Мотивация и с чем ее "едят"
статья (подготовительная группа)

Снежана Эткаровна Браун

Мотивация и с чем её «едят».

Ребёнок НЕ хочет что-то делать, и вы чувствуете, что проблема не в банальном упрямстве. Так в чём же причина? Мы не откроем вам Америку, если скажем, что проблема в мотивации. И это не наше умозаключение, а результаты современных психологических исследований. Далеко не все родители понимают, как работает мотивация и каким образом она влияет на успеваемость ребёнка в школе, успехи в творческой деятельности, спорте и вообще на желание что-либо делать. В 80 % случаев именно проблемы с мотивацией являются причиной нежелания ребёнка заниматься какой-либо активной деятельностью. А отсутствие мотивации, в свою очередь, является не причиной, а следствием определённых проблем, с которыми сталкивается ребёнок. Зададимся двумя вопросами: Что такое мотивация ребёнка? Стоит ли уделять ей внимание и как её развивать? Давайте разберёмся, что же такое мотивация. Вот одно из наиболее подходящих определений.

Мотивация — это стремление что-либо делать, достигать, двигаться вперёд. Разумеется, каждый взрослый прочувствовал на себе «игры» мотивации. Когда вы сначала загорались каким-то делом, но через некоторое время вас переставало это интересовать. Разумеется, каждый взрослый понимает, что это такое и как это работает с ним лично. Взрослый также видит разницу между внутренней и внешней мотивацией. Внутренняя — это самомотивация, когда мы поощряем себя за достижение целей, выполнение сложных задач (ходил на пробежку целую неделю — наградил себя посещением спа). Внешняя — когда нас поощряют извне (премии на работе за перевыполненный план). Для того, чтобы помочь своему ребёнку, необходимо понять его. Представьте, что вы начали новый проект, вы им горите, представляете, каким будет результат и как классно вы будете себя ощущать, когда достигнете желаемой цели. Представили? Замечательно! А теперь вообразите, что через какоето время он перестаёт вас интересовать, и причин этому может быть много: - Поняли, что это не ваше. - Столкнулись с трудностями и решили отказаться. - Поняли, что есть сильные конкуренты, которых никогда не обогнать.

- Начали портиться отношения с близкими. - Окружающие начали критиковать. - Периодически возникают конфликты среди команды. - Общество постоянно говорит: «Делай-делай, иначе будешь неудачником». - Не остаётся времени на любимые занятия и т. д. Будете ли вы после всего этого продолжать заниматься вашим проектом, да ещё со старанием и любовью к нему? Что вы будете делать в таком случае? Как поступите именно вы? Можем предположить, что лишь 5 % взрослого населения доведёт проект до конца, достигнет своей цели, несмотря ни на что, и будет при этом получать удовольствие. Подумайте только: 5 % взрослого населения! С такими же сложностями сталкивается каждый ребёнок в возрасте от 7 до 18 лет, реализуя свой 11-летний проект под названием «учёба». И при этом ни при каких условиях он не может от него отказаться. Это запрещено. Представляете, каково это? Важно прочувствовать это, и лишь тогда вы сможете понять ребёнка и не воевать с ним, а вместе искать решения. Часто ребёнок находится в состоянии, что всё это надоело, но некуда деваться. И к этим мыслям ещё добавляется давление со стороны родителей. Поэтому самое первое, что нужно сделать каждому, кто читает эту книгу, — это пересмотреть своё отношение к ребёнку и его проекту. Перестать воевать с ребёнком и заставлять его. Начните искать и вместе придумывать способы сделать проект любимым и интересным. Знания, которые вы получите в этой книге, помогут вам лучше понять, как это сделать. Возможно, многое вы уже знаете, но знать недостаточно. Если есть проблема, надо её изучать и прорабатывать. Итак, если со взрослыми всё понятно и почти каждый взрослый имеет более или менее ясное представление о том, чего он хочет, к чему стремится, для чего встаёт рано утром на работу, то с подрастающим чадом дела обстоят совершенно иначе. Здесь работают абсолютно другие механизмы. Различия основываются на трёх основных принципах. Во-первых, нужно понять, что ребёнок не может самостоятельно мотивировать себя. Ему постоянно нужны источники извне. Этими источниками являются родители, близкое окружение и, конечно же, школа. В школе это система оценок, которая, кстати, устроена не лучшим образом. В начале учебного года ребёнок обычно старается выполнять домашнее задание качественно, получает положительные оценки и искренне радуется им. Правда, проходит какое-то время, и вы замечаете, что времени на выполнение домашнего задания уходит всё меньше, оценки становятся всё хуже, а ребёнок не придаёт им большого значения. Он (она) с недовольством рассказывает, как получить хорошую оценку помешали внешние факторы: учитель несправедлив конкретно к нему (к ней), все списали, а он нет, учитель бестолково объясняет, и т. д. и т. п. Школьная система не просто перестаёт мотивировать к получению знаний, а скорее демотивирует. Масло в огонь подливаете и вы, родители. Как мы обычно мотивируем ребёнка? «Сделаешь домашнюю работу — пойдёшь играть на компьютере или планшете». «Пойдёшь гулять, как только домашку сделаешь». Такой формат отнюдь не стимулирует любовь к учёбе, а вызывает желание побыстрее (а значит, с наименьшим качеством) сделать «домашку» и пойти наконец-то получать удовольствие. Ниже мы расскажем, как решить эту проблему. Во-вторых, внешняя мотивация ребёнка работает только на «коротких дистанциях». Попробуйте, например, пообещать ему в начале учебного года какое-то большое вознаграждение за успешную учёбу (это может быть новый мобильный телефон, планшет, компьютер, велосипед и т. д., что-то, что для него будет очень большим вознаграждением). Ребёнок с радостью начнёт старательно учиться первую неделю, в лучшем случае первые 2-3 недели. Затем вы увидите, что пыл его спал. Другое дело, если вы пообещаете намного меньшее и всё же значимое вознаграждение за одну или две недели хорошей учёбы (поход в кино, небольшую игрушку). В этом случае у большинства детей получается отлично справляться с задачей.

