Мастер-класс для родителей «Играем в кукольный театр»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей
«Играем в кукольный театр»
Цель: создание условий для творческого развития родителей средствами театрального искусства, повышения актерского мастерства и внедрения полученного опыта в практику работы с детьми в домашних условиях.
Задачи:
-совершенствовать знания родителей о роли театрализованной деятельности в развитии личности ребенка ;
- совершенствовать артистические навыки родителей в плане переживания и воплощения образа, используя интонации, мимику, пластические импровизации , выражающие разнообразные эмоциональные состояния;
-формировать представления родителей о системе развития творческих способностей детей средствами театрального искусства;
-совершенствовать знания родителей о методах работы с детьми над спектаклем;
- совершенствовать навыки кукловождения.
Уважаемые родители, вашему вниманию представляю мастер – класс, который, я надеюсь, поможет вам вернуться в детство и узнать, чем же занимаются ваши дети на занятиях театрального кружка «В гостях у Петрушки». Ведь вся жизнь ребенка насыщена игрой, а игра, как все мы знаем – ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста.
Главное помнить, что дети не репетируют спектакль, а играют в него. И самое важное в работе – это подготовка к спектаклю, а не сам спектакль. Удивительно – на практике понимаешь, что такое коллективность искусства, как от внимания и ответственности каждого зависит успех всех. Все герои кукольного театра живут и действуют на сцене только благодаря актеру. И самое главное — сотворить это «чудо оживления куклы», чтобы каждый зритель поверил в реальность сказки и включился в игру фантазии.
Скажите, пожалуйста, как часто с детьми вы посещаете театральные представления? А кто из вас обращал внимание на то, что ваш ребенок, играя, перевоплощается в различных героев, изменяя тембр голоса?
Попрошу Вас, уважаемые родители, желающие лучше понять своего творческого ребенка выйти……
Я очень рада, что вы откликнулись на мое предложение вернуться в детство.
Нам с вами представилась уникальная возможность - развить творческие способности в театрализованной деятельности, в том числе - кукольным театром. И в этом мне поможет мой друг – Петрушка, который всегда рад встрече с новыми друзьями.
М/Р: -Здравствуй, милый Петрушка!(верховая кукла на гапите сидит, опустив
голову, не двигаясь) Раз, два, три – кукла, о - жи - ви!
Способы управления верховыми куклами на гапите
ПЕТРУШКА: Гости вроде все на месте, будем веселиться вместе.
Ой, красавицы какие! Ох уж вы, мои родные!
Где Петрушка – там и смех! Петрушка - веселее всех!
Я живу в кукольном домике верховых кукол на гапите. Гапит – это деревянный стержень с удобной закругленной рукояткой, которую держит актер-кукловод. Выберите себе любую куклу на гапите, а то мне одному скучно, не с кем повеселиться. (родители выбирают верховых кукол на гапите)
Я могу легко двигаться по ширме, «разговаривать» с другой куклой, весело плясать, поворачиваясь из стороны в сторону, а мой кукловод находится с куклой за ширмой, не облокачиваясь на нее (ширму). И все время смотрит на свою куклу! Посмотрите каждый на свою куклу. Когда я «разговариваю», то я слегка двигаюсь, а когда внимательно «слушаю» - на время прекращаю любое движение. ( Этот прием позволяет зрителям определить, какая из кукол в данный момент произносит свою реплику.)
А теперь пора нам с вами познакомиться. Скажите тембром голоса своего персонажа как вас зовут? (Петрушка спрашивает у каждого героя имя)
М/Р: Держать игрушку за гапит надо вертикально, выводить постепенно: вначале появляется голова, затем плечи, и только потом видна зрителю вся фигура. Кукла должна возвышаться над ширмой на две трети своего роста, идти по полу, не проваливаясь, но и не возвышаясь больше обычного.
ПЕТРУШКА: Смотрите, как я умею. Идем медленно все влево.
