Изменения в связи с переходом на ФОП
материал (младшая группа)

Татьяна Юрьевна Чернышёва

Изменения в связи с переходом на ФОП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmeneniya_fop.pptx1.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обзор изменений: Федеральная образовательная программа Подготовила: Чернышёва Т.Ю.

Слайд 2

Было программа ФЗ «Закон об образовании в РФ» Примерная основная образовательная дошкольного образования Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Комплексные программы дошкольного образования Примерная рабочая программа воспитания Парциальные программы Основная образовательная программа дошкольного образования

Слайд 3

Минпросвещения предложило унифицировать образовательные программы на всех уровнях образования, в том числе и на дошкольном. В связи с этим 24 сентября 2022 года был принят Федеральный закон N 371- ФЗ «О внесении изменений в ФЗ „Об образовании в Российской Федерации“»

Слайд 4

ФЗ № 371- ФЗ от 24 сентября 2022 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и осуществляющей утверждаются деятельность, в образовательную государственным федеральным дошкольного образования и образовательным соответствующей организацией, соответствии с стандартом федеральной образовательной программой дошкольного образования . Содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы дошкольного образования » «Основные общеобразовательные соответствие с федеральными программы подлежат приведению в основными общеобразовательными программами не позднее 1 сентября 2023 года»

Слайд 5

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»

Слайд 6

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2022 № 955 « О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (зарегистрирован 06.02.2023 № 72264)

Слайд 7

Было Стало п 1.7 ФГОС ДО является основой для разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования ФГОС ДО является основой для разработки федеральной образовательной программы дошкольного образования п 2.5 Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и ФОП ДО п 2.6 Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области)…. Содержание ООП ДО должно обеспечивать физическое и психическое развитие ребенка в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления обучения и воспитания (далее – образовательные области) п. 2.6: перечень образовательных областей не изменился, однако расширено и конкретизировано содержание образовательных областей

Слайд 8

Было Стало П.2.7 частично изменен перечень детских видов деятельности на этапах младенчества, раннего и дошкольного детства п 2.10 Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60 % от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40 %. п. 2.10: уточнено, что содержание и планируемые результаты ООП должны быть не ниже содержания и планируемых результатов ФОП ДО Объем обязательной части Программы должен соответствовать федеральной программе и быть не менее 60 % от общего объема Программы ; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы

Слайд 9

Было Стало п 2.11 Содержательный раздел Программы должен включать: а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; Содержательный раздел Программы должен включать: а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, федеральной программой и с учетом используемых методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;

Слайд 10

Было Стало п 2.12 В случае если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в соответствии с пунктом 2.11 Стандарта, в случае если она не соответствует одной из примерных программ. Обязательная часть Программы должна соответствовать федеральной программе и оформляется в виде ссылки на нее. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральной программы. 2.13 В краткой презентации Программы должны быть указаны: 2) используемые Примерные программы; В краткой презентации Программы должны быть указаны: 2) ссылка на федеральную программу ;

Слайд 11

Было Стало п 3.29 Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049- 13 … максимально допустимый объем образовательной нагрузки приведен в соответствие с действующими СанПиН Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарным правилам и нормам СанПиН 1.2.3685- 21 … п. 4.6 включены целевые ориентиры образования в младенческом возрасте , а также расширены целевые ориентиры в раннем возрасте и на этапе завершения дошкольного образования

Слайд 12

Ведомство соотнесло основные положения, по которым ФГОС и ФОП ДО расходились, и скорректировало образовательных программах пункты о вариативных дошкольного примерных основных образования. Теперь Стандарт – основа для разработки ФОП дошкольного образования и образовательной программы детского сада . Содержание программы ДОО должно обеспечивать физическое и психическое развитие детей в различных видах деятельности, а не как раньше «развитие личности, мотивации и способностей детей». Образовательные области следует рассматривать как направления обучения и воспитания детей , а не развития и образования.