Наверное, вам сейчас понятно, почему на ребёнка плохо действуют такие уговоры, как «нужно хорошо учиться, чтобы поступить в университет», «если будешь хорошо учиться, будешь работать на хорошей работе и много зарабатывать». Для ребёнка, особенно в начальной школе, университет или работа — это те события, которые произойдут с ним через 9–15 лет. Это временные периоды, которые в несколько раз больше его осознанной жизни! Естественно, он (она) может лишь смутно связать эти два события. Ребёнок вас, конечно, услышит, правда, вряд ли это будет достаточным основанием для того, чтобы он как-то пересмотрел отношение к учёбе. Гораздо лучше работает практика, когда вы показываете примеры успешных людей и объясняете причину их успеха. «Вот, смотри, какая у дяди Вани красивая машина, он смог купить её, потому что хорошо учился»; «смотри, как дядя Миша хорошо разбирается в компьютерах», — и т. д. В-третьих. В вопросе мотивации детей есть очень важное понятие — зона ближайшего развития. Это понятие означает разницу между уровнем развития ребёнка сегодня и его потенциалом завтра. Говоря простым языком, это разница между тем, что ребёнок может сделать сегодня самостоятельно, без чьих-либо подсказок, и тем, что он ещё не может сделать в одиночку (т. е. для решения конкретной задачи ему нужна помощь извне — родителя или учителя). Это одно из важнейших понятий для правильного воспитания и развития ребёнка. Очень важно НЕ ПОМОГАТЬ ему в тех вещах, которые он может сделать сам. Именно в умении правильно отслеживать те моменты, в которых уже НЕ НУЖНО помогать ребёнку, кроется главный успех правильного развития и воспитания. Даже если ребёнок говорит вам: «Мамочка, я не могу это сделать сам, помоги, пожалуйста, это задание очень сложное!» — и зовёт вас на помощь, не помогайте! Естественно, когда вы отказываете ребёнку, необходимо пояснить причину. Можно сказать: «Сынок, у меня сейчас тоже есть дела, каждый должен выполнять свою работу. Я верю, что ты справишься!» — или что-то в таком духе. Либо, опираясь на факты, поясните, что это уже пройденная тема и он сможет решить это задание самостоятельно. Возможно, вы спросите: а причём тут мотивация? Если вы с детства будете выполнять за ребёнка все задания, то в итоге получите беспомощного молодого человека или девушку. Это будет неуверенный в себе человек, который не может и шагу ступить без помощи родителя. А все «ростки» мотивации будут убиты в зачаточном состоянии. Но бывают исключения, когда с ребёнком надо садиться за уроки и немного ПОМОГАТЬ ему, а не делать их за него. Это необходимо в следующих ситуациях: - если ребёнок не может самостоятельно себя организовать; - если у ребёнка повышенная тревожность; - если у ребёнка страх перед трудностями. При всех вышеперечисленных «если» необходимо прорабатывать проблемы совместно с детским психологом

 

  1. Как определить готовность ребёнка к школе?

