Мастер-класс для родителей «Играем в кукольный театр»
методическая разработка

Орехова Оксана Сергеевна

Мастер-класс для родителей

«Играем в кукольный театр»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_1.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Играем в кукольный театр»

Цель:  создание условий для творческого развития родителей средствами театрального искусства, повышения актерского мастерства и внедрения полученного опыта в практику работы с детьми в домашних условиях.

Задачи:

-совершенствовать знания родителей  о  роли театрализованной деятельности в развитии личности ребенка ;

- совершенствовать артистические навыки родителей  в плане переживания и воплощения образа, используя интонации, мимику, пластические импровизации , выражающие разнообразные эмоциональные состояния;

-формировать представления родителей о системе развития творческих способностей детей средствами театрального искусства;

-совершенствовать знания родителей о методах работы с детьми над спектаклем;

- совершенствовать навыки кукловождения.

        Уважаемые родители, вашему вниманию представляю мастер – класс, который, я надеюсь, поможет вам    вернуться  в детство и узнать, чем же занимаются ваши дети на занятиях театрального кружка «В гостях у Петрушки». Ведь вся жизнь ребенка насыщена игрой, а игра, как все мы знаем – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.                                                                                                        

  Главное помнить, что дети не репетируют спектакль, а играют в него. И самое важное в работе – это подготовка к  спектаклю, а не сам спектакль.  Удивительно – на практике понимаешь, что такое коллективность искусства, как от внимания и ответственности каждого зависит успех всех. Все герои кукольного театра живут и действуют на сцене только благодаря актеру. И самое главное — сотворить это «чудо оживления куклы», чтобы каждый зритель поверил в реальность сказки и включился в игру фантазии.

 Скажите, пожалуйста, как часто с детьми вы посещаете театральные представления? А кто из вас обращал внимание на то, что ваш ребенок, играя, перевоплощается в различных героев, изменяя тембр голоса?

Попрошу Вас, уважаемые родители, желающие лучше понять своего творческого ребенка  выйти……

Я очень рада, что вы откликнулись  на мое предложение вернуться в детство.

        Нам с вами  представилась уникальная возможность - развить  творческие способности  в театрализованной деятельности, в том числе - кукольным театром. И в этом мне поможет мой друг – Петрушка, который всегда рад встрече с новыми друзьями.

М/Р: -Здравствуй, милый Петрушка!(верховая кукла на гапите  сидит, опустив    

           голову, не двигаясь)    Раз, два, три – кукла, о - жи - ви!

                   Способы управления верховыми куклами на гапите

ПЕТРУШКА:  Гости вроде все на месте, будем веселиться вместе.

                            Ой, красавицы какие! Ох уж вы, мои родные!

                   Где Петрушка – там и смех! Петрушка - веселее   всех!

       Я живу в кукольном домике верховых кукол на гапите. Гапит – это деревянный стержень с удобной закругленной рукояткой, которую держит актер-кукловод. Выберите себе любую куклу на гапите, а то мне одному скучно, не с кем повеселиться. (родители выбирают  верховых кукол на гапите)

Я могу легко двигаться по ширме, «разговаривать» с другой куклой, весело плясать, поворачиваясь из стороны в сторону, а мой кукловод  находится с куклой за ширмой, не облокачиваясь на нее (ширму). И все время смотрит на свою куклу! Посмотрите каждый на свою куклу. Когда я «разговариваю», то  я слегка двигаюсь, а когда внимательно «слушаю» - на время  прекращаю любое движение. ( Этот прием позволяет зрителям определить, какая из кукол в данный момент произносит свою реплику.)

А теперь пора нам с вами познакомиться. Скажите тембром голоса своего персонажа как вас зовут? (Петрушка  спрашивает  у каждого героя имя)

М/Р: Держать игрушку за гапит надо вертикально, выводить постепенно: вначале появляется голова, затем плечи, и только потом видна зрителю вся фигура. Кукла должна возвышаться над ширмой на две трети своего роста, идти по полу, не проваливаясь, но и не возвышаясь больше обычного.