Слайд 13

Обязательную часть своей программы согласно ФГОС ДО детские сады должны будут оформлять в виде ссылки на федеральную программу . Названия и количество образовательных областей не измелись, а содержание каждой из них в Стандарте теперь соответствует ФОП ДО . Также авторы изменений дополнили виды детской деятельности , в которых педагоги могут реализовывать содержание образовательных областей в зависимости от возраста детей. Обновили ссылки на актуальные СанПиН 1.2.3685- 21 и СП 2.4.3648- 20, которым должен соответствовать максимально допустимый объем образовательной нагрузки. • Вместо двух блоков целевых ориентиров для младенческого и раннего возраста и на этапе завершения дошкольного образования теперь Стандарт предусматривает три блока – целевые ориентиры для младенческого и раннего возраста обособили. Теперь , Федеральная образовательная программа, соответствует ФГОС ДО

Слайд 14

Структура ФОП ДО Раздел Содержание Целевой Пояснительная записка цели и задачи; принципы и подходы к формированию программы; Планируемые результаты, представлены в виде целевых ориентиров Подходы к педагогической диагностики достижения планируемых результатов. Содержательный Задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации ФОП. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик. Способы и направления поддержки детской инициативы. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьей обучающихся. Направления, задачи и содержание коррекционно-развивающей работы. Федеральная рабочая программа воспитания Организационный Описание условий реализации программы: психолого- педагогические условия; особенности организации РППС; материально-техническое обеспечение ФОП, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания; примерный перечень литературных, музыкальных, художественных, анимационных произведений для реализации ФОП; кадровые условия; Режим и распорядок дня в дошкольных группах. Федеральный календарный план воспитательной работы.

Слайд 15

Структура ФОП

Слайд 16

Цель ФОП ДО Разностороннее развитие в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно- нравственных ценностей национально- российского народа, исторических и культурных традиций Духовно- нравственные ценности - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, взаимоуважение, историческая память справедливость, коллективизм, взаимопомощь и и преемственность поколений, единство народов России

Слайд 17

Задачи ФОП ДО (новое) Обеспечить единые для России содержание дошкольного образования планируемые результаты освоения образовательной программы Приобщать детей в соответствии с возрастными особенностями к базовым ценностям российского народа, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; Выстраивать, структурировать содержание образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития детей Создать условия для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учетом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей Обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия Обеспечить развитие физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно- творческих способностей ребенка, его инициативности, самостоятельности и ответственности Обеспечить психолого- педагогическую поддержку семье и повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности Обеспечить достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования

Слайд 18

Планируемые результаты Характеристики возможных достижений ребенка даны детально В младенческом возрасте – к одному году В раннем возрасте – к трем годам В дошкольном возрасте: к четырем годам , пяти годам , шести годам К концу дошкольного возраста – на этапе завершения освоения Неправомерность требования от детей дошкольного возраста конкретных образовательных достижений, понимание планируемых результатов реализации ФОП как характеристик возможных достижений ребенка на разных возрастных этапах и к моменту завершения ДО; Обозначенные в ФОП возможные достижения детей к определенному возрасту имеют условный характер , что предполагает широкий возрастной диапазон для достижения ребенком планируемых результатов; Планируемые результаты представлены, дополнены и конкретизированы, с учетом цели и задач дошкольного образования

Слайд 19

Педагогическая диагностика Периодичность проведения диагностики, способ и форма фиксации результатов определяется ДОО . В ФОП уточнена оптимальная периодичность – дважды в год (стартовая, с учетом адаптационного периода, и заключительная на этапе освоения содержания программы возрастной группой). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования, оптимизации работы с группой детей. диагностики: наблюдение , беседы с детской деятельности, специальные Методы педагогической детьми, анализ продуктов методики диагностики.

Слайд 20

Психологическая диагностика Проведение психологической диагностики определяется положениями ФГОС ДО (п. 3.2.3) ФОП ДО допускает также психологическую диагностику развития детей. Цель психологической диагностики – выявить и изучить индивидуально- психологические особенности детей, причины трудностей в освоении образовательной программы. Кто проводит: квалифицированные специалисты – педагоги- психологи, психологи . Какие условия: ребенок участвует в психологической диагностике только с согласия родителей или законных представителей. Как использовать результаты: по результатам психологической диагностики специалисты организуют психологическое сопровождение и адресную психологическую помощь детям.