Определить, готов ли ребёнок дошкольного возраста к обучению в школе, можно с помощью теста «внутренняя позиция школьника».1 Задайте ребёнку приведённые ниже вопросы и запишите полученные ответы. 1. Ты хочешь идти в школу? 2. Ты хочешь ещё на год остаться в детском саду (дома)? 3. Какие занятия тебе нравятся больше всего? Почему? 4. Ты любишь, когда тебе читают книжки? 5. Ты сам просишь, чтобы тебе прочитали книжку? 6. Почему ты хочешь идти в школу? 7. Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности? 8. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему? 9. Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты захочешь быть: учеником или учителем? 10. В игре в школу что у нас будет длиннее — урок или перемена?

 

 

При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы будут такими:

 1) Хочу идти в школу.

2) Не хочу ещё на год оставаться в детском саду (дома).

3) Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т. д.)

4) Люблю, когда мне читают книги.

5) Сам прошу, чтобы мне прочитали.

6) Потому что там интересно / узнаю много нового / стану умным.

7) Да.

 8) Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

9) Хочу быть учеником.

10) Пусть будет длиннее урок.

За каждый правильный ответ поставьте 1 балл, за несовпадение — 0 баллов.

Сумма баллов составила от 8 до 10 — ребёнок готов к поступлению в первый класс.

Сумма баллов составила от 5 до 7 — внутренняя позиция школьника не сформирована в должной мере.

 Необходимо чаще общаться с ребёнком на тему школы и объяснять ему смысл обучения. Количество набранных баллов менее 5 свидетельствует о том, что у ребёнка нет правильного понимания, что такое школа. К обучению он пока не готов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivtsiya_i_s_chem_ee_edyatt.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация и с чем её «едят».

Ребёнок НЕ хочет что-то делать, и вы чувствуете, что проблема не в банальном упрямстве. Так в чём же причина? Мы не откроем вам Америку, если скажем, что проблема в мотивации. И это не наше умозаключение, а результаты современных психологических исследований. Далеко не все родители понимают, как работает мотивация и каким образом она влияет на успеваемость ребёнка в школе, успехи в творческой деятельности, спорте и вообще на желание что-либо делать. В 80 % случаев именно проблемы с мотивацией являются причиной нежелания ребёнка заниматься какой-либо активной деятельностью. А отсутствие мотивации, в свою очередь, является не причиной, а следствием определённых проблем, с которыми сталкивается ребёнок. Зададимся двумя вопросами: Что такое мотивация ребёнка? Стоит ли уделять ей внимание и как её развивать? Давайте разберёмся, что же такое мотивация. Вот одно из наиболее подходящих определений.

Мотивация — это стремление что-либо делать, достигать, двигаться вперёд. Разумеется, каждый взрослый прочувствовал на себе «игры» мотивации. Когда вы сначала загорались каким-то делом, но через некоторое время вас переставало это интересовать. Разумеется, каждый взрослый понимает, что это такое и как это работает с ним лично. Взрослый также видит разницу между внутренней и внешней мотивацией. Внутренняя — это самомотивация, когда мы поощряем себя за достижение целей, выполнение сложных задач (ходил на пробежку целую неделю — наградил себя посещением спа). Внешняя — когда нас поощряют извне (премии на работе за перевыполненный план). Для того, чтобы помочь своему ребёнку, необходимо понять его. Представьте, что вы начали новый проект, вы им горите, представляете, каким будет результат и как классно вы будете себя ощущать, когда достигнете желаемой цели. Представили? Замечательно! А теперь вообразите, что через какоето время он перестаёт вас интересовать, и причин этому может быть много: - Поняли, что это не ваше. - Столкнулись с трудностями и решили отказаться. - Поняли, что есть сильные конкуренты, которых никогда не обогнать.