ЭТЮД «БОЛЬШИЕ НОГИ»
Большие ноги шли по дороге, маленькие ножки бежали по дорожке.
ПЕТРУШКА: А теперь все вместе начали еще раз!
Только каждая кукла говорит своим голосом, ведь голоса у всех разные.
Ой, устал я - спать хочу и вас всех этому научу!
М/Р: Укладывать куклу нужно положив на бок спиной к зрителям, чтобы не было видно открытых глаз.
ПЕТРУШКА: Всего вам доброго! (обращается к соседней кукле)
И Вы пожелайте всего доброго вашей соседке!
М/Р: И уходить кукла должна также постепенно.
(все куклы желают всего доброго своим соседям, по-очереди, тембром голоса своего персонажа)
(если куклы делают что- то не так, Петрушка, проснувшись, объясняет)
М/Р: Устали наши куклы. Отнесем их отдыхать в кукольный домик для кукол на гапите. (возвращают кукол в кукольный домик)
М/Р: А у нашего Петрушки есть друзья в другом кукольном театре, который называется «би-ба-бо» (петрушечные куклы),но они тоже спят. Пора им вставать- солнце за окном! Выберите себе в петрушечном домике «би-ба-бо» любого персонажа. А чтобы сотворить оживление куклы, нужно всем вместе сказать: «Раз, два, три – кукла оживи!»
Все вместе произносят: «Раз, два, три – кукла оживи!»
ТЕАТР ПЕТРУШКИ (би-ба-бо)
Петрушечной кукле доступны самые разнообразные жесты и движения. Она может забавно плакать и хохотать, обниматься и удивляться... А сколько интересных поворотов и движений можно найти для нее в танце!
Кукла должна быть видна над грядкой до уровня кукольных колен. Важно помнить о разнице роста персонажей и в статике, и в движении.
Важно научить куклу «ходить», а не «плавать» по воздуху. Для этого следует передвигать куклу вперед и одновременно сгибать руку в запястье вправо и влево. Необходимо чувствовать при этом меру, иначе создастся впечатление, будто кукла «переваливается» с боку на бок.
ПЕТРУНЯ: Здравствуйте!
М/Р: Необходимо наклонить указательный палец вниз, ,на который надета голова куклы., а на большой и средний – ручки или лапки. (левой рукой без куклы дублировать )
ПЕТРУНЯ: Во время беседы «актеры-куклы» обязательно должны «смотреть» друг на друга, стоя один против другого.
Вот послушайте внимательно:
Кто хочет разговаривать тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно. Чтоб было все понятно.
Я умею тараторить скороговорки! Вот послушайте!
Три сороки тараторки тараторили на горке!
ПЕТРУНЯ :Тогда вместе со мной начали: Три сороки тараторки тараторили на горке! И еще раз! А теперь начинаем тихо, затем -громко! По движению моей руки – начали! Замечательно! Какие молодцы!
М/Р: Этой кукле доступны действия с предметами.
ПЕТРУНЯ: Вот смотрите. Какой у меня волшебный цветочек - он поможет мне проговорить скороговорку радостно. Слушайте, как у меня получается: Три сороки тараторки тараторили на горке! (Передает следующему) Пожалуйста, проговорите сердито. Будьте добры, передайте волшебный цветочек другому (передают по кругу ) и
петрушечных кукол домой (возвращают в кукольный домик)
УПРАЖНЕНИЕ «ТЕАТР»
М/Р: Скажите, пожалуйста, какие ассоциации возникают у вас при слове «ТЕАТР»? (ответы… )Вы пришли в театр, купили в кассе билет, прошли в фойе, сняли верхнюю одежду в гардеробе, получив номерок, поднялись по ступенькам в зрительный зал, приобрели у капельдинера программку и анонс спектаклей на следующий месяц. Затем заняли свои места в партере, бенуаре (ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены), амфитеатре (места, расположенные за проговорите скороговорку испуганно, грустно, плача, смеясь, ухахатываясь, робко, ехидно, хитро…
М/Р: Мы тебе благодарны за знакомство с твоими кукольными друзьями, за скороговорки. Видишь, устали наши куклы, укладываем их спать на бочок, спиной к зрителям и отправим партером), бельетаже (1-й этаж над партером и амфитеатром), либо на балконе…Прозвенел третий звонок – гаснет свет, поднимается занавес, зрители аплодисментами встречают артистов, затаив дыхание, с интересом глядя на сцену, на которой разворачивается действие спектакля.(сопровождая слова мимикой и жестами )
Этюд на выразительность жеста «Овсяная каша»
Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась.
