Доклад «Экологическое воспитание дошкольного возраста в рамках реализации ФОП ДО»
материал
«Экологическое воспитание дошкольного возраста в рамках реализации ФОП ДО»
Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста. В условиях ухудшения экологической̆ обстановки большое значение приобретает экологическое воспитание.Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых важных человеческих чувств. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. Результатом экологического воспитания является экологическая культура ребенка: знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту). В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают ребенку в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что нельзя.
Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинирпованного вида»
Ичалковского муниципального района
Доклад на тему: «Экологическое воспитание дошкольного возраста в рамках реализации ФОП ДО»
Воспитатель: Прончатова Л.В.
Кемля 2025
«Экологическое воспитание дошкольного возраста в рамках реализации ФОП ДО»
Содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста. В условиях ухудшения экологической̆ обстановки большое значение приобретает экологическое воспитание. Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых важных человеческих чувств. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы.
Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением. Результатом экологического воспитания является экологическая культура ребенка: знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, труде, в быту). В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают ребенку в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что нельзя.
Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться любить её. Чтобы научиться любить и беречь свой дом, надо узнать его. Требования ФОП ДО к экологическому воспитанию дошкольников ФОП ДО разработана на основе ФГОС ДО, что гарантирует преемственность и полное соответствие выдвигаемых требований и планируемых результатов ФГОС ДО. Согласно Федеральной образовательной программе (ФОП) первичные знакомства с природой ребенок получает уже в младенческом возрасте. В раннем возрасте в планируемых результатах освоения программы прогнозируется наличие у ребенка «представлений о разнообразных объектах живой и неживой природы ближайшего окружения. Ребенок выделяет их отличительные особенности и свойства, различает времена года и характерные для них явления природы, имеет представление о сезонных изменениях в жизни животных, растений и человека, интересуется природой, положительно относится ко всем живым существам, знает о правилах поведения в природе, заботится о животных и растениях, не причиняет им вред». К моменту завершения обучения необходимо заложить в ребенке основы экологической культуры, а именно бережного отношения к объектам природы, понимания ценности жизни живых существ, осознание и выполнение правил поведения на объектах природы, а также навыки ухода за растениями и животными. Таким образом, воспитание экологической культуры становится одним из наиболее важных аспектов воспитания дошкольников.
Возрастная группа | Планируемый результат |
Младенческий возраст | Ребенок узнает и называет объекты живой природы ближайшего окружения, выделяет их характерные особенности, положительно реагирует на них. |
К трем годам | Ребенок имеет представление об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам. |
К четырем годам | Ребенок имеет представление о разнообразных объектах живой и неживой природы ближайшего окружения, выделяет их отличительные особенности и свойства, различает времена года и характерные для них явления природы; имеет представление о сезонных изменениях в жизни животных, растений и человека, интересуется природой; положительно относится ко всем живым существам, знает о правилах поведения в природе, заботится о животных и растениях, не причиняет им вред. |
К пяти годам | Ребенок знает о разнообразных представителях живой природы родного края, их особенностях, свойствах объектов неживой природы, сезонных изменениях в жизни природы, явлениях природы; интересуется природой, экспериментирует, положительно относится ко всем живым существам, знает правила поведения в природе, стремится самостоятельно ухаживать за растениями и животными, беречь их. |
К шести годам | Ребенок имеет представление о живой природе разных регионов России, может классифицировать объекты по разным признакам; имеет представление об особенностях и потребностях живого организма, изменениях в жизни природы в разные сезоны года, соблюдает правила поведения в природе, ухаживает за растениями и животными, бережно относится к ним. |
К семи годам | Ребенок знает о некоторых наиболее ярких представителях живой природы России и планеты, их отличительных признаках, среде обитания, потребностях живой природы, росте и развитии живых существ, свойствах неживой природы, сезонных изменениях в природе; наблюдает за погодой, живыми объектами, имеет сформированный познавательный интерес к природе; осознанно соблюдает правила поведения в природе, знает способы охраны природы, демонстрирует заботливое отношение к ней. |
Основные принципы экологического воспитания
- Принцип системности, заключается в постепенном усложнении задач, от простого к сложному, от близкого к далекому.