Слайд 21

Содержательный раздел Представлены задачи и содержание образовательной деятельности с детьми всех возрастных групп по всем образовательным областям Содержание образовательной деятельности в каждой образовательной области дополнено и расширено Содержание образовательных областей дополнено задачами воспитания , отражающими направленность на приобщение детей к ценностям: «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд», «Познание», «Культура», «Красота», «Здоровье» Важно признание приоритетности субъектной позиции ребенка в образовательном процессе Могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение, за исключением тех, которые могут нанести вред здоровью детей Уточнены методы реализации задач воспитания, методы реализации задач обучения дошкольников.

Слайд 22

Содержательный раздел Представлены варианты организации совместной деятельности детей с педагогом и другими детьми , уточнены возможные варианты позиции педагога на основе его функции: обучает чему- то новому, равноправный партнер, направляет совместную деятельность детской группы, организует деятельность детей друг с другом, наблюдает самостоятельную деятельность детей Уточнено особое место и роль игры в образовательной деятельности и в развитии детей Уточнены возможные формы организации образовательной деятельности по Программе в первой половине дня, на прогулке, во второй половине дня ; Развернуто представлена информация о занятии как организационной форме, Выделены способы, направления и условия поддержки детской инициативы на разных возрастных этапах Представлено направление взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников (расширено) Представлено направление коррекционно- развивающей работы с детьми (расширено ) Отдельным блоком (п. 29) включена Федеральная программа воспитания.

Слайд 23

Организационный раздел Психолого - педагогические условия дополнены. Например, уточнено , что образовательные задачи могут решаться как с помощью новых форм организации процесса образования (проектная деятельность, образовательная ситуация, обогащенные игры детей в центрах детской активности, проблемно обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей) так и традиционных (групповые, индивидуальные занятия) В блоке, посвященном РППС, уточнено, что ФОП ДО не выдвигает жестких требований к организации РППС, и оставляет за ДОО право самостоятельно проектировать РППС в соответствии с ФГОС ДО и с учетом целей и принципов Программы, а также ряда требований • Блок посвященный материально техническому обеспеченности методическими материалами и обеспечению Программы, средствами обучения и воспитания, наполнен обобщенными требованиями (письмо Минпросвещения инфраструктуры ДОУ ….» от России «Рекомендации по формированию 13.02.2023)

Слайд 24

Организационный раздел: • Представлен развернутый примерный перечень художественной литературы (для каждой группы детей от 1 музыкальных произведений, игр, упражнений и т п ..(для года до 7 лет), всех возрастных групп от 2 мес. до 7 лет), произведений изобразительного искусства (для каждой возрастной группы от 2 до 7 лет), а также анимационных произведений которые рекомендуются для семейного просмотра и могут быть использованы в образовательном процессе ДОО (преимущественно отечественные мультипликационные фильмы и сериалы для детей 5 - 6 и 6 - 7 лет) Примерный режим и распорядок дня опирается на действующие СанПиН, даны как четкие требования, обязательные для соблюдения, так и рамочные ориентиры для изменения режима и распорядка дня В блоке «Федеральный календарный план воспитательной работы» дан перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат, и уточнено, что план является единым для ДОО.

Слайд 25

Коррекционно- развивающая работа Целевые группы КРР Дети нормы в кризисе развития Кризис 1 года, 3 лет, 7 лет Дети с ООП ОВЗ, дети-инвалиды, дети на диспансерном наблюдении, часто болеющие дети , с трудностями усвоения ООП ДО, развитии, адаптации, одаренные дети Дети из семей в трудной жизненной ситуации (по документам) Дети из семей группы риска и СОП (социально опасное положение) Дети группы риска Импульсивность, агрессивность; неустойчивая /низкая/завышенная самооценка; завышенный уровень притязаний Дети- билингвы, дети- мигранты, иностранные граждане