М/Р: Спина прямая, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину. Плечи развернуты, голова немного откинута назад, надменный взгляд. А теперь все вместе, надменно.
Этюд на сопоставление различных эмоций
«ТИГР-СВИРЕПЫЙ ЗВЕРЬ»
Тигр - свирепый зверь, но все же тихим тигр бывает тоже.
Тигр бывает тих с тигрицей, так как сам её боится. (В.Лунин)
М/Р: 1.Нахмуренные брови, сморщенный нос, оттопыренные губы,
расширенные глаза ,рот открыт.
2.Голова втянута в плечи, брови подняты, глаза расширены, уголки губ опущены.
М/Р: Окончен спектакль, артисты вышли на поклон, звучат …аплодисменты…, бурные аплодисменты, переходящие в овации: «Браво!». Гаснет свет, зрители покидают зрительный зал. А уставшие и счастливые артисты – сцену.
Уважаемые родители, вы познакомились лишь с маленькой частичкой работы театрального кружка «В гостях у Петрушки» .
Результаты этой работы:
- развитие у детей музыкально-творческих и декламационных способностей; художественного вкуса, коммуникативных способностей, формирование чувства коллективизма;
-повышение самооценки
- устранение речебоязни и свобода органики движений;
- повышение эмоционального тонуса, стремления принимать активное участие в общих затеях.
-преодоление робости, связанной с неуверенностью в себе;
-приобретение необходимых навыков управления куклами различных систем (настольными, куклами на гапите, бибабо, куклами с «живой рукой», большими напольными куклами, марионетками, системы «люди-куклы» и т.д.).
Весьма перспективным для преодоления сценического волнения являются и разные виды кукольных театров. Действуя за ширмой, ребенок получает возможность как бы оградить себя от зрителей.
Важно предоставить детям больше свободы для творчества и самостоятельного решения проблем, возникающих в процессе работы над спектаклем. Работа над спектаклем объединяет детский коллектив, дает возможность ребятам приобщиться к творчеству и театральному искусству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Играем в кукольный театр "Ложки"
Театр «Ложки» - это самый простой и доступный вид верховых кукол для детей 4-5 лет. Этот театр предвосхищает знакомство с верховыми куклами, являясь как бы его упрощённым вариантом. Изготовить театр л...
Мастер-класс для воспитателей по теме: «Изготовление кукольного театра»
Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего д...

Мастер-класс для педагогов ДОУ. Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.
Изготовление настольного кукольного театра из бумаги. Театр оригами и театр тантамарески.Цель: повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности в детском саду, развитие фантази...

Консультация для родителей " Играем в кукольный театр дома"
Домашний кукольный театр в жизни ребенка играет большую роль. Ребенок может быть не просто зрителем, а активным участником в организации театральной постановки, принимать на себя различные роли: быть ...

Мастер класс по обучению родителей игры в «Домино»
Настольные игры – один из лучших способов провести время с ребенком. Они способствуют установлению эмоционального контакта и сближению с детьми. Настольную игру «Домино»...

Мастер класс по обучению родителей игры в «Домино»
«В своей работе по развитию логико-математических представлений я использую игру «Домино». Почему я взяла для работы именно эту игру? Потому, что игры с &l...