- Принцип наглядности, педагог выбирает объекты, процессы, доступные для понимания и освоения ребенком определенного возраста, которые он может наблюдать непосредственно в своем окружении.
- Принцип научности: педагог применяет в своей̆ работе только научно обоснованные методические приемы, соответствующие данному возрасту детей̆, учитывающие их психофизиологические особенности.
- Принцип позитивизма, конструктивизма. В практике экологического образования широко распространены запреты, с которыми знакомят ребенка. Прежде всего, эти запреты связаны с изучением правил поведения в природе. Но ребенок должен иметь альтернативу: если это нельзя, то что можно? Необходимо одновременно использовать в работе с дошкольниками как запрещающие, так и разрешающие знаки (цветы рвать нельзя, но можно их нюхать, любоваться ими и т.д) В противном случае в реальной жизни ребенок просто не сможет применить полученные знания.
- Принцип гуманистичности, переход с авторитарного обучения и воспитания на личностно - ориентированное, на педагогику сотрудничества взрослого и ребенка. И ребенок, и педагог участвуют в образовательном процессе, при этом ребенку предоставляется как можно больше самостоятельности для выражения своих чувств, мыслей̆, самостоятельного познания окружающего мира путем экспериментирования. При таком подходе ребенок имеет право на ошибку, может высказывать любые точки зрения.
Цели и задачи экологического воспитания дошкольников
Цель: экологического воспитания детей̆ дошкольного возраста – развитие экологической̆ культуры как важной̆ части общей культуры человека, определяющей̆ его духовную жизнь и поступки. Это особый̆ вид культуры, который характеризуется совокупностью системы знаний и умений по экологии, уважительным, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей̆ среде.
Данная цель согласуется с учебной̆ программой̆ дошкольного образования, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности (природе, рукотворном мире, окружающих людях и самом себе) – это те ценности, на которые ориентируется современная дошкольная педагогика.
Задачи: экологического воспитания – это задачи создания и реализации образовательной̆ модели, при которой̆ достигается эффект, т.е. очевидные проявления начал экологической̆ культуры у детей̆, готовящихся к поступлению в школу.
Методы экологического воспитания дошкольников
Существует множество методов, приемов и средств экологического воспитания детей дошкольного возраста. Их первичная классификация может выглядеть следующим образом.
Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр кинофильмов. Эти методы наиболее эффективны, поскольку они соответствуют познавательным возможностям дошкольников. Практические методы: моделирование, игры, простые опыты. С их помощью дети начинают понимать взаимосвязь между явлениями природы и отдельными предметами. Словесные методы: беседа, чтение книг, заучивание стихов наизусть, импровизированные и подготовленные рассказы детей и воспитателя. Основная их функция – расширение знаний о природе, а также формирование положительного отношения к ней.
Роль развивающей экологической среды в ДОО
Условием успешного развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, является среда. Пространству экологического развития детей̆ в детском саду должно быть уделено особое внимание.
Экологическая среда в группе детского сада должна включать в себя несколько центров
«Центр природы»
Уголок природы в дошкольных группах - это непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками
Комнатные растения постоянные обитатели. Временные обитатели уголка – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени. Осенью - это осенние букеты и цветы из цветника, поделки из природного материала. Зимой - это посадки зеленого лука и веточки деревьев. Дети наблюдают за ними и отмечают изменения в листах наблюдений. Весной – это ящики с рассадой для огорода, букеты весенних первоцветов.
А также – это календарь природы, таблички с названием комнатных растений, дневник наблюдений за погодой, график дежурства по уголку природы, паспорт комнатных растений, круговорот воды в природе и т. д.
Уголок природы так же может включать в себя и другие элементы, материалы и пособия, например:
- коллекциями семян, насекомых, камней, ракушек;
- гербарии, поделки из природного материала;
- дидактическими играми («Времена года», «Кто где живёт», мемо- карточки «Чудеса природы», Лэпбуки.- Лэпбук (lapbook) в переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap – колени, book – книга). Еще его называют тематическая папка, Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой̆ информация представлена в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по определенной̆ теме. При этом лэпбук – это не просто поделка. Чтобы заполнить лэпбук, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изучение материала, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной̆ познавательно-исследовательской деятельности.
