слушателями, создает определенное настроение в детской аудиторию. Впечатление ребят будут более сильными, если воспитатель рассказывает сказку в национальном костюме.
Особенно привлекают дошкольников сюжетные игрушки по мотивам сказок, которые воспитатель может использовать в качестве иллюстрации во время рассказа.
Дети в старшей группе продолжают знакомиться с устным народным творчеством: «Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин» (обр. О. Капицы), «Бабушка, внучка да курочка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Иван-Царевич и Серый волк» (обр. И. Карнауховой), «Мороз, солнце да ветер», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Морозко» (обр. М. Булатова), «Хаврошечка», «Мальчик-с-пальчик», «Липунюшка», «Кузьма Скоробогатый» (обр. А.Н. Толстого), «Белая уточка», «Волшебное кольцо» (обр. Афанасьева).
С произведениями фольклора дети в подготовительной к школе группе знакомятся вне занятий и в основном с лучшими образцами народного творчества: «Царевна- лягушка» (обр. М. Булатова), «Семь Симеонов – семь работников» (обр. И. Карнауховой), «Снегурочка», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Мороз Иванович» (обр. В. Одоевского), «Петух да собака», «Мужик да медведь», «Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке».
Сказку ребенку необходимо рассказывать, а не читать. И рассказывать неоднократно. Необходимо художественно, артистично воссоздать образы персонажей, передать и моральную направленность, и остроту ситуации, и свое отношение к событиям. Для того, чтобы дети слушали сказку внимательно, надо их подготовить к этому.
Можно использовать следующие приемы:
- показать сказку с помощью игрушек (настольный театр);
- использовать присказку, причем новую сказку лучше начать знакомой присказкой, а уже слышанную сказку - присказкой новой, интересной.
- беседы после ознакомления со сказкой, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности;
- выборочное чтение по просьбе детей;
- рассматривание иллюстраций, книг;
- просмотр диафильмов, кинофильмов после знакомства с текстом;
- прослушивание записи исполнения сказки мастерами художественного слова.
Народные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
Таким образом, работа по ознакомлению детей с народным творчеством является важной стороной общей работы по формированию патриотических чувств, воспитание любви и интереса к нашей Родине, к ее великому народу.
А среди народного эпоса сказка – важнейшее средство в системе воспитания дошкольников. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение, так как сказка содержит в себе следующие особенности:
Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.
Образность – особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.
Забавность сказок повышает интерес к ним.
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира («Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», «Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец!»).
Литература:
1. Афанасьева, Л. И. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте [Текст] // Развитие речи и речевого общения дошкольников Виноградова А. М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 4. — С. 33–35.
2. Виноградова Н. Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 2. — С. 25–27.
3. Выготский Л. С. Детская психология // Собр. Соч. — М., 1982.- т. 4. — 386 с.
4. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка.- СПб.: Речь, 2004.- 272 с.
5. Денисенко Н. Г. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 1. — с. 100.
6. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребёнок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость / Под ред. В. Н. Столетова, О. Г. Свердлова. — М.: Педагогика, 1980.- 320 с.
7. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под общ. ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. — М.: Детский центр Венгера, 1996. — 60 с. Основные термины (генерируются автоматически): сказка, народ, окружающий мир, патриотическое воспитание, ребенок, детская литература, живая вода, родная земля, родная природа, родной край. Ключевые слова патриотизм, фольклор, патриотическое воспитание,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Русская народная сказка как средство патриотического воспитания дошкольников"
В презентации представлен материал, который можно использавать как консультацию для педагогов на педагогическом часу. Отражена значимость сказки в жизни детей, как одной из главных потребностей ...
«Народная сказка и патриотическое воспитание дошкольников»
Современные дети, прекрасно разбираются в технике, умеют пользоваться компьютером, аудио, видео – аппаратурой, самостоятельно могут включить любую технику. Да и родителям это очень удобно:...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»
Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

Педагогический проект «Русские народные сказки – как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
Педагогический проект по теме: "Русское народное творчество в воспитании детей раннего возраста". Работа по программе воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педаг...

Презентация: «Русские народные сказки как средство нравственно- патриотического воспитания дошкольников».
Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовными в нашем обществе. Однако воспитани...

Консультация для педагогов "Патриотическое воспитание дошкольников через русские народные сказки"
С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка....
