Проект по художественно-эстетическому развитию «Вместо кисточки рука»
проект

Макеева Татьяна Алексеевна

Формирование эмоционального – чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-vmesto-kistochki-ruka.docx327.4 КБ

Предварительный просмотр:

          Паспорт проекта 

Наименование: «Вместо кисточки рука»

Автор проекта: Макеева Т.А.

Тип проекта: познавательный, творческий.

Длительность проекта: долгосрочный

Срок  реализации проекта: сентябрь 2024 - май 2025гг Участники проекта: дети группы раннего возраста, педагоги группы, родители воспитанников.

Продукты детской деятельности: рисунки, выставки.    

 

«…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».

                                                                                                                   В.А. Сухомлинский

                                                                                               

АКТУАЛЬНОСТЬ

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.  

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов.

Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.

          Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.

Цель: Формирование эмоционального – чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования.  

Задачи: 

Развивающие:

  • Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности
  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.

Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. - Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.                              

Образовательные:

  • Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
  • Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
  • Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники рисования. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.                                                                       Воспитательные:
  • Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом. -  Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Оздоровительные:

-Укреплять здоровье детей, используя, комплексы здоровьесберегающие технологий, благотворно влиять с помощью нетрадиционной технике рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.

 

Модель деятельности

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть детализирован и требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого.

 Первый этап – возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена и самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное же ее решение определяется самим ребенком).  Чем старше дети и чем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.

 Второй этап – процесс создания изображения детьми. Изображение по теме, названной воспитателем, не лишает ребенка возможности проявить творчество, помогая направить его воображение, разумеется, если при этом воспитатель не регламентирует изобразительное решение. Значительно большие возможности возникают тогда, когда создается изображение по замыслу детей, когда задается лишь направление выбора темы, содержания изображения. Деятельность ребенка на этом этапе требует от него овладения способами изображения, выразительными средствами, которые специфичны для рисования.

 Третий этап – анализ результатов. Он тесно связан с двумя предыдущими этапами, является их логическим продолжением и завершением. Просмотр и анализ созданного детьми должны осуществляться при максимальной активности, что позволяет детям полнее осмыслить результат деятельности.

 

Основные принципы развития детского творчества:  

  • Принцип поэтапности (от простого к сложному)
  • Принцип динамичности (техника понятна и освоена в совершенстве)
  • Принцип сравнений (разнообразие вариантов и поиск новых техник и материалов)
  • Принцип выбора (творческое взаимодействие взрослого и ребёнка)

 

Ожидаемые результаты реализации проекта:  

Формирование у детей группы раннего возраста знаний о нетрадиционных способах рисования (рисование пальчиками и ладошками);

развитие у детей навыков и умений пользоваться разнообразными средствами изображения;

повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

Основное содержание и методы реализации проекта.

Этапы работы над проектом:  

  1. Подготовительный
  2. Практический
  3. Заключительный. Выставка детских работ.  

Ресурсное обеспечение проекта  

  1. Программно-методическое обеспечение;
  2. Развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;
  3. Взаимодействие всех участников педагогического процесса;

4. Система взаимодействия с родителями;

5. Система мониторинга.

Формы подведения итогов в конце года реализации проекта  

  • Проведение выставок детских работ
  • Проведение открытого мероприятия

Ожидаемый результат  

      Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует: - развитию мелкой моторики рук;

  • обострению тактильного восприятия;
  • улучшению цветовосприятия;
  • концентрации внимания;
  • повышению уровня воображения и самооценки.
  • Расширение и обогащение художественного опыта.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
  • Сформируются навыки трудовой деятельности
  • активность и самостоятельность детей изо деятельности;
  • умение находить новые способы для художественного изображения;
  • Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения   любые доступные средства.  

Виды и техники нетрадиционного рисования

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

Каждая из техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Материал: 

  • акварельные краски, гуашь; тушь
  • восковые и масляные мелки, свеча;
  • ватные палочки;
  • поролоновые печатки;
  • коктельные трубочки;
  • палочки или старые стержни для процарапывания;
  • матерчатые салфетки;
  • стаканы для воды; – подставки под кисти; – кисти.
  • пластилин

 

Нетрадиционные техники рисования, которые можно использовать в работе с детьми раннего возраста:

  • Рисование пальчиками;
  • Рисование ладошкой;
  • Оттиск поролоном или поролоновой губкой;
  • Рисование ватными палочками;
  • Рисование крупой или песком;
  • Оттиск мятой бумагой;
  • Рисование пробками.