- он информативен, полифункционален, способствует развитию творчества, воображения;
- пригоден к использованию одновременно группой̆ детей̆ (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
- обладает дидактическими свойствами;
- является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
- его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Такая необычная подача материала привлекает внимание детей, они часто обращаются к лэпбуку, чтобы полистать-поиграть, добавить новую информацию.
- наглядно-дидактическими пособиями из серии «Комнатные растения», «Аквариум и его обитатели», «Мир в картинках» («Фрукты», «Овощи», «Деревья», «Домашние животные», «Дикие животные», «Птицы» и т. д.)
- моделями «Насекомые», «Рыбы», «Птицы», «Отличие: птицы и звери» и т. д.);
- макетами природных и климатических зон («Пустыня», «Обитатели морских глубин»,«Север», «Лес»);
- аудиозаписи со звуками природы.
«Центр экспериментирования» В экологическом воспитании детей одним из средств познания закономерностей и явлений окружающего мира являются опыты и эксперименты. Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования мы обогащаем память ребенка, активизируем его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, - соль, сахар, материалы для изучения свойств воды, красители (изучение свойств воды) -телефоны, колокольчики, нетрадиционные материалы, увеличительные стёкла, зеркала (мир звуков, свет)
-материалы для детского экспериментирования (пробирки, пипетки различные ёмкости, ватные диски. т. п.) - материалы для изучения свойств магнита -образцы глины, песка, камней.
«Центр воды и песка»
Должны быть подготовлены все условия для свободных игр детей с песком, водой и другими объектами неживой природы.
«Экологический театр «Природа и мы»
Костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок.
«Галерея и мини-музей»
Природные объекты в детском творчестве, детско-родительские творческие и исследовательские проекты, тематические выставки детских работ.
«Библиотека природы»
Можно собирать библиотеку, в которой будут представлены детские экологические книги, географические атласы, глобус, определители животных.
Подборка книг и журналов природоведческого характера. Физическая карта России, компас и глобус, научные фильмы, видео и аудиоматериалы.
Лаборатория как элемент развивающей экологической среды
Лаборатория – еще один новый̆ элемент экологической̆ среды, создаваемый для развития у детей̆ познавательного интереса, интереса к исследовательской̆ деятельности и способствующий формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория – это база для специфической̆ игровой̆ деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей̆ в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения).
Выделение под лабораторию небольшого отдельного помещения способствует повышению интереса детей̆ к исследовательской̆ работе, т.к. позволяет им проводить разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. Оформление лаборатории не требует больших дополнительных затрат. В качестве оборудования, материалов для проведения опытов используются вторичные, в частности упаковочные, материалы: стаканчики, коробки из-под продуктов и т.п
«Территория детского сада»
Территория детского сада должна быть представлена различными породами деревьев и кустарников. На территории обязательно есть огород, цветник, экологическая тропа.
На территории детского сада необходимо разместить природоохранные знаки, которые составляются вместе с детьми во время экологических занятий. Экологическая тропа используется для организации деятельности с детьми поэтому она так же относится к развивающей экологической среде.
Экологическая тропа детского сада – это одна из частей̆ развивающего пространства, включение которой̆ в образовательную деятельность позволяет активизировать познание окружающего мира, объектов живой̆ и неживой̆ природы; поддерживать детскую инициативу и самостоятельность.
Воспитанники детского сада уверенно путешествуют по экологической̆ тропе, наблюдают за природой̆ и с удовольствием исследуют её. Объекты тропы обозначены на схеме, к которой̆ все могут подойти и рассмотреть. А затем продумать маршрут путешествия.
Экологическая тропа может включать такие объекты, как:
- Экологическая беседка.
- Метеостанция.
- Зеленая аптека.
- Березовая роща.
- Сад камней̆.
- Огород.
Объекты экологической̆ тропы включаются в образовательную деятельность как во время проведения непосредственной̆ образовательной̆ деятельности, так и во время совместной̆ и самостоятельной̆ деятельности детей̆.
Роль подвижных игр в экологическом воспитании дошкольников. В экологическом образовании детей̆ немаловажную роль играют подвижные игры. Ведь удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания объектов и явлений природы, находить связь между ними позволяет игровая деятельность. В игре у дошкольников формируются все личностные качества, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой̆ стадии развития. Играя, ребенок познает многогранный̆ мир природы, учится взаимодействовать с животными, растениями, с предметами неживой̆ природы, усваивая сложную систему отношений с окружающей̆ средой̆. Подвижные игры экологической направленности также оказывают влияние на формирование у ребенка бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А полученные первичные экологические знания о природе, вызывающие положительные эмоции у ребенка, войдут в его самостоятельную игру, станут в конечном итоге её содержанием.