Слайд 26

Федеральная рабочая программа воспитания Входит в содержательный раздел ФОП как один из структурных компонентов Включает пояснительную записку и разделы: целевой, содержательный, организационный Содержит задачи воспитания по семи направлениям : патриотическое, духовно- нравственное, социальное, познавательное, физическое и оздоровительное, трудовое, эстетическое Содержит задачи воспитания в образовательных областях Предусматривает целевые ориентиры воспитания к 3- м годам и на этапе завершения освоения программы

Слайд 27

Месяц Число месяца - праздники и памятные даты для организации воспитательной работы Январь 27 – День снятия блокады Ленинграда; День освобождения Освенцима – День памяти жертв Холокоста Февраль 02 – День разгрома немецко- фашистских войск в Сталинградской битве 08 – День российской науки 15 – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества 21 – Международный день родного языка 23 – День защитника Отечества Март 08 – Международный женский день 18 – День воссоединения Крыма с Россией 27 – Всемирный день театра Апрель 12 – День космонавтики Май 01 – Праздник Весны и Труда 09 – День Победы 19 – День детских общественных организаций России 24 – День славянской письменности и культуры Федеральный план образовательной работы

Слайд 28

Месяц Число месяца - праздники и памятные даты для организации воспитательной работы Июнь 01 – День защиты детей 06 – День русского языка 12 – День России 22 – День памяти и скорби Июль 08 – День любви, семьи и верности Август 12 – День физкультурника 22 – День Государственного флага РФ Сентябрь 01 – День знаний 03 – День окончания II мировой войны; День солидарности в борьбе с терроризмом 08 – Международный день распространения грамотности 27 – День воспитателя и всех дошкольных работников Федеральный план образовательной работы

Слайд 29

Месяц Число месяца - праздники и памятные даты для организации воспитательной работы Октябрь 01 – Международный день пожилых людей; Международный день музыки 04 – День защиты животных 05 – День учителя 3- е воскресенье – День отца в России Ноябрь 04 – День народного единства 08 – День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников ОВД России 30 – День Государственного герба РФ Последнее воскресенье – День матери в России Декабрь 03 – День неизвестного солдата; Международный день инвалидов 05 – День добровольца (волонтера) в России 08 – Международный день художника 09 – День героев Отечества 12 – День Конституции РФ 31 – Новый год Федеральный план образовательной работы

Слайд 30

Стало ФЗ «Закон об образовании в РФ» (изменения) Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (архив) ФОП Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (архив) ФАОП ОВЗ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (изменения) Комплексные программы дошкольного образования (авторские линейки) Примерная рабочая программа воспитания (архив) структурная единица ФОП Парциальные программы (пересмотреть на соответствие целям и задачам ФОП) Основная образовательная программа дошкольного образования (в соответствии с ФОП)

Слайд 31

Заявлено, что Министерство просвещения Российской Федерации будет реализовывать организационно- методическое сопровождение реализации ФОП. Соответственно, мы понимаем , что готовятся методические рекомендации по переходу на ФОП ДО, по реализации ООП на основе ФОП ДО ( обещали разработать по каждой возрастной группе) «Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно- методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования» (письмо Минпросвещения России ТВ- 413- 03 от 13.02.2023) - вышли Методические рекомендации по реализации ФОП ДО - вышли

Слайд 32

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Переход на эффективный контракт: как заключить дополнительное соглашение к трудовому договору в связи с изменением оплаты труда

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5861105","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 160px; height: 160px; margin-left: 10px; margin-right: 10px; float: left;"}}]]И...

Предметно-развивающая среда в ДОУ в связи с переходом на ФГОС

Приведён опыт работы воспитателя младшей группы. Дана теория и практика...

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ: «Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС»

- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу...

Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС начального общего образования.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества. В свою очередь достижение современного качества образования невозможно...

Родительская гостинная: «Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС»

           Преемственность и взаимосвязь в обучении и воспитании была важна всегда. Но особая  необходимость организованной деятельности по преемств...

"Изменения в содержании дошкольного образования в связи с переходом на Федеральную Образовательную Программу дошкольного образования"

Минпросвещения предложило унифицировать образовательные программы на всех уровнях образования — и на дошкольном в том числе. В связи с этим еще 24...