программа семинара - практикума "Рабочие программы воспитания, календарные планы воспитательной работы как компоненты ФАООП для детей с ОВЗ в дошкольном образовании»
методическая разработка
В контексте реализации основной образовательной программы в соответствии с ФОП ДО и ФАОП ДО, с учетом основных положений программы воспитания коллектив нашего детского сада считает организацию деятельности детско-родительского клуба «Доверие» эффективной формой взаимодействия с родителями. Клуб функционирует с опорой на миссию МАДОУ г. Нижневартовска ДС№4 «Сказка» - создание эффективной модели современного социокультурного образовательного пространства для формирования основы личности ребенка через систему социокультурных ценностей, активное включение родителей в совместную деятельность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 874.62 КБ | |
| 31.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Детско-родительский клуб как форма организации взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ
Ковальчук Ю.К., педагог-психолог
Тема взаимодействия общественного и семейного воспитания всегда была актуальна для отечественной педагогической науки и практики. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В Законе «Об образовании» сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ активно помогает семье. Одной из задач федеральной образовательной программы дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В контексте реализации основной образовательной программы в соответствии с ФОП ДО и ФАОП ДО, с учетом основных положений программы воспитания коллектив нашего детского сада считает организацию деятельности детско-родительского клуба «Доверие» эффективной формой взаимодействия с родителями. Клуб функционирует с опорой на миссию МАДОУ г. Нижневартовска ДС№4 «Сказка» - создание эффективной модели современного социокультурного образовательного пространства для формирования основы личности ребенка через систему социокультурных ценностей, активное включение родителей в совместную деятельность.
Уклад в детском саду направлен, прежде всего, на сплочение коллектива детей, родителей и педагогов. Он основан на традициях и событиях, которые помогают детям и родителям наполнять ежедневную жизнь увлекательными и полезными делами, создают атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам.
Работа клуба регулируется нормативными документами и локальными актами ДОУ и предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, способствуют осознанию педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих вопросов воспитания детей.
Программа детско-родительского клуба «Доверие» направлена на пропаганду семейных ценностей, таких как здоровье, любовь, взаимопонимание, единение и дружеские отношения через организацию различных форм взаимодействия по актуальным для различных категорий родителей, направлениям.
Цель работы детско-родительского клуба повышение педагогической компетентности родителей через организацию работы клубов различной направленности реализовывалась через решение следующих задач:
- Обучить родителей приемам эффективного взаимодействия с ребенком;
- Оказать практическую помощь семьям по различным направлениям работы с детьми;
- Привлечь родителей к активному участию в образовательном процессе;
- Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка;
- Расширить сферу понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.
Для реализации задач проводятся мероприятия различной направленности в соответствии с утвержденным планом работы Клуба, как традиционные (родительские собрания, педагогические беседы, тематические консультации, выставки детских работ, папки-передвижки, информационные стенды и др.) и нетрадиционные (акции, дни добрых дел, конкурсы, тематические недели, квесты, челленджи и т.п) формы общения, суть которых — обогатить родителей педагогическими знаниями. Формат работы Клуба тоже был разнообразным: непосредственные встречи, информация для самостоятельного ознакомления в виде роликов, письменных консультаций, памяток, работа в режиме онлайн.
Специфика деятельности Клуба следующая:
1. Это разновозрастной клуб, включающий два поколения (дети, родители, педагоги).
2. По видам деятельности клуб полифункциональный (многообразие видов деятельности определяется интересами семей – членов клуба).
3. Существенной характеристикой клуба является его педагогическая и физкультурно-досуговая направленность.
4.Родители самостоятельно выбирают направление клуба и кратность посещений мероприятий.
Клуб осуществляет работу по следующим направлениям:
- Направление детско-родительского клуба «На пороге школы», реализует одну из главных задач психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольном возрасте - это обеспечение готовности ребенка к школе.
- Направление детско-родительского клуба «Мы вместе» - взаимодействие с молодыми семьями.
- Направление детско-родительского клуба «Первые шаги» - адаптация к образовательной организации.
- Направление детско-родительского клуба «Клуб отцов» - формирование сознательного отцовства.
- Направление детско-родительского клуба «Крепыши» - формирование основ здорового образа жизни.
- Направление детско-родительского клуба «Семейная академия» - взаимодействие со старшим поколением семей обучающихся.
- Направление детско-родительского клуба «Гармония» - художественно – эстетическое направление.
- Направление детско-родительского клуба «Маршруты успеха» - коррекционно - развивающее направление.
Детско-родительский клуб функционирует по следующим блокам:
- «Психолого-педагогическое просвещение семьи» предполагает создание «просвещенной культуры» родительства, максимально благоприятных условий для развития ребенка и повышения психолого-педагогической грамотности родителей по всем образовательным областям. С родителями вновь прибывших детей проведен круглый стол «Адаптируемся вместе». С родителями групп старшего дошкольного возраста – круглый стол «Важные аспекты готовности к школе», тематические выставки «Полезные игрушки для развития дыхания», «Развиваем мелкую моторику руки» и другие.
- «Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми» предполагало:
- сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Родители активно участвовали в подготовке и проведении праздников, выступали в роди участников, готовили совместно с педагогами детей к конкурсам.
- проведение совместных с детьми занятий, тренингов, мероприятий, на которых родители являются активными участниками. Проведены занятия с участием родителей (профильные специалисты) в форме мастер – класса в рамках недели открытых дверей. Учителя - логопеды провели для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, тренинги по развитию моторики и артикуляции «Развиваем моторику нестандартно», «Интерактивная песочница как средство активизации речи». Инструктор по физо, совместно с музыкальным руководителем привлекали родителей к участию в развлечениях, индивидуальных творческих проектах.
3. «Ознакомление родителей с содержанием образовательного процесса» предполагало определение совместных действий, объединение усилий по воспитанию и развитию ребенка; непосредственное включение родителей в образовательный процесс; присутствие родителей на занятиях; периодическое выполнение “семейных заданий”.
Хочу отметить специфику работы Клуба с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ. Специалистами психолого-педагогического сопровождения теоретически и практически обобщены материалы по изучению семей, в том числе и семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ. Адаптирован блок диагностических методик, позволяющий значительно расширить представления о специфики взаимоотношений родителей и детей, в том числе и с особыми образовательными потребностями. В рамках данной работы разработана тематика и содержание консультаций, тематических встреч с родителями, родительских собраний, что как показывают результаты работы, вызвало интерес у родителей. Эффективность психологической помощи семье подтверждается тем, что родители направляют приобретенный новый творческий потенциал на взаимодействие со своим ребенком. Благодаря использованию представленных форм работы с родителями отмечаются существенные позитивные изменения: в восприятии семейных отношений с ребенком; в осознании своего положения в семейном коллективе; в динамике родительского отношения к детям, которое становится более тёплым, принимающим. Родители более адекватно оценивают актуальный уровень развития своих детей. Получив всесторонние сведения о закономерностях развития, различных моделях воспитания и обучения, особенностях личности и поведения детей, члены семьи более оптимистично оценивают его зону ближайшего развития.
Необходимо отметить, что организация родительского клуба – это эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьёй, которая помогает наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско–родительские отношения. У родителей формируются определенные модели поведения с ребенком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление, помогающее родителям избегать или преодолевать трудности в воспитании детей; устанавливаются доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка и успешном прохождении образовательного процесса к моменту поступления в школу.
Результатом работы родительского клуба можно считать (результаты анкетирования):
- Установление доверительных отношений между педагогами и родителями – 96%.
- Улучшение детско-родительских отношений – 86%.
- Увеличение количества родителей, участвующих в работе клуба на 15%.
- 100% участников образовательного процесса удовлетворены работой клуба;
-96% родителей отмечают высокую степень информированности по воспитательным, образовательным и правовым вопросам.
Родительский клуб сплачивает родителей, позволяет им развивать собственную наблюдательность и компетентность в воспитании детей, в том числе и ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная программа по дисциплине Организация и методика воспитательной работы
В образовательном учреждении среднего профессионального образования, для студентов с повышенным уровнем предусмотрено изучение дисциплины «Организация и методика воспитательной работы». Дисципли...

