Конспект занятия по развитию речи «День родного языка» в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мажарцева Татьяна Александровна

Познакомить детей с «Международным днем родного языка». Формировать понятие «родной язык», бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к традициям других народов; Воспитывать любовь и уважение к Родине, своей стране и родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  занятия по развитию речи «День родного языка»

в старшей группе

Цели: познакомить детей с «Международным днем родного языка»

 Задачи:

- Создать условия для обогащения духовного мира детей;

- Формировать понятие «родной язык», бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к традициям других народов;

-  Способствовать развитию речи, мышления и памяти.

- Упражнять детей в придумывании родственных слов.

- Воспитывать любовь и уважение к Родине, своей стране и родному языку;

 Ход занятия.

В: Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересное занятие. Смотрите, что я с собой принесла. Кто знает, что это?

Д: Глобус!

В: А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?

Д: Это маленькая модель нашей планеты.

В: Наш глобус окрашен разными цветами. Это не просто так! Каждый цвет имеет свое значение.

Голубым окрашивают моря, реки и океаны.

Зеленым – леса и равнины.

А коричневым и желтым – горы и пустыни. А что мы еще можем увидеть на глобусе?
Дети стоят в кругу и передают глобус друг другу из рук в руки.

Д: Города, страны.

В: Верно. Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте.
Дети проходят на стульчики, усаживаются полукругом.

В: И в какой стране же мы с вами живем?

Д: В России. (показ иллюстраций)

В: А на каком языке мы говорим в нашей стране?

Д: На русском.

В: В других странах тоже говорят на русском языке?

Д: Нет.

В: Вот это страна Франция, они говорят на французском языке.

  Это страна Китай и там говорят на китайском языке.

     В: На земле живут люди разных национальностей, у каждого из них есть свои  обычаи, песни, танцы и костюмы.
     
В: Ребята, 21 февраля отмечается – Международный день родного языка. Родной язык -  это язык, на котором учится говорить человек. На котором говорят наши бабушки и дедушки, мамы и папы и, конечно же, на котором говорим мы.

В: Для чего нам нужен язык?

Д: Что бы разговаривать, общаться, играть.

     В: В мире существует много разных языков. И сегодня, в Международный день родного языка, мы с вами поговорим о нашем родном языке. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, читаем и пишем. Правильно говорить и писать на родном языке - это долг каждого человека перед свой страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой язык.

   В: Ребята, а сейчас посмотрим, сумеете ли вы отгадать загадки?

Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)

Хоть не шляпа, а с полями,
не цветок, а с корешком,
разговаривает с нами
всем понятным языком (книга)
 .

Я учу. Смотрю в тетрадку.

У меня серьезный вид.

«А», «Б», «В», и по порядку

Повторяю. (алфавит)


 В: Богат и красив наш русский язык, сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи, потешки. Любите свою родину свой язык и свой народ!

 

Жура - жура - журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил.

Крылья, ноги натрудил,

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

- Лучше нет родного края.

 

В: Русский язык – это официальный язык нашего государства. Все государственные документы, такие как постановления, приказы и все официальные документы, в России пишутся на русском языке. Россия – многонациональна страна. И именно русский язык стал в нашей стране языком межнационального общения.

 Посмотрите ребята на иллюстрацию. Как вы думаете, кто на ней изображён!

Д: Мама!

В: Правильно и первое слово, которое произносит ребёнок это слово – МАМА!    Это милое и дорогое слово на разных языках звучит по разному. 

          Здесь родился, живешь,

  Уезжаешь — скучаешь,

  Как зовут это место, знаешь?
Д: Родина!

В: Зачитывает отрывок: Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

 В: Сейчас мы сыграем с вами в игру.

 Игра «Слова наоборот» в кругу с мячом.

холодный – горячий;

широкий- узкий,

толстый - тонкий,

большой – маленький, 

высокий – низкий, 

громкий – тихий,  

день-ночь;  

хорошо – плохо,

мокрый - сухой

длинный - короткий и т.д.
Это ребята  слова антонимы – противоположные по значению.
В: Какие вы у меня молодцы. Все слова знаете. Видите, насколько богат, разнообразен и красив наш родной язык. Как много в нем слов, с помощью которых мы можем просто говорить.

Игра «Многозначные слова».

Дети за сели за столы.