- Начали портиться отношения с близкими. - Окружающие начали критиковать. - Периодически возникают конфликты среди команды. - Общество постоянно говорит: «Делай-делай, иначе будешь неудачником». - Не остаётся времени на любимые занятия и т. д. Будете ли вы после всего этого продолжать заниматься вашим проектом, да ещё со старанием и любовью к нему? Что вы будете делать в таком случае? Как поступите именно вы? Можем предположить, что лишь 5 % взрослого населения доведёт проект до конца, достигнет своей цели, несмотря ни на что, и будет при этом получать удовольствие. Подумайте только: 5 % взрослого населения! С такими же сложностями сталкивается каждый ребёнок в возрасте от 7 до 18 лет, реализуя свой 11-летний проект под названием «учёба». И при этом ни при каких условиях он не может от него отказаться. Это запрещено. Представляете, каково это? Важно прочувствовать это, и лишь тогда вы сможете понять ребёнка и не воевать с ним, а вместе искать решения. Часто ребёнок находится в состоянии, что всё это надоело, но некуда деваться. И к этим мыслям ещё добавляется давление со стороны родителей. Поэтому самое первое, что нужно сделать каждому, кто читает эту книгу, — это пересмотреть своё отношение к ребёнку и его проекту. Перестать воевать с ребёнком и заставлять его. Начните искать и вместе придумывать способы сделать проект любимым и интересным. Знания, которые вы получите в этой книге, помогут вам лучше понять, как это сделать. Возможно, многое вы уже знаете, но знать недостаточно. Если есть проблема, надо её изучать и прорабатывать. Итак, если со взрослыми всё понятно и почти каждый взрослый имеет более или менее ясное представление о том, чего он хочет, к чему стремится, для чего встаёт рано утром на работу, то с подрастающим чадом дела обстоят совершенно иначе. Здесь работают абсолютно другие механизмы. Различия основываются на трёх основных принципах. Во-первых, нужно понять, что ребёнок не может самостоятельно мотивировать себя. Ему постоянно нужны источники извне. Этими источниками являются родители, близкое окружение и, конечно же, школа. В школе это система оценок, которая, кстати, устроена не лучшим образом. В начале учебного года ребёнок обычно старается выполнять домашнее задание качественно, получает положительные оценки и искренне радуется им. Правда, проходит какое-то время, и вы замечаете, что времени на выполнение домашнего задания уходит всё меньше, оценки становятся всё хуже, а ребёнок не придаёт им большого значения. Он (она) с недовольством рассказывает, как получить хорошую оценку помешали внешние факторы: учитель несправедлив конкретно к нему (к ней), все списали, а он нет, учитель бестолково объясняет, и т. д. и т. п. Школьная система не просто перестаёт мотивировать к получению знаний, а скорее демотивирует. Масло в огонь подливаете и вы, родители. Как мы обычно мотивируем ребёнка? «Сделаешь домашнюю работу — пойдёшь играть на компьютере или планшете». «Пойдёшь гулять, как только домашку сделаешь». Такой формат отнюдь не стимулирует любовь к учёбе, а вызывает желание побыстрее (а значит, с наименьшим качеством) сделать «домашку» и пойти наконец-то получать удовольствие. Ниже мы расскажем, как решить эту проблему. Во-вторых, внешняя мотивация ребёнка работает только на «коротких дистанциях». Попробуйте, например, пообещать ему в начале учебного года какое-то большое вознаграждение за успешную учёбу (это может быть новый мобильный телефон, планшет, компьютер, велосипед и т. д., что-то, что для него будет очень большим вознаграждением). Ребёнок с радостью начнёт старательно учиться первую неделю, в лучшем случае первые 2-3 недели. Затем вы увидите, что пыл его спал. Другое дело, если вы пообещаете намного меньшее и всё же значимое вознаграждение за одну или две недели хорошей учёбы (поход в кино, небольшую игрушку). В этом случае у большинства детей получается отлично справляться с задачей.