Семинар «Парциальные программы, инновационные технологии, развивающие игры, как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста».
На мой взгляд, без использования логико - математических игр невозможно развитие познавательной активности, логического мышления, памяти, речи, творческих способностей и других личностных качеств Их р...

Семинар по теме: "Коррекционно-воспитательная работа в группе для детей с ФФНР"
Рекомендовано воспитателям и учителям-логопедам дошкольных учреждений....

программа семинара-практикума со стажировкой " Коррекционно-развивающая работа с детьми от дошкольного до подросткового возраста"
Совершенствование профессиональных компетенций педагога в вопросах коррекционно-развивающей работы с детьми от дошкольного до подросткового возраста....

Программа, направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов «Шаг навстречу»
Зачастую проблемы семей, воспитывающих детей с особыми потребностями, рассматривались в отношении самого ребенка. Работа с родителями таких детей сводилась к консультациям по вопросам его обучения и в...

ПРОГРАММА, направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов «Шаг навстречу»
ПРОГРАММА,направленная на образовательную и коррекционно-развивающую работу с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ и детей – инвалидов«Шаг навстречу»...

План взаимодействия с семьями воспитанников по реализации образовательной программы на 2023-2024 учебный год в соответствии с Федеральным календарным планом воспитательной работы группа раннего возраста (дети 2-3 лет)
План взаимодействия с семьями воспитанников по реализации образовательной программы на 2023-2024 учебный год в соответствии с Федеральным календарным планом воспитательной работыгруп...
