Конспект НОД по познавательному развитию "Международный день родного языка"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Шумилова О.Ю.

Знакомство с Международным днем родного языка, воспитание любви и бережного отношения к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhdunarodnyy_den_rodnogo_yazyka.docx14.92 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по познавательному развитию

«Международный день родного языка»

Цель: Ознакомление детей с многообразием языков мира, формирование представления о родном языке.

Задачи: дать понятие родного языка, почему его называют родным, формировать представление о разнообразии языков, на которых говорят в мире, развивать любознательность, воспитывать бережное отношение к родному языку.

Материалы и оборудование: Карта мира (политическая), аудиозапись языков.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите на эту карту. Вы видите, что вся суша поделена как мозаика на множество цветных кусочков. Как вы думаете, что обозначают эти цветные кусочки? (путем рассуждений дети приходят к заключению, что это страны)

Верно. Посмотрите как много в мире разных стран. А что это за самая большая страна? (Россия) Верно. А кто здесь живет? (русские) Большую часть населения нашей страны составляют русские. На каком языке мы говорим? (на русском) Да, русский язык – это наш родной язык. А почему его так называют? (рассуждения детей) Родным языком называю язык, который человек усваивает с самого раннего детства, на котором он общается с родными и друзьями.

А кто живет в Англии? А в Китае? На каких языках говорят люди в этих странах?

Ребята, я не случайно задаю вам такие вопросы. Знаете ли вы, что 21 февраля по всему миру отмечают Международный день родного языка? Этот праздник появился недавно, в 1999 году.

А как вы думаете, сколько в мире языков? (предположения детей) Известно, что в мире более 7 тысяч различных языков! И самый распространенный среди них – английский. На нем говорит более одного миллиарда человек! На втором месте – китайский. А русский язык по распространенности находится на 7 месте. На нем говорит примерно 255 миллионов человек. Может из вас тоже кто-то учит иностранный язык? А зачем мы учим другие языки?

Самым сложным языком считается китайский язык, потому что в нем одно и то же слово, произнесенное разной интонацией, может обозначать разные предметы. А письменность китайцев – это не привычные для нас буквы, а иероглифы.

Русский язык также относится к сложным языкам. Часто даже сами русские не справляются с грамматикой – правильным произношением слов русского языка. А иностранцев наш язык часто ставит в тупик. Кроме того, для иностранцев тяжело произносить некоторые звуки нашего языка, так как в других языках таких звуков или букв нет. Например, буква Ы, Ш, Щ.

Физминутка

Давайте разомнемся. Я буду называть действие, а вы его выполнять.

Махать, жмуриться, плыть, смеяться, бежать, стоять, гладить, прыгать, мычать, молчать, нагнуться, сесть.

А сейчас я предлагаю вам послушать, как звучат некоторые языки. (включая необычные для нашего слуха)

А знаете ли вы, что языки постоянно меняются, и то, как говорили русские люди 400-500 лет назад, сейчас показалось бы нам необычным. Многие слова были бы нам непонятны. Каждый год в разных языках появляются десятки новых слов и исчезают некоторые старые слова, которые теперь редко употребляются.

Есть даже языки, которые называют «мертвыми». Как вы думаете, почему их так называют? Дело в том, что исчезли народы, которые говорили на этих языках – носители. Это например, латинский, древнегреческий, шумерский язык, кельтский язык. В 1974 году умер последний носитель кельтского языка.

Есть исчезнувшие языки и в России – это языки некоторых коренных народов, а 18 языков в России находятся сейчас на грани исчезновения. Как вы думаете, что можно сделать, чтобы сохранить язык?

Очень интересное явление языка это проникновение в него слов из других, чужих для нас языков. Например, мы пользуемся словами, произошедшими от слов английского языка - шорты (от англ. «короткий»), чипсы (от англ. «жареный», «хрустящий»), старт (от англ. «начинать»), а вот слова, взятые из немецкого языка: бутерброд (от нем. «хлеб» и «масло»), парикмахер (от нем. человек, который изготавливает парик).

Еще одно «неприятное» явление – это «замусоривание» языка. Как вы думаете, что это значит? (использование слов-паразитов, нецензурных слов.)

Язык - наше богатство. Чтобы он не стал исчезающим, его надо беречь, изучать, учиться правильно говорить на нем. Нельзя «замусоривать» наш язык нецензурными словами.

Рефлексия: Что нового вы узнали сегодня? Что показалось вам самым интересным? Какой язык вы бы хотели выучить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «День родного языка» в старшей группе.

Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Формировать понятие «родной язык», бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к трад...

Конспект занятия по развитию речи «День родного языка» в старшей группе

Цели: познакомить детей с «Международным днем родного языка» Задачи:- Создать условия для обогащения духовного мира детей;- Формировать понятие «родной язык», бе...

Конспект мероприятия на тему «Международный день родного языка» средняя группа

Цель: Познакомить детей с  понятием « День родного языка»Формировать у детей свое отношение к празднику. Обогащать духовный мир детей через различные виды деятельности....

Конспект занятия по окружающему миру "День родного языка"

В коспекте широко представлен материал и задания на его закрепление, решающий следующие задачи:1. Познакомиться с историей возникновения праздника;2. Развивать эмоциональную отзывчивость, делиться пер...

Конспект ООД по развитию речи «День родного языка» в подготовительной к школе группе

Конспект ООД по развитию речи «День родного языка» в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия "21 февраля - Международный день родного языка" январь 2025 год

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"32380689","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...