У меня есть вот такие карточки. На них изображены разные картинки, а вам нужно найти им пару и объяснить свой выбор. Например, «ручка» и к ней можно добавить ручку для письма, часть тела – кисть, дверную ручку.

1.Кисть: рука, кисть рябины, для рисования.

2.Кран: водяной, строительный.

3.Иголка: для шитья, у ежа.

4.Лист: для рисования, на дереве.

5.Ручка: дверная, писать.

В: Давайте вместе придумаем семью слов к  слову «СНЕГ».
Они похожи по звучанию и по смыслу.
Молодцы! Вы угадали слова «снегопад» и «», «снегурочка», «снеговик». У слова «СНЕГ» есть ещё родственники. Отгадайте загадки и увидите отгадки.

Лепит детвора зимой
Чудо с круглой головой:
Ком на ком поставит ловко,
Рот – дуга, и нос морковка,

А два глаза – угольки,
Да из веток две руки.
Солнце вышло, он и сник.
Кто же это? (снеговик)

С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.

Много-много звездочек
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло! (снежинки)

А вот ещё загадка.
    Чудо-дворник перед нами
    Загребущими руками
    За одну минуту сгрёб

    Преогромнейший сугроб. (снегоуборочная техника)
Пальчиковая гимнастика: «Снежок»

Раз, два, три, четыре (сжимаем разжимаем кулачки)
Мы с тобой снежок слепили, (имитация лепки снежка)
Круглый, крепкий, очень гладкий, (имитация лепки снежка)
И совсем, совсем, не сладкий (пальчиком грозим)
Раз подбросим, (вверх)
Два поймаем,(ловим)
Три уроним и сломаем.(имитация уронили и ножками топаем)
В:  Ну вот мы с вами и размялись, продолжаем.
Отгадай загадку:
    Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть,

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Это русская … (Матрёшка)
В: Да! Ребята вы правильно отгадали. Это традиционная русская народная игрушка. И я предлагаю вам раскрасить по своему желанию силуэт матрёшки.

Детям раздаются силуэты матрёшек для раскрашивания.
Подведение итога:
О чем мы сегодня с вами говорили?

- о нашем родном языке.
Какой язык в нашей стране самый главный?

- русский.
А когда празднуют день родного языка?
   
- международный день родного языка празднуют 21 февраля.
Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. В этом и выражается уважительное отношение к языку своей страны.
В: А сейчас мы с вами поиграем в
РУССКУЮ ХОРОВОДНУЮ ИГРУ «Идёт козёл дорогою»
Игра-хоровод «Козел»
Дети ходят по кругу вслед за ведущим, который говорит считалочку. Дети должны повторять за ведущим :
«Идет козел дорогою, дорогою широкою. Нашел козу безрогую, безрогую козу. Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем (Дети дружно прыгают). И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем (Дети дрыгают ногами). Давай коза похлопаем, похлопаем, похлопаем (Дети хлопают в ладоши). И ножками потопаем, потопаем, потопаем» (Дети топают ногами). Ведущий повторяет считалочку несколько раз все быстрее и быстрее. Заканчивается игра тогда, когда дети устанут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: «Международный день родного языка» в старшей группе

Проект представляет собой систему   работы с детьми старшей группы в области речевого развития, патриотического воспитания.Данный проект является результатом изучения психолого- педагогическ...

Проект "Международный день родного языка" в старшей группе.

Проект "Международный день родного языка" в старшей группе....

Сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово»

Отличный новый наполненный играми, песнями, танцами,частушками, загадками, прибаутками,сценарий ко дню родного языка в старшей группе д/с "Живой язык - родное слово» с веселыми ведущими ско...

День родного языка в старшей группе.

Отчет о проведении Дня родного языка в старшей группе.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"22462171","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","width":"180"}}]]...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «День родного языка»

Конспект  интегрированного занятия по развитию речи«День родного языка»Старший дошкольный возраст Воспитатели: Прохорова О.В.Курико Т.В. Цели: закреплять знания о Международ...

Конспект занятия по развитию речи «День родного языка» в старшей группе

Цели: познакомить детей с «Международным днем родного языка» Задачи:- Создать условия для обогащения духовного мира детей;- Формировать понятие «родной язык», бе...

Конспект ООД по развитию речи «День родного языка» в подготовительной к школе группе

Конспект ООД по развитию речи «День родного языка» в подготовительной к школе группе...