ПЕТРУШКА: Смотрите, как я умею. Идем медленно все влево.

ЭТЮД «БОЛЬШИЕ НОГИ»

                 Большие ноги шли по дороге, маленькие ножки бежали по дорожке.

 ПЕТРУШКА: А теперь все вместе начали еще раз!

             Только каждая кукла говорит своим голосом, ведь голоса у всех разные.

             Ой, устал  я - спать хочу и вас всех этому научу!

 М/Р: Укладывать куклу нужно положив на бок спиной к зрителям, чтобы не было видно открытых глаз.

ПЕТРУШКА: Всего вам доброго! (обращается к соседней кукле) 

                        И Вы пожелайте всего доброго вашей соседке!

М/Р: И  уходить кукла должна также  постепенно.

  (все куклы желают всего доброго своим соседям, по-очереди, тембром голоса своего персонажа)

 (если куклы делают что- то не так, Петрушка, проснувшись, объясняет)

М/Р: Устали наши куклы. Отнесем их отдыхать в кукольный домик для кукол на гапите.  (возвращают кукол в кукольный домик)

М/Р: А у нашего Петрушки  есть друзья в другом кукольном театре, который называется «би-ба-бо» (петрушечные куклы),но они тоже спят. Пора им вставать- солнце за окном! Выберите себе в петрушечном домике «би-ба-бо» любого персонажа. А чтобы сотворить оживление куклы, нужно всем вместе сказать: «Раз, два, три – кукла оживи!»

Все вместе произносят: «Раз, два, три – кукла оживи!»

ТЕАТР ПЕТРУШКИ (би-ба-бо)

Петрушечной кукле доступны самые разнообразные жесты и движения. Она может забавно плакать и хохотать, обниматься и удивляться... А сколько интересных поворотов и движений можно найти для нее в танце!

   Кукла должна быть видна над грядкой до уровня кукольных колен. Важно помнить о разнице роста персонажей и в статике, и в движении.

   Важно научить куклу «ходить», а не «плавать» по воздуху. Для этого следует передвигать куклу вперед и одновременно сгибать руку в запястье вправо и влево. Необходимо чувствовать при этом меру, иначе создастся впечатление, будто кукла «переваливается» с боку на бок.

ПЕТРУНЯ:  Здравствуйте!

М/Р: Необходимо наклонить указательный  палец  вниз, ,на который надета голова куклы., а на большой и средний – ручки или лапки. (левой рукой без куклы  дублировать )

ПЕТРУНЯ: Во время беседы «актеры-куклы»  обязательно  должны «смотреть» друг на друга, стоя один против другого.

                    Вот послушайте внимательно:

                    Кто хочет разговаривать тот должен выговаривать,

                    Все правильно и внятно. Чтоб было все понятно.

                   Я  умею тараторить скороговорки! Вот послушайте!

                    Три сороки тараторки тараторили на горке!

ПЕТРУНЯ :Тогда вместе со мной начали:  Три сороки тараторки тараторили на горке! И еще раз! А теперь начинаем тихо, затем -громко!  По движению моей руки – начали! Замечательно! Какие молодцы!

М/Р: Этой кукле доступны действия с предметами.

ПЕТРУНЯ: Вот смотрите. Какой у меня волшебный цветочек - он поможет мне проговорить скороговорку радостно. Слушайте, как у меня получается: Три сороки тараторки тараторили на горке! (Передает следующему) Пожалуйста, проговорите сердито. Будьте добры, передайте волшебный цветочек другому (передают по кругу ) и

петрушечных кукол домой (возвращают  в кукольный домик)

 УПРАЖНЕНИЕ «ТЕАТР»