ВЫВОД: Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры — это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее.
А в заключение хочется сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и их родителей желание любить, беречь и охранять природу.
В нашем детском саду планомерно и систематически ведётся работа по экологическому воспитанию и образованию детей.
- Познавательные занятия;
- Трудовая деятельность в уголке природы, на участке.
- Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала, заучивание стихов, пословиц, поговорок;
- Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры;
- Проведение музыкальных и спортивных развлечений;
- Оформление выставки детских работ;
- Наблюдение за животным и растительным миром, за трудом взрослых;
- Экспериментирование.
-Участия детей в конкурсах экологического характера. Ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой, являются занятия. Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция.
В группах созданы уголки природы, где находятся комнатные растения. В уголках природы дети знакомятся с условиями, необходимыми для роста и развития растений, наблюдают и ухаживают за ними. Самостоятельно отмечают погоду в календаре природы.
И конечно же прогулки на свежем воздухе на участке. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Мы знакомим воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам на участке детского сада, организуют разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом и т.д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность.
Так же неотъемлемой частью работы являются досуги и экологические праздники, вызывающие положительный отклик на их «природное содержание»
Но особое место занимает экспериментирование - в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к определенным суждениям и умозаключениям. Во время опытов уточняются знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Большую помощь в работе по экологии нам помогли книги. Это сказки Сутеева о растениях и животных, рассказы В. Бианки и М. Пришвина, «Алёнушкины сказки» Мамин – Сибиряк Д. Н., рассказы Н. Чарушина и В Пермяка, а также Георгия Скребицкого. Стихи русских поэтов об осени (А. С. Пушкин, С. Есенин, А. Плещеев.) В. Чаплин «Питомцы зоопарка», поэты о весне (стихи о весне) Помогают в работе демонстрационный материал. Важным в работе по экологическому воспитанию является работа с родителями. Они первые помощники в создании образов к праздникам. А также совместные проекты, в которых активное участие принимали родители. Совместная работа объединяет и делает взрослых и детей сплочёнными. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками. (папки-передвижки, стенды) Также наши дети вступили в ряды Всероссийского природоохранного социально образовательного проекта «Эколята дошколята» Каждый год мой ребята участвую в викторинах эколята - дошколята где занимаю призовые места. Всероссийские уроки «Эколята молодые защитники природы» В настоящее время дети моей группы стали участниками Российского природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята – Дошколята», направленного на формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия. В детском саду была проведена акция посвящения детей в «Эколята» В торжественной обстановке моим воспитанникам были вручены Свидетельство «Эколёнка дошкольной образовательной организации» и специальный значок. В рамках реализации этого проекта мы стали участниками всероссийского конкурса «Снежный городок Эколят».
Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры — это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, и к людям, создающим её. А в заключение хочется сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и их родителей желание любить, беречь и охранять природу.
Хотелось, конечно, в практику в вести экскурсии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к докладу на тему: "Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГТ и ФГОС ДО"
На фотографиях презентации представлены игровая, продуктивная, совместная деятельность, НОД, работа с родителями....

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС
Экологичесое воспитание....

Экологическое образование детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с ...

«Современные требования к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО»
Доклад на тему "Современные требования к экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО"...

Участие на ГМО "Игры и эксперименты. как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации Международной программы "Эко- Школы"
Видеопоказ эксперимента ОД на ГМО "Игры и эксперименты, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста в рамках реализации Международной программы "Эко школа"...

«Военно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации Рабочей программы воспитания»
В чем же заключается актуальность нашей программы?ГБДОУ детский сад №22 расположен в муниципальном округе (МО) «Урицк». В районе сооружен мемориал "Кировский вал" в составе мемор...

Презентация на тему :Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС"
Экологическое воспитаниедошкольников по ФГОС- это непрерывный процесс развития детей,направленный на формирование у них экологической культуры.В процессе экологического образования у детей развивается...
