Познавательное занятие в старшей группе «Чудо тень»
план-конспект занятия (старшая группа)

Деревянкина Наталья Сергеевна

План-конспект занятия по познавательному развитию для детей страшей группы (5-6лет) на тему "Чудо тень"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo_ten.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное занятие в старшей группе «Чудо тень»

Цель:

Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Уточнять представления детей об образовании тени от предметов;
  2. Выяснить, что является источником света.
  3. Формировать умение сравнивать тени и объекты, устанавливать их сходства и различия.
  4. Развивать у детей познавательный интерес к поиску зависимости размера тени от удаления предмета от источника света, возникновения «танцующей» тени.
  5. Закреплять у детей умения выражать результаты поисковой деятельности в речи;
  6. Упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые со свойствами тени.
  7. Развивать у детей умение работать в паре. Воспитывать желание договариваться, согласованно взаимодействовать в совместной исследовательской работе, доводить начатое дело до завершения.

Ход занятия: Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся и встанем в круг.

Доброе утро я вам говорю!

Доброе утро! Я вас всех люблю!

Желаю вам всем хорошо заниматься,

Слушать внимательно, ума набираться!

А вы хотите быть умными, все знать?

Ребята, посмотрите от кого мне сегодня пришло голосовое сообщение. Да это - профессор Гений Евгеньевич Чудаков, знаете из кого мультсериала этот герой («Фиксики»). И он просит вас помощи.

Здравствуйте мои друзья! Завтра я должен выступать с докладом «Удивительная тень», но я не успеваю подготовиться. Помогите мне провести опыты про тень, вопросы-задания я для вас приготовил в моей волшебной лаборатории. Опыты здесь проведёте, свойства тени вы найдёте. Желаю удачи, за ранее благодарен.

Ну, что ребята, отправимся с вами в «Весёлую лабораторию» профессора Гения Евгеньевича Чудакова.

Вы готовы, подходите ко мне, давайте возьмемся крепко за руки, покажем какие мы дружные. (Дети, желающие принять участие в занятие, подходят к воспитателю, обнимая большой палец его руки своей рукой, соответственно выставляя вверх большой палец своей руки для следующего игрока)

Раз-два-три наша дружба помоги, в волшебную лабораторию перенеси.

Посмотрите сколько заданий приготовил нам профессор. Работать будем и вместе и парами, а главное дружно.

Сейчас мы разобьемся на пары и поможет нам игра «Найди тень», сейчас я вам раздам картинки предметов, животных, игрушек и картинки с их тенью. Нужно найти пару предмета - ее тень. Кто нашел свою пару, присаживайтесь вместе.

(На столе лаборатории разложены конверты с опытами-заданиями и материалами для проведения экспериментальной деятельности.)

Прошу занять места и вспомнить правила поведения в лаборатории…(не шуметь, слушать других, без разрешения ничего не трогать)

Ребята прежде чем начать, скажите, кто знает, что такое тень? (Тень – это отражение)

Сегодня мы с вами познакомимся с тенью поближе. Опытно-экспериментальным путём проверим признаки тени.

Все что мы узнаем запишем на диктофон и передадим профессору.

Приглашаю первую пару, найдите конверт с цифрой 1

  1. Итак, первое задание «С помощью чего появляется тень?»

Воспитатель: Кто знает, как появляется тень? (высказывание детей)

Воспитатель: Когда на пути источника света появляется какое-то препятствие, образуется тень. А что в природе нам дает свет, от чего днем светло? (солнце)

Что такое – солнце? (Да, солнце – это звезда, самая большая, самая яркая в космосе. Солнце излучает тепло и свет)

Солнце – это природный источник света на Земле. Что ещё излучает нам светит, например, ночью? (Свет от луны, звезд). И даже молния являются природным светом.

-Помимо природных источников света есть еще и искусственные, которые придумал человек, для своего более комфортного существования. Знаете, какие? (Свеча, фонарик, лампочка, спички, др.)

Давайте поиграем в игра «Разный Свет», вашей паре нужно разложить источники света на природный и который придумал человек. (Детям предлагается набор картинок)

А теперь внимание, тишина! Давайте зафиксируем наш результат, я начну, а вы продолжите предложение.

Тень всегда появляется при лучах света.

Источник света бывает природный и сделанный человеком. (проговаривает на диктофон)

Приглашаю 2 пару, найдите конверт с цифрой 2

2 задание «Когда появляется и пропадает тень?»

Чтоб лучше увидеть тень, нам понадобится экран и источник света. Экран у нас есть, нужно выбрать источник света.