Наверное, вам сейчас понятно, почему на ребёнка плохо действуют такие уговоры, как «нужно хорошо учиться, чтобы поступить в университет», «если будешь хорошо учиться, будешь работать на хорошей работе и много зарабатывать». Для ребёнка, особенно в начальной школе, университет или работа — это те события, которые произойдут с ним через 9–15 лет. Это временные периоды, которые в несколько раз больше его осознанной жизни! Естественно, он (она) может лишь смутно связать эти два события. Ребёнок вас, конечно, услышит, правда, вряд ли это будет достаточным основанием для того, чтобы он как-то пересмотрел отношение к учёбе. Гораздо лучше работает практика, когда вы показываете примеры успешных людей и объясняете причину их успеха. «Вот, смотри, какая у дяди Вани красивая машина, он смог купить её, потому что хорошо учился»; «смотри, как дядя Миша хорошо разбирается в компьютерах», — и т. д. В-третьих. В вопросе мотивации детей есть очень важное понятие — зона ближайшего развития. Это понятие означает разницу между уровнем развития ребёнка сегодня и его потенциалом завтра. Говоря простым языком, это разница между тем, что ребёнок может сделать сегодня самостоятельно, без чьих-либо подсказок, и тем, что он ещё не может сделать в одиночку (т. е. для решения конкретной задачи ему нужна помощь извне — родителя или учителя). Это одно из важнейших понятий для правильного воспитания и развития ребёнка. Очень важно НЕ ПОМОГАТЬ ему в тех вещах, которые он может сделать сам. Именно в умении правильно отслеживать те моменты, в которых уже НЕ НУЖНО помогать ребёнку, кроется главный успех правильного развития и воспитания. Даже если ребёнок говорит вам: «Мамочка, я не могу это сделать сам, помоги, пожалуйста, это задание очень сложное!» — и зовёт вас на помощь, не помогайте! Естественно, когда вы отказываете ребёнку, необходимо пояснить причину. Можно сказать: «Сынок, у меня сейчас тоже есть дела, каждый должен выполнять свою работу. Я верю, что ты справишься!» — или что-то в таком духе. Либо, опираясь на факты, поясните, что это уже пройденная тема и он сможет решить это задание самостоятельно. Возможно, вы спросите: а причём тут мотивация? Если вы с детства будете выполнять за ребёнка все задания, то в итоге получите беспомощного молодого человека или девушку. Это будет неуверенный в себе человек, который не может и шагу ступить без помощи родителя. А все «ростки» мотивации будут убиты в зачаточном состоянии. Но бывают исключения, когда с ребёнком надо садиться за уроки и немного ПОМОГАТЬ ему, а не делать их за него. Это необходимо в следующих ситуациях: - если ребёнок не может самостоятельно себя организовать; - если у ребёнка повышенная тревожность; - если у ребёнка страх перед трудностями. При всех вышеперечисленных «если» необходимо прорабатывать проблемы совместно с детским психологом

  1. Как определить готовность ребёнка к школе?

Определить, готов ли ребёнок дошкольного возраста к обучению в школе, можно с помощью теста «внутренняя позиция школьника».1 Задайте ребёнку приведённые ниже вопросы и запишите полученные ответы. 1. Ты хочешь идти в школу? 2. Ты хочешь ещё на год остаться в детском саду (дома)? 3. Какие занятия тебе нравятся больше всего? Почему? 4. Ты любишь, когда тебе читают книжки? 5. Ты сам просишь, чтобы тебе прочитали книжку? 6. Почему ты хочешь идти в школу? 7. Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности? 8. Если тебе дома разрешат носить школьную форму и пользоваться школьными принадлежностями, а в школу разрешат не ходить, то это тебя устроит? Почему? 9. Если мы сейчас будем играть в школу, то кем ты захочешь быть: учеником или учителем? 10. В игре в школу что у нас будет длиннее — урок или перемена?

 

При сформированной «внутренней позиции школьника» ответы на вопросы будут такими:

 1) Хочу идти в школу.

2) Не хочу ещё на год оставаться в детском саду (дома).

3) Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т. д.)

4) Люблю, когда мне читают книги.

5) Сам прошу, чтобы мне прочитали.

6) Потому что там интересно / узнаю много нового / стану умным.

7) Да.

 8) Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

9) Хочу быть учеником.

10) Пусть будет длиннее урок.

За каждый правильный ответ поставьте 1 балл, за несовпадение — 0 баллов.

Сумма баллов составила от 8 до 10 — ребёнок готов к поступлению в первый класс.

Сумма баллов составила от 5 до 7 — внутренняя позиция школьника не сформирована в должной мере.

 Необходимо чаще общаться с ребёнком на тему школы и объяснять ему смысл обучения. Количество набранных баллов менее 5 свидетельствует о том, что у ребёнка нет правильного понимания, что такое школа. К обучению он пока не готов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мотивация к игровой деятельности. Формы и методы мотивации"

Презентация  для воспитателей ДОУ "Мотивация к игровой деятельности. Фрмы и методы"...

Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ.

Консультация для воспитателей всех возрастных групп....

Консультация "Мотивация. Методы и приёмы мотивации в ДОУ"

Консультация для педагогов детских садов....

Консультация на тему: « Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ.»

В связи с вступлением в силу ФГОС достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовност...

Консультация на тему: « Мотивация. Методы и приемы мотивации в ДОУ.»

В связи с вступлением в силу ФГОС достижения детей определяются не совокупностью конкретных знаний, умений и навыков, а формированием личностных качеств, которые обеспечивают психологическую готовност...

Понятие «мотивация» в отечественной и зарубежной литературе и особенности мотивации у детей дошкольного возраста

Понятие «мотивация» в отечественной и зарубежной литературе и особенности мотивации у детей дошкольного возраста  Пусковым механизмом в развитии любой учебной деятельности являет...