М/Р: Скажите, пожалуйста, какие ассоциации возникают у вас при слове «ТЕАТР»?  (ответы… )Вы пришли в театр, купили в кассе билет, прошли в фойе, сняли верхнюю одежду в гардеробе, получив номерок, поднялись по ступенькам в зрительный зал, приобрели у капельдинера программку и анонс спектаклей на следующий месяц. Затем заняли свои места в партере, бенуаре (ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены), амфитеатре (места, расположенные за проговорите скороговорку испуганно, грустно, плача, смеясь, ухахатываясь, робко, ехидно, хитро…

М/Р: Мы тебе благодарны за знакомство с твоими кукольными друзьями, за скороговорки. Видишь, устали наши куклы, укладываем их спать на бочок, спиной к зрителям и отправим  партером), бельетаже (1-й этаж над партером и амфитеатром), либо на балконе…Прозвенел третий звонок – гаснет свет, поднимается занавес, зрители аплодисментами встречают артистов, затаив дыхание, с интересом  глядя  на сцену, на которой разворачивается действие спектакля.(сопровождая слова мимикой и жестами )

Этюд  на выразительность жеста  «Овсяная каша»

 Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась.

М/Р: Спина прямая, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину. Плечи развернуты, голова немного откинута назад, надменный взгляд. А теперь все вместе, надменно.

Этюд  на сопоставление различных эмоций

«ТИГР-СВИРЕПЫЙ      ЗВЕРЬ»

Тигр - свирепый зверь, но все же тихим тигр бывает тоже.

Тигр бывает тих с  тигрицей, так как сам её боится.               (В.Лунин)

М/Р: 1.Нахмуренные брови, сморщенный нос, оттопыренные губы,

              расширенные глаза ,рот открыт.

2.Голова втянута в плечи, брови подняты, глаза расширены, уголки губ опущены.

М/Р: Окончен спектакль, артисты вышли на поклон, звучат …аплодисменты…, бурные аплодисменты, переходящие в овации: «Браво!». Гаснет свет, зрители покидают зрительный зал. А уставшие и счастливые артисты – сцену.

Уважаемые родители, вы познакомились  лишь с маленькой частичкой работы театрального  кружка «В гостях у Петрушки» .  

Результаты  этой  работы:

- развитие у детей музыкально-творческих и декламационных способностей; художественного вкуса, коммуникативных способностей,  формирование чувства коллективизма;

-повышение самооценки

     - устранение речебоязни  и свобода органики  движений;

- повышение эмоционального тонуса, стремления принимать активное участие в общих затеях.

-преодоление робости, связанной с неуверенностью в себе;

-приобретение необходимых навыков управления куклами различных систем (настольными, куклами на гапите, бибабо, куклами с «живой рукой», большими напольными куклами, марионетками, системы «люди-куклы» и т.д.).

        Весьма перспективным для преодоления  сценического волнения являются и разные виды кукольных театров. Действуя за ширмой, ребенок получает возможность как бы оградить себя от зрителей.

Важно предоставить детям больше свободы для творчества и самостоятельного решения проблем, возникающих в процессе работы над спектаклем. Работа над спектаклем объединяет детский коллектив, дает возможность ребятам приобщиться к творчеству и театральному искусству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Играем в кукольный театр "Ложки"

Театр «Ложки» - это самый простой и доступный вид верховых кукол для детей 4-5 лет. Этот театр предвосхищает знакомство с верховыми куклами, являясь как бы его упрощённым вариантом. Изготовить театр л...

Мастер-класс для воспитателей по теме: «Изготовление кукольного театра»

Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего д...

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.

Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...

Консультация для родителей " Играем в кукольный театр дома"

Домашний кукольный театр в жизни ребенка играет большую роль. Ребенок может быть не просто зрителем, а активным участником в организации театральной постановки, принимать на себя различные роли: быть ...

Мастер класс по обучению родителей игры в «Домино»

  Настольные игры – один из лучших способов провести время с ребенком. Они способствуют установлению эмоционального контакта и сближению с детьми. Настольную игру «Домино»...

Мастер класс по обучению родителей игры в «Домино»

     «В своей работе по развитию логико-математических представлений я использую игру «Домино». Почему я взяла для работы именно эту игру? Потому, что игры с &l...