Рисование пальчиками

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: тарелочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, влажные салфетки.

Способ получения изображения: Ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, влажные салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или взрослый окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск поролоном или поролоновой губкой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка либо глубокая тарелочка с гуашью, поролон или губка необходимой формы, плотная бумага любого цвета и размера.

Способ получения изображения: ребёнок опускает поролон или поролоновую губку в гуашь и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон или поролоновая губка.

Рисование ватными палочками

Средства выразительности: пятно, точка, цвет.

Материалы: тарелочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, ватные палочки, небольшие листы, влажные салфетки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кончик ватной палочки и наносит точки, пятнышки. Для другого цвета берётся новая палочка.

Рисование крупой или песком

Средства выразительности: объём, фактура.

Материалы: мелкая крупа (манка,  кукурузная, пшено) или сухой песок, клей, картон с контурным изображением необходимого рисунка, кисти для клея, поднос.

Способ получения изображения: ребёнок выбирает картон понравившегося  цвета, затем по очереди,  каждый элемент рисунка, самостоятельно или с помощью взрослого,  намазывает клеем и посыпает крупой или сухим песком. После того как клей высохнет, лишняя крупа или песок ссыпается на поднос.

Оттиск мятой бумагой

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо глубокая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, мятая бумага.

Способ получения изображения: ребёнок прижимает мятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и мятая бумага.

Рисование пробками

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо глубокая тарелочка с гуашью, плотная бумага любой формы и размера, пробки.

Способ получения изображения: ребёнок опускает пробку в тарелочку с гуашью и наносит отпечаток на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и тарелочка, и пробка.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование в деятельности позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений, что так необходимо в раннем возрасте с двух до трёх лет.

Использование нетрадиционных  техник рисования – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Это приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.

Рисование нетрадиционными способами побуждает детей к творчеству, учит видеть мир в живых красках. Важно не упустить возможности, которые открываются в раннем возрасте с 2 до 3 лет, необходимо развивать способности ребёнка образно воспринимать мир, придумывать новые сюжеты.

Перспективный план работы по реализации проекта

 

Дети группы  раннего возраста  

№ п/п

Мероприятия

Месяц

Цели

1

Мастер – класс  

Сентябрь

Вовлечь родителей в проектную деятельность.

Пополнение развивающей среды по теме проекта. 

2

Разработка проекта

Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты. 

3

Ознакомление с краской (отпечатки ладошек)

Октябрь

Освоение техники печатания ладошкой. Прививать навык работы в коллективе. 

4

«Падают, падают листья» (рисование пальчиками)

Продолжение знакомства с краской. Освоение техники пальчиковой живописи.

5

«Дождик, чаще, кап- кап- кап!» (рисование ватными палочками)

Ноябрь

Знакомство с техникой рисования ватными палочками на основе тучи, изображённой воспитателем. Развитие чувства цвета и ритма.

6

«Вот ёжик, ни головы, ни ножек» (рисование пальчиками прямых линий)

Создание образа ёжика в сотворчестве с педагогом: дорисовывание «иголок» - коротких прямых линий пальчиком.

7

«Снежок порхает, кружится» (рисование ватными палочками)

Декабрь

Закрепление приёма рисования ватными палочками. Развитие чувства цвета и ритма.

8

«Украшаем ёлочку» (рисование ватными палочками)

Закрепление приёма рисования ватными палочками. Развитие чувства цвета и ритма.

9

 «Конфетти» (рисование пальчиками)

Январь

Закрепление приёма рисования пальчиками. Развитие чувства цвета и ритма.

10

«Бабочка» (техника принт).

 Освоение техники принт (отпечаток краски)

Развитие воображения.

11

«Солнышко» (закрашивание трафарета губкой)

Февраль

Освоение техники закрашивание трафарета губкой. Развитие крупной и мелкой моторики рук.

12

«Праздничный салют» (рисование пальчиками на мокрой бумаге)

Закрепление приёма рисования пальчиками по мокрой бумаге.

13

«Букет цветов». Коллективная работа (печатание пластиковой бутылкой). Освоение техники печатание пластиковой бутылкой.

Март

Развитие чувства цвета и ритма.

14

«Подарок маме к 8 марта» (печатание пластиковой бутылкой) Закрепление техники печатание пластиковой бутылкой. Создание коллективной композиции.