Что вы видите на столе? (фонарик, свеча, лампа). Как вы думаете, какой из этих предметов будет давать яркий луч света? (Дети выдвигают предложения, и выбирают источник)

Выбираем предмет тень, которого мы хотим увидеть.

Ставьте его перед лампой, есть тень у предмета?

А если выключим лампу - будет тень? (Гаснет лампа – тень пропадает)

Так и запишем:

Когда на пути источника света появляется какое-то препятствие, образуется тень

Тень пропадает, когда нет источника света.

Приглашаю 3 пару, находим конверт с заданием.

Задание 3 «Может ли тень двигаться?»

Ребята, как вы думаете?

Прошу пару встать рядом с экраном с разных сторон и вытяни руку вперед перед лампой.

Воспитатель: Что вы видите на экране? (руки ребят)

Теперь покажите рукой здорово, пожмите друг другу руки. Ребята здороваются и тень здоровается.

А теперь обнимитесь и тени смотрите обнимается. Давайте запишем наше наблюдение.

Делаем вывод: тень повторяет движения человека

Предлагаю всем потанцевать со своей тенью, по очереди подходим к экрану и выполняем разные танцевальные движения (дети под музыку подходят к экрану и выполняют разные танцевальные движения)

Молодцы присаживаемся и продолжаем дальше. У нас осталось еще 3 задания

Задание 4 «Может ли тень быть цветной?»

А теперь давайте посмотрим тень любого предмета, выбирайте сами. (дети сами выбирают)

Неваляшка кого цвета, а ее тень?

Давайте посмотрим тень другого предмета

Крокодил кого цвета, а его тень?

Делаем вывод: Тень всегда какого цвета черного или серого цвета

Задание 5 «Может ли быть тень у одного предмета и большой, и маленькой?» (ответы детей)

Давайте не будем гадать, а проверим. Выходите следующие. Выбирайте предмет. Один подносит ближе к свету, а другой дальше, тень увеличивается

Делаем вывод: если поставить предмет ближе к свету, его тень будет больше

Задание 6. «Сколько может быть теней от одного предмета?»

Направляем на предмет с разных сторон два источника света. От предмета появляются две тени.

Делаем ввод: У одного предмета может быть несколько теней.

И последние задание для всех «Все ли предметы имеют тень?» (ответы детей)

Сейчас мы это проверим. Что у меня в руках? (свечка). поставим ее перед светом. Есть у свечки тень? Зажжём свечку. Что вы заметили? (у свечки есть тень, а у пламени нет, потому что пламя, это тоже источник света).

Давайте послушаем, что интересного мы узнали про тень. (включат диктофон) Как вы думаете наши исследования помогут профессору. Свои результаты опытов мы оставим в волшебной лаборатории и нам пора возвращаться в детский сад. Быстро беремся за руки и говорим: «Раз-два-три наша дружба помоги, в детский сад верни». (сели на стульчики)

Ребята, вам понравилось наше путешествие в волшебную лабораторию. А что вы нового сегодня узнали?

Ой ребята, голосовое сообщение пришло от профессора.

«Спасибо дорогие ребята, я прослушал вашу запись, вы такие молодцы! Справились со всеми заданиями, теперь я точно напишу доклад. Ну все пора прощаться, всем до свидания!»

Ребята, а вы знаете, что у тени еще много есть интересных свойств. Вы хотели бы о них узнать? На следующем занятии мы познакомимся с теневым театром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно - экспериментальное занятие в старшей группе «Чудо-шляпка»

Расширить знания о природном мире на примере комнатных растений.Презентация к занатию https://cloud.mail.ru/public/D1p6/4iok9bvefИгра онлайн "Комнатные растения"https://learningapps.org...

Конспект занятия в старшей группе «Чудо - свойства воды»

Конспект занятия в старшей группе « Чудо - свойства воды»...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Чудо-огород"

Цель:расширять представления детей о саде и огороде;обобщить и расширить знания школьников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;привлечь к работе как можно больше детей.Задачи:...

Конспект занятия в старшей группе «Театр теней»

Конспект занятия в старшей группе «Театр теней»Цель: познакомить с новым видом театра – теневым.Задачи:• развивать артистизм, коммуникацию• воспитание у детей гуманных...

Конспект занятия в старшей группе "Чудо в паутинке"

Конспект занятия: «Чудо в паутинке» для детей старшей группы.Цель. Формировать представление о том, что в природе нет неинтересных, ненужных животных. Рассказать о пауках. Закрепить п...