Развитие чувства цвета и ритма.

15

 «Космос» (комбинирование приёмов рисования: набрызг зубной щёткой и закрашивание трафарета губкой). Освоение техники набрызг зубной щёткой и закрепление техники закрашивания трафарета губкой).

Апрель

Показать детям возможность совмещения разных техник и приёмов в одной композиции.

16

«Птичка» (комбинирование приёмов рисования: отпечаток ладошкой, рисование ватными палочками и рисование пальчиками прямых линий). Закрепление техник: отпечаток ладошкой, рисование ватными палочками и рисование пальчиками прямых линий).

Показать детям возможность совмещения разных техник и приёмов в одной композиции.

17

Развлечение: «Разноцветный пузырик» (рисование мыльными пузырями). Показать детям приём рисование мыльными пузырями..

Май

Способствовать эмоциональному и эстетическому развитию

18

Годовая выставка творческих работ «Чему мы научились»

Создать выставку итоговых работ.

19

Презентация полученного опыта  использования нетрадиционных  техник рисования.

Повышение

профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

 

Формы работы с детьми

Дидактические игры для развития воображения и фантазии.

Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.

Чтение художественной литературы.

Беседы.

Занятия с использованием нетрадиционной и не стандартной изо технологии.

Формы работы с родителями

Мастер – класс.

Консультации.

Беседы.

Наглядная информация: буклеты, памятки.

Привлечение родителей к пополнению среды (нетрадиционные материалы).

Участие в конкурсах, выставках.

 

Рекомендации родителям

- материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения малыша, чтобы у него возникло желание творить;

- знакомьте его с окружающим миром вещей, живой и неживой природой, предметами изобразительного искусства, предлагайте рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и беседовать с ним обо всем, что он любит рисовать;

- не критикуйте ребенка и не торопите, наоборот, время от времени стимулируйте занятия ребенка рисованием;

          - хвалите своего ребёнка, помогайте ему, доверяйте ему, ведь ваш ребёнок индивидуален!

Литература:

 

  1. Гаврина С.М. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль.,  «Сфера», 1997.
  2. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., «Сфера», 2005.  
  3. Григорьева Г.Г., Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.-М., 2000 4. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. .
  1. Комарова Т.Г. Детское художественное творчество. М, 2005.
  2. Комарова Т.Г. Как научить ребенка рисовать.. – М., 1998.
  3. Костерин Н.П. Учебное рисование – М:, 2003..
  4. Котляр В.В. Изобразительная деятельность дошкольников.– М., 2005.  
  5. Соломенникова О.А. . Радость творчества. – М, 2001.
  6. Швайко Г.С., Занятия по изобразительная деятельности в детском саду – М., 2006.
  7. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М.,, 2004
  8. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
  9. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М, 1998.
  10. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста – М., 2005..
  11. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 37 лет: . – М:, 2001.. 16. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. , 2006.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по художественно-эстетическому развитию на тему «Вместо кисточки - рука». во второй младшей группе.

Проектная деятельность по художественно – эстетическому развитию в  младшей группе«Вместо кисточки - рука».(Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творчества с...

Проект по художественно – эстетическому развитию в первой младшей группе Раздел: рисование (нетрадиционная техника рисования - ватными палочками) «Вместо кисточки - ватные палочки»

Способность и стремление к творчеству - одна из составляющих гармоничной личности. Поэтому с самого раннего возраста, ребенка необходимо приобщать к изобразительному искусству. Воспитатель педлагает н...

Образовательный проект по художественно –эстетическому развитию детей раннего возраста Тема: «Рисуем без кисточек»

Рисование для детей является достаточно интересным процессом, но в то же время и сложным. У детей интерес к изобразительному искусству  прививается благодаря различным техникам рисовани...

Проект по художественно – эстетическому развитию «Вместо кисточки рука».

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творчества с детьми раннего возраста...

Проект по художественно-эстетическому развитию на тему «Вместо кисточки - рука»

Проект по художественно-эстетическому развитию на тему «Вместо кисточки - рука»...

ПАСПОРТ И ОТЧЁТ ПРОЕКТА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ НА ТЕМУ: "ВМЕСТО КИСТОЧКИ - РУКА"

Проект с детьми 2 - 3 лет по художественно - эстетическому развитию нетрадиционные техники рисования "Вместо кисточки